ВВЕДЕНИЕ
Традиционно структура или система современного права представлена такими элементами: норма права, институты права, подотрасль и отрасль права, которые, в свою очередь, объединяются в материальное и процессуальное право, частное и публичное, национальное и международное. Такая система права исходит из его позитивистского понимания и фактически создается государством.
Норма права, как указывалось ранее, является первичным элементом системы права. В ней фиксируется только одно правило поведения, одно субъективное право или юридическая обязанность. Практическая ценность норм права состоит в их множественности и взаимодействии.
Основанием деления системы права на отрасли служит два критерия: предмет правового регулирования, который включает в себя определенную сферу общественных отношений (семья, собственность, государственная власть) и метод правового регулирования, который предполагает совокупность способов воздействия права на определенную сферу общественных отношений. Выделяют два основных метода правового регулирования: императивный (категорический, властный, административный) и диспозитивный (гражданско-правовой, автономный). Императивный метод правового регулирования предполагает жесткую регламентацию поведения участников правовых отношений, неравное их положение (вертикальное), отношения власти и подчинения, он не допускает отступления от правовых предписаний. Диспозитивный метод предполагает относительную свободу поведения сторон, равное положение участников правоотношения (горизонтальное), их способность самостоятельно избирать тот или иной вариант поведения.
Целью исследования настоящей работы является характеристика системы права Республики Беларусь.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать понятие и элементы системы права;
- определить основания деления права на отрасли;
- соотнести отрасли права и отрасли законодательства;
- дать общую характеристику основных отраслей права Республики Беларусь.
1 ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА И ЕЕ СТРУКТУРА. ОСНОВАНИЯ ОТРАСЛЕВОГО ДЕЛЕНИЯ ПРАВА
1.1 Понятие и элементы системы права
В юридической науке сложилось множество направлений и подходов в изучении понятия права и связанных с ним правовых явлений [1, с. 203].
Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения [2, с. 226].
В теории существует множество определений права. Каждое из них уязвимо, как отмечал древнеримский юрист Яволен. Такая же позиция существует и теперь. Так, Л. М. Ковалев утверждает, что ни одно определение не может претендовать на всесторонность и полноту и в то же время любое определение, будучи результатом и отправным пунктом дальнейшего исследования, обладает научной ценностью [3, с. 34].
Однако в несчетном количестве определений права можно обнаружить два господствующих подхода к его пониманию. Первый из них состоит в осмыслении права с точки зрения философских, мировоззренческих категорий. Для такого подхода свойственны вопросы происхождения права у восточных славян, а именно, у древнеславянского «Правь», означающего истину или законы, управляющие всем миром, то есть правый, правильный, упорядоченный мир.
Для второго подхода характерна его ориентация на практическую юриспруденцию, которая призвана реально обеспечивать права и свободы граждан, укреплять законность в государстве [4, с. 146]. Так, к примеру, в ст. 1 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 года № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» установлено, что право – это система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых (санкционируемых) и обеспечиваемых государством в целях регулирования общественных отношений [5].
2 СООТНОШЕНИЕ ОТРАСЛЕЙ ПРАВА И ОТРАСЛЕЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Важно отметить, что система права и система законодательства не тождественны. Между ними имеются существенные различия, которые позволяют говорить об их относительной самостоятельности.
В философском плане система права и система законодательства соотносятся между собой как содержание и форма. Система законодательства есть выражение системы права, ее объективированная форма [11, с. 120].
Итак, во-первых, система права и система законодательства отличаются составными элементами. Так, самым начальным элементом системы права является норма права, а системы законодательства – статья нормативного правового акта [16, с. 121]. Отличие состоит и в том, что в системе права каждая отрасль имеет единый предмет и метод правового регулирования. Что касается отраслей законодательства, то они не имеют единого метода правового регулирования. Нормативно-правовые акты могут объединять в себе акты различных отраслей права и поэтому регулируются различными методами. В системе законодательства создаются по необходимости такие структурные элементы, которые не совпадают с системой права. Поэтому отрасли законодательства не всегда соответствуют отраслям права.
Систематизация законодательства – это постоянная форма развития и упорядочения действующей правовой системы.
В соответствии со ст. 1 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» систематизация законодательства – деятельность по упорядочению нормативных правовых актов, приведению их в единую внутренне согласованную систему [5].
