Введение
В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного государства признают и гарантируют права и свободы человека и гражданина. Преступность как социально негативное явление не позволяет гражданам чувствовать себя защищенными, что отрицательно сказывается на их правах и свободах.
Уголовно-исполнительная политика государства является частью уголовной политики государства и ставит перед собой задачи по профилактике и борьбе с преступностью. Уголовно-исполнительная система является одним из ключевых субъектов в вопросах предупреждения совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами.
Актуальность темы курсовой работы выявляется в том, что лишение свободы занимает по своей значимости особое положение. Речь идет об изоляции человека от общества, лишении его свободы, ограничении определенных прав, применении принуждения от имени государства за совершенное преступление. Лишение свободы оказывает самое сильное воздействие на осужденного, особенно на лиц, впервые осужденных к лишению свободы, способствует восстановлению социальной справедливости, предупреждению совершения новых преступлений. Помимо этого лишение свободы обладает повышенной репрессивностью, так как сопряжено с возложением на виновного определенных и достаточно серьезных право ограничений: свободного передвижения, возможности выбора вида трудовой деятельности, времени отдыха, общения с близкими и родственниками и так далее.
Целью настоящего исследования является научный анализ положений Уголовного Кодекса Республики Беларусь уголовного наказания в виде лишения свободы.
Приведенная выше цель определяют постановку следующих задач исследования:
- изучить понятие и сущность лишения свободы;
- рассмотреть основания и порядок применения лишения свободы;
- исследовать порядок и условия отбывания лишения свободы.
В работе были использованы следующие методы исследования: наблюдение, сравнение, абстрагирование, анализ и синтез, аналогия, индукция и дедукция, моделирование и другие.
Теоретической основой исследования являются научные труды отечественных и зарубежных ученных. Среди них выделяются Хомич В. М., Журавлев М. П., Додонов В. Н., Дементьев С. Н., Шаргородский М. П., Здравомыслов В. М. и другие.
Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (25 страниц, 20 источников).
1 Понятие и сущность лишения свободы в уголовном праве
Понятие «лишение свободы» не точно отражает содержание данного вида наказания, поскольку лишить, (взять, отобрать) полностью свободы невозможно. Точнее будет – «ограничение свободы». Лишая свободы человека в порядке уголовного наказания, государство ограничивает его действия, причем в разных сферах жизнедеятельности в различной мере, в том числе в разной мере в колониях разного режима – в максимальной степени – в тюрьме, в значительной степени – в исправительных колониях (далее – ИК) общего, строгого и особого режима и в меньшей степени – в колониях-поселениях. При этом имеется в виду, что под воздействием такого правового, законного принуждения преступник будет испытывать страдания, дискомфорт, а это, в свою очередь, должно способствовать достижению стоящих перед уголовным наказанием целей.
В этой связи отметим, что в рамках уголовного наказание в виде лишения свободы последняя ограничивается установлением, во-первых, временного периода, в течение которого осуществляется это ограничение, и, во-вторых, назначением режима ИК, поскольку от сочетания указанных факторов во многом зависят характер и степень ограничений, и соответственно объем кары. Понятие «лишение свободы» анализировали А. Е. Наташев, Ю. А. Минаков, Ю. Д. Соловьев, К. А. Сыч и другие. Предлагались различные варианты определения лишения свободы. Так, Ю. А. Минаков и Ю. Д. Соловьев считают, что оно «состоит в помещении осужденного на определенный срок в специальное учреждение с установленным там режимом и созданной на его основе изоляцией от общества в значительной степени» [1. с. 24]. А. И. Васильев, Д. М. Мурзин и А. В. Маслихин определяют лишение свободы как принудительную изоляцию в специально предназначенном для этого исправительно-трудовом учреждении [2. с. 9]. По мнению М. Д. Шаргородского, лишение свободы – это заключение осужденного на установленный в приговоре срок в специально определенных в законе местах со специальным режимом [3, с. 462]. На взгляд А. И. Зубкова, наказание в виде лишения свободы состоит в помещении осужденного в исправительно-трудовое учреждение, в котором в соответствии с исправительно-трудовым законодательством обеспечиваются их изоляция от общества, постоянный надзор и контроль за их поведением, реализуются ограничения правового статуса осужденных, а также система проводимых в отношении осужденных мероприятий исправительного воздействия [4, с. 37].
