ВВЕДЕНИЕ
Ст. 1 Конституции Республики Беларусь установлено, что «Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное ᴨравовое государство. Она обладает верховенством и ᴨолнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю ᴨолитику. Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обесᴨечивает законность и ᴨравоᴨорядок [1].
Практически для любого современного государства свойственна проблема обеспечения законности и правопорядка. Они, как правило, является следствием несовершенства законодательства, экономического, политического кризиса, преступности и многие другие реалии любого современного государства.
По официальным данным Министерства внутренних дел Республики Беларусь в 2016 году в нашем государстве зарегистрировано 92,9 тысяч преступлений. В сравнении с 2015 годом данный уровень снизился на 4,2 процента. Все это свидетельствует о постепенном снижении преступности в Республике Беларусь, однако все актуальным остается вопрос по сведению ее к минимуму, и впоследствии к искоренению.
Правопорядок всегда являлся одной из ключевых проблем в теории права.
Изучение проблем законности, правопорядка и общесмтвенного порядка исключительно важно, так как все без исключения отраслевые юридические науки, исследующие различные аспекты права, правоприменительного процесса, так или иначе, но, в конечном счете, обязательно выходят на эти проблемы, что, естественно, порождает различные взгляды. Особую актуальность и практическую значимость проблема законности и правопорядка приобретает в связи с выдвинутой концепцией формирования правового государства.
Помимо этого на сегодняшний день наблюдается тенденция отклонения от установленного государством правопорядка. Это исходит не только со стороны гражданского общества, так и со стороны властных структур. Поэтому особенно важным остается укрепление и упрочение правопорядка, так как данная категория необходима, в первую очередь, для обеспечения свободы и реализации прав граждан, для должного функционирования гражданского общества, осуществления демократии, правового государства, а также рациональной и неукоснительной деятельности государственного аппарата.
Целью исследования настоящей работы является характеристика состояния законности, правопорядка и общественного порядка в Республике Беларусь.
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАКОННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Понятие законности
Теория права не имеет другого, столь необходимого и всеобъемлющего, простого и понятного понятия, чем законность. Простота толкования связана с обыденностью для юриспруденции самого слова «законность».
А. Я. Сухарев в своем Большом юридическом словаре законность определяет как верховенство закона, под которым понимается неукоснительное исполнение законов и иных нормативных правовых актов всеми государственными органами, их должностными и иными лицами. Также под законностью следует подразумевать один из элементов демократии и правового государства [2].
На пространствах Интернет-ресурсов законность понимается как политико-правовой режим, принцип реального действия права в государстве, при котором органы государства, их должностные лица и граждане в целом строго соблюдают правовые нормы и, главным образом, законы [3].
С. С. Алексеев определил законность как фундаментальную категорию всей юридической науки и практики. При этом ее уровень служит непосредственным критерием оценки существующей правовой жизни в обществе, среди граждан.
Законность не является понятием, тождественным реализации права. По мнению С. С. Алексеева, законность есть комплексная категория, которая охватывает все стороны жизни права, его действие, практическую значимость, урегулированность общественной жизни в целом [4, с. 366].
О. Ф. Скакун отметил, что понятие «законность» является производным от термина «закон», и охватывает все сферы жизни общества и государства, а также права в целом.
Законность характеризуется единством двух признаков:
- внешнего (формального) – обязанностью исполнять предписания законов и подзаконных правовых актов государственными органами, должностными лицами, гражданами и различными объединениями;
- внутреннего (сущностного) – наличием научно обоснованных и соответствующих праву законов; качеством законов [5, с. 484].
С. Г. Дробязко как наиболее видный белорусский ученый также уделил внимание изучению понятия законности. Он пришел к следующим выводам. При определении законности следует учитывать тот факт, что законность сама по себе – это и метод, и принцип, и режим, то есть это комплексное государственно-правовое явление, которое проявляется в надлежащей государственно-правовой практике. Ее можно рассматривать и как явление, и как процесс.
ГЛАВА 2
ПОНЯТИЕ И подходы к пониманию ПРАВОПОРЯДКА
2.1 Понятие и основные черты правопорядка
Категория правового порядка уже очень прочно влилась в научный и повседневный обиход. В случае употребления термина «порядок» применительно к какой-либо сфере, под ним понимается сложившаяся устойчивая упорядоченность общественных отношений, сложившихся в данной сфере. Если же данный термин используетсяв сочетании со сравнительным прилагательным, то в таком случае он только конкретизирует область его действия и основание (социальный, экономический, политический и правовой порядок).
