Введение
Глава 1 Особенности конституционно-правового статуса Комитета государственного контроля
Глава 2 Структура Комитета государственного контроля
2.1 Общая характеристика и задачи структуры
2.2 Органы финансовых расследований и финансового мониторинга
Глава 3 Взаимодействие комитета государственного контроля с иными органами государственного управления Республики Беларусь и высшими органами финансового контроля зарубежных стран
3.1 Взаимодействие Комитета государственного контроля с иными органами государственного управления
3.2 Сотрудничество Комитета государственного контроля с органами финансового контроля зарубежных стран
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Государственному контролю в Беларуси в 2019 году исполнилось 100 лет. Формирование структур государственного контроля началось сразу же после образования БССР. В январе 1919 г. был создан Комиссариат государственного контроля Временного рабоче-крестьянского Советского правительства Белоруссии, который в соответствии с решениями I Всебелорусского съезда Советов был преобразован в Комиссариат государственного контроля БССР. С декабря 1965 г. контроль в сфере хозяйственного и социально-культурного строительства и в других сферах государственного управления республики осуществлялся органами народного контроля.
С приобретением Республикой Беларусь суверенитета высшим органом финансово-экономического контроля являлась Контрольная палата, которая была образована в соответствии с Законом Республики Беларусь от 13.03.1992 N 1522-XII "О Контрольной палате Республики Беларусь" и действовала под руководством Верховного Совета Республики Беларусь. Контрольная палата осуществляла контроль за осуществлением республиканского и местного бюджетов, за потреблением государственной собственности; контролировала осуществление законов Республики Беларусь, постановлений Верховного Совета Республики Беларусь и соответствие им иных актов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.
В августе 1994 г. была создана Служба контроля Администрации Президента Республики Беларусь, в обязанности которой входило осуществление контроля за соблюдением органами власти и управления, субъектами хозяйствования нормативных актов в сфере экономики, потреблением государственных средств и централизованно выделяемых ресурсов. Указом Президента Республики Беларусь от 04.08.1995 N 296 "О Службе контроля Президента Республики Беларусь" данная Служба была преобразована в Службу контроля Президента Республики Беларусь. Во осуществление Конституции Республики Беларусь [1] Указом Президента Республики Беларусь от 05.12.1996 N 510 "О Комитете государственного контроля Республики Беларусь" был образован Комитет государственного контроля Республики Беларусь (далее - КГК) путем объединения функций Службы контроля Президента Республики Беларусь и Контрольной палаты Республики Беларусь.
Актуальность данной темы заключается в том, что образование Комитета государственного контроля имело принципиальное значение для повышения эффективности контрольной работы и ликвидировало параллелизм и дублирование в работе двух высших государственных органов финансового контроля страны, однако совершенствование законодательства в этой сфере требует еще немного изменений.
Цель курсовой работы заключается в исследовании основных направлений деятельности Комитета государственного контроля Республике Беларусь в сфере финансового контроля.
Глава 1 Особенности конституционно-правового статуса Комитета государственного контроля
В юридической литературе внимание уделяется обзору определения термина «контроль». Его зачастую сопоставляют с надзором. Эти определения отличаются, что выражается в тех мерах, которые могут применяться правительственными учреждениями, которые исполняют соответствующие функции. Сами надзорные органы, как водится, не имеют права аннулировать правовой акт, впрочем при адекватном результате они тяготятся гарантировать законность на практике. Контрольные органы, с иной стороны, отличаются не только правом отмены правовых актов, но и насыщенным вмешательством в нелегальную деятельность. Дабы осуществлять контроль над организациями, есть вероятность оценивать работу иного человека, и это, с точки зрения необходимости, оригинально. (В этом смысле детали конституционного акта содержат свои личные данные. Конституционный контроль включает в себя область урегулирования сверху вниз. Задача не должна иметь первостепенного значения. Это неконституционно. Контроль конституционного контроля, ослабленный другими органами власти, национальный, в том числе бюрократический контроль)
Принятие законодательных мер полагает дальнейшее их использование. На предыдущем этапе эту функцию исполняли сотрудники Национального комитета по мониторингу (она была отменена заключением Высшей рекомендации Республики Беларусь), а после этого Ревизионным советом. Согласно новой редакции Конституции, Государственный контроль налагается на Государственный контрольный совет в отношении исполнения республиканского бюджета, эксплуатации государственного имущества, действий президента, парламента, правительства и других организаций. граждане. которые стабилизируют отношения между государством, домохозяйством, экономическими и налоговыми отношениями. Это классический аспект работы Комитета государственного контроля: его контроль связан с отношениями в экономической сфере [21].
