Актуальность данной темы обусловлена тем, что политические права и свободы – важная категория субъективных прав и свобод гражданина. Их вполне правомерно рассматривать как обеспеченную человеку законом и публичной властью возможность участия (как индивидуально, так и коллективно) в социально-политической жизни государства и осуществлении государственной власти. Тем самым преодолевается отчуждение гражданина от государства. Политические права граждан считаются незаменимым условием функционирования всех остальных видов прав, поскольку они составляют органическую базу системы демократии и выступают как ценности, которыми власть обязана ограничивать себя и на которые обязана ориентироваться. При этом политические права принято понимать как главнейшую составляющую гражданского сообщества, правового государства и цивилизации в целом.
Актуально выглядит изучение проблем развития демократии, политической системы страны силами ее личного научного и политического сообщества с целью недопущения бездоказательной оценки со стороны интернационального сообщества, что очень принципиально для поднятия престижа Республики Беларусь на внешнеполитическом пространстве.
Надобность глубочайшего исследования задачи реализации прав и свобод человека и гражданина вызвана, как логикой становления научного знания, так и практическими аспектами. Это не один раз подчеркивалось научным сообществом, расценивающим политические права как главнейшую составляющую становления гражданского общества, правового государства и цивилизации в целом. Значимость и актуальность проблем реализации политических прав непрерывно подчеркивается в СМИ, о ней говорят почти все официальные лица и публичные деятели.
В различные исторические эпохи понятие, содержание и объем политических прав и свобод человека не были одинаковыми. До начала ХХ века, права человека регулировались исключительно внутригосударственным правом. Государства исходили из того, что эти вопросы относятся исключительно к их внутренней юрисдикции. Первоначально международное право не распространяется на эту область. Однако, во время Второй мировой войны отчетливо выявил недостатки такого подхода к регулированию прав и свобод личности. Ее опыт и итоги особенно ярко показали неразрывную связь между поддержанием международного мира и безопасности, и прав человека. Создание и деятельность Организации Объединенных Наций в качестве главного двигателя перехода к международной защите прав человека, катализатором для достижения универсальности, единства и неделимости прав человека, каждого человека, каждой страны и всего мирового сообщества в целом не демонстрируют постоянный интерес к вопросу о правах человека. Именно поэтому права человека и все связанное с их осуществлением, прочно вошел в международный лексикон и стало мерилом зрелости политической системы государства [15].
В современных условиях некоторые основания правового статуса личности, и в определенных аспектах и гражданина (например, относительно избирательного права) существенно определены международным правом, его обычными принципами и нормами.
Термин "политические права" сформирован из слова "политика". Последнее обычно понимается как деятельность государственных органов и государственного управления, отражающего общественный строй и экономическую структуру страны и также деятельности общественных классов, партий и других классовых организаций, общественных группировок, определяемая их интересами и целями. В этом смысле сфера политики присоединяется к отношениям, связанным с государственной системой и правительством страны, отношениями между классами, странами, политическими партиями и другими элементами политической системы.
Таким образом, если отталкиваться из определения политики как специальной сферы общественной жизни, политические права и свободы - те, которые дают людям возможность проявлять себя как независимые и свободные участники политического процесса, и также участвовать во внедрении функций политической системы как часть отдельных групп, объединений, движений [10, с. 833].
В настоящее время важным вопросом является определение природы политических прав. У политических прав, отнесенных к группе "прирожденных", или "позитивных" прав есть особенности, в частности потому что взгляды ученых к вопросу отличаются.
Есть теория октроирования (дарения) политических прав гражданам от государства, согласно которому государственные гарантирует гражданам права и свободы, возлагает на них обязанности, определяет объем как первых, так и вторых, ассигнует со средствами и создает условия к их самой полной реализации. Теория октроированных прав находит выражение в социологическом или марксистском понятии правового статуса индивидуальности [22, с.34].
Проблема обеспечения и защиты политических прав граждан – одна из самых важных и активно обсуждаемых существующих проблем. Укрепление гарантий политических прав граждан – необходимое условие нормального функционирования политической системы, развития государственности. Конституция Республики Беларусь закрепляет обязательство государства и его органов в создании необходимых юридических и организационных условий для реализации политических прав граждан. Конституционные нормы определяют специальное место человека в системе юридических отношений, выдвигают защиту его прав и интересов как принцип, работающий в обществе и государстве [23, с. 153].
Гарантированность – это один из важных конституционно провозглашенных принципов, получивших правовое выражение в различных формах: как общее начало, которое свойственно реализации всего объема прав и свобод личности, так и закрепление конкретных гарантий каждого права и свободы в отдельности. Субъектом, на который, прежде всего, возлагаются гарантии прав и свобод, является государство. Конституция Республики Беларусь прямо не указывает на государство как главный гарант прав и свобод человека, однако эта роль вытекает из ряда статей Конституции республики Беларусь (статья 6, 10, 60 и другие).
Конституцией гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Поэтому важное место в Конституции Республики Беларусь уделено институту гарантий прав и свобод человека и гражданина (статья 2). Под гарантиями прав и свобод личности понимаются правовые условия и средства, которые обеспечивают их фактическую реализацию и надежную охрану и защиту для всех и каждого. В самом общем виде гарантии прав и свобод личности делятся на общесоциальные и юридические гарантии.
На основе проводимого исследования были сделаны следующие выводы.
Политические права и свободы являются инструментом реального осуществления суверенитета народа, власти, принадлежащей ему. Политические права связаны, главным образом, с обладанием гражданством, то есть принадлежат гражданам. Они могут быть реализованы, как индивидуально, так и коллективно, через объединения с другими гражданами.
