Вопрос о субъектах административного права является одним из важнейших, так как они выступают участниками административно-правовых отношений, т.е. решают задачи и осуществляют функции исполнительной власти, координирующие, распорядительные, контрольно-надзорные полномочия в области государственного управления и местного самоуправления, рассматривают дела о правонарушениях, совершаемых физическими и юридическими лицами в хозяйственной, налоговой, финансовой, таможенной сфере, строительстве, сфере общественного порядка и т.д.
Актуальность темы курсовой работы подтверждает также то, что субъект административного права – это одна из сторон публичной управленческой деятельности, участник управленческих отношений, наделенный законодательством правами, обязанностями, полномочиями, компетенцией, ответственностью, способностью вступать в административно-правовые отношения. Таким образом, реализация прав, установленных за субъектом административного права, и выполнение им определенных обязанностей происходят в рамках конкретного правоотношения. Поэтому последние являются основным каналом реализации административно-правовых норм.
Целью курсовой работы является рассмотрение понятия, системы и компетенции субъектов административного права Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть понятие субъекта административного права;
- рассмотреть административно-правовой статус граждан Республики Беларусь как субъектов административного права;
- рассмотреть административно-правовой статус иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев как субъектов административного права;
- рассмотреть административно-правовой статус общественных объединений как субъектов административного права;
- рассмотреть административно-правовой статус органов публичной администрации как субъектов административного права.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе реализации норм административного права; совокупность полномочий носителей конкретных прав и обязанностей.
Науку административного права можно отнести к одной из наиболее молодых правовых наук: ее возраст насчитывает около трехсот лет. И.И. Мах и К.Г. Аргучинцев в своем исследовании «Некоторые аспекты истории административного права Республики Беларусь в период Великого княжества Литовского» [16] отмечают, что изучение исторической правовой литературы позволяет говорить о том, что административное право Республики Беларусь имеет свои ранние корни, относящиеся, в частности, к периоду вхождения Беларуси в состав Великого княжества Литовского. В данном исследовании раскрывается система субъектов административного права периода ВКЛ.
В научной литературе существует множество точек зрения по поводу понятий «субъект права» и «субъект правоотношений». Например, Д.Н. Бахрах считает, что субъектами административного права следует признавать участников управленческих отношений, которых административно-правовые нормы наделили правами и обязанностями, способностью вступать в административно-правовые отношения [5, с. 41].
Кандидат юридических наук Т.В. Телятицкая в своем исследовании «Субъекты административного права и административной ответственности» [24] анализирует вопросы субъектов административного права и приводит их классификацию.
За последние десятилетия тема субъектов административного права была актуальной в исследованиях заслуженных юристов Республики Беларусь и зарубежья. Так, политические партии как субъект административного права рассматривали С.Н. Братановский и М.А. Завгородний [8], общественные объединения – Г.Б. Санавваров и А.М. Волков [21]. Т.В. Телятицкая рассматривает вопросы субъектов административного права в своих публикациях в Вестнике БГЭУ [24].
Анализ научной литературы по вопросу субъектов административного права показывает, что в Республике Беларусь данная тема является актуальной, имеется большое количество мнений по поводу места различных субъектов в общепринятой классификации.
Именно эти и некоторые другие проблемы предопределили выбор темы, предмет и задачи исследования.
Субъектом права в любой отрасли права является обладатель, носитель определенных прав и обязанностей, которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей, полномочий, возложенных на него правовым актом, участием в жизни общества, коллектива, государства [7, с. 53].
Как отмечает Т.В. Телятицкая, в административном праве, как и в других отраслях права, существует персонифицированная система субъектов. Особенности правового статуса для каждого субъекта раскрываются применительно к отрасли права, которая определяет сферу правоотношений, участником которых становится субъект при реализации той или иной группы субъективных прав и обязанностей [24, с. 558].
Круг субъектов административного права многообразен. Главное, что объединяет их в систему – это обладание ими особым юридическим качеством, а именно административной правоспособностью.
Административная правоспособность – проявление общей правоспособности, т.е. установленной и охраняемой государством правовыми нормами возможности данного субъекта (гражданина, исполнительного органа и т.п.) вступать в различного рода правовые отношения. Это – способность приобретать соответствующий комплекс юридических обязанностей и прав и нести ответственность за их реализацию. Следовательно, правоспособность является предпосылкой возникновения правовых отношений с участием данного субъекта.