Основополагающей задачей Комитета является осуществление государственного контроля за осуществлением республиканского бюджета, потреблением государственной собственности, осуществлением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, устанавливающих отношения собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.
Комитет государственного контроля образуется Президентом Республики Беларусь, которому непринужденно подчинен Председатель Комитета.
В Законе " О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах"[4] довольно подробно решены вопросы касательно системы и организации деятельности органов Комитета государственного контроля. Систему органов Комитета государственного контроля образуют Комитет государственного контроля и его территориальные органы - комитеты государственного контроля областей и города Минска. По решению Президента Республики Беларусь территориальные органы Комитета государственного контроля могут создаваться в городах и районах Республики Беларусь. Конструкция и штатное количество Комитета государственного контроля утверждаются Президентом Республики Беларусь.
Глава 2 Структура Комитета государственного контроля
2.1 Общая характеристика и задачи структуры
В соответствии с Положением о Комитете государственного контроля Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 27.11.2008 N 647 "О некоторых вопросах деятельности органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь" (дальше - Положение о Комитете) [7], основными задачами Комитета являются:
1. защита интересов государства от противоправных посягательств в экономической сфере, обеспечение экономической безопасности Республики Беларусь;
2. проверка исполнения поручений Президента Республики Беларусь, контроль за осуществлением которых в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь возложен на Комитет;
3. обеспечение результативной и разумной эксплуатации организациями и индивидуальными предпринимателями бюджетных средств и государственной собственности;
4. осуществление государственного контроля за осуществлением актов Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения;
5. проведение комплексных мероприятий по обнаружению системных нарушений права, регулирующего отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, и негативных тенденций в экономике и общественной сфере;
6. выявление неприменяемых запасов возрастания производительности экономической деятельности, становления реального сектора экономики;
7. предупреждение, обнаружение и пресечение преступлений в сфере экономики;
8. принятие результативных мер по предотвращению легализации прибылей, полученных нелегальным путем, и финансирования террористической деятельности;
9. ведение в установленном порядке административного процесса;
10. осуществление иных задач в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь.
Комитет в пределах своей компетенции:
1) осуществляет государственный контроль за:
а. осуществлением республиканского бюджета, соблюдением права в области отношений государственной собственности, хозяйственных, финансовых и налоговых отношений в системе местных бюджетов и государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов;
б. расходованием средств республиканского и местных бюджетов на оплачивание деятельности государственных органов, иных организаций, сохранностью и потреблением государственного имущества;
в. принятием мер по дебюрократизации государственного агрегата;
г. осуществлением права по вопросам аренды, а также приватизации и другого отчуждения объектов государственной собственности.
Глава 3 Взаимодействие комитета государственного контроля с иными органами государственного управления Республики Беларусь и высшими органами финансового контроля зарубежных стран
3.1 Взаимодействие Комитета государственного контроля с иными органами государственного управления
В силу возложенных задaч органы финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь владеют правами и обязaнностями, связанными с обеспечением экономической безопасности нашего государства, в том числе государственно-управленческими полномочиями по отношению к лицам, допустившим нарушения права.
С учетом занимаемого расположения в системе государственных органов работники ОФР непрерывно участвуют в рассмотрении судами общей юрисдикции рaзных категорий дел. Вопросу соблюдения законности при этом придается специальное значение: при подготовке документов ОФР осуществляет их правовую экспертизу.
Если говорить в совокупности об участии ОФР в судебных процессах (приложение Б) (за исключением рассмотрения уголовных дел, возбужденных по материалам ОФР), то все дела условно дозволено поделить на три группы:
1. дела об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составили должностные лица ОФР;
2. дела по претензиям (протестам) на вынесенные должностными лицами ОФР постановления по делам об административном преступлении;
3. дела, которые рассматриваются в порядке, установленном ХПК либо ГПК [3], с участием ОФР.
