ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И МЕРЫ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
1.1 Понятие и виды дисциплинарной ответственности
1.2 Понятие и меры дисциплинарной ответственности государственных служащих
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
2.1 Дисциплинарная ответственность судей
2.2 Дисциплинарная ответственность прокурорских работников
2.3 Дисциплинарная ответственность работников таможенных органов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Государственные служащие являются специфической категорией работников. Эта специфика определяется своеобразием деятельности государственных органов, в которых государственные служащие работают. Они выполняют функции государственного органа, возложенные на этот орган государством, решают задачи в экономической, социальной, административно-политической сфере (законодательная, исполнительная и судебная, таможенное и банковское дело и др.). Все действия государственных служащих осуществляются ими от имени государства и по его поручению. В связи с этим к государственным служащим предъявляются особые повышенные требования, устанавливаются ограничения, и в то же время им предоставляются льготы и гарантии в качестве компенсаций за особые требования и ограничения. Государственные служащие, как и всякие работники, обязаны соблюдать дисциплину труда, добросовестно выполнять возложенные на них обязанности. За неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей государственные служащие несут установленную законом ответственность.
Выбранная тема курсовой работы очень актуальна в современном обществе, так как дисциплинарная ответственность государственных служащих Республики Беларусь всегда является одним из действенных средств, обеспечивающих режим законности в функционировании государственного аппарата. О дисциплине в государственных органах написано много статей и в юридической литературе, законодательство о государственной службе постоянно совершенствуется, однако этого недостаточно для того, чтобы использовать меры дисциплинарного воздействия в полной мере.
Дисциплинарная ответственность государственных служащих наступает за проступки, которые совершают лица в процессе исполнения своих должностных обязанностей. Данный институт - это специфическая область юридической ответственности в праве. Несмотря на постоянное развитие действующего законодательства в этом направлении многие вопросы дисциплинарной ответственности государственных служащих требуют правовой регламентации, научного осмысления и практической разработки.
ГЛАВА 1
ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И МЕРЫ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
1.1 Понятие и виды дисциплинарной ответственности
Дисциплинарная ответственность наступает за противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей (дисциплинарный проступок). [16 ст. 197. ]
Трудовое право различает два вида дисциплинарной ответственности: общую и специальную.
Общая дисциплинарная ответственность регламентируется гл. 14 Трудового кодекса Республики Беларусь, правилами внутреннего трудового распорядка организации. По сути, общая дисциплинарная ответственность распространяется на всех работников, независимо от занимаемой должности, вида и характера выполняемой работы, срока действия трудового договора. К мерам общей дисциплинарной ответственности относятся замечание, выговор, увольнение (ст. 198 Трудового кодекса Республики Беларусь). Этот перечень дисциплинарных взысканий является исчерпывающим и не может быть дополнен Правилами внутреннего трудового распорядка.
Сущность дисциплинарной ответственности в целом заключается в том, что она способствует обеспечению трудовой дисциплины, а общей дисциплинарной ответственности – в применении мер дисциплинарных взысканий независимо от статуса работника, предусмотренных частью 1 ст. 198 Трудового кодекса Республики Беларусь.
Специальную дисциплинарную ответственность несут работники с особым характером труда. В соответствии с ч. 2 ст. 198 Трудового кодекса Республики Беларусь для отдельных категорий работников с особым характером труда могут предусматриваться также и другие меры дисциплинарного взыскания. В статье 204 Трудового кодекса Республики Беларусь указано, что особенности дисциплинарной ответственности работников транспорта, таможенной службы и других категорий работников с особым характером труда устанавливаются Правительством Республики Беларусь. Ответственность, установленная уставами и положениями о дисциплине - это специальная дисциплинарная ответственность. Специальная дисциплинарная ответственность может быть установлена и законами, например, о государственной службе, о прокуратуре, указами Президента Республики Беларусь, например, Дисциплинарный устав таможенных органов и др.
ГЛАВА 2
ОСОБЕННОСТИ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫ КАТЕГОРИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
2.1 Дисциплинарная ответственность судей
В системе государственной службы Республики Беларусь особое место занимает судейская служба. Она признается государственной службой согласно действующему белорусскому законодательству.
Основания и порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности судей изложены в Кодексе Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006 г. № 139-З (в редакции Закона Республики Беларусь от 22 декабря 2016 года №13-З). Глава 9 Кодекса предусматривает дисциплинарную ответственность судей судов общей юрисдикции, а глава 10 предусматривает дисциплинарную ответственность судей Конституционного суда Республики Беларусь.
В соответствии со ст. 91 Кодекса судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности:
за нарушение требований законодательства при осуществлении правосудия;
за нарушение Кодекса чести судьи Республики Беларусь;
за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, совершение иного дисциплинарного проступка.
По общему правилу отмена или изменение судебного постановления не влекут за собой ответственности судьи, участвовавшего в вынесении указанного судебного постановления. Исключением являются случаи, когда судьей преднамеренно вынесено незаконное судебное постановление.
Судья может быть подвергнут дисциплинарному взысканию применено не позднее двух месяцев со дня обнаружения дисциплинарного проступка (не считая времени болезни судьи и пребывания в отпуске), но не позднее шести месяцев со дня его совершения, а по результатам проверки, проведенной компетентными органами, – не позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поскольку государственные служащие являются представителями государства и наделены им властными полномочиями, совершение ими проступков, в том числе дисциплинарных, является недопустимым.
