ВВЕДЕНИЕ
Впервые понятие «предприниматель» появилось еще в XVII-XVIII веках. Ричард Катильон указывал, что предприниматель – это субъект хозяйствования, действующий в условиях риска для достижения определенных целей. В современной экономике индивидуальное предпринимательство это экономическая деятельность субъекта экономических отношений, имеющего юридический статус предпринимателя без образования юридического лица, либо статус малого предприятия, с определенным числом работающих, объемом прибыли и производящего продукцию, оказывающего услуги от своего имени, на свой риск и под свою ответственность [6, c.141].
В белорусском праве любые понятия и категории, которые, так или иначе, содержат такие термины как «предпринимательство», «предпринимательская деятельность», «субъекты предпринимательства» и т.п. появились сравнительно недавно, в начале 90-х г.г. 20 века. С этого времени начинает формироваться национальное законодательство Республики Беларусь, которое содержит нормы права направленные на регулирование самых различных общественных отношений, в том числе и таких, которые стали появляться с началом реформирования экономики. Деятельность, основной целью которой является получение прибыли, в законодательстве зарубежных стран может иметь различное название, что, тем не менее, не меняет правовой сути самого явления. Например, во французском законодательстве активно используются термины, производные от слова la commerse – торговля, но Торговый кодекс Франции предназначен регулировать не только отношения в сфере торговли, но и в целом, деятельность, направленную на получение прибыли [4, с.59].
В современной рыночной экономике индивидуальные предприниматели выполняют ряд важнейших экономических и социальных задач. Помимо налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, предпринимательство развивает экономический сектор, выполняет важную социально-экономическую функцию в сфере производства и обращения товаров, выполнения работ и оказания услуг, способствует достижению позитивного социально-экономического эффекта, удовлетворению публичных и частных интересов, включая решение проблем занятости населения, обеспечение использования самостоятельного труда на индивидуальной основе [3, с.33].
Поэтому проблемы правового статуса индивидуального предпринимателя являются актуальными и остро дискуссионными.
Полностью понять содержание статуса ИП, порядок возникновения и прекращения деятельности задача непростая. Ее можно решить лишь, изучив
ГЛАВА 1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
Впервые определение «индивидуальный предприниматель» в Республике Беларусь было дано в 1991 году в Законе Республики Беларусь от 28.05.1991 №813 – ХII «О предпринимательстве в Республике Беларусь». Именно в 90-х годах появляется коммерция и начинается приватизация, которые и легли в основу предпринимательства в нашей стране. В дальнейшем предприниматели (тогда их называли «частники») стали появляться в сфере услуг, общественного питания и легкой промышленности.
В дальнейшем в 1998 году, в Гражданском кодексе Республики Беларусь данное понятие было закреплено. С развитием рыночной экономики предприниматели превратились в самостоятельный элемент рыночной экономики [2, с.169].
Действующим актом законодательства установлено, что индивидуальный предприниматель – это физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и зарегистрированное в установленном порядке [8].
По своей сути предприниматели являются механизмом рыночной экономики и являются ее продуктом. По экономической теории предпринимательство проявляется в стремлении извлечь дополнительную выгоду в процессе обмена. Однако, сам обмен не является источником предпринимательства. Именно в процессе обмена усматривается выгода для предпринимателя. Предпринимательству присущи определенные признаки, среди которых инициатива, коммерческий риск и ответственность, комбинирование факторов производства, новаторство. Предпринимательством является инициативная деятельность, поскольку в ней присутствует постоянное стремление к новому – поиск новых товаров, освоение новых рынков, поиск новых возможностей извлечения прибыли [1, с.201].
Правовой статус индивидуального предпринимателя является сложной собирательной категорией, аккумулирующей в себе весь комплекс правовых связей человека с обществом, государством, коллективом и окружающими людьми. Определить юридическую природу и дать качественную характеристику гражданско-правового статуса невозможно без учета общетеоретических и конституционно-правовых достижений [4, с.98].
Кто же такие индивидуальные предприниматели?
В Республике Беларусь индивидуальные предприниматели это не профессия, не форма бизнеса и не отдельная группа населения. Это обычные граждане, которые оформили свои занятия таким образом.
ГЛАВА 2
СОДЕРЖАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
Чтобы выявить особенности функционирования индивидуальных предпринимателей, их характеристика как субъектов гражданских правоотношений, необходимо выявить совокупность характеристик, присущих данному участнику отношений, как субъекту гражданского права. Содержание гражданско-правового статуса индивидуального предпринимателя определяется совокупностью его прав, обязанностей и ответственности индивидуального предпринимателя
[3, с.204].
