Введение
Раздел 1. Фестиваль в системе культурной политики Республики Беларусь
1.1. Понятие «фестиваль» и его структура
1.2. Методика организации и проведения фестиваля
1.3. Особенности организации фестивального движения в Республике Беларусь
Раздел 2. Международный фестиваль искусств «Славянский базар» в системе международного сотрудничества
2.1 Проблемы изучения воплощения замысла фестиваля «Славянский базар»
2.2 История фестиваля «Славянский базар»
2.3 Проекты фестиваля «Славянский базар»
2.4 Значение фестиваля «Славянский базар» в укреплении международных культурных связей Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время наиболее актуальными становятся синтетические формы художественной практики, в числе которых одно из лидирующих положений сегодня занимает фестиваль современного искусства. Активизация фестивального движения на современном этапе развития общества обусловлена способностью этой инновационной форм репрезентации искусства осуществлять глобальное воздействие и массовую коммуникацию посредством языка искусства.
Проведение международных фестивалей искусств способствует не только обмену опытом между художниками и кураторами, но и позволяет осуществлять диалог и интеграцию различных культур в едином художественном процессе. Острая социальная проблематика, неограниченность заявленных тем, осуществление международного диалога, демонстрация самобытности регионального искусства, чуткое реагирование на появление новых технологий в искусстве, и взаимодействие различных видов искусств в едином художественном пространстве, - аспекты, присущие фестивалю искусств как художественному явлению.
1990 год стал переломным этапом не только в экономической, политической, но и в культурной жизни страны. В этот период начинается обновление фестивальной деятельности, происходит расширение культурных границ, взаимоотношений со странами Запанной Европы. Стало возможным проведение международных фестивалей и выезда белорусов на международные конкурсы. Фестивальная деятельность стал рассматриваться как перспективное направление государственной культурной политики, которая координируется Министерством культуры Республики Беларусь.
Каждый год в Беларуси много ярких, интересных и запоминающихся фестивалей – международных, республиканских, городских, районных. Беларусь стала одним из центров мирового фестивального движения.
Раздел 1. Фестиваль в системе культурной политики Республики Беларусь
1.1 Понятие «фестиваль» и его структура
Развитие культуры независимой Беларуси знаменуется бурным всплеском фестивального движения. Фестивальное движение – это объединение творческих сил и интересов в данной области искусства. В отечественной литературе до середины 90-х годов XX века фестиваль понимался как форма демонстрации творческих достижений в определённом виде и жанре искусства.
В конце XX-начале XXI века фестивальная деятельность вышла за граница собственно сферы художественного творчества, расширила своё социально-культурное пространство, нашла применение в смежных областях – науке (фестивали науки), экономике (фестивали-ярмарки, фестивали рекламы), естествознании (экологические фестивали), образовании (фестивали образовательных технологий), спорте (фестиваль хоккея, бега).
Современный исследователь Л.П. Сивурова даёт более глубокую трактовку данного понятия: фестиваль – общественно-культурная художественная акция, которая выражает культурные интересы социально общности, отражает уровень развития видов и жанров профессионального и любительского искусства, характеризуется комплексным решением художественно-эстетических, социально-педагогических и других задач [21, с. 83].
Фестиваль творчества – это массовое празднество, смотр достижений профессионального и самодеятельного художественного творчества. Многогранность этого социокультурного явления дает основание рассматривать его в одном блоке с такими формами, как праздник, конкурс, представление и пр.
Раздел 2. Международный фестиваль искусств «Славянский базар» в системе международного сотрудничества
2.1 Проблемы изучения воплощения замысла фестиваля «Славянский базар»
Главный источник по изучению истории и современности Межднародного фестиваля искусств «Славянский базар» - периодическая печать. На страницах белорусских и зарубежных изданий педставлено множество материалов по истории и развитию фестивального движения. Особенно, в период с июня по август во время подготовки, проведения и подведения итогов. «Газеты Народное слово», «Віцьбчы», «Віцебскі рабочы», «Белорусская деловая газета», «Комсомольская правда», «Беларусь сегодня», «Культура» и др. освещают события фестивальной жизни.
Посмотреть на фестиваль с позиции влияния на развитие города помогает интервью, опубликованное в журнале «Директор». Несмотря на то, что интервью с была опубликована в 2010 году, актуальность рассмотренной темы не теряется по сей день. Главная мысль, которую пытался донести М. Мешко, директора КУП «Капитальное строительство города Мешко»: «Фестиваль «Славянский база» придал мощный импульс развитию города» [24, с. 10].
Истории и развитию Славянского базара посвящена статья «Славянского базара» синеет василек» [10]. Автор рассматривает особенности последних фестивальных лет, сложности и перипетии творческого пути, становление его как самого масштабного международного культурного проекта. Беларусь, будучи инициатором проекта, стала первой страной, ставшей на путь восстановления культурных связей, потерянных после распада СССР.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время в Республике Беларусь, как и в мире в целом фестивальное движение развивается и расширяется. Фестиваль становится частью жизни не только столиц, но и малых городов и посёлков. Как одна из форм культурной деятельности, фестивали выявляют таланты и дают возможность творческого роста в условиях наиболее благоприятного профессионального общения, формируют культурный образ территории и делают её «видимой», оказывают позитивное влияние на экономику и объединяют различные социальные группы для участия в культурной жизни местного сообщества.