Для возникновения административно-правовых отношений такой предпосылкой является административная правоспособность, выражающаяся в определяемой административно-правовыми нормами возможности данного субъекта приобретать административно-правовые обязанности и права и нести юридическую ответственность за практическую их реализацию в сфере государственного управления.
Административная правоспособность в своей сущности определяется особенностями указанной сферы. Соответственно каждый, кто нормами административного права наделен обязанностями и правами в этой сфере, входит в систему субъектов административного права. Характерным для них свойством является возможность быть участником конкретных
Наиболее часто в роли субъектов административно-правовых отношений выступают граждане. Их основные права, свободы и обязанности в административно-правовой сфере определены Конституцией Республики Беларусь, а конкретное содержание раскрывается в административном и ином законодательстве [2, с. 43].
Административно-правовое положение граждан в сфере государственного управления определяется системой предоставленных им прав и свобод и возложенных на них обязанностей, т.е. административно-правовой статус человека и гражданина в основном является производным от конституционных прав и конкретизируется во многих законах и подзаконных актах.
Структура этой сложной политико-правовой категории включает следующие элементы: гражданство; административная правоспособность; административная дееспособность; комплекс прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права; гарантии реализации данных прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами государственной власти.
Гражданство Республики Беларусь является неотъемлемым атрибутом государственного суверенитета Республики Беларусь, который определяет принадлежность лица к государству и обусловливает совокупность его прав и обязанностей и их защиту со стороны государства. Однако, не все права и обязанности человека и гражданина производны от его конституционного правового статуса. Некоторые из них находятся за пределами такого статуса и устанавливаются конкретными нормативными актами, соответствующими конституционной концепции положения человека и гражданина в Республике Беларусь, например права и обязанности, связанные с управлением транспортными средствами, приобретением оружия и др.
Нормы административного права о статусе человека и гражданина содержатся:
- в Конституции Республики Беларусь;
Принципы демократии, заложенные в Конституции Республики Беларусь, реализуются в различных формах народовластия, в число которых входит и участие общественных объединений в управлении государством. Право на свободу объединений, закрепленное в ст. 36 Конституции Республики Беларусь [12], нашло свое отражение в Законе Республики Беларусь «Об общественных объединениях» [19].
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое формирование граждан, созданное на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, экономических, социальных и культурных прав. Под это определение можно было бы подвести любое объединение граждан, если бы законодателем предусмотрительно не была сделана оговорка.
Так, в Законе «Об общественных объединениях» [19] сказано, что его действие не распространяется на политические партии, профессиональные союзы и религиозные организации, созданные органами государственного управления, органы территориального общественного самоуправления, другие общественные формирования, порядок образования и деятельности которых определяется отдельными законодательными актами.
Следовательно, степень государственного регулирования деятельности общественных объединений зависит от характера установленных задач конкретного общественного объединения.
На территории Республики Беларусь могут создаваться и действовать международные, республиканские и местные общественные объединения.
Одним из важных условий осуществления общественными объединениями управленческих функции является наличие у них соответствующей административной правоспособности. Она наступает с момента регистрации объединения в установленном законом порядке и определяется комплексом принадлежащих ему юридических прав и обязанностей в сфере государственного управления, реализуемых в соответствии с требованиями
.Общественные отношения, урегулированные нормами административного права, как и любые иные правоотношения, возникают и существуют в сфере взаимодействия между его субъектами.
Административное право характеризуется большим числом субъектов, притом с разнообразными полномочиями, как в смысле их объёма, структуры, так и правовых свойств. Это обусловлено большим объёмом сферы административно-правового регулирования, особенно в области государственного управления.
Субъекты административного права – это обладатели прав и обязанностей, которыми они наделены с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом.
Субъекты административного права могут стать субъектами административных правоотношений при наличии 3-х условий:
1. административно-правовые нормы, предусматривающие права и обязанности субъекта;
2. административной правоспособности и дееспособности субъекта;
3. основание возникновения, изменения и прекращения правоотношений (юридический факт).
К субъектам административного права относятся: граждане (иностранные граждане и лица без гражданства); общественные объединения и их служащие; органы государственного управления; государственные служащие; предприятия, учреждения и иные некоммерческие организации.
