При рассмотрении задач, сформулированных в данной курсовой работе, автор будет опираться, в основном, на соответствующие научные труды российских и белорусских ученых. Вопросы административно-правовых форм находятся в центре внимания таких исследователей как Г.В. Атаманчук, Д.Н. Бахрах, С.М. Забелов, Ю.М. Козлов, И. И. Мах, Ю.Н. Старилов. Кроме того, в работе проведен анализ действующего законодательства Беларуси.
Г.В. Атаманчук обращает внимание на то, что государственное управление отличается нацеленностью на достижение положительных задач в состоянии и функционировании объектов управления [1, c. 146]. В связи с этим необходимо проводить различие между формами государственного управления и процессуальной формой привлечения к административной ответственности. Государственное управление, будучи подзаконной, исполнительно-распорядительной деятельностью, осуществляемой в процессе повседневного и практического руководства требует специфические правовые формы и оперативный порядок принятия решений. Ю.М. Козловым проведен тщательный теоретический анализ форм государственного управления и их классификация [6, с. 253]. Формы государственного управления является правовой основой построения, эффективного функционирования и обеспечения законности исполнительной власти. Д.Н. Бахрах считает обоснованным имплементацию и распространение в управленческой практике административного договора в качестве формы государственного управления [2, c. 115]. Д.Н. Бахрах трактует административный договор как основанное на нормах административного права соглашение, принимаемое на основе согласования воль сторон между двумя или более субъектами управленческих отношений, одним из которых является орган государственного управления [3, c. 253]. Формы государственного управления рассмотрены Ю.Н. Стариловым с позиций отправления своих служебных обязанностей государственными служащими, которые осуществляют целенаправленное воздействие от имени субъекта управления на управляемый объект с использованием имеющихся административно-правовых форм управления [2, c. 135].
Основной характеристикой общественных отношений, которые складываются в сфере государственного управления, является одностороннее властное воздействие государственных органов на объекты управления. Исполнительная власть реализуется не сама по себе, а в административных правоотношениях с различными индивидуальными и коллективными объектами. Воздействие со стороны субъекта управления на управляемый объект осуществляется не только в пределах полномочий, предоставленных конкретным органам управления, но и предусмотренном административно-правовыми нормами порядке. Тем самым, содержание управленческой деятельности для того, чтобы претворить в общественные отношения функции государственных органов, организуется в устойчивые модели поведения государственных служащих, обретает некоторые формы.
Задачи и функции государственного управления реализуются в конкретных действиях органов и должностных лиц, в формах. При этом выбор конкретных форм управленческой деятельности подчинен некоторым принципам: например, наличию необходимости в прямых юридических последствиях либо отсутствии таковых, круге лиц, на которых она должна распространиться, и т.п. Увеличение роли белорусского государства в общественной и экономической жизни ведёт к тому, что государственное управление, реализуемое органами исполнительной власти, проникает в различные сферы жизни общества. Для каждой отрасли государственного управления, ввиду ведущей роли государства, необходима выработка специфических административных форм воздействия, соответствующих свойствам управляемого объекта и задачам государственного управления. Данные обстоятельства обуславливают актуальность дальнейшего исследования форм управленческой деятельности в административном праве.
Цель исследования – всесторонне рассмотреть теоретические основы и понятие форм государственного управления. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- определить понятие и виды административно-правовых форм управленческой деятельности;
- выяснить содержание, порядок реализации управленческих функций в форме правовых актов управления;
ГЛАВА 1
СУЩНОСТЬ ПРАВОВОЙ КАТЕГОРИИ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Задачи и функции государственного управления реализуются в конкретных действиях органов и должностных лиц, осуществляющих управление. Компетенция государственных органов подразумевает выражение своих конкретных действий в определённых формах. Иными словами, эти действия находят внешнее выражение в определенных формах управленческой деятельности. Следовательно, форма государственного управления (или форма реализации исполнительной власти) - это способ выражения сущности деятельности органов и должностных лиц, которые осуществляют управление ко [6, c.245].
Под формой понимает выражение содержания, а содержанием является обладание государственной властью. Переход полномочий органа государственного управления (далее – ОГУ) из статического, потенциального состояния в динамику административно-правовых отношений предполагает принятие решений и совершение управленческих действий. Административно-правовые формы дают представление о том, как практически выполняется данная функция управления, решается данная управленческая задача. Каждый ОГУ, благодаря предоставленным ему полномочиям, имеет возможность и необходимость действовать определённым образом в установленных законодательством случаях. Орган государственного управления не является полностью самостоятельным в выборе способа своих действий. Формы управленческих действий предполагают строгую регламентацию административно-правовыми нормами. Выбор формы зависит от:
- характера компетенции ОГУ;
- особенности объекта управления;
- характера вызываемых последствий.
