ВВЕДЕНИЕ
В последние годы во многих странах мира набирает силу местное самоуправление, которое становиться реальным фактором общественного развития. Значительное распространение получили, в частности, всевозможные объединения граждан по месту жительства, обеспечивающие их прямой доступ к решению текущих проблем данной административно-территориальной единицы, проведение местных референдумов, по наиболее важным вопросам жизни населения. Важную роль в осуществлении местного самоуправления принадлежит органам местного самоуправления, это форма представительной демократии, посредством которой население реализует свою власть, закрепленную на конструкционном уровне. Отмечу, что в начале 80-х годов в европейских странах самоуправление стало одной из самых популярных идей и одним из самых популярных политических лозунгов, что, говорит, о важности данной проблемы.
Местного самоуправления является характерной для всех стран, хотя цивилизованный мир уже накопил значительный практический опыт в решении этих вопросов. В то же время дискуссии о том, как повысить качество деятельности представительных органов власти (муниципальные собрания, советы, комитеты и пр.), соответствующих органов управления (местная администрация), местных референдумов, собраний (сходов граждан, иных форм демократизации принятия управленческих решений), а также органов территориального общественного самоуправления населения, продолжаются.
Сегодня ясно одно: путь к конституционному строю, правовому государству, гражданскому обществу лежит через правильно организованное местное управление и самоуправление. Именно в связи с этим и была выбрана тема курсовой работы «Органы местного самоуправления: понятие, особенности».
Актуальность темы обусловлена так же тем, что поиск и внедрение оптимальной модели местного самоуправления - одна из ключевых проблем развития государственности, способ привлечения граждан к участию в решении общенародных задач.
ГЛАВА 1
ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
С тех пор как существуют государства, людей постоянно волновали вопросы о соотношении местного самоуправления с местным управлением, о роли центральной власти в решении местных задач. Развитие этого вопроса привело к понятию о местном самоуправлении [6, c.3].
Основы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь изложены в разделе 5 Конституции Республики Беларусь «Местное управление и самоуправление», в соответствии с которым местное управление и самоуправление не входит в систему разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении» местное самоуправление определено как форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения, исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.
Местное самоуправление представляет неотъемлемый атрибут демократического, социального, правового государства, является способом привлечения граждан к участию в решении общегосударственных и местных дел, а на этой основе - повышения уровня удовлетворения запросов и потребностей населения [8, c.99]
Высказываются различные точки зрения относительно понятия местного самоуправления: одни авторы утверждают, что оно является частью деятельности государства, другие полагают, что это общественная деятельность граждан в рамках той или иной территории [5, c.741].
Современная юридическая форма понятия местного самоуправления нашла свое закрепление как в международно-правовых актах, так и в национальном законодательстве значительного числа государств.
Наиболее полно понятие и принципы местного самоуправления изложены в Европейской хартии о местном самоуправлении, следование которой является одним из условий вступления в Совет Европы.
ГЛАВА 2
СИСТЕМА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
2.1 Местные советы депутатов
В общем плане право граждан на управление делами общества и государства закреплено в статьях 3 и 37 Конституции Республики Беларусь. Статья 117 Конституции Республики Беларусь содержит положения о том, что местное самоуправление осуществляется через местные Советы депутатов, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и иные формы прямого участия в государственных и общественных делах [10, c.146].
Основным звеном местного самоуправления являются местные Советы депутатов - представительные органы государственной власти на территории соответствующих административно-территориальных единиц. Местные Советы депутатов призваны обеспечивать согласованную деятельность органов территориального общественного самоуправления [5, c.742].
Советы имеют двойственную юридическую природу: они являются, во-первых, представительным государственным органом на соответствующей административно-территориальной единице, во-вторых, основным звеном системы местного самоуправления [11, c.426].
Единую систему местных Советов депутатов в Республике Беларусь составляют сельские, поселковые, городские, районные, областные Советы депутатов. Единство системы местных Советов обеспечивается общностью правовых начал, принципов образования и деятельности, а также задач, которые они призваны решать в интересах населения, социального и экономического развития соответствующей территории.
В Республике Беларусь установлены три территориальных уровня местных Советов:
1. первичный;
2. базовый;
3. областной
Классификация Советов по уровням позволяет в законодательстве более четко определить полномочия Советов, имеющих различное название [5, с. 742].
