Введение
Современная индустрия туризма - одна из наиболее быстро прогрессирующих отраслей мирового хозяйства и рассматривается и как самостоятельный вид экономической деятельности, и как межотраслевой комплекс.
На сегодняшний день туризм стал явлением, которое вошло в повседневную жизнь почти трети населения планеты. Более того, в начале XXI в. туризм по объемам дохода справедливо занял третье место среди ведущих отраслей мировой экономики. По результатам 2015 года, туристическая отрасль образовала 12% мирового внутреннего продукта и поглотила более 11% расходов потребителей.
Во многих странах и регионах туризм является основным источником доходов. По численности работников индустрия туризма также стала одной из крупнейших в мире - в ней занято свыше 260 млн. чел., То есть каждый 10-й работающий. Туризм является весомый источник создания рабочих мест, и, по прогнозам, в течение следующих пяти лет в мире будет создаваться 2500 новых рабочих мест ежедневно. Это одна из немногих отраслей экономики, где привлечение новых технологий не приводит к сокращению работающего персонала.
Это имеет важное значение, поскольку, поглощая больше рабочей силы, туризм уменьшает социальную напряженность в обществе. Кроме того, мировой опыт показывает, что индустрию туризма можно развивать и в период экономических кризисов, что имеет важное значение для стран Восточной Европы. Затраты на создание одного рабочего места здесь в 20 раз меньше, чем в промышленности, а оборачиваемость инвестиционного капитала в 4 раза выше, чем в других отраслях хозяйства. Примером могут служить такие страны, как Аргентина, Бразилия, Мексика, Египет, Тунис, Перу и другие развивающиеся страны.
Раздел 1.Теоретические аспекты интегрированного влияния туризма на экономику развивающихся стран
1.1 Факторы развития туризма
Туризм как сфера хозяйственной деятельности имеет огромное значение и ряд характерных особенностей. Туризм служит интересам человека, общества в целом и является источником доходов, как на микро, так и на макроэкономическом уровнях. Туризм становится одним из основных факторов создания дополнительных рабочих мест, ускоряет развитие дорожного и гостиничного строительства, стимулирует производство всех видов транспортных средств, способствует сохранению народных промыслов и национальной культуры регионов и стран. По прогнозам Всемирной туристской организации, число туристских прибытий к 2020 г. составит 1,6 млрд. человек, мировые доходы от туризма в 2020 г. возрастут до 2 трлн. долл. [1, с.88].
Туризм - очень многогранно развитая отрасль хозяйства, являющаяся одной из главных составляющих дохода в некоторых странах, влияющая на развитие их экономики и мирового сотрудничества.
Наличие благоприятных факторов приводит к лидерству отдельных регионов и стран в мировом туризме, а нежелательные факторы снижают туристский поток.
Основные факторы, влияющие на развитие туризма, разделяют на две группы:
-статичные, имеющие неизменное во времени значение. В эту группу в первую очередь входит рекреационно-ресурсный потенциал территории, выражающийся в количестве и качестве природных и культурно-исторических ресурсов;
Раздел 2. Основные экономические показатели и тенденции туристической отрасли в развивающихся странах
2.1 Система экономических показателей туристической отрасли
Туризм оказывает прямое и косвенное влияние на экономику страны. Прямое воздействие выражается в виде увеличения дохода страны за счет прямых расходов туристов. Потраченные денежные средства туриста, или же расходы туриста, вкладываются в индустрию (инфраструктуру) страны, обеспечивая тем самым занятость населения, пополнение бюджета налогами, иными словами, увеличение дохода не только туристских организаций, но принимающей страны в целом. В связи с этим образуется некая цепочка "расходы - доходы - расходы - ...", когда расходы туристов становятся доходами туристских организаций, которые, в свою очередь, часть своего дохода превращают в расход и т.д.
Особое внимание уделяется косвенному воздействию туризма на экономику страны ("эффект мультипликатора"). Суть этого влияния состоит в том, что туризм стимулирует развитие других (смежных) отраслей экономики. Туристская индустрия в своей деятельности пользуется услугами банков, аэропортов, вокзалов, страховых компаний и других предприятий, внося свою некую часть денежных средств в их развитие. В итоге, чем больше этих денежных средств будет потрачено в пределах страны и останется на ее развитие, тем выше "эффект мультипликатора". И наоборот, чем меньше доля дохода будет потрачена в пределах страны и больше товаров и услуг импортировано из других стран, тем "эффект мультипликатора" ниже [18, с.54].