Проанализируем особенно увлекательный пример из практики участия ОФР в судах с точки зрения использования права.
ОФР в ходе внеплановой оперативной тематической проверки установил, что ОДО "В" транспортировало в автобусе по территории Республики Беларусь товар без нужных сопроводительных документов. Шофер автобуса пояснил, что перевозил товар из Москвы в Витебск по просьбе неведомых лиц, передавших ему коробки с товарно-физическими ценностями на рынке.
По данным фактам ОФР в отношении ОДО "В" составил протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 ст. 12.17 КоАП.
При рассмотрении дела в суде, а позднее и при обжаловании вынесенного постановления ОДО "В" указало, что шофер перевозил товар по своей инициативе, пытаясь заработать. При этом он не имел права принимать товар и выступать от имени ОДО "В". Никто из уполномоченных лиц ОДО "В" товар к перевозке не принимал и не гарантировал его доставки.
Совместно с тем согласно п. 63 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. N 972, багаж к автомобильной перевозке принимается только от лиц, имеющих билет на проезд и багажную квитанцию.
Заключение
Исходя из вышесказанного можно сделать следующие выводы:
1. Основной задачей Комитета является осуществление государственного контроля за осуществлением республиканского бюджета, потреблением государственной собственности, осуществлением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, устанавливающих отношения собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения;
2. Законодательство о финансовом контроле Комитета государственного контроля Республики Беларусь основывается не только на Конституции Республики Беларусь, но и на иных нормативных правовых актах. Однако среди множества всех этих документов принципы и положения Конституции Республики Беларусь являются базовыми для построения всей системы финансового контроля в Республике Беларусь;
3. Комитет государственного контроля Республики Беларусь возглавляет единую централизованную систему органов, включающую Комитет (центральный аппарат), территориальные органы Комитета и органы финансовых расследований Комитета. В структуру Комитета входят Департамент финансовых расследований, Департамент финансового мониторинга с правами юридических лиц, правовой статус, задачи и функции которых определяются законодательными актами, и иные структурные подразделения. Структура Комитета утверждается Председателем Комитета;
4. Многообразие системы финансового контроля и контроля в целом является существенным недостатком, так как каждый нормативный акт отсылает к десятку других. На основании внедрения международных стандартов вносятся изменения в законодательство, однако не все вопросы компетенции, функции и работы до конца урегулированы, чему свидетельствуют постоянные изменения и дополнения в множество нормативных правовых актов в данной сфере;
5. Целесообразно создать единый законодательный акт о государственном контроле;
6. Считаем необходимым внести предложение об уведомлении направлением субъекта, операции которого приостанавливаются Департаментом финансовых расследований;
7. Высшие органы финансового контроля играют ведущую роль в продвижении культуры подотчетности и в обеспечении эффективности соответствующих процессов, таких как аудит, разработка заключений и рекомендаций, выявление передового опыта и, судебное разбирательство и наложение санкций;
8. С ростом глобализации, наша экономика с каждым разом все больше подвергается влиянию со стороны опытов, слабых и сильных сторон тех, кто находится за пределами наших границ. мы должны более тесно сотрудничать и осуществлять трансграничное сотрудничество в целях повышения эффективности нашей работы;
9. Комитет государственного контроля имеет 2 группы взаимодействия: внешнюю и внутреннюю. Внутренняя группа подразумевает национальную систему взаимодействия органов, наиболее тесно сотрудничающими являются налоговые органы. К внешней группе относятся органы государств, с которыми заключены соответствующие соглашения, а также взаимодействие с государствами согласно международным стандартам.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). - Минск: Амалфея, 2005. - 48 с.
2. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Кодекс Респ. Беларусь, 21.04.2003 N 194-З (с изм. и доп.) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2019.
3. Гражданский процессуальный Кодекс Республики Беларусь, 11.01.1999 г № 238-З (с изм. и доп.) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2019.
