Введение
Туризм – одна из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития.
В последние годы в современном обществе все более усиливается значение такого вида туризма, как спортивный. Этому способствуют рост доходов населения, увеличение количества свободного времени, престижность данного вида отдыха и другие факторы.
Многие люди предпочитают все время находиться в движении, поэтому выбирают активный вид отдыха. Спортивный туризм – это путешествие, основанное на активном передвижении по какому-либо маршруту с большими физическими нагрузками. Такие маршруты бывают разной степени сложности. Путешествия могут осуществляться на велосипеде, верхом на лошадях, пешком, на лыжах и пр.
Европа была и остается самой притягательной для туризма частью света. А также регионом с самыми высокими стандартами в сфере обслуживания.
Актуальность выбранной темы курсовой работы подчеркивается интенсивным развитием спортивного туризма в странах Европы.
Целью работы является изучение состояния и определение перспектив развития спортивного туризма в странах Европы.
Объект исследования – спортивный туризм в странах Европы.
Предмет исследования – современное состояние и перспективы развития спортивного туризма в странах Европы.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Раздел 1. Сущность и развитие спортивного туризма
1.1 Понятие и виды спортивного туризма
Под спортивным туризмом понимают вид рекреационно-туристской деятельности по преодолению определенного отрезка земной поверхности, который называется туристским маршрутом [2, с. 16]. При этом В.В. Акуленок под «земной поверхностью» подразумевает не только грунтовую поверхность нашей планеты, но также каменную (горы), водную (реки, водные акватории), а также подземные полости (пещеры) [2, с. 19].
А. Колотуха дает более развернутое определение. По его мнению, спортивный туризм – это вид активной рекреационно-туристской деятельности, осуществляемой в нетронутой или слабоизмененной природной среде, и заключается в прохождении туристских маршрутов с преодолением различных препятствий (перевалов, вершин, порогов, каньонов, пещер, болот и т.п.) различными средствами передвижения с использованием специальных технологий и снаряжения [13, с. 124].
Во время прохождения маршрута преодолеваются разные специфические естественные препятствия. Например, лесные заросли, болота, пустыни – в пешеходном туризме, горные перевалы и вершины – в горном туризме, речные пороги – в водном туризме, пещеры – в спелеологическом туризме и т.п.
В отличие от простых маршрутов, маршруты спортивных туристских походов классифицируются по уровням (категориям) сложности. Эта сложность определяется наличием на маршруте всевозможных препятствий – скал, перевалов, вершин, каньонов, речных порогов и т.п. Спортивный туризм, как правило, является групповым видом деятельности – в состав туристской спортивной команды (группы) входит от 4-х и более туристов-спортсменов [19, c. 22].
Раздел 2. Современное состояние спортивного туризма в странах Европы
2.1 Европейские центры спортивного туризма
Основные европейские центры спортивного туризма распределены неравномерно. Главная причина такого распределения – природные условия.
Главным центром спортивного туризма являются Альпы, привлекающие альпинистов, лыжников и сноубордистов со всей планеты. Альпы просто усеяны горнолыжными базами и частными уютными шале. В Альпах шикарная инфраструктура и около 45 вершин, высота которых достигает 4 км.
Основополагающим фактором развития горнолыжного спорта является соответствие природных условий – необходимо наличие плотного снежного покрова на протяжении нескольких месяцев в году. Также значимыми факторами являются рельеф, высота местности, погодные условия сезона. В связи с этим выделяются следующие места лыжного отдыха в мире: Австрия, Андорра, Франция, Швейцария, Болгария, Италия, Словакия, Турция, Финляндия, Швеция, Норвегия. Менее популярны курорты Германии [19, с. 45].
Австрийские Альпы являются традиционно популярными у любителей этого вида спорта. Наиболее посещаемы курорты трех австрийских провинций: Зальцбурга, Тироля и Каринтии. Кроме того, туристы едут в Форларльберг и Штирию.
Для любителей более теплого климата существуют предложения туров на Мальту и Гибралтар. Эти средиземноморские спорт-курорты предлагают парусный спортивный отдых.
Пешеходный туризм или треккинг относится к категории спортивных путешествий, в некоторых случаях его можно причислить к экологическому туризму.
Заключение
Спортивный туризм – это вид активной рекреационно-туристской деятельности, осуществляемой в нетронутой или слабоизмененной природной среде, и заключается в прохождении туристских маршрутов с преодолением различных препятствий (перевалов, вершин, порогов, каньонов, пещер, болот и т.п.) различными средствами передвижения с использованием специальных технологий и снаряжения.
История спортивного туризма берет свое начало еще с античных времен. В настоящее время спортивный туризм распространен по всему земному шару.
Различают 2 вида спортивного туризма: активный (потребность в занятии каким-либо видом спорта) и пассивный (интерес к виду спорта, наблюдение).
Европейские страны являются признанными лидерами в области спортивного туризма (как активного, так и пассивного).
Активный спортивный туризм в странах Европы обладает следующим особенностями: требует минимальных затрат; представляет собой серьезное спортивное явление, позволяет познакомиться с культурой, насладиться созерцанием удивительных ландшафтов и является комплексным видом отдыха; является эффективным средством экологического воспитания, позволяет изучать краеведение на непосредственной практике. Преследуя спортивные цели, в спортивном туризме присваиваются различные разряды и звания.