В связи с этим, определим предприятия, которые имеют прямое и косвенное отношение к туризму (рисунок 2.1).
Заключение
По результатам проведенного исследования поставленная цель реализована, задачи выполнены и, можно сделать выводы:
1. Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые. Экономическое развитие туризма характеризуется впечатляющими данными по мировому экономическому рынку. Они показывают, что туризм является самой динамично развивающейся отраслью во многих странах мира и что его роль в мировой экономике непрерывно растет.
2. Туризм – как вид социально-культурной деятельности и как индустрия, производящая услуги, необходимые для удовлетворения потребностей, возникающих в процессе путешествий, представляет собой важнейшую сферу экономики, дальнейшее развитие и совершенствование которой будет способствовать увеличению доходов государства.
3. Для развивающихся стран увеличение туристических потоков несет в себе следующие факторы-возможности: экономический рост и социальный прогресс привели к расширению объема не только деловых поездок, но и поездок с познавательными целями; совершенствование всех видов транспорта удешевило поездки, сделало их возможными для многих слоев населения; увеличение числа наемных рабочих и служащих в экономически развитых странах и повышение их материального и культурного уровня
1. Александрова, А.Ю. Международный туризм / А.Ю. Александрова. – М.: Гардарики, 2002. – 337 с.
2. Александрова, А.Ю. Международный туризм: Учебное пособие для вузов/ А.Ю. Александрова. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 150 с.
3. Балабанов, И.Т. Экономика туризма / И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 290 с.
4. Волков, Ю.Ф. Гостиничный и туристический бизнес /Ю.Ф. Волков. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 637 с.
5. Гельман, В.Я. Статистика туризма: учебник / В.Я. Гельман. - М.: Академия, 2015. - 336 с.
6. Гуляев В.Г., Селиванов И.А. Туризм: экономика, управление, устойчивое развитие: учебник / Российская международная академия туризма. - М.: Советский спорт, 2008. - 280 с.
7. Драчева Е.Л. Экономика и организация туризма: учебное пособие./ Е.Л. Драчева, Ю.В. Забаев, Д.К. Исмаев и др. - М.: Кнорус, 2010. - 576 с.
8. Дурович, А.П. Организация туризма / А.П. Дурович. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с.
9. Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 200 с.
10. Зорин, И.В., Туризм как вид деятельности / И.В. Зорин, Т.П. Каверина, В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 288 с.
11. Квартальнов В.А. Теория и практика туризма: учебник. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 672 с.
12. Кейнс Джон Мейнард. Общая теория занятости, процента и денег. Избранное / вступ. статья Н.А. Макаше- вой. - М.: Эксмо, 2007. - 960 с.
13. Международный туризм: новый рекорд в 2015 году / Вести Экономика. – Режим доступа: http://www.vestifinance.ru/articles/66427 (дата доступа: 18.12.2016).
14. Морозов М.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме: учебник для студентов. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 288 с.
Скороходов А.В. Международный туризм: учеб. пособие. - М.: Инфа - М, 2007. -321 с.
15. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Туризм и туристические ресурсы в Республике Беларусь. - Минск, 2016. URL: http://belstat.gov.by/bgd/public_compilation?id=413 (дата обращения: 08.01.2017)
16. Новиков, В.С. Инновации в туризме / В.С. Новиков. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 203 с.
17. Новиков, В.С. Инновации в туризме: учеб. пособие / В.С. Новиков. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2010. - 207 с.
18. Папирян Г.А. Международные экономические отношения: экономика туризма. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 208 с.
19. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика; пер с англ. - М.: "Издательство БИНОМ", 1997. - 800 с.
20. Сенин, В.С. Организация международного туризма / В.С. Сенин: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 400 с.
21. Харрод Р. Классики кейнсианства. В 2 т. Т. 1: К теории экономической динамики. - М.: Экономика, 1997. - 416 с.
22. Черевичко, Т.В. Экономика туризма: учеб. пособие / Т.В. Черевичко. - М.: Дашков и Ко, 2010. - 364 с.
23. Экономика и организация туризма: международный туризм: учеб. пособие / Е.Л. Драчева [и др.]. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: КноРус, 2010. - 565 с.