Понятие «правопорядок» возникло в античную эпоху и является свидетельством того, что оно является отражением реального состояния, а его базисомвыступает не законность в целом, а именно право, его принципы и принципы самой правовой законности [6, с. 645].
Самую общую характеристику правопорядка дал В. С. Нерсесянц, который обозначил его как порядок взаимоотношений, который существует между субъектами права в сфере правовой регуляции» [15, с. 529].
В Большом юридическом словаре А. Б. Борисова правопорядок определен как система общественных отношений, устанавливающихся в результате полного и точного осуществления предписаний норм права всеми субъектами права. Правопорядок в таком случае является итогом воплощения законности в реально существующие общественные отношения [16, с. 563].
Н. И. Матузов и А. В. Малько определяют правопорядок как необходимый элемент организации и функционирования власти государства. Исключительно сильная власть, которая основана на неуклонном исполнении закона, на верховенстве права, может создать в обществе прочный и устойчивый правопорядок, атмосферу, при которой право будет обладать авторитетом и уважением.
Правовой порядок – это основанная на праве и сложившаяся в результате осуществления идеи и принципов законности такая упорядоченность общественных отношений, выражающаяся в правомерном поведении их участников [17, с. 521-522].
ГЛАВА 3
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Законность и правопорядок – это один из главных социальных ценностей. Они являются основой нормальной жизни общества, его граждан. Поэтому их осуществление и непосредственное укрепление – это одна из главных задач, которые стоят перед обществом, одно из основных направлений деятельности государства, его исключительная функция. К сожалению, состояние правопорядка в нашемгосударствеотнюдь не является радужным. Как уже было отмечено, уровень преступности по-прежнему высок, административные правонарушения все так же имеют место быть, несмотря на постоянное совершенствование как законодательства в целом, так и всей системы государственных органов.
Существует достаточно распространенное мнение о том, что рост правонарушений является следствием, в первую очередь, работы юристов, которые якобы недостаточно активно ведут борьбу с нарушителями правопорядка [25, с. 387]. Однако с данным мнением нельзя согласиться, так как практика показывает совсем иное.
Органы внутренних дел это составная часть механизма законности, они призваны обеспечивать защиту личности, безопасность общества и государства.
Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2007 года № 263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» органы внутренних дел – это государственные правоохранительные органы, осуществляющие борьбу с преступностью, охрану общественного порядка и обеспечивающие общественную безопасность в соответствии с задачами, возложенными на них настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь [26].
Следует отметить, что нарушения законодательства органами власти, должностными лицами значительно опаснее, чем нарушение ее простым гражданином. Правонарушение органа государства будет нарушением государственным, так как орган, олицетворяющий власть, призванный служить гражданину, защищать его права и интересы, сам нарушает закон. Не случайно в юридической науке высказывалась мысль о том, что следует различать нарушение законности и нарушение закона. Закон нарушает гражданин, а органы государства и их должностные лица, нарушая закон, нарушают одновременно и законность как принцип деятельности государственной власти. Об опасности нарушения закона органом власти весьма образно сказал Р. Ф.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью исследования настоящей работы является характеристика состояния законности, правопорядка и общественного порядка в Республике Беларусь.
Для достижения данной цели были решены следующие задачи:
- определено понятие законности;
- охарактеризованы общепринятые принципы законности;
- определены понятие и основные черты правопорядка;
- дана характеристика состояния правопорядка в Республике Беларусь;
- сравнен правопорядок и общественный порядок;
- разработны пути повышения уровня законности и правопорядка в Республике Беларусь.
Законность – это такой политико-правовой режим, такие условия жизни, такая правовая обстановка, при которых происходит отграждение личности от произвола, власти, массы людей – от анархии, общества в целом – от насилия, хаоса, беспорядка.
Законность как правовое явление базируется на принципах, которые позволяют охарактеризовать ее как главное требование, лежащее в основе формирования всех правовых ном государства. Среди всех вышеперечисленных принципов основными принципами законности являются принцип всеобщности, принцип единства и принцип целесообразности.
Правовой порядок – это комплексное образование, отдельные части которого придают ему юридическую форму и определенность. К основным элементам правопорядка относятся:
- право и законность, являющиеся его нормативно-юридической основой;
- правомерное поведение, которое составляет содержание правового порядка;
- участники правовых отношений, которые наделены субъективными правами и юридическими обязанностями.