Свое юридическое закрепление права и обязанности индивидуального предпринимателя получили в Законе Республики Беларусь от 28.05.1991 №813 – ХII «О предпринимательстве в Республике Беларусь». В настоящий момент данный законодательный акт утратил свою силу, однако, именно с принятием этого закона ИП получили документальное оформление своей деятельности.
Права предпринимателей:
Заниматься любым видом хозяйственной деятельности. Выбор вида деятельности очень важен для предпринимателя. Уже при подаче заявления о государственной регистрации необходимо указать, каким видом деятельности ИП планирует заниматься. В отличии от юридических лиц вид деятельности у индивидуальных предпринимателей влияет на налогообложение. Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим вопросы квалификации видов экономической деятельности является Постановление Государственного Комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28 декабря 2006 года № 65, которым утвержден классификатор 005-2006 «Виды экономической деятельности». Данным классификатором всем видам деятельности присваивается код, который и необходимо будет указать в заявлении о государственной регистрации.
Нормативными актами не ограничено количество видов деятельности, которыми может заниматься ИП. Поэтому некоторые предприниматели, которые пока не определились с видами деятельности, в заявлении могут указывать множество видов. Однако следует помнить, что многие виды деятельности требуют предоставления обязательной отчетности, даже если этот вид деятельности не осуществляешь [6, ст.211].
- Привлекать денежные средства, имущество. Как правило, индивидуальные предприниматели не обладают большими капиталами для вложения в бизнес. В большинстве своем для открытия ИП имеются лишь небольшие сбережения, либо предприниматели используют кредитные средства для открытия бизнеса. Кроме того, для участия в бизнесе используют личное имущество (например
ГЛАВА 3
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя [8].
Таким образом, именно с момента государственной регистрации и возникает статус индвидуального предпринимателя.
Государственная регистрация – это единомоментный акт регистрирующего органа, совершаемый посредством внесения в Единый государственный реестр ряда определенных сведений [12].
Ведением государственной регистрации лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, преследуются различные цели:
· удостоверение факта создания, ликвидации (прекращения деятельности) субъекта хозяйствования;
· осуществление государственного контроля в процессе создания, реорганизации и ликвидации (прекращения деятельности) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
· ведение Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР);
· осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности, в частности за выполнением условий для занятия определенными видами деятельности;
· фискальная цель, связанная с налогообложением, уплатой иных сборов; борьба с незаконной предпринимательской деятельностью. Государство должно знать, кто занимается предпринимательской деятельностью, с тем чтобы тот исправно платил налоги и иные обязательные платежи, обеспечивая тем самым финансирование расходной части государственного и местного бюджетов;
· получение сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики. Знание того, какое число лиц занимается предпринимательством, важно для формирования государственной политики в сфере поддержки предпринимательства, решения задач по трудоустройству безработных, регулирования рынка труда, разработки и реализации различных социальных программ;
· предоставление всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам власти и органам местного самоуправления информации о субъектах предпринимательской деятельности [2, с. 103].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив многие аспекты гражданско-правового статуса индивидуально-правового статуса индивидуального предпринимателя, следует сделать следующие выводы:
Во-первых, индивидуальный предприниматель – это физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и зарегистрированное в установленном порядке. Основными характеристиками предпринимателя являются следующие моменты:
· ИП – это физическое лицо – гражданин Республики Беларусь, или лицо без гражданства, постоянно проживающее в Республике Беларусь, не ограниченное в дееспособности;
· ИП осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
· ИП получает такой статус с момента государственной регистрации.
Осуществление гражданско-правовой деятельности без образования юридического лица имеет двойственный гражданско-правовой статус, который имеет как преимущества, так и недостатки, которые могут, как способствовать, так и наоборот препятствовать развитию бизнеса.
Содержание гражданско-правового статуса индивидуального предпринимателя составляют совокупность принадлежащих ему прав и обязанностей, а также ответственность предпринимателя. Основными среди прав предпринимателя являются самостоятельность в выборе рода деятельности, планировании работы, найме и увольнении работников. Обязанности индивидуальных предпринимателей, как субъекта гражданских правоотношений, заключается прежде всего в необходимости зарегистрироваться в установленном порядке, и добросовестно выполнять обязанности по оплате наемного труда, соблюдать требования, предъявляемые к качеству и безопасности продукции. Что касается ответственности индивидуальных предпринимателей, то при наличии нарушений в своей деятельности ИП может нести как гражданско-правовую, так и административную ответственность.
Таким образом, гражданско-правовой статус индивидуального предпринимателя возникает с смомента государственной регисрации, а прекращается с момента ликвидации. Порядок регисрации и ликвидации индивидуального предпринимателя регламентируется Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования». В свою очередь, государственная регистрация – это
1. Алексеев, Ю. В. О государственной регистрации юридических лиц / Ю.В.Алексеев. – М.: ЮРАЙТ, 2002. – 336 с.