В части 3 статьи 57 Уголовного Кодекса Республики Беларусь (далее – УК) [5], законодатель следующим образом решает данный вопрос: «Совершеннолетним лицам отбывание наказания в виде лишения свободы назначается в ИК в условиях поселения, ИК в условиях общего, усиленного, строгого или особого режимов или в тюрьме». На наш взгляд, данная формулировка не совсем удачна. Дело в том, законодательная формулировка не может быть приемлема к колониям-поселениям, условия содержания в которых не дают основания говорить об «изоляции от общества» содержащихся там осужденных, поскольку степень свободы содержащихся там осужденных значительно, на порядок, выше, чем в колониях иных видов. Поэтому мы полагаем, что более точной является следующая формулировка: «лишение свободы заключается в наложении на осужденного правоограничений, предусмотренных условиями содержания и режимом в уголовно-исполнительном учреждении, куда принудительно направляется осужденный в соответствии с приговором суда».
2 Основания и порядок применения лишения свободы
Известно, что под исполнением наказания понимается деятельность уполномоченных органов государства по применению к осужденному установленных законом и вытекающих из приговора правоограничений и лишений.
Отметим, что под органами государства, исполняющими наказания и иные меры уголовной ответственности, понимаются уполномоченные органы и учреждения, обеспечивающие реализацию карательных правоограничений.
В соответствии с законодательством к основным задачам следует отнести исполнение наказаний и иных мер в точном соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства; исправление осужденных в процессе исполнения наказания; предупреждение совершения новых преступлений во время отбывания наказания и совершения преступления со стороны иных граждан.
Рассматривая систему исправительных учреждений (далее – ИУ) Республики Беларусь, необходимо знать, что к ним относятся ИК, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные ИУ. В качестве ИУ могут выступать и следственные изоляторы, но только в отношении осужденных, оставленных в них для работ по хозяйственному обслуживанию.
Из названных выше учреждений ИК являются основным видом в системе ИУ. Они предназначены для отбывания наказания осужденными к лишению свободы, достигшими совершеннолетия. Эти колонии делятся на исправительные колонии-поселения, ИК для лиц, впервые отбывающих наказание в виде лишения свободы, ИК для лиц, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы, и ИК особого режима.
Далее следует отметить, что в ИК как основном виде ИУ содержатся мужчины, осужденные к лишению свободы, с отбыванием наказания в условиях общего, усиленного, строгого режимов. Для отбывания наказания в колонии особого вида режима направляются осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, а также осужденные, которым смертная казнь заменена лишением свободы. Женщины, осужденные к лишению свободы, отбывают наказание в условиях общего и строгого режимов.
В воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные к лишению свободы. В них могут отбывать наказание также осужденные, оставленные в таких колониях после достижения ими совершеннолетия (ст. 132 Уголовно-исполнительного Кодекса Республики Беларусь (далее – УИК)) [11].
Тюрьмы предназначены для отбывания наказания осужденным за особо тяжкие преступления на срок свыше пяти лет, при особо опасном рецидиве, а также осужденные, злостно нарушающие установленный режим содержания в ИК и переведенные в тюрьму, осужденные, которым смертная казнь заменена в порядке помилования пожизненным заключением. Тюрьмы представляют собой единое учреждение с двумя видами режима: общим и строгим.
По данным Департамента исполнения наказания МВД Республики Беларусь на 1 октября 2017 года в местах лишения свободы содержалось 34,4 тысячи человек, что на 0,6% меньше, чем на соответствующую дату 2016 года, в том числе в ИК для взрослых – 28,4 тысяч человек (на 3,5% больше), воспитательной колонии для несовершеннолетних – 279 человек (что соответствует уровню соответствующего периода прошлого года), тюрьмах – 560 человек (на 2% больше), СИЗО – 5,1 тыс. человек (на 18,8% меньше).
3 Порядок и условия отбывания лишения свободы
Правовая природа нарушений порядка и условий отбывания наказания и наступающей за них ответственности основывается на том, что лица, отбывающие наказания в виде лишения свободы, несут обязанности, и пользуются правами, установленными законодательством для граждан, с ограничениями, предусмотренными законодательством для осужденных, а также вытекающих из приговора суда и вида режима. Основанием ответственности осужденного за нарушение требований порядка и условий отбывания наказания в виде лишения свободы является совершенный им проступок. Существует общепризнанное мнение, что в соответствии с полномочиями администрации ИУ осужденный находится в ее подчинении, в связи с чем, их проступки относятся к дисциплинарным [18, с. 10].