Законодательство состоит из огромного количества актов, принятых различными государственными органами и в различные исторические периоды. Правотворчество не может остановиться на определенном этапе, а все время находится в движении и развитии. Постоянно меняющиеся общественные отношения, принятие новых нормативных актов, внесение в них изменений, отмена устаревших нормативных решений обуславливают упорядочивание всего комплекса действующих нормативных актов. Такая деятельность по приведению нормативных актов в единую, упорядоченную систему обычно называется систематизацией законодательства.
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРАВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Отрасли права Республики Беларусь могут быть подразделены на три основных звена:
а) профилирующие, базовые отрасли, охватывающие главные правовые режимы; базовая отрасль всей системы - конституционное право; материальные отрасли ‒ гражданское, административное; уголовное право, соответствующие им три процессуальные отрасли;
б) специальные отрасли, где правовые режимы модифицированы, приспособлены к особым сферам жизни общества: трудовое право, земельное право, финансовое право, право социального обеспечения, семейное право, право социального обеспечения, семейное право, исправительно-трудовое право;
в) комплексные отрасли, для которых характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей: хозяйственное право, земельное право, прокурорского надзора, и др.
Республика Беларусь унаследовала конструкцию системы права, сложившуюся в советский период. С учетом некоторых изменений, происшедших за последние годы, функционирующая в настоящее время система права состоит из следующих основных отраслей: конституционное право, гражданское право, административное право, уголовное право, трудовое право, семейное право, земельное право, финансовое право, уголовно-исполнительное право, гражданско-процессуальное право, уголовно-процессуальное право.
Конституционное право ‒ это ведущая отрасль права, представляющая совокупность правовых норм, определяющих основы правового статуса личности, учреждающих систему государственной власти и устанавливающих основополагающие правила взаимоотношения между личностью, обществом и государством [5, с. 4].
В юридической науке и практике эту отрасль называют еще и государственным правом. Однако содержание отрасли в данном случае остается неизменным. Название "конституционное право" связано с тем, что главным источником этой отрасли является Конституция государства.
Раскрывая содержание конституционного нрава, многие авторы объявляют ее ведущей отраслью права. Однако в последнее время в некоторых публикациях, в частности российских авторов, взгляды на ведущую роль этой отрасли среди других отраслей расцениваются как отражающие тоталитарный характер права. Думается, что критические оценки упомянутого аспекта проблемы не лишены основания. В условиях формирования правового государства, когда человек, его права, свободы и гарантии их реализации объявлены высшей ценностью и целью общества и государства, прежний подход вряд ли можно считать приемлемым. Он действительно является отзвуком одного из выработанных в советский период стереотипов, когда человек существовал для государства, а не государство для человека. Сейчас же на первый план выступают интересы личности, т.е. частные, а не публичные интересы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью исследования настоящей работы являлась характеристика системы права Республики Беларусь.
Для достижения данной цели были решены следующие задачи:
- охарактеризованы понятие и элементы системы права;
- определены основания деления права на отрасли;
- соотнесены отрасли права и отрасли законодательства;
- дана общая характеристика основных отраслей права Республики Беларусь.
Систему права можно представить внутренней структурой права, которая складывается объективным образом как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.
Системное построение права означает, что все правовые нормы находятся между собой в определенной зависимости, связи.
Систему права следует отличать от правовой системы, под которой понимается закономерно связанная целостность устойчивого правосознания, всех правовых норм, форм их выражения (источников) и их реализации, а также правотворческих, правоустановительных и правореализующих процедур, обеспечивающих регулирование общественных отношений по пути прогрессивного их развития.
Структура системы права представлена нормами права, объединенными в институты права, отрасли права. В рамках одной отрасли права также могут быть выделены подотрасли права.
Основаниями деления права на отрасли является предмет и метод правового регулирования.
Предмет правового регулирования – группа качеств однородных общественных отношений, регулируемых правом.
Предмет правового регулирования как критерий деления права на отрасли является основным, так как тот либо иной вид общественных отношений объективно существует и требует правового регулирования.
Метод правового регулирования – это общеустановленные характером общественных отношений (предметом) способы воздействия права на эти общественные отношения.
1. Абдулаев, М.И. Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений / М.И. Абдулаев. – М.: Финансовый контроль, 2004. – 410 с.
2. Корельский, В.М. Теория государства и права / В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Инфра-М, 2002. – 616 с.
3. Дробязко, С.Г. Общая теория права: учеб. пособие для вузов / С.Г. Дробязко, В.С. Козлов. – Минск: Амалфея, 2007. – 480 с.
