ВВЕДЕНИЕ
Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством музыкальное искусство выполняет важнейшую социальную функцию.
Развитие творческих способностей детей в учебно-воспитательном процессе является важнейшим требованием нового образовательного стандарта. В становлении личности ребенка, в развитии его творческих способностей неоценима роль музыкальной деятельности, при помощи которой ребенок воспринимает окружающий его мир и формируется как творчески мыслящая личность. Музыка, театр, художественная литература, изобразительное искусство, способны воздействовать на душу ребенка, на его эмоциональные и нравственно-духовные переживания, преобразовывать окружающий мир, вести к активному мышлению, приобщать к духовному опыту человечества и выполнять важную социальную и воспитательную функцию.
Существенный вклад в развитие вопросов музыкального обучения и воспитания дошкольников внесли исследования профессора Н.А. Ветлугиной и её учеников (И.Л. Дзержинской, А.И. Катинене, А.И. Вайчене, Л.Н. Комиссаровой, М.А. Медведевой, О.П. Радыновой и др.), в которых велся активный поиск новых форм и методов обучения детей на музыкальных занятиях. Именно поэтому исследование было посвящено актуальной теме художественно-творческого развития дошкольников средствами музыкальной выразительности.
Объект работы – художественно-творческое развитие.
Предмет работы – художественно-творческое развитие дошкольников средствами музыкальной выразительности.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
1.1 Формирование музыкально-творческих способностей
Музыкально - творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом.
Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Б.М.Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой музыкально - творческих способностей являются общие способности. Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: сфере социальных отношений, психомоторной, творческой, художественной, музыкальной сфере, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей.
Психологические составляющие творческой деятельности – это гибкость ума, систематичность и последовательность мышления, диалектичность, готовность к риску и ответственность за принятое решение (Симановский А.Э.) Это можно назвать творческим мышлением. Своеобразие детского творчества заключается также в том, что оно основано на такой ярко выраженной особенности дошкольников, как подражание.
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И СПОСОБЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В МУЗЫКАЛЬНУЮ ШКОЛУ (СТУДИЮ)
2.1 Вопрос привлечения и удержания контингента ДМШ, музыкальных отделений
Задачи музыкальной школы – привить любовь к музыке, развить музыкальные способности детей, сформировать музыкальные эстетические вкусы, вовлечь детей в процесс музицирования, воспитать грамотного слушателя, понимающего серьезную музыку. Выявить наиболее способных и талантливых учащихся и подготовить их к поступлению в высшие музыкальные учебные заведения.
Задач много. Чтобы реализовывать эти задачи, каждый год проходит прием детей в музыкальные школы.
В последние годы наблюдается приток учащихся в музыкальные школы. Этому способствуют передачи и шоу на телевидении, возросшее количество конкурсов разных уровней. Меняется мышление родителей. Приходит понимание, что в ребенка нужно вкладывать время и, как ни странно, деньги. Пусть и не большие, но обучение в музыкальной школе влечет определенные траты – плата за обучение, покупка инструмента, костюмы и фонограммы на выступления и конкурсы (если ребенок дорос в профессиональном плане до такого уровня) [3, c. 67].
Хорошо, если в музыкальной школе организованы подготовительные группы, которые посещают дети дошкольного возраста. Но есть дети, музыкальные способности которых проявляются позже, в школьном возрасте. В этом возрасте возможен прием учащихся на баян, аккордеон, духовые, народные щипковые инструменты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе было рассмотрено и проанализировано художественно-творческое развитие дошкольников средствами музыкальной выразительности.
1. Представлены аспекты формирования музыкально-творческих способностей. Музыкально - творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом.Дошкольное детство - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. Дошкольный возраст - это возраст, когда творческая деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е., увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности.
2.Обозначено понятие о средствах музыкальной выразительности.
Каждое искусство имеет свои приемы и механизмы передачи эмоций, вот и музыка обладает собственным языком. Средства музыкальной выразительности представлены тембром, темпом, ладом, ритмом, размером, регистром, динамикой и мелодией. Кроме того, при анализе музыкального произведения учитываются акцент и пауза, интонация или гармония.
