ВВЕДЕНИЕ
В условиях глубоких общественно-политических, социально-экономических и государственно-правовых преобразований, которые происходят в Республике Беларусь, перестраивается также исполнительная власть и система органов ее осуществляющих, которые по-прежнему выполняют огромный объем работы в сфере государственного управления. В связи с этим изучение проблем функционирования исполнительной власти и государственного управления в Республике Беларусь приобретает новое значение. Актуальность вопроса обусловлена той исключительно важной ролью, которую призваны выполнять государственные органы благодаря своему специфическому функциональному предназначению.
В современных условиях чрезвычайно важны в научном и практическом плане исследования как понятия «государственное управлении» и «исполнительная власть» соотносятся друг с другом, каковы их общие признаки и каковы различия.
Целью курсового исследования является характеристика понятия государственного управления и исполнительной власти, их соотношения.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- дать понятие государственного управления и выявить его признаки;
- охарактеризовать понятие и признаки исполнительной власти
- рассмотреть Правительство Республики Беларусь как высший исполнительный орган;
- соотнести понятия «государственное управление» и «исполнительная власть».
Объект исследования курсовой работы – это общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления и реализации государством исполнительной власти.
ГЛАВА 1.
ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Управление – это целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления. В качестве объекта управления выступают различные явления и процессы: человек, коллектив, социальная общность, механизмы, технологические процессы, аппараты. Управление как процесс воздействия субъекта на объект управления немыслимо без системы управления (институтов управления), под которой, как правило, понимается механизм, обеспечивающий процесс управления, т.е. множество взаимосвязанных элементов, функционирующих согласованно и целенаправленно [1, с. 23].
Субъект управления – это всегда человек либо коллектив людей, то есть так называемая администрация.
Выделяют три вида управления:
- механическое – управление технологическими процессами;
- биологическое – управление процессами жизнедеятельности живых организмов;
- социальное – управление людьми, организациями, общественными процессами [2, с. 8].
Непосредственной разновидностью социального управления является государственное управление.
Государственное управление содержит объективные и субъективные предпосылки своего осуществления [3, с. 33].
Государственное управление субъективно, так как оно – плод мысли и действий людей (государственных служащих, должностных лиц) [1, с. 27].
Необходимость государственного управления в обществе и государстве вызвана теми же причинами, которые породили само государство и создание органов государственного управления. Наиболее общая причина возникновения государственного управления – необходимость регулирования отношений в коллективе и обществе [4, с. 9].
ГЛАВА 2.
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
2.1 Исполнительная власть: понятие и признаки
В ст. 6 Конституции Республики Беларусь закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную [11].
Если понимать под государственной властью совокупность полномочий, которые осуществляются специальными государственными субъектами, то разграничение, разделение полномочий между ними и, главным образом, между органами государства – достаточно естественный процесс, который способствует улучшению рациональной организации управления делами государства и общества в целом.
Разделение властей не отменяет взаимодействия всех трех ветвей власти, единства государственной политики по принципиальным вопросам, единства действий всех ветвей в русле основных целей и задач государства. С другой стороны, концепция единства государственной власти не исключает размежевание различных органов, выполнение ими различных функций по осуществлению единой государственной власти [4, с. 94]. Следовательно, исполнительную власть можно характеризовать в качестве подсистемы в рамках единой государственной власти.
В соответствии с концепцией разделения властей, исполнительная власть есть самостоятельная и независимая ветвь власти в государстве, обладающая совокупностью полномочий по управлению делами государства, включая полномочия административного нормотворчества, полномочия внешнеполитического характера, полномочия по осуществлению различного рода административного контроля, а иногда и законодательные полномочия, но осуществляют указанные полномочия конкретные государственные органы, а вернее, система государственных органов [7, с. 29].
ГЛАВА 3.
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ» И «ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ»
Как уже было отмечено, разделение властей включает в себя организационно-правовой механизм их полного взаимодействия, взаимных сдержек и противовесов в целях удержания каждой из них своих полномочий и вместе с тем обеспечения независимости от иных властей в тех же пределах. Государственная власть не может принадлежать только одному лицу либо одному государственному органу, так как это создает угрозу установления тоталитарного антидемократического режима. Следовательно, государственная власть должна строиться с непосредственным учетом определенной функционально-компетентной специализации, которая не будет нарушать ее единства.
Мы установили, что исполнительная власть реализуется в форме государственного управления.
На сегодняшний день нет единого мнения относительно соотношения понятий: «исполнительная власть» и «государственное управление». А.Н. Крамник считает, что «исполнительная власть – это понятие более широкое, нежели государственное управление» [10, с. 73].