Субъекты административного права могут быть индивидуальные (граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы) и коллективные (органы государственного управления, органы местного управления и самоуправления, органы управления государственными предприятиями, общественные организации и др.).
Полномочия, которыми наделены субъекты административного права, имеют определенные особенности по своему характеру, объему, формам выражения.
Субъект административного права должен обладать административной правоспособностью (признанной государством способностью быть субъектом права). Административная правоспособность состоит из 2 элементов:
1. Административное право: Учебник / под ред. Р.Е. Афанасьева. – Минск: Аверсэв, 2016. – 426 с.
2. Административное право Республики Беларусь: Курс лекций / Д.А. Гавриленко, И.И. Мах. – Минск: Дикта, 2004. – 405 с.
3. Административные основы государственного управления / А.Н. Крамник. – Минск: Тесей, 2004. – 350 с.
4. Батычко, В.Т. Административное право: конспект лекций / В.Т. Батычко. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008. – 462 с.
5. Бахрах, Д.Н. Административное право: учебник для вузов / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. – Москва: Норма, 2007. – 815 с.
6. Бахрах, Д.Н. Коллективные субъекты административного права / Д.Н. Бахрах. – СПб: Вестник СПбГУ, 2008. – С. 26-28.
7. Болотовский, В.А. Административное право. Учебное пособие / В.А. Болотовский. – Мозырь : Белый ветер, 2015. – 352 с.
8. Братановский, С.Н., Завгородний, М.А. Политические партии как субъекты административного права: Монография / С.Н. Братановский, М.А. Завгородний. – М.: Директ-Медиа, 2012. – 218 с.
9. Волков, A.M., Дугенец, А.С. Административное право: Учебник / А.М. Волков, А.С. Дугенец. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2012. – 288 с.
10. Гаврилов, В.В. Административное право Республики Беларусь. Курс лекций / В.В. Гаврилов. – Минск: Дикта, 2016. – 385 с.
11. Забелов, С.М., Забелов, П.С. Административное право : Курс лекций / С.М. Забелов, П.С. Забелов. – Минск : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003. – 324 с.
12. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
13. Крамник, А.Н. Курс административного права Республики Беларусь / А.Н. Крамник, 2-е изд., исправ. и доп. – Минск: Тесей, 2006. – 616 с.
14. Крамник, А.Н. Административное право. Часть 1. Управленческое право / А.Н. Крамник. – Минск: Тесей, 2008. – 672 с.
15. Мах, И.И. Административное право Республики Беларусь: курс лекций / И.И. Мах. – Минск: Амалфея, 2008. – 704 с.
16. Мах, И.И., Аргучинцев, К.Г. Некоторые аспекты истории административного права Республики Беларусь в период Великого княжества Литовского / И.И. Мах, К.Г. Аргучинцев. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2007. – С. 453-459
17. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь : Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З : в ред. Закона от 4 января 2016 г. № 348-З. – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 06.01.2016, 2/2346.
18. О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь : Закон Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 354-З : в ред. Закона от 20 июля 2016 г. № 414-З. – Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь, 2015, 26.07.2016, 2/2411.
19. Об общественных объединениях : Закон Республики Беларусь от 4 октября 1994 г. № 3254-XІІ : в ред. Закона от 4 ноября 2013 г. № 71-З. – Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 15.11.2013, 2/2069.
20. Россинский, А.Г. Административное право: Учебник / А.Г. Россинский. – М.: Арена, 2016. – 539 с.
21. Санавваров, Г.Б., Волков, A.M. Общественные объединения как субъекты административно-правовых отношении / Г.Б. Санавваров, А.М. Волков. – М.: Вестник МГУ, 2011. – С. 35-42.
22. Тагунов, Д.Е. Административное право и процесс: курс интенсивной подготовки / Д.Е. Тагунов, П.C. Забелов. – Минск: ТетраСистемс, 2008. – 288 с.
23. Телятицкая, Т.В. Административное право Республики Беларусь. Общая часть: Учебное пособие / Т.В. Телятицкая. – Минск, 2010. – 308 с.
24. Телятицкая, Т.В. Субъекты административного права и административной ответственности / Т.В. Телятицкая. – Минск: Весник БГЭУ, 2011. – С. 558-563.
25. Чеснов, И.А. Субъект права: от классической к постклассической парадигме / И.А. Чеснов. // Правоведение. – 2009. – № 3. – С. 22-30.