Как правило, формы управленческой деятельности регулируются административно-правовыми нормами (например, в положениях об отдельных органах государственного управления, должностных инструкциях). Они устанавливаются в правовом акте, который закрепляет статус данного ОГУ в системе органов исполнительной власти. Формы управления призваны обеспечивать наиболее целесообразное выполнение функций управления,
ГЛАВА 2
ПРАВОВЫЕ АКТЫ УПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
Управление подразумевает необходимость принимать решения и устанавливать порядок, позволяющий воплощать их в жизнь. Данные решения облекаются в форму правовых актов. Правовые акты — ключевое средство реализации целей и функций исполнительной власти, основная форма ее организационной и распорядительной деятельности. Они являются внешним выражением решений, которые субъекты исполнительной власти принимают в ходе ежедневного и непосредственного руководства хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами жизни общества, а так же функционированием государственного аппарата [6, c.253].
В ходе реализации своих управленческих функций ОГУ уполномочены издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы [2, c.355]. Эта форма управленческой деятельности является наиболее значимой, поэтому она может быть только административно-правовой, т.е. влечь юридические последствия. Через данную форму управления реализуются правоустановительные, правоприменительные и правоохранительные функции исполнительной власти [5, c.150]. Специфической особенностью государственно-властных полномочий ОГУ, при этом, является то, что их веления могут выходить за рамки данного государственного органа и распространяться на ту область или отрасль, с которой связано функционирование данного органа. Акты ОГУ, иными словами, могут распространяться не только на непосредственно подведомственные им организации, что отражает публичную сущность их властных полномочий как органов государства.
Для ОГУ обязательны решения вышестоящих государственных органов; с другой стороны, правовые акты ОГУ, принятые в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством, являются обязательными для нижестоящих государственных органов и организаций, действующих в сфере компетенции ОГУ [19]. Акты республиканских государственных органов могут быть адресованы другим органам государства, должностным лицам, учреждениям, организациям, предприятиям, гражданам, а также в ряде случаев и общественным организациям (если государственные органы осуществляют руководство ими) [8, c.83]. Правовой акт управления является результатом одностороннего юридического волеизъявления. Официальный характер
ГЛАВА 3
МЕСТО И РОЛЬ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ДОГОВОРА В КАЧЕСТВЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Договорная форма правоотношений является основной в гражданском праве. Договор есть волевое соглашение двух или более субъектов права об установлении, изменении или прекращении субъективных прав и обязанностей [4, c.179]. Договор – это правовой акт, его заключение и вступление в юридическую силу влечет правовые последствия. Договору как правовому акту присущи следующие общие принципы регулирования. Это: 1) диспозитивность правового регулирования (свобода договорных условий); 2) автономия воли (добровольность заключения) договаривающихся сторон; 3) формально-юридическое равноправие договаривающихся сторон; 4) эквивалентный характер; 5) взаимная ответственность сторон [4, c.185].
Договор всегда представляет собой акт многостороннего характера, выражающий не одностороннее волеизъявление, а согласование, интеграцию, взаимодействие воли договаривающихся субъектов [2, c.400]. Он является универсальным средством правового регулирования и применяется, по утверждению профессора Д.Н. Бахраха, как регулятор общественных отношений в различных отраслях права.
Поскольку право как систему отраслей можно условно разделить на частную и публично-правовую подсистемы, наиболее общим будет разграничение правовых форм на частноправовые и публично-правовые. В управленческих отношениях чаще всего присутствует власть и подчинение, тогда как участники гражданско-правовых сделок являются равноправными субъектами.
Исполнительная власть активно занимается договорной деятельностью. Органы исполнительной власти для обеспечения основной деятельности используют трудовые, гражданско-правовые договоры. Сторонники административного договора, при этом, относят к категории выделяемого ими нового типа договоров достаточно разнородные виды правоотношений, основанных на равенстве сторон:
- договоры о компетенции (разграничение или делегирование полномочий и предметов ведения);
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предпринятое исследование позволяет сделать следующие выводы относительно форм государственного управления:
1. Формы государственного управления являются способом внешнего выражения деятельности органов государственного управления, и, свою очередь, зависят от её содержания. Содержанием управления выступает реализация выделенного объёма государственной власти. Формы управления устанавливаются в правовом акте, который закрепляет статус данного ОГУ в системе органов исполнительной власти.