4. Общая теория государства и права: учебное пособие / Г.А. Василевич [и др.]; под общ. ред. А.Г. Тиковенко. – Минск: Книжный Дом, 2006. – 320 с.
5. О нормативных правовых актах Республики Беларусь [Электронный ресурс]: закон Респ. Беларусь, 10 янв. 2000 г., № 361-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009.
6. Заключение Конституционного Суда Республики Беларусь от 25 марта 1999 года № 3-77/99 [Электронный ресурс] / Система Беларусь. – Режим доступа: http://systemaby.com/docs/bitig/dk-jv4tcr.html. – Дата доступа: 20.11.2016.
7. Морозова, Л.А. Теория государства и права / Л.А. Морозова. – М.: Юристъ, 2002. – 414 с.
8. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. – М.: Белый город, 2006. – 840 с.
9. Аверьянов, А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы / А.Н. Аверьянов – М.: Политиздат, 1985. – 263 с.
10. Черданцев, А.Ф. Теория государства и права: учебник для вузов / А.Ф. Черданцев. – М.: Юрайт-М, 2002. – 432 с.
11. Лазарев, В.В. Общая теория права и государства: учебник / В.В. Лазарев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001. – 520 с.
12. Матузов, Н.И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2004. – 512 с.
13. Нерсесянц, В.С. Общая теория права и государства / В.С. Нерсесянц. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2012. – 560 с.
14. Пугачев, А.Н. Право как системное явление: поиск новых подходов / А.Н. Пугачев // Вестник ВГУ. ‒ 2002. – № 1. – С. 3‒7.
15. Радько, Т.Н. Проблемы теории государства и права: учебник / Т.Н. Радько. – М.: Проспект, 2016. – 600 с.
16. Бошно, С.В. Теория государства и права / С.В. Бошно. – М.: Эксмо, 2007. – 400 с.
17. Давид, Рене. Основные правовые системы современности / Рене Давид, Жоффре-Спинози Камилла. – М.: Международные отношения, 2009. – 456 с.
18. Дмитрук, В.Н. Общая теория государства и права: краткое изложение курса / В.Н. Дмитрук, В.А. Круглов. – Минск: Амалфея, 2006. – 194 с.
19. Общая теория права / А.Ф. Вишневский [и др.]; под общ. ред. В.А. Кучинского. – Минск: Амалфея, 2002. – 656 с.
20. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
21. Гражданский кодекс Республики Беларусь: 7 дек. 1998 г. № 218-З: принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г.: в Кодекс с 9 января 2017 г. изм. и доп. не вносились. – Минск: НЦПИ РБ, 2017. – 656 с.
22. Телятицкая, Т.В. Административное право: ответы на экзаменационные вопросы / Т.В. Телятицкая. – Минск: Тетралит, 2013. – 224 с.
23. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: принят Палатой представителей 17 декабря 2002 г.: одобр. Советом Респ. 2 апреля 2003 г.: текст Кодекса по состоянию на 19 июл. 2016 г. – Минск: Академия МВД, 2016. – 239 с.
24. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: принят Палатой представителей 9 ноября 2006 г.: одобр. Советом Респ. 1 декабря 2006 г.: текст Кодекса по состоянию на 19 июл. 2016 г. – Минск: Академия МВД, 2016. – 155 с.
25. Трудовой кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 8 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г.: текст Кодекса по состоянию на 15 июл. 2015 г. – Минск: Амалфея, 2016. – 312 с.
26. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье: принят Палатой представителей 3 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: текст Кодекса по состоянию на 24 дек. 2015 г. – Минск: НЦПИ РБ, 2015. – 160 с.
27. Уголовный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: текст Кодекса по состоянию на 19 июл. 2016 г. – Минск: НЦПИ РБ, 2016. – 304 с.
28. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 14 декабря 1999 г.: одобр. Советом Респ. 22 декабря 1999 г.: текст Кодекса по состоянию на 9 янв. 2017 г. – Минск: Академия МВД, 2017. – 158 с.
29. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 24 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г.: текст Кодекса по состоянию на 20 апр. 2016 г. – Минск: Академия МВД, 2016. – 343 с.
30. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 10 декабря 1998 г.: одобр. Советом Респ. 18 декабря 1998 г.: текст Кодекса по состоянию на 9 янв. 2017 г. – Минск: Академия МВД, 2017. – 259 с.
31. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 11 ноября 1998 г.: одобр. Советом Респ. 26 ноября 1998 г.: текст Кодекса по состоянию на 9 янв. 2017 г. – Минск: Академия МВД, 2017. – 236 с.