ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время средств массовой информации достаточно много – это телевидение, радио, газеты, журналы, Интернет. У всех этих средств есть свои достоинства и недостатки, свои отличия, приводящие слушателей и рекламодателей к выбору того или иного из них в зависимости от преследуемых ими целей.
В Законе Республики Беларусь «О средствах массовой информации», указывается, что радио обеспечивает «вид средства массовой информации – газета, журнал, бюллетень, радио-, теле-, видео-, кинохроникальная программа, иная совокупность информационных сообщений и (или) материалов (передач), радио-, телепередач, носящих периодический характер и предназначенных для неопределенного круга лиц» [16].
У СМИ в современном обществе особая, важная роль. С их помощью передается информация обо всех сферах жизнедеятельности. СМИ выражают интересы общества, различных социальных групп, отдельных личностей. Их деятельность имеет важные общественно-политические следствия, так как характер информации, адресуемой аудитории, определяет ее отношение к действительности и направление социальных действий.
Актуальность темы курсовой работы «Средства массовой информации в системе МКС» определяется тем, что в современное время существует достаточное количество технических возможностей, которые позволяют средствам массовой информации воздействовать на человека в любом уголке земного шара. Наибольшую распространенность, на наш взгляд, имеют такие СМИ, как радио и печатные издания, поскольку именно они обладают такими свойствами, которые позволяют передавать информацию за рубеж, а благодаря сотрудничеству в сфере культуры, искусства, туризма, многие государства мира ведут информационную деятельность на международном уровне.
Цель работы: рассмотреть основные направлений и форм работы СМИ Республики Беларусь, позволяющих определять их в системе МКС.
Задачи:
1) Рассмотреть эволюцию средств массовой информации.
2) Раскрыть особенности деятельности средств массовой информации в Республике Беларусь.
3) Определить структуру международного радиовещания на примере радиостанции «Беларусь».
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СМИ В СИСТЕМЕ МКС
1.1 Эволюция средств массовой информации
В настоящее время современное информационное пространство предоставляет СМИ широкие возможности. Но так было не всегда, поскольку коммуникация претерпевала постоянные изменения в сторону агрессии и насыщенности.
Как отмечает В.Л. Лоуренс, коммуникация стала «носить некий наступательный характер, провоцируя, таким образом, собеседника. В современной культуре отмечается беспрецедентное влияние аудиовизуальных средств коммуникации: человек существует в пространстве радио, телевидения, мобильной связи, компьютеров и электронной почты, с их помощью познавая мир и общаясь с другими людьми» [22, c. 66].
Современные коммуникационные устройства моментально входят в бытовое пространство и предоставляют пользователю ряд возможностей, делают жизненное пространство облегченным, свободным и независимым. Таким образом, СМИ становятся не просто частью жизни человека, но и формирую свою субкультуру, являются своеобразной «средой обитания информационного общества».
Благодаря СМИ:
– распространяются новости мира;
– стираются расстояния и информация доставляется достаточно быстро пользователю;
– развивается медиарынок.
Подтверждение вышесказанному мы находим в книге К. Бредемайер «Провоцирующая риторика», в которой приведены убедительные факты перспектив развития СМИ: «к концу XX столетия в странах Евросоюза функционировало 450 спутниковых каналов. В мире на рекламу ежегодно расходуется не менее 350 миллиардов долларов официально…» [8, с. 148].
До XX века в систему СМИ входили лишь печатные издания, телевидение и радио. В настоящее время, благодаря интенсивному развитию информационных технологий и трансформации социальной атмосферы в мире, появляется новый элемент (сегмент) медиасреды – интернет СМИ,
ГЛАВА 2
СПЕЦИФИКА РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ СМИ В СИСТЕМЕ МКС
1.1 Международное радиовещания на примере радиостанции «Беларусь»
Радио называют специфическим средством массовой информации, но оно, как и многие СМИ имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества радио над газетами и журналами в том, что его можно слушать постоянно: в машине, и на работе, и дома. На современном этапе выбор радиопрограмм достаточно большой, благодаря чему радо становится популярным в Республике Беларусь.
Специфика радио многих стран, в том числе и в Республике Беларусь, заключается еще и в том, что его можно транслировать не только на всю страну, но на ближайших соседей и дальнее зарубежье. К тому же с появлением интернета и его связями с радио, вообще границы вещания стерты.
В Республике Беларусь регулярное иновещание ведется с 1962 года, когда была создана радиостанция «Беларусь», которая и до этого времени является основным представителей радио, целенаправленно работающим на заграницу. Кроме того, в определенном смысле, к зарубежному вещанию также можно отнести деятельность радиостанции «Мир» [14].
Радио «Беларусь» является структурным подразделением Национальной государственной телерадиокомпании Республики Беларусь.
Позывные Радио «Беларусь» на коротких волнах звучат в международном эфире с 11 мая 1962 года. Первоначально передачи выходили в эфир только на белорусском языке. С 1985 года началось вещание на немецком языке, а в 1998 году радио услышали на русском и английском языках. С 2006 года радио начало вещание на польском языке. С 2010 года в эфир стали выходить программы на французском и испанском языках, с 2012 – на китайском [18].