2. Баклан, О. В. Об особенностях государственной регистрации в сфере предпринимательства / О.В.Баклан // Правовое поле современной экономики. – 2013. – № 11. – С. 102 – 108.
3. Витушко, В. А. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в Республике Беларусь: практическое пособие / В.А.Витушко. – Минск: Тесей, 2001. – 400 с.
4. Войтович, Г. И. Недействительность государственной регистрации юридических лиц и изменений, вносимых в устав при реорганизации / Г.И.Войтович // Актуальные проблемы гражданского права. – 2014. – № 1 (4). – С. 177 – 187.
5. Волкович, Е. Ю. Административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности и предупреждение государственными органами появления «фиктивных предприятий» / Е.Ю.Волкович // Вестник Воронежского института ФСИН России. – 2011. – № 1. – С. 113 – 116.
6. Галузина, Е. В. Хозяйственное право в вопросах и ответах: учеб.-метод. пособие для самостоятельной работы студентов / Е.В.Галузина. – Минск: Тесей, 2007. – 53 с.
7. Государственная регистрация юридческих лиц в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / Законодательство Беларусь. – Режим доступа: http://by.spinform.ru. – Дата доступа: 05.03.2017.
8. Гражданский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой Представителей 28.10.1998 : одобр. Советом Республики 19.11.1998 № 218-З : в редакции Закона Республики Беларусь от 09.01.2017 № 14-З // Консультант Плюс : Беларусь / Юр-Спектр, Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
9. Коваленко, Д. В. Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – Национальный портал / Д.В.Коваленко // Проблемы управления (Минск). – 2012. – № 4 (45). – С. 34 – 37.
10. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996 и 17.10.2004). – Минск Амалфея, 2005. – 48 с.
11. О государственной регистрации субъектов хозяйствования [Электронный ресурс] / Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. – Режим доступа: http://egr.gov.by. – Дата доступа: 05.03.2017.
12. О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования (вместе с Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования) : декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 : в редакции декрета Президента Республики Беларусь от 21.02.2014 № 3 // Консультант Плюс : Беларусь / Юр-Спектр, Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
13. О некоторых мерах по упорядочению деятельности фондов (вместе с Положением о создании, деятельности и ликвидации фондов в Республике Беларусь) : указ Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 № 302 : в редакции указа Президента Республики Беларусь от 11.06.2009 № 305 // Консультант Плюс : Беларусь / Юр-Спектр, Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
14. О политических партиях : закон Республики Беларусь от 05.10.1994 № 3266-XII : в редакции Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 № 268-З // Консультант Плюс : Беларусь / Юр-Спектр, Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
15. О республиканских государственно-общественных объединениях : Закон Республики Беларусь от 19.07.2006 № 150-З : в редакции закона Республики Беларусь от 04.01.2014 № 125-З // Консультант Плюс : Беларусь / Юр-Спектр, Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
16. О свободных экономических зонах : закон Республики Беларусь от 07.12.1998 № 213-З : в редакции закона Республики Беларусь от 13.07.2016 № 397-З // Консультант Плюс : Беларусь / Юр-Спектр, Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
17. О средствах массовой информации : закон Республики Беларусь от 17.07.2008 № 427-З : в редакции закона Республики Беларусь от 11.05.2016 № 362-З // Консультант Плюс : Беларусь / Юр-Спектр, Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
18. О страховой деятельности : указ Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 : в редакции указа Президента Республики Беларусь от 18.07.2016 № 272 // Консультант Плюс : Беларусь / Юр-Спектр, Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
19. Об общественных объединениях : закон Республики Беларусь от 04.10.1994 № 3254-XII : в редакции закона Республики Беларусь от 04.11.2013 № 71-З // Консультант Плюс : Беларусь / Юр-Спектр, Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
20. Об утверждении Инструкции о государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и лицензировании банковской деятельности : постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 07.12.2012 № 640 : в редакции постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 13.08.2015 № 482 // Консультант Плюс : Беларусь / Юр-Спектр, Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
21. Об утверждении Инструкции о порядке ведения Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей : постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 10.03.2009 № 25 : в редакции постановления Министерств юстиции Республики Беларусь от 01.12.2015 № 207 // Консультант Плюс : Беларусь / Юр-Спектр, Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
22. Пунько, Т. Н. Гражданское и предпринимательское право: курс лекций / Т.Н.Пунько. – Минск: Тесей, 2005. – 337 с.
23. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь : кодекс Республики Беларусь от 15.12.1998 № 219-З : в редакции Закона Республики Беларусь от 05.01.2016 № 356-З // Консультант Плюс : Беларусь / Юр-Спектр, Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.