Такая конструкция правового порядка отражает структурные взаимосвязи экономического, политико-идеологического, нравственного, культурного и национального характера, которые могут быть в полной мере упорядочены и организованы только в условиях законности и на основе права. А его фактическое состояние – проявление уровня и эффективности правового регулирования общественных отношений.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2005. – 48 с.
2. Сухарев, А. Я. Большой юридический словарь / А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских. – М. : Инфра-М, 2007. – 858 с.
3. Законность // Википедия [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/wiki – Дата доступа : 04.02.2017.
4. Теория государства и права / В. Д. Перевалов [и др.] ; под общ. ред. С. С. Алексеева. – М. : норма, 2009. – 496 с.
5. Скакун, О. Ф. Теория государства и права : учебник / О. Ф. Скакун. – Харьков : Консум, 2001. – 656 с.
6. Дробязко, С. Г. Общая теория права : учебное пособие для вузов / С. Г. Дробязко, В. С. Козлов. – 2-е изд., исп. и доп. – Минск : Амалфея, 2007 год – 480 с.
7. Теткин, Д. В. Законность как реальное выражение права : Автореф. дис. … канд. юрид. наук : 12.00.01 / Д. В. Теткин. – Тамбов, 2007. 197 с.
8. Комаров, С. А. Общая теория государства и права : учебник / С. А. Комаров. – 8-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юридического института, 2012. – 520 с.
9. Кондрашов, Б. П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения : автореф. дис. … канд. юрид. наук : 12.00.02 / Б. П. Кондрашов. – М., 1998. – 303 с.
10. Ягофаров, Д. А. Категории и понятия обшей теории государства и права / Д. А. Ягофаров. – Екатеринбург, 1995.
11. Берекашвили, Л. Ш. Обеспечение прав человека и законности в деятельности правоохранительных органов / Л. Ш. Берекашвили, В. П. Игнатов. – М. : Щит-М, 2006. – 272 с.
12. Бахрах, Д. Я. Вопросы законности в государственном управлении / Д. Я. Бахрах // Правоведение. – 1992. – № 3.
13. Гришанин, П. Ф. Пути укрепления законности / П. Ф. Гришанин // Государство и право. – 2001. – № 1. – С. 54.
14. Кудрявцев, В. Н. О правоотношении и законности / В. Н. Кудрявцев // Государство и право. – 1994. – № 3 – С. 55.
15. Нерсесянц, В. С. Теория государства и права / В. С. Нерсесянц. – М. : НОРМА, 2005. – 272 с.
16. Борисов, А. Б. Большой юридический словарь / А. Б. Борисов. – М. : Книжный мир, 2010. – 848 с.
17. Матузов, Н. И. Теория государства и права : курс лекций / Н. И. Матузов, А. В. Малько. – М. : Юристъ, 2007. – 672 с.
18. Общая теория права / А. Ф. Вишневский [и др.] ; под общ. ред. В.А. Кучинского. – Минск: Амалфея, 2002. – 656 с.
19. Пиголкин, А. С. Теория государства и права / А. С. Пиголкин. – М. : Городец, 2006. – 613 с.
20. Дмитрук, В. Н. Общая теория государства и права : краткое изложение курса / В. Н. Дмитрук, В. А. Круглов. – Минск : Амалфея, 2006. – 194 с.
21. Комаров, С. А. Теория государства и права / С. А. Комаров, А. В. Малько. – М. : Издательство НОРМА, 2010. – 448 с.
22. Официальный сайт Генеральной прокуратуры Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.prokuratura.gov.by/. – Дата доступа : 17.01.2017.
23. Министерство внутренних дел Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.mvd.gov.by/ru/main.aspx?guid=342713. – Дата доступа : 07.02.2017.
24. Верховный Суд Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://court.gov.by/justice_RB/statistics/. – Дата доступа : 07.02.2017.
25. Алексеев, С. С. Теория государства и права / С. С. Алексеев, В. Д. Перевалов. – М. : Норма, 2009. – 496 с.
26. Об органах внутренних дел Республики Беларусь [Электронный ресурс] : закон Респ. Беларусь, 17 июл. 2007 г., № 263-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
27. Иеринг, Р. Борьба за право / пер. О. А. Верта ; под ред. М. И. Свтошникова. – Спб. : Типография Я. Трей, 1895. – 111 с.