В организации пассивного спортивного туризма в европейских странах также прослеживается ряд особенностей: большое количество участников (в среднем около 200-10 000 чел.); основная часть спортивных соревнований, являющихся целью пассивных спортивных туристов, проходят зимой и летом; спортивные поездки имеют ярко выраженную специализацию.
1. Абрамов, В.В. Перспективы развития спортивного туризма в историческом аспекте / В.В. Абрамов // Харьков: Вестник Харьковской национальной академии городского хозяйства. – 2007. – С. 15-19.
2. Акуленок, В.В. Развитие спортивного туризма / В.В. Акуленок. – Мозырь: Белый ветер, 2014. – 266 с.
3. Александрова А.Ю. Международный туризм / А.Ю. Александрова. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 470 с.
4. Алешкина, И.И. Международный туризм / И.И. Алешкина. – Мозырь: Белый ветер, 2015. – 416 с.
5. Бабкин, А.В. Специальные виды туризма / А.В. Бабкин. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 310 с.
6. Биржаков, М.Б. Введение в туризм / М.Б. Биржаков. – СПб: Издательский дом «Невский фонд», 2014. – 544 с.
7. Ваганова, Н.Е. Развитие международного туризма / Н.Е. Ваганова. – Витебск: ВГУ, 2013. – 480 с.
8. Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В., Немытов Д.Н. Туризм и спортивное ориентирование: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.А. Вяткин, Е.В. Сидорчук, Д.Н. Немытов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.
9. Государственная программа развития туризма в Республике Беларусь «Беларусь гостеприимная» на 2016-2020 годы, утв. Постановлением Совета министров Республики Беларусь от 23.03.2016 г. – Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь.
10. Гринкевич, Ю.А., Дыбовский, А.В. Потенциал развития спортивного туризма в Беларуси / Ю.А. Гринкевич, А.В. Дыбовский. // Материалы Института туризма Белорусского государственного университета физической культуры. – 2015. – С. 26-28.
11. Зайцева, Ю.А., Ханин, Н.Е. Перспективы развития событийного спортивного туризма в Республике Беларусь / Ю.А. Зайцева, Н.Е. Ханин. // Вестник БГУ, 2014. – С. 94-96.
12. Европейская Социальная Хартия // Международные акты о правах человека. Сборник документов. – М.: НОРМА, 1998. – 760 с.
13. Колотуха, А. Спортивный туризм как объект географических исследований / А. Колотуха. // Материалы международной конференции. – София, 2014. – С. 124-136.
14. Кулагина, Е.В. Виды туризма / Е.В. Кулагина. – Омск : ОГИС, 2001. – 256 с.
15. Международный туризм в 2015 году вырос на 4,4%. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.planetofhotels.com/blog/pokazateli-mezhdunarodnogo-turizma-2015. – Дата доступа: 22.12.2016.
16. Мечковская, О.А. Интенсивность развития международного туризма в странах Центральной и Восточной Европы в период экономических реформ (1990 – 1998 гг.) / О.А. Мечковская // Вестник БГУ. – 2001. – № 2. – С. 77-83.
17. Милыкова, В.А. Туризм / В.А. Милыкова. – СПб.: Питер, 2013. – 386 с.
18. Молодецкий, А.Е., Евтушенко, О.В. Геополитика и экогеодинамика регионов, А.Е. Молодецкий, О.В. Евтушенко. – Киев, 2014. - Том 10. – Выпуск 2. – С.659-663.
19. Настрин, Л.Л. Развитие спортивного туризма в мире / Л.Л. Настрин. – Мозырь: Белый ветер, 2014. – 254 с.
20. Поликарпов, Д.Д. Международный спортивный туризм как направление развития мировой туристической отрасли / Д.Д. Поликарпов. // География туризма, 2015. – С. 19-26.
21. Проблемные факторы, сдерживающие развитие экспорта туристических услуг в Республике Беларусь. Отчет о научно-исследовательской работе / под рук. А.И. Тарасенок. – Минск, 2014. – 156 с.
22. Сколков, М.М. Факторы развития международного туризма / М.М. Сколков. – Гродно: ГрГУ, 2014. – 450 с.
23. Сулейманов, Ш.А. Состояние международного туризма / Ш.А. Сулейманов. // Материалы V студенческой конференции «Эврика». – 2015. – С. 79-88.
24. Талай, В.А., Пороховская, М.В. Основные направления и перспективы развития туристической отрасли в Республике Беларусь / В.А. Талай, М.В. Пороховская. / Вестник ВГУ им. П.М. Машерова, 2013. – № 5(77). – С. 89-98.
25. Янушкевич, А.Р. Виды международного туризма / А.Р. Янушкевич. // Туризм. – 2015. – № 11. – С. 38-42.
26. Яцкевич, О.А. Виды активного туризма / О.А. Яцкевич. // Гродно: ГрГУ, 2015. – 268 с.
27. Яшков, В.Д. Развитие туризма в странах Европы: начало XIX века / В.Д. Яшков. // Туризм сегодня. – 2015. – № 6. – С. 15-25.