4. О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах - Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 142-З. Принят Палатой представителей 26 мая 2010 года, одобрен Советом Республики 15 июня 2010 года. С изменениями и дополнениями в редакции Закона Республики Беларусь от 11 июля 2014 г. № 177-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.07.2014, 2/2175).
5. Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь. - Закон Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 414-З. Принят Палатой представителей 24 июня 2008 года, одобрен Советом Республики 28 июня 2008 года. С изменениями и дополнениями в редакции Закона Республики Беларусь от 19 июля 2016 г. № 408-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 22.07.2016, 2/2406).
6. Об образовании Департамента финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь.- Указ Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2003 г. № 408. С изменениями и дополнениями в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2016 г. № 422 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 19.11.2016, 1/16743).
7. О некоторых вопросах деятельности органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь. - Указ Президента Республики Беларусь от 27 ноября 2008 г. № 647. С изменениями и дополнениями в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 24 июля 2018 г. № 294 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.07.2018, 1/17834) .
8. О мерах по совершенствованию деятельности органов финансовых расследований Комитета государственного контроля. Указ Президента Республики Беларусь от 11 февраля 2009 г. №87. С изменениями и дополнениями в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2019 г. № 151 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 23.04.2019, 1/18308).
9. Договор о создании Союзного государства. Вступил в силу 26 января 2000 года. Ратифицирован Законом Республики Беларусь от 24 декабря 1999 г. «О ратификации Договора о создании Союзного государства» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 4, 2/118).
10. Договор о Евразийском экономическом союзе. Вступил в силу 1 января 2018 года. Ратифицирован Законом Республики Беларусь от 9 октября 2014 года «О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 14.10.2014, 2/2191).
11. Соглашение о сотрудничестве между Комитетом государственного контроля Республики Беларусь и Счетной палатой Российской Федерации" (Заключено в г.Баку 05.09.2017) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2019.
12. Соглашение между Комитетом государственного контроля Республики Беларусь и Счетной палатой Азербайджанской Республики о сотрудничестве (Заключено в г.Баку 03.06.2010) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2019.
13. Соглашение о сотрудничестве между Комитетом государственного контроля Республики Беларусь и Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахста" (Заключено в г.Астане 02.09.2004) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2019.
14. Соглашение о сотрудничестве между Комитетом государственного контроля Республики Беларусь и Контрольной палатой Национального собрания Республики Армения (Заключено в г.Минске 25.02.2004) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2019.
15. Соглашение между Комитетом государственного контроля Республики Беларусь и Государственным контролем Литовской Республики о сотрудничестве и оказании взаимной помощи (Заключено в г.Минске 22.02.2000) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2019.
16. Решение Высшего Евразийского экономического совета N 33 "Об утверждении Положения о внешнем аудите (контроле) в органах Евразийского экономического союза" (Принято в г.Бурабай 16.10.2018) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2019.
17. Василевич Г. А. Научно-практический комментарий к Конституции Республики Беларусь / Г.А.Василевич (по состоянию на 05.01.2006) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2019.
18. Денисевич А. В. Правовые основы деятельности органов комитета государственного контроля Республики Беларусь при проведении проверок и применении мер ответственности / А.В.Денисевич (по состоянию на 01.12.2009) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2019.
19. Иваньков Н. Н. Приостановление операций органами финансовых расследований / Н.Н.Иваньков (по состоянию на 29.10.2018) // "Промышленно-торговое право", 2018, N 11.
20. Карпенкова И. В. Приостановление финансовых операций Департаментом финансового мониторинга / И.В.Карпенкова (по состоянию на 29.10.2018) // "Промышленно-торговое право", 2018, N 11.
21. Кременецкий М. Г. Теоретические основы ведомственного контроля и его практическая организация / М.Г.Кременецкий // (по состоянию на 12.04.2012). Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2019.
22. Лукашов А. И. Международные стандарты и национальное антикоррупционное законодательство / А.И.Лукашов (по состоянию на 01.11.2003) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2019.
23. Томкович Р. Р. Постатейный комментарий к Закону Республики Беларусь от 22.07.2003 N 226-З "О валютном регулировании и валютном контроле". Глава 5. Валютный контроль / Р.Р.Томкович (по состоянию на 28.06.2010) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2019.