Значимость и необходимость такого института, как дисциплинарная ответственность государственных служащих подтверждается особым вниманием главы государства к данной категории работников. Властные полномочия, предоставленные законом государственным служащим, многократно повышают их ответственность перед обществом за достойное выполнение своих обязанностей. Применение дисциплинарной ответственности к государственным служащим направлено на защиту правопорядка, на достижение согласия в обществе. Также дисциплинарная ответственность данной категории работников способствует формированию во всем обществе стойких привычек правомерного поведения и восстановлению справедливости.
В настоящее время государственная служба регламентируется многими нормативными правовыми актами различного уровня, которых насчитывается более 200, исключая ведомственные акты по конкретным вопросам ее осуществления в них.
Наличие большого количества специальных законов в целом является оправданным. Однако в данных видах деятельности имеется много общего, как между собой, так и с иными видами государственной службы: судейской, прокурорской, общегражданской, что соответственно требует и единого законодательного регулирования их общих основ.
В Республике Беларусь отсутствует специальный нормативный правовой акт о дисциплинарной ответственности государственных служащих. Нормы о дисциплинарной ответственности государственных служащих содержатся в Законе о госслужбе. Вместе с тем в отдельных отраслях и сферах государственной деятельности действуют уставы и положения о дисциплине отдельных категорий государственных служащих. Поскольку дисциплинарная ответственность закреплена в достаточно большом количестве нормативных правовых актов, это затрудняет применение дисциплинарных санкций, а порой приводит к неправильному их применению.
1. Вишневский, А.Ф. Обшая теория государства и права / А.Ф.Вишневский, Н.А.Горбаток, В.А.Кучннский. - Минск: Тесей, 1999. - 560 с.
2. Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А. Общая теория государства и права. Минск: Амалфея, 2002. - С. 483.
3. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Служебное право: Учебник для юридических вузов. - М.: Изда-тельско-торговая корпорация "Дашков и К", 2003. - 620 с..
4. Кеник, К.И. Государственная служба (по состоянию на 14.10.2010) / К.И.Кеник // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
5. Кеник, К.И. Государственная служба: совершенствование законодательства продолжается (по состоянию на 11.12.2009) / К.И.Кеник // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017
6. Кеник, К. И. Дисциплинарная ответственность государственных служащих: Проблемы управления/ К. И. Кеник. – Минск: ТетраСистемс, 2005. – 189 с.
7. Кеник, К.И. Правовое регулирование труда государственных служащих / К.И. Кеник. – Минск : Дикта, 2006. – 248 с
8. Кеник, К.И., Подгруша, В.В., Тиковенко, А.Г. Постатейный комментарий к Закону Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» (по состоянию на 15.12.2009) // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017
9. Кодекс о судоустройстве и статусе судей: Кодекс Респ. Беларусь, 29 июня 2006 г., № 139-З (в редакции Закона Республики Беларусь от 22 декабря 2016 г. № 13-З) // ИПС "Эталон-ONLINE" [Электронный ресурс]. - Минск, 2017.
10. Котова, Т.В. Дисциплинарная ответственность: практические аспекты / Т.В. Котова. – 2009. – 112 с.
11. Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации. Правовое регулирование. М.: Юристъ, 1997. - 296 с.
12. О государственной службе в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-З (в редакции Закона Республики Беларусь от 9 января 2017 г. № 14-З) // Эталон-ONLINE" [Электронный ресурс]. - Минск, 2017
13. О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 8 мая 2007 г. № 220-З (в редакции Закона Республики Беларусь от 18 июля 2016 г. № 401-З) // Эталон-ONLINE" [Электронный ресурс]. - Минск, 2017.
14. Об утверждении Дисциплинарного устава таможенных органов Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2011 года №98 (в редакции указа Президента Республики Беларусь от 13.11.2014 г. №530) // Эталон-ONLINE" [Электронный ресурс]. - Минск, 2017.
15. Об утверждении Положения о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 181(в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 24 января 2014 г. № 49) // Эталон-ONLINE" [Электронный ресурс]. - Минск, 2017.
16. Трудовой кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 26 июля 1999 г., № 296-З (в редакции Закона Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 305-З) // Эталон-ONLINE" [Электронный ресурс]. - Минск, 2017.
17. Чуприс, О. И. Проблемы законодательства о государственной службе Республики Беларусь и их разрешение на основе кодификации/ О. И. Чуприс // Право в современном белорусском обществе : сб. науч. тр. Вып. 6 / редкол. : В. И. Семенков (гл. ред.) [и др.] ; Национальный центр законодательства и правовых исследований Респ. Беларусь. – Минск : ОДО «БИЗНЕС ОФСЕТ», 2011. – С. 227–234.
18. Чуприс, О. И. Служба представительных органов как вид государственной службы Республики Беларусь / О. И. Чуприс // Сац.-эканам. і прававыя даслед. – 2010. – № 2. – С. 150–157.
19. Чуприс, О. И. Судейская служба как вид государственной службы Республики Беларусь / О. И. Чуприс // Весн. Выш. Гасп. Суда Рэсп. Беларусь. – 2009. – № 17. – С. 140–148.