Политические права и свободы нацелены не на обеспечение автономии человека, а на его проявление как активного участника политического процесса. Ценность этой категории прав состоит в том, что они создают условия для укрепления связей между гражданином, обществом, государством.
Политические права находятся скорее в деталях, урегулированных законодательством Республики Беларусь, они содержатся в статьях 33-40 конституции Республики Беларусь, и также в ряде других нормативных правовых актов. Политические права: право на свободу мнений, верований и их свободного выражения, право на получение, хранения и распространение информации, права на свободу собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, права на свободу ассоциаций, права для участия в решении государственных дел как непосредственно, и через представителей, право выбрать и быть свободно избранными в государственные органы, право для равного доступа к государственной службе, право для обращения к государственным органам.
Республика Беларусь гарантирует реализацию и защиту политических прав. Политические права и механизмы управления, нацеленные на обеспечение реализации политических прав, нормативно закреплены. Такие элементы системы защиты прав граждан как государственная защита прав и свобод человека и гражданина, защиты прав человека органами местного самоуправления, защиты прав общественными объединениями граждан, индивидуальная правовая защита граждан принадлежит механизмам защиты политических прав и свобод в Республике Беларусь.
1 Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Принят Палатой представителей 17 декабря 2002 г.; Одобрен Советом Республики 2 апреля 2003 г.: текст кодекса по состоянию на 1 апреля 2012 г. – Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2012. – 166 с.
2 Уголовный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.; Одобрен Советом Республики 24 июня 1999 г.: текст Кодекса по состоянию на 1 апреля 2012 г. – Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2012. – 343с.
3 Акименко, К.В. Государственно-правовой механизм защиты гражданских прав и свобод человека в Республике Беларусь: теория и практика / К.В. Акименко, Д.М. Демичев. – Минск: Право и экономика, 2008. – 172 с.
4 Акименко, К.В. О совершенствовании законодательства Республики Беларусь в области защиты прав человека / К. Акименко // Юстиция Беларуси. – №4. – 2002. – 512с.
5 Бондарь, Н.С. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе: учебник для вузов / Н.С. Бондарь. – Ростов-на-Дону: РГУ, 1996. – 345с.
6 Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: учебник / Г.А. Василевич. – Мн.: Книжный дом, 2010. – 947с.
7 Гриценко, Е. Международно-правовая основа поощрения и защиты прав человека / E. Гриценко, И. Фисенко // Белорусский журнал международного права и международных отношений. – 2011. – № 3. – 364с..
8 Дмитриев, Ю.А. Институт проблем укрепления законности и правопорядка: учебное пособие / Ю.А. Дмитриев, А.А. Златопольский. – М.: Наука, 1994. – 528с.
9 Кацубо, С.П. Права человека: учебное пособие / И.В. Кучвальская, С.Б. Лугвин. – Мн.: Амалфея. – 2002. – 843с.
10 Кликушин, А.А. Политические права граждан и их генезис в отечественном конституционном законодательстве /А.А. Кликушин // Право и политика. – 2008. – № 4. – 928с.
11 Ковалёв А.А. Международное право: учебник для студентов вузов / А.А. Ковалёв, С.В. Черниченко. – М.: Омега-Л, 2006. – 1332 с.
12 Колосов, Ю.М. Международное право: учебник / Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 1415с.
13 Котляр, И.И. Права человека: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.И. Котляр. – Мн.: Тесей, 2002. – 539с.
14 Лебедев, А.В. Политические права и свободы граждан Российской Федерации: учебное пособие / А.В. Лебедев. – Челябинск: Социум, 2003. – 223 c.
15 Лебединец, И.Н. Международные стандарты в области защиты прав и свобод / И.Н. Лебединец // Электрон. б-ки. – 2011. – URL: http://xim-i.narod.ru/prava.htm. – Дата доступа: 25.11.2011.
16 Минченкова, Ю.Н. Внутригосударственный механизм защиты прав человека (зарубежный и отечественный опыт) / Ю.Н. Минченкова // Белорусский журнал международного права и международных отношений. – 1998. – № 5. – 653с.
17 Нерсесянц, В.С. История политических и правовых учений: учебник для вузов / В.С. Нерсесянц. – М.: АСТ-Пресс,1998. – 834с.
18 Орлова, О.В. Социально-правовой механизм реализации и защиты прав и свобод личности в гражданском обществе / О.В. Орлова // Государство и право. – 2008. – №7. – 651с.
19 Поляков, В.Л. Конституционное право советских граждан на свободу слова / В.Л. Поляков. – Саратов: Изд-во Саратовск. ун-та, 1977. – 124 с.
20 Строгович, М.С. Проблемы советского государства и права в современный период / М.С. Строгович. – М.: «ИНФРА-М», 1969. – 937с.
21 Тимошенко, И.В. Международное право: конспект лекций / И.В. Тимошенко, А.Н. Симонов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 634с.
22 Тихомиров, Ю.А. Российское гуманитарное право: учебное пособие для вузов / Ю.А. Тихомиров. – М.: Изд-во ТГТУ,1998. – 684с.
23 Цыганкова, Л.И. Обеспечение и защита прав человека в Республики Беларусь: проблемы, возможности оптимизации / Л.И. Цыганкова // Веснік ГрДУ імя Янкі Купалы. – 2010 . – № 1. – 834с.
24 Чиркин, В.Е. Конституционное право зарубежных стран: учебник / В.Е. Чиркин. – М.: Юристъ, 2008. – 894с.
25 Шевцова, М.Н. Права человека / М.Н. Шевцова // Сибирский Юридический Вестник. – 1999. – № 4. – 936с.