К первичному территориальному уровню относятся городские (городов районного подчинения), поселковые, сельские Советы [3, ст.2].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный анализ исследованных в курсовой работе вопросов позволяет сделать следующие выводы:
В современных странах централизованное управление делами государства сочетается с местным управлением и самоуправлением. Наиболее полно понятие и принципы местного самоуправления изложены в Европейской хартии о местном самоуправлении, следование которой является одним из условий вступления в Совет Европы.
В соответствии с Хартией под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ими, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.
Согласно ст.1 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», под местным самоуправлением понимается форма организации и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории, для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые им органы социальных, экономических и политических вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.
Можно говорить о том, что органы местного самоуправления часто сочетают в себе функции государственного руководства и общественного самоуправления. Это подтверждается, в частности, наделением органов местного самоуправления обширными властными полномочиями, подкрепляемыми силой государственного принуждения.
Местное самоуправление является важнейшим элементом существования и развития государства, в котором обеспечивается реальное народовластие. Развитие местного самоуправления способствует решению социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения данной административно-территориальной единицы. В силу того, что местное самоуправление является формой организации граждан для решения стоящих перед ним задач, оно способствует приближению власти к населению с учетом существующих местных условий и особенностей. Местное самоуправление является властью, создаваемой населением.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. и 17 окт. 2004 г. – 10-е изд., стер. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. – 62 с.
2. Избирательный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 11 февраля 2000 г. №370-З: принят Палатой представителей 24 января 2000 г. : одобр. Советом Респ. 31 января 2000 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 4 июня 2015 г. -З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 06.06.2015, 2/2266.
3. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 4 янв. 2010 г. №108-З: с изм. и доп. от 4 января 2016 г. № 348-З ими в силу с 22.01.2012 ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 07.01.2016, 2/2346.
4. Василевич, Г.А. Государственная власть Республики Беларусь (Конституционно-правовой статус). Учебное пособие / Г.А. Василевич - Минск, «БиП - С», 2-изд. доп., 1999 - 248 с.
5. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: учебник / Г.А. Василевич – Мн. : Книжный дом, 2010 - 768 с.
6. Гавриленко, В.Г. Местное управление и самоуправление / В.Г. Гавриленко – Мн. : Право и экономика, 2005. - 163 с.
7. Гавриленко В.Г. Серия «Энциклопедия права», приложение к журналу «Право и экономика» / В.Г. Гавриленко, Н.И. Ядевич – Мн.: 1998/ - 352 с.
8. Гавриленко, Д.А. Административное право Республики Беларусь : курс лекций / Д.А. Гавриленко, И.И. Мах – Мн. : Дикта, 2004. - 416 с.
9. Демичев, Д.М. Конституционное право: учебное пособие / Д.М. Демичев – Мн. :, Выш. Шк., 2004. - 351 с.
10. Кивель, В.Н. Конституционное право: экспресс курс / В.Н. Кивель – Мн. : Современная шк., 2008. - 168 с.
11. Кодабович, В.А. Конституционное право республики Беларусь / В.А. Кодабович, В.А. Круглов – Мн. : Амалфея, 2007. - 528 с.
12. Кунцевич, К.Н. Конституционное право Республики Беларусь / Кунцевич К.Н. - Могилев: Могилевская областная типография, 2000 - 164 с.
13. Курак, А.И. Конституционное право: курс лекций / А.И. Курак, А.В. Марыснин – Мн. :, Акакдемия управления при Президенте Республики Беларусь, 2010. - 291 с.
14. Курак, А.И. Конституционное право Республики Беларусь. Практикум: учебное пособие / А.И. Курак, А.А. Подупейко, Министерство Внутренних Дел Республики Беларусь, Академия МВД - Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 2007. - 280 с.
15. Масловская, Т.С. Конституционное право Республики Беларусь: ответы на экзаменац. вопр. / Т.С. Масловская. - 3-е изд., перераб. Мн. : ТетраСистемс, 2009. - 224 с.
16. Европейская хартия о местном самоуправлении // Весн. Канстытуц. Суда Рэсп. Беларусь. – 2003. - №2. – С.76-81.