ВВЕДЕНИЕ
Государственные органы – это ветви единого целого, между которыми необходим раздел властных функций. В связи с этим возникло три ветви государственной власти, которые характеризуются определённой степенью самостоятельности. Все ветви государственной власти закреплены в Конституции Республики Беларусь – основном законе и занимают своё специфическое место в общем механизме государственного воздействия на общественные отношения.
Исполнение – это основополагающий признак государственного управления как самостоятельной деятельности.
В соответствии со ст. 106 Конституции Республики Беларусь исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления [1]. Оно является органом государственной власти Республики Беларусь, возглавляющим единую систему исполнительной власти.
Правительство занимает одно из важнейших мест в системе органов государственной власти. Оно является основным, центральным институтом управления государственными делами, в связи с чем ни одно государство не может обойтись без Правительства.
Для выполнения возложенных на Правительство функций оно обладает должной структурой, в которую входит в том числе Аппарат Правительства. Данное структурное подразделение является учреждением, которое осуществляет не только организационное обеспечение деятельности Совета Министров, но и организацию контроля за исполнением принятых Правительством решений.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что Аппарат Правительства Республики Беларусь как непосредственное структурное подразделение высшего органа исполнительной власти, является сильным инструментом деятельности самого Правительства. От того, насколько правильно построена его структура и порядок деятельности, зависит эффективное функционирование всего Правительства.
Целью исследования настоящей работы является изучение правового статуса Аппарат Правительства Республики Беларусь.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- определить понятие, структуру и компетенцию Правительства Республики Беларусь;
- охарактеризовать правовой статус и структуру Аппарата Совета Министров Республики Беларусь;
ГЛАВА I АППАРАТ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ПРАВОВОЙ СТАТУС, СТРУКТУРА, МЕСТО В СТРУКТУРЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
1.1 Правительство Республики Беларусь: понятие, структура, компетенция
Вопрос о понятии главного органа белорусской исполнительной власти является одним из наиважнейших для науки административного и конституционного права, и отличается широким разнообразием предлагаемых определений.
Наиболее полным является определение, предложенное Д. М. Овсянко, который считает, что «орган исполнительной власти – это непосредственно организация, которая является частью государственного аппарата, обладает своей собственной структурой, территориальным масштабом деятельности, компетенцией. Такой орган государства образуется в порядке, определенном законом либо иным нормативным правовым актом, самостоятельно применяет свойственные ему методы в работе, наделен правом выступать по поручению государства и призван осуществлять общее повседневное руководство экономической, административно-политической, социально-культурной сферами жизни общества» [2, с. 30].
Советский лингвист, лексикограф, доктор филологических наук С. И. Ожегов под правительством понимал высший исполнительный орган власти в государстве [3, с. 584].
Основной нормативный правовой акт, регламентирующий деятельность Правительства Беларуси, – это закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 года № 424-З «О Совете Министров Республики Беларусь» (далее – Закон № «О Совете Министров»). Данный Закон устанавливает, что есть центральный коллегиальный орган государственного управления, который осуществляет в соответствии с Конституцией исполнительную власть и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и иных органов исполнительной власти [4, ст. 1].
В Республике Беларусь Правительство именуется как Совет Министров.
До внесения изменений в 1996 году в Конституцию Республики Беларусь Правительство именовалось Кабинетом Министров Республики Беларусь.
ГЛАВА II ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АППАРАТА СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Полномочия и функции Аппарата Совета Министров Республики Беларусь в области нормотворчества
Аппарат Совета Министров Республики Беларусь играет большую роль в осуществлении Правительством его нормотворческой функции.
Одна из важнейших форм участи Правительства в нормотворческой сфере – это наделение Совета Министров законодательной инициативой. Так, ст. 99 Конституции Республики Беларусь определено, что правом законодательной инициативы обладает, в том числе Правительство Республики Беларусь. Наряду с Правительством таким правом наделены Президент, члены Совета Республики, члены Палаты представителей, а также граждане, которые обладают избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек [1].
Основные направления деятельности Правительства Беларуси в нормотворческой деятельности определены Положением о порядке взаимодействия Совета Министров Республики Беларусь и Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь по подготовке проектов правовых актов, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 13 июля 1999 года № 389. В соответствии с ним Правительство Республики Беларусь, взаимодействуя с Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь (далее – Центр), принимает участие в следующих направлениях нормотворческой сферы:
- совместная подготовка Правительства и Центра проектов правовых актов по поручению Президента Республики Беларусь;
- подготовка Центром заключений по проектам законов, которые разработаны Правительством;
- согласование с Правительством проектов правовых актов, которые подготовлены Центром;
- методическое обеспечение Центром нормотворческой деятельности Совета Министров [18, п. 3].
П. 5 вышеуказанного Положения также установлено, что именно Правительство является ответственным за своевременную и качественную подготовку проектов правовых актов, осуществление которой поручением Президента Республики Беларусь возложено на Совет Министров и Центр [19, п. 5]. При этом Центр в таком случае является ответственным исключительно за соответствие нормотворческих требований по подготовке данных правовых актов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью исследования настоящей работы являлось изучение правового статуса Аппарат Правительства Республики Беларусь.