3. Выявлены условия формирования детского музыкального творчества.
Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах.
4. Рассмотрены способы привлечения детей в музыкальную школу.
1. Березина, В.Г. Детство творческой личности. – СПб.: Издательство Буковского, 1994. – 60 с.
2. Бим-Бад, Б.М. Психология и педагогика: Просто о сложном / Б.М. Бим-Бад. – М.: МПСУ, МОДЭК, 2012. – 144 с.
3. Богат, В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). –- Дошкольное воспитание. – 1994. – №1. – С. 17-19.
4. Бордоеская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордоевская. – СПб.: Питер, 2013. – 624 с.
5. Венгер, Н.Ю. Путь к развитию творчества / Н.Ю. Венгер // Дошкольное воспитание. – 1982. – №11. – С. 32-38.
6. Веракса, Н.Е., Диалектическое мышление и творчество / Н.Е. Веракса // Вопросы психологии. – 1990. – №4. – С. 5-9.
7. Ветлугина, Н.А., Музыкальное воспитание в детском саду / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1981. – 234 с.
8. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1968. – 234 с.
9. Вульфов, Б.З. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Б.З. Вульфов. – М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012. – 724 с.
10. Выготский, Л.Н., Воображение и творчество в дошкольном возрасте / Л.Н. Выготский. – СПб.: Союз, 1997. – 92 с.
11. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб, пособие для студ. выш. учеб, заведений / А.Г. Гогоберидзе. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 320 с.
12. Ендовицкая, Т. О развитии творческих способностей / Т.О. Ендовицкая // Дошкольное воспитание. – 1967. – №12. – С. 73-75.
13. Комиссарова, Л.Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников / Л.Н. Комиссарова, Э.П. Костина. – М.: Просвещение, 1986. – 141 с.
14. Крылов, Е. Школа творческой личности / Е. Крылов // Дошкольное воспитание. – 1992. – № 7,8. – C. 11-20.
15. Кудрявцев, В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. – 1995. – № 9. – С. 52-59, № 10. – С. 62-69.
16. Кукушкина, В.С. Педагогические технологии: учеб.пособие / Под общ.ред. В. С. Кукушина. – Ростов-на-Дону: ИКЦ «МарТ», 2014. – 336 с.
17. Лобанова, О. Активизация интонационно-речевого опыта дошкольника как условие формирования эмоциональной отзывчивости на музыку / О. Лобанова // Дошкольное воспитание. –1997. – № 4. – С. 68-73.
18. Левин, В.А., Воспитание творчества / В.А. Левин. – Томск: Пеленг, 1993. – 56 с.
19. Ливанский, В.М. О методической работе в школе: учеб.пособие / В.М Ливанский . – М.: Пресс, 2014. – 160 с.
20. Лук, А.Н., Психология творчества / А.Н. Лук. – Наука, 1978. – 125 с.
21. Малахова, Л.В Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста: учеб.пособие / Л.В. Малахова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 85 с.
22. Методика музыкального воспитания в детском саду / под. Ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1982. – 311 с.
23. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования: Учебное пособие для студ. высших учебных заведений / Р.В. Овчарова. – М.: ИЦ Академия, 2014. – 448 с.
24. Павленко, Н.Н. Психология и педагогика: Учебное пособие / Н.Н. Павленко. – М.: Кно Рус, 2012. – 496 с.
25. Радынова, О. Слушаем музыку / О. Радынова. – M., 2000. – 212 с.
26. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие / В.А. Сластенин. – М.: Школа-Пресс, 2013. – 512 с.
27. Смирнов М. А. Эмоциональный мир музыки: учебное пособие. – М.: Школа-Пресс, 2013. – 314 с.
28. Тарасова, К.В., Кузьмин В.Е., Исаева И.Е. Диагностика музыкальной одарённости детей дошкольного возраста / К. В. Тарасова. – М., 2004. – 243 с.
29. Халабузарь, П. Методика музыкального воспитания / П. Халабузарь. – М.: Просвещение, 1989. – 276 с.
30. Холопова В.Н Музыка как вид искусств: учебное пособие. – Спб., 2000. – 161 с.