Нарушение установленного порядка и условий отбывания наказания, совершаемое осужденным, посягает не на весь правопорядок, а только на ту его часть, которая касается непосредственно правил поведения осужденных и их обязанностей. Поэтому и в определении понятия нарушения в качестве объекта посягательства следует называть не правопорядок вообще, а установленный порядок и условия отбывания наказания в виде лишения свободы [19, с. 281].
В уголовно-исполнительном кодексе Республики Беларусь условия отбывания наказания образуют отдельный институт, в содержание которого входят специфические права осужденных, обусловливающие их жизнедеятельность и поддержание социально полезных связей.
Структуру условий отбывания наказания образуют:
- специфические права осужденных и порядок их реализации;
- комплекс социальных мер, обеспечивающих нормальное функционирование ИУ, охрану жизнедеятельности лиц, лишенных свободы.
Уголовно-исполнительным законодательством установлено положение, согласно которому осужденные, отбывающие наказание в ИК для лиц, впервые отбывающих наказание в виде лишения свободы, и ИК для лиц, ранее отбывающих наказание в виде лишения свободы, содержатся в обычных жилых помещениях (общежитиях). Данные помещения строятся по типовым проектам и отвечают санитарно-гигиеническим требованиям, обеспечивающим нормальную жизнедеятельность человека.
В соответствии с требованиями законодательства лица, содержащиеся в обычных жилых помещениях, могут передвигаться в пределах учреждения. В то же время положения главы 35 Правил Внутреннего Распорядка (далее – ПВР) ИУ устанавливают, что передвижение групп осужденных по территории ИУ (за исключением исправительных колоний-поселений) осуществляется только строем в сопровождении старшего из них или представителя администрации ИУ [20].
Согласно пункту 206 ПВР ИУ в личное время осужденные могут передвигаться в пределах локального участка, а по остальной части территории ИУ – с разрешения администрации ИУ. Выход из локальных участков допускается только в предусмотренное распорядком дня время: для передвижения к месту работы, в столовую, на воспитательные мероприятия в клубе ИУ, для амбулаторного лечения, покупок в магазине. Передвижения осужденных в производственной зоне обусловливается производственной необходимостью.
Заключение
Изложенное позволяет нам сформулировать ряд выводов относительно данной темы.
1. В части 3 статьи 57 УК, законодатель следующим образом решает данный вопрос: «Совершеннолетним лицам отбывание наказания в виде лишения свободы назначается в ИК в условиях поселения, ИК в условиях общего, усиленного, строгого или особого режимов или в тюрьме». На наш взгляд, данная формулировка не совсем удачна. Дело в том, законодательная формулировка не может быть приемлема к колониям-поселениям, условия содержания в которых не дают основания говорить об «изоляции от общества» содержащихся там осужденных, поскольку степень свободы содержащихся там осужденных значительно, на порядок, выше, чем в колониях иных видов. Поэтому мы полагаем, что более точной является следующая формулировка: «лишение свободы заключается в наложении на осужденного правоограничений, предусмотренных условиями содержания и режимом в уголовно-исполнительном учреждении, куда принудительно направляется осужденный в соответствии с приговором суда».
2. Под сущностью наказания в виде лишения свободы необходимо понимать определенное специфическое воздействие уполномоченных на то органов на психику осужденного, осуществляемая способами и в формах, установленных законом, с целью вызвать у него те или иные переживания, как необходимые условия для переоценки имеющихся у него негативных взглядов и установок, и, соответственно, изменения его поведения в дальнейшем в сторону, одобряемую обществом.
3.Оособенности лишения свободы как вида наказания.