Для достижения данной цели были решены следующие задачи:
- определены понятие, структура и компетенция Правительства Республики Беларусь;
- охарактеризованы правовой статус и структура Аппарата Совета Министров Республики Беларусь;
- установлено место Аппарата Совета Министров Республики Беларусь в структуре Правительства Белорусского государства;
- определены полномочия и функции Аппарата Совета Министров Республики Беларусь в области нормотворчества;
- охарактеризована деятельность Аппарата Правительства Белорусского государства в сфере организации контроля за исполнением нормативных правовых актов в пределах компетенции Совета Министров Республики Беларусь;
- дана характеристика компетенции Аппарата Совета Министров Республики Беларусь в сфере организационного обеспечения деятельности Правительства Белорусского государства.
Совет Министров – Правительство Республики Беларусь – это коллегиальный центральный орган государственного управления Республики Беларусь, осуществляющий в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов государственной власти.
Структура Совета Министров Республики Беларусь представлена Премьер-министром, его заместителями, Президиумом Совета Министров, министерствами, государственными комитетами, а также республиканскими организациями, непосредственно подчиненными Совету Министров Республики Беларусь.
Все полномочия Правительства Республики Беларусь можно разделить на конституционные (содержатся в ст. 107 Конституции Республики Беларусь) и базовые (закреплены в Законе «О Совете Министров» и иных нормативных правовых актах). Полномочия Совета Министров, перечисленные в Законе, разделены в зависимости от направления деятельности данного органа государственной власти. К таковым направлениям относятся внутренняя и внешняя политика, кадровая политика, охрана окружающей среды, обеспечение законности и правопорядка, экономическая сфера, финансовая сфера и так потом.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2005. – 48 с.
2. Исполнительная власть в Российской Федерации. Научно-практическое пособие / С. М. Айзин [и др.] ; под общ. ред. А. Ф. Ноздрачева. – М. : БЕК, 1996. – 269 с.
3. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. – М. : Оникс, 2010. – 736 с.
4. О Совете Министров Республики Беларусь [Электронный ресурс] : закон Респ. Беларусь, 23 июл. 2008 г., № 424-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.
5. Василевич, Г. А. Конституционное право : учебное пособие / Г. А. Василевич. – Минск : Регистр, 2012. – 192 с.
6. Дубовицкий, В. Н. Исполнительная власть в Республике Беларусь / В. Н. Дубовицкий. – Минск : Белорусская наука, 2006 г. – 141 с.
7. Аверинцев, С. С. Философский энциклопедический словарь / С. С. Аверинцев. – М. : Сов. энциклопедия, 1989. – 815 с.
8. О структуре Совета Министров Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 5 мая 2006 г., № 289 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
9. Совет Министров Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.government.by/ru/news-end-events/. – Дата доступа: 17.02.2017.
10. Президиум Совета Министров Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Совет Министров Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.government.by/ru/presidium/. – Дата доступа: 17.02.2017.
11. Об утверждении Положения об Аппарате Совета Министров Республики Беларусь [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 14 февр. 2009 г., № 192 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
12. Об утверждении Положения об Аппарате Совета Министров Республики Беларусь [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 14 февр. 2009 г., № 192 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
13. Об Аппарате Совета Министров Республики Беларусь [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 30 нояб. 2001 г., № 1729 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009.
14. Гражданский кодекс Республики Беларусь : принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г. : одобр. Советом Респ. 19 ноября 1998 г. : текст Кодекса по состоянию на 9 января 2017 г. – Минск : НЦПИ РБ, 2017. – 656 с.
15. О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования [Электронный ресурс] : Декрет Президента Респ. Беларусь, 16 янв. 2009 г., № 1 : в ред. Декрета Президента Респ. Беларусь от 28.02.2017 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
16. Александр Турчин назначен руководителем Аппарата Совета Министров Беларуси [Электронный ресурс] / Новости Беларуси. – Режим доступа : http://www.belta.by/president/view/aleksandr-turchin-naznachen-rukovoditelem-apparata-soveta-ministrov-belarusi-210379-2016/. – Дата доступа : 16.04.2017.
17. Положение об Аппарате Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс] / Правительство России. – Режим доступа : http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm. – Дата доступа : 16.04.2017.
18. Об оптимизации Администрации Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 13 февр. 2017 г., № 40 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
19. Об утверждении Положения о порядке взаимодействия Совета Министров Республики Беларусь и Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь по подготовке проектов правовых актов [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 13 июл. 1999 г., № 389 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2008.
20. Кодавбович, В. А. Правотворческий процесс : учебно-методический комплекс / В. А. Кодавбович, Е. В. Жигалко. – Минск : Изд-во МИУ, 2008. – 232 с.
21. Об обязательной юридической экспертизе нормативных правовых актов [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 23 сент. 2006 г., № 1244 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
22. Аппарат Совета Министров Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Бевалекс. – Режим доступа : http://www.bevalex.by/projects/gosudarstvennye-organizatsii/apparat-soveta-ministrov-respubliki-belarus/. – Дата доступа : 16.04.2017.