Д.М. Овсянко, напротив, считает, что «хоть понятия «исполнительная власть» и «государственное управление» достаточно близки, так как исполнительная власть реализуется в виде государственного управления, однако наряду с этим следует учитывать следующее: понятие «государственное управление» – это более широкое понятие в сравнении с понятием «исполнительная власть, так как некоторые управленческие функции наряду со своей главной функцией выполняют и иные органы государственной власти. Так, к примеру, органы судебной власти, помимо осуществления ими правосудия – своей главной функцией, также одновременно при рассмотрении конкретных дел осуществляют контроль за законностью актов органов исполнительной власти и внутреннее управление: руководят деятельностью аппаратов судов и других судебных работников» [21, с. 157].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью курсового исследования являлась характеристика понятия государственного управления и исполнительной власти, их соотношения.
Для достижения данной цели были решены следующие задачи:
- дано понятие государственного управления и выявлены его признаки;
- охарактеризованы понятие и признаки исполнительной власти
- рассмотрено Правительство Республики Беларусь как высший исполнительный орган;
- соотнесены понятия «государственное управление» и «исполнительная власть».
Государственное управление – это властное упорядочивающее воздействие субъекта управления (государства и его специальных органов либо должностных лиц) на объекты управления (общество, граждан и прочее).
Признаки государственного управления:
- это исполнительно-распорядительная деятельность;
- субъекты – это различные органы исполнительной власти;
- полномочия органов государственного управления образуют юрисдикционную деятельность государства;
- носит государственно-властный характер;
- разнообразие организационных форм его функционирования;
- вертикальность системы органов государственного управления.
Исполнительная власть – это одна из ветвей власти в Республике Беларусь, которая состоит в осуществлении деятельности по управлению делами государства и общества.
Признаки исполнительной власти: единство, осуществляется в форме государственного управления, представляет собой систему органов.
1. Административное право / Д.Н. Бахрак [и др.] ; под общ. ред. Д.Н. Бахрак. – 3-е изд., пересмотр. и доп. – М. : Норма, 2008. – 816 с.
2. Мелехин, А.В. Административное право Российской Федерации : курс лекций / А.В. Мелехин. – М., 2009. – 492 с.
3. Атаманчук, Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления / Г.В. Атаманчук. – М. : Юрид. лит., 1990. – 351 с.
4. Чиркин, В.Е. Государственное и муниципальное управление / В.Е. Чиркин. – М. : Юристъ, 2003. – 320 с.
5. Лазарев, Б.М. Компетенция органов управления / М.Б. Лазарев. – М. : Юридич. лит., 1972. – 280 с.
6. Файоль, А. Общее и промышленное управление / А. Файоль. – М., 1992 – 96 с.
7. Дубовицкий, В.Н. Исполнительная власть в Республике Беларусь : понятие и система органов / В.Н.Дубовицкий. – Минск : Белорусская наука, 2006. – 175 с.
8. О Совете Министров Республики Беларусь [Электронный ресурс] : закон Респ. Беларусь, 23 июл. 2008 г., № 424-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.
9. Тихомиров, Ю.А. Курс административного права и процесса / Ю.А. Тихомиров. – М. : Юринформцентр, 1998. – 798 с.
10. Крамник, А.Н. Административное право. Управленческое право : учебное пособие / А.Н. Крамник. – Минск : Тесей, 2008. – 672 с.
11. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2005. – 48 с.
12. Старилов, Ю.Н. Курс общего административного права / Ю.Н.Старилов. – М. : Норма, 2002. -1 ч.
13. Конституция Российской Федерации (с изменениями и дополнениями на 11 апреля 2014 года). – М. : Литера, 2016. – 64 с.
14. Конституция США 1787 года [Электронный ресурс] / Americos.com. – Минск, 2017. – Режим доступа : http://amerikos.com/usa/constitution-s/. – Дата доступа : 21.04.2017.
15. Конституция Японии 1946 года [Электронный ресурс] / Legal.portal. – Минск, 2017. – Режим доступа : http://legalportal.am/download/constitutions/112_ru.pdf. – Дата доступа : 21.04.2017.
16. Крамник, А.Н. Исполнительная власть и государственное управление / А.Н. Крамник // Юстыцыя Беларусі. – 2011. – № 11. – С. 9–11.
17. Василевич, Г.А. Конституционное право : учебное пособие / Г.А. Василевич. – Минск : Регистр, 2012. – 192 с.
18. Аверинцев, С.С. Философский энциклопедический словарь / С.С. Аверинцев. – М. : Сов. энциклопедия, 1989. – 815 с.
19. Административное право : учебное пособие / Л.М. Рябцев [и др.] ; под общ. ред. Л.М. Рябцева. – Минск : Амалфея, 2009. – 432 с.
20. О структуре Совета Министров Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 5 мая 2006 г., № 289 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
21. Овсянко, Д.М. Административное право / Д.М. Овсянко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2000. – 468 с.
22. Козлов, Ю.М. Административное право : учебник / Ю.М. Козлов. – М. : Юристъ, 1999. – 320 с.
23. Битяк, Ю.П. Административное право Украины : учебное пособие / Ю.П. Битяк, Б.В. Зуй. – Харьков : Одиссей, 1999. – 224 с.