1) содержание этого наказания в уголовном и уголовно-исполнительном законах раскрывается через комплекс существенных ограничений и лишений одного из самых ценных благ человека – его свободы. Сущность этого наказания состоит не только в физической изоляции осужденного от общества, но и связанных с ней лишениях и ограничениях других прав и свобод: своды передвижения, выбора места жительства, определения образа жизни, выбора трудовой деятельности и так далее;
2) условия режима отбывания лишения свободы отличаются объемом лишений и ограничений прав осужденного (например, разным количеством краткосрочных и длительных свиданий, посылок, бандеролей, передач, неодинаковым временем по длительности прогулок, возможностями реализовать право на телефонный разговор или выезд за пределы ИУ). Именно в режиме выражается его карательная сторона;
3) исправительный потенциал лишения свободы, как и последующая социальная реабилитация лиц, освободившихся из мест лишения свободы, остаются низкими, что подтверждается стабильно высоким удельным весом осужденных, совершивших преступления в течение первого года после освобождения из мест лишения свободы;
4) оценивая систему наказаний по УК 1999 года в целом, можно сказать, что для периода модернизации национальной системы права она оптимальна и кардинальных изменений не требует, поскольку способна обеспечивать достижение целей уголовной ответственности. Вместе с тем, внутри системы наказаний имеются некоторые деструктивные моменты, которые негативно сказываются на общей картине ее эффективности и гармоничности. Предложенные нами пути их устранения заключаются в уменьшении возмездного характера наказания, усилении его воспитательного воздействия на осужденного, создании дополнительных гарантий индивидуализации наказания.
1. Минаков, Ю. А., Соловьев, Ю. Д. Основные направления совершенствования правового регулирования исполнения наказания в виде лишения свободы / Ю. А. Минаков, Ю. Д. Соловьев // Совершенствование законодательных основ исполнения уголовных наказаний. – М., 1988. – С. 23-29.
2. Васильев, А. И., Мурзин, Д. М., Маслихин, А. В. Конституция СССР и вопросы законодательного регулирования правового положения осужденных к лишению свободы / А. И. Васильев, Д. М. Мурзин, А. В. Маслихин. – Рязань, 1980. – 62 с.
3. Советское уголовное право. Часть общая / Под ред. М. Д. Шаргородского. – М., 1960. – 473 с.
4. Комментарий к Исправительно-трудовому кодексу РСФСР / Под ред. П. Г. Мищенкова. – М.: Вердикт, 1994. – 186 с.
5. Уголовный кодекс Республики Беларусь, 9 июля 1999 г., № 275-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
6. Стручков, Н. А. Уголовная ответственность и ее реализация в борьбе с преступностью / Н. А. Стручков. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1978. – 288 c.
7. Самошин, П. И. Система мер уголовной ответственности по законодательству ГДР / П. И. Самошин. – М.: НИиРИО МВД СССР, 1972. – 62 c.
8. Таганцев, Н. С. Смертная казнь: Сборник статей / Н. С. Таганцев. – С.- Петербург, 1913. – 184 с.
9. Здравомыслов, В. М. Уголовное право. Общая часть / В. М. Здравомыслов. – М., 1999. – 359 с.
10. Дементьев, С. Н. Лишение свободы как мера уголовного наказания / с. Н. Дементьев. – Краснодар, 1977. – 235 с.
11. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь, 16 июля 1999 г., № 295-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
12. О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам усиления мер ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения: Закон Респ. Беларусь, 12 июля 2013 г., 60-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
13. Додонов, В. Н. Сравнительное уголовное право. Общая часть : монография / под общ. и науч. ред. С. П. Щербы. – М., 2009. – 448 с.
14. Уголовное право зарубежных государств. Общая часть / под ред. И. Д. Козочкина. – М., 2001. – 576 с.
15. Научно-практический комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Республики Беларусь / под общ. ред. В. М. Хомича. – Минск, 2012. – 696 с.
16. О назначении судами наказания в виде лишения свободы: Постановление Пленума Верховного Суда Респ. Беларусь, 25 марта 2009 г., № 1 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
17. О мерах по совершенствованию деятельности общих судов Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 10 окт. 2011 г., № 454 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
18. Журавлев, М. П. Правонарушения осужденных к лишению свободы и меры дисциплинарной ответственности / М. П. Журавлев, Г. Л. Аванесов, В. Е. Квашис, А. А. Новиков. – М.: Наука, 1970. – 231 с.
19. Хомич, В. М. Отчет национального эксперта в области применения уголовных санкций / В. М. Хомич // Рекомендации по более широкому применению международных стандартов в области прав человека в процессе отправления правосудия в Республике Беларусь ((Программа разв. ООН (ПРООН)). – Минск: Рэйплац, 2009. – С. 265-292.
20. Об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений: Постановление Министерства Внутренних Дел Респ. Беларусь, 20 окт. 2000 г., № 174 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.