2. Формы управления подразделяются на формы, направленные на реализацию полномочий исполнительной власти, и формы внутриаппаратной работы; на словесные (письменные и устные) и конклюдентные; на правовые и неправовые формы управления. Правовые формы всегда влекут за собой чётко выраженные юридические последствия. К неправовым формам относятся организационные действия и материально-технические операции.
3. Правовые акты управления являются внешним выражением решений, которые субъекты исполнительной власти принимают в ходе ежедневного и непосредственного руководства. Правовой акт управления является результатом одностороннего юридического волеизъявления: в нём реализуются правоустановительные, правоприменительные и правоохранительные функции исполнительной власти. В правовых актах органы управления либо устанавливают новые общие правила поведения (нормативные акты), либо принимают предписания персонифицированного характера по конкретным обстоятельствам дела (индивидуальные акты).
4. Понятие административного договора предполагает существенные изъятия из общего понятия и основного метода регулирования договоров, отрицание их атрибутивных свойств в пользу публичных интересов. Административный договор представляет собой собирательное понятие. За ненадобностью и теоретической противоречивостью его внедрение в белорусскую правовую систему было бы преждевременным. Обращение к юридической конструкции административного договора правомерно в случае федеративного устройства государства, что для Республики Беларусь не имеет значения.
1. Атаманчук, Г. В. Теория государственного управления: курс лекций / Г.В. Атаманчук. – Москва: Омега-Л, 2004. – 301.
2. Бахрах, Д. Н. Административное право: учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. – 2-е изд. – Москва: Норма, 2005. – 800 с.
3. Бахрах, Д. Н. Административное право: учебник / Д.Н. Бахрах. – Москва: Норма, 2006. – 358 с.
4. Белов, В. А. Гражданское право. В 4 т. Т. II. Общая часть. В 2 кн. Книга 2. Факты: учебник / В. А. Белов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2016. — 497 с.
5. Забелов, С. М. Административное право / С.М. Забелов, П.С. Забелов. - Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003. – 324 с.
6. Козлов, Ю. М. Административное право: учебник / Ю. М. Козлов, Д. М. Овсянко, Л. Л. Попов; под ред. Л. Л. Попова. - Москва: Юристъ, 2004. - 699 с.
7. Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994г. (с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004г.). – Минск: Амалфея, 2004. – 48 с.
8. Крамник, А. Н. Курс административного права Республики Беларусь / А.Н. Крамник. - Минск: Тесей, 2002. - 608 с.
9. Мах, И. И. Административное право Республики Беларусь: курс лекций / И. И. Мах. – Минск: Амалфея, 2008. – 703 с.
10. О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения [Электронный ресурс]: Директива Президента Республики Беларусь, 27 декабря 2006 г., № 2 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
11. О лицензировании отдельных видов деятельности [Электронный ресурс]: Указ Президента Республики Беларусь, 1 сентября 2010 г., № 450 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
12. О Межведомственной комиссии по безопасности в экономической сфере при Совете Безопасности Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь от 10.07.2002 N 371 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2002. - № 79. - 1/3842.
13. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь, 4 января 2010 г., № 108-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
14. О некоторых вопросах опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Декрет Президента Республики Беларусь, 24 февраля 2012 г., № 3 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
15. О некоторых мерах по оптимизации системы государственных органов и иных государственных организаций, а также численности их работников [Электронный ресурс]: Указ Президента Республики Беларусь, 12 апреля 2013 г., № 168 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
16. О нормативных правовых актах Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 10 января 2000 г., № 361-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
17. О Президенте Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 21 февраля 1995 г., № 3602-XII // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
18. О Совете Министров Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 23.07.2008 № 424-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2008. - №184. - 2/1521.
19. О структуре Правительства Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Указ Президента Республики Беларусь, 05 мая 2006 г., № 289 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
20. Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 5 янв. 2004 г., № 269-З (с изм. и доп.) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
21. Об утверждении Положения о Министре Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Указ Президента Республики Беларусь, 21 ноября 2001 г., № 692 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
22. Субанова, Н.В. Разрешительные полномочия органов исполнительной власти в Российской Федерации / Н.В. Субанова. – Москва: Юриспруденция, 2012. - 286 с.