Фестиваль «Славянский базар в Витебске» можно назвать одним из наиболее интересных явлений международных культурных связей на рубеже веков. Его развитие и постоянно увеличивающийся объем деятельности, расширение географии связано не только с формированием новых коммуникативных процессов и обновлением видов зрелищного общения в структуре современной городской культуры, но и с глобальными политическими изменениями. Бренд фестиваля сегодня стал знаком качества для зрителя, надежным критерием вкуса и мастерства. Сила бренда «Славянский базар в Витебске» своеобразно стимулирует как артистов, людей творчества, так и самого зрителя, задавая реальный темп их дальнейшему творческому развитию.
С первого концерта и в течение следующих двадцати лет фестиваль переживал как взлеты, так и падения. Смена концепций, финансовая нестабильность и другие трудности не стали помехой на пути поиска новых форм налаживания культурного диалога между славянскими народами. Позднее к участию в фестивале присоединились и страны Западной и Центральной Европы. Однако, несмотря на все сложности, и политическую обстановку в соседних государствах, фестиваль всегда поддерживал свой слоган: «Через искусство – к миру и взаимопониманию».
1. Бунцевич, Н.Е. Фестивальное движение / Н.Е. Бунцевич // Культура Беларуси: 20 лет развития (1991–2011): [монография] / С.П. Винокурова [и др.]; науч. ред. И. И. Крюк. – Мн: Институт культуры Беларуси, 2012. – 327 с.
2. Волчук, С. Площадка праздника / С. Волчук // Праздник. – 2006. – №5. – C. 16-19.
3. Галуцкий, Г.М. Экономика культуры: учеб. пособие / Г.М. Галуцкий. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 177 с.
4. Гойхман, О. Я. Организация и проведение мероприятий / О.Я. Гойхман. – М.: ИНФРА – М, 2008. – 119 с.
5. Жукова, О.М. Фестиваль как специфическая разновидность художественного пространства / О.М. Жукова // Искусство и культура. – 2014. – №3 (15). – С. 6-12.
6. Жукова, О.М. Функции художественного фестиваля как важнейший аспект изучения белорусского фестивального движения / О.М. Жукова // Искусство и культура. – 2015. – № 2 (18). – С. 24-29.
7. Кириллова, Н.Б. Фестиваль как феномен // Н.Б.Кириллова // Медиакультура: от модерна к постмодерну. – [2-е изд.]. – М.: Академический Проект, 2006. – 411 с.
8. Козлова, Т.В. Современные технологии организации массовых мероприятий: учебно – методическое пособие/ Т.В. Козлова. – М.: АПРИКТ, 2006. – 171 с.
9. Коменский, Я.А., Локк, Д., Руссо, Ж.Ж., Песталоцци, И.Г. Педагогическое наследие. – М.: Педагогика,1987. – 416 с.
10. Котлярова, Ж. «Славянского базара» синеет василек / Ж. Котлярова // Беларуская думка. – 2014. – №4. – С. 36-40.
11. Мазуро, О.Е. Международный фестиваль искусств «Славянский база в Витебске -2002» на страницах периодической печати (июль-август 2002 г.): опыт, проблемы, перспективы // Па праблемах культуры і мастацтва. – 2002. – Вып.3. – С. 19-29
12. Международный фестиваль «Славянский базар» / под ред. А. Шульмана. – Витебск, 2011. – 110 с.
13. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. – Москва: Рус. яз., 1989. – 750 с.
14. Паксина, Е.Б. Социокультурные функции фестиваля искусств / Паксина Е.Б. // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №1-1. – С. 25-33.
15. Пряничникова, Т.В. Коммуникативное пространство праздника / Т.В. Пряничникова // Культура XXI века: Материалы науч. конф., Самара, 30-31 мая 2006 г – Самара: СГАКИ, 2006. – Ч.1. – С. 137–140.
16. Программа фестиваля «Славянский базар’96». – Витебск, 1996.
17. Резникова, Е.И. Фестиваль искусств как синтетическое художественное пространство: автореф. дис. …канд. искусствоведения: 17.00.09 / Е.И. Резникова; Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. – Спб., 2005. – 26 с.
18. Рыжкова, З.П. Фестиваль как форма коммуникации: Результаты культурного проекта, поддержанного региональной администрацией // Справочник руководителя учреждения культуры. – М., 2003. – № 6. – С. 88-96.
19. Славянский базар=Sjavonic bazaar / под ред. Л.А. Крушинская. – Минск: БЕЛТА, 2005. – 210 с.
20. Славянский базар» стал катализатором развития города / Директор. – 2010. – №12. – С. 10-12.
21. Cлавянский базар. История. // Все о шоу-бизнесе в Беларуси [Электронный ресурс].– 2010. – Режим доступа: http://news.show-biz.by/artpage/slavyanskii-bazar/biography – Дата доступа: 24.09.2016.
22. Тульчинский, Г.Л., Шекова, Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: учеб.пособие / Г.Л. Тульчинский, Е.Л. Шекова. – СПб.: Лань, 2003. – 528 с.
23. Шашэнька Н.А. Фестывальны Рух ў Беларусi // Мастацкая i музыкальная адукацыя. – 2013. – №6. – С. 52-58
24. Широкова, Е.А. Музыкальный фестиваль в диалоге культур: автореф.…кандидата культурологи: 24.00.01/ Е. А. Широкова – Спб., 2013. – 24 с.