По данным отчета о деятельности Международного радио «Беларусь» в 2015-2016 г.г., общий объем вещания радио составляет 26 часов в сутки на восьми языках (белорусском, русском, английском, немецком, польском, французском, испанском и китайском). 16 часов вещания через спутники и в FM-диапазоне и 10 часов Интернет-вещания.
Целевая аудитория – люди социально активного возраста, журналисты, представители научных, творческих, деловых кругов, учащаяся молодежь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении можно сделать следующие выводы:
Средства массовой информации представляют собой плацдарм для аккумуляции и распространения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую (массовую) аудиторию и действующее на постоянной основе.
Правовую основу деятельности средств массовой информации в Беларуси составляют Конституция и Закон «О средствах массовой информации» (новый закон о СМИ принят в 2008 году, поправки внесены в 2014 году).
Конституцией Республики Беларусь гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение, запрещается монополизация средств массовой информации и цензура.
Закон «О средствах массовой информации» закрепляет основные принципы деятельности СМИ в Беларуси: достоверность информации, равенство, уважение прав и свобод человека, многообразие мнений, защиту нравственности, соблюдение норм профессиональной этики.
Закон стал основой для введения элементов саморегулирования в медийной сфере Беларуси – с этой целью был создан Общественный координационный совет в сфере массовой информации, включающий представителей СМИ, журналистских организаций, экспертного сообщества.
В Республике Беларусь, как и во всем мире, к СМИ относятся:
- печатные издания (пресса: газеты, журналы),
- электронные СМИ (телевидение, радио, сетевые издания, Интернет).
История СМИ Республики Беларусь тянется с далеких лет, однако, в настоящее время действуют и развиваются печатные и электронные СМИ разных форм собственности и различной тематики.
Особенность деятельности средств массовой информации в Республике Беларусь заключается в информационном поле – в устойчивой совокупности социальных и политических связей и отношений, в которых массовая информация выступает как социальный и политический ресурс, а журналистика и/или СМИ как социальный и политический институт.
В Беларуси по данным Министерства информации на 1 сентября 2017 года издаются 1604 печатных периодических издания, в том числе 728 газет, 832 журнала, 33 бюллетеня, 9 каталогов, 2 альманаха. Более 70 процентов всех зарегистрированных изданий являются негосударственными. Пресса издается
1. Аб культуре ў Рэспублiцы Беларусь. Закон Респ. Беларусь. 4 чэрвеня 1991 г. № 832-XII у рэд. Закона Респ. Беларусь ад 23 красавiка 2014 г. №132-З [Электронный ресурс] // Нац. Правовой Интернет-портал Респ. Беларусь – Минск, 2014 – Режим доступа: http.//www. pravo.by/ main.aspx?guid–3871&p0–V19100832&p2–%7BNRPA%7D. Дата доступа: 11.05.2017
2. Аб дзейнасцi Галоўнай дырэкцыi замежнага вяшчання (радыёстанцыя «Беларусь») Беларускага радыё на прапагандзе беларускай культуры i мастацтва / Н. Гальпяровiч // Беларускае радыё: гiсторыя, сучаснасць, перспектывы развiцця: матэр. рэспубл. навук.-практ. канф. прысвечанай 80-годдзю Беларускага радыё / рэдкал.: С.В. Дубовiк (адк. рэд.) [i iнш.] – Мiнск, 2005. – С. 22.
3. Большая Советская Энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.big-soviet.ru. – Дата доступа: 11.05.2017.
4. Быков, И.А. Интернет как средство политической коммуникации: анализ российского опыта: Дисс. .канд. полит, наук. Санкт-Петербург 2005. – 198 с.
5. Вартанова, Е.Л. Теория СМИ: Актуальные вопросы / Е.Л. Вартанова – М.: МедиаМир, 2009. – 488 с.
6. Глазкова, С. А. Элитарные СМИ: мифологема и реальность / С. А. Глазкова. – СПб.: Профессия, 2006. – С. 33-38.
7. Градюшко, А.А. Сетевая пресса в системе СМИ: Учебно-методический комплекс / А.А. Градюшко. – Минск: ЗАО «Современные знания», 2005. – 144 с.
8. Дмитриев, Е.И. Средства массовой информации в идеологических процессах // Основы идеологии белорусского государства: учеб. пособие для вузов / Под общ. ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – Гл. 7. – С. 147-171.
9. Довнар, Н.Н. СМИ как институт демократического социального правового государства (теоретико-правовой аспект) / Н.Н. Довнар. – Минск: БГУ, 2012. – 223 с.
10. Информационная и психологическая безопасность в СМИ. В 2 т. Т. 1: Телевизионные и рекламные коммуникации / Под ред. А. И. Донцова, Я. Н. Засурского, Л. В. Матвеевой, А. И. Подольского. – М.: Аспект-Пресс, 2002. – 412 c.
11. История белорусского радио [Электронный ресурс] // Первый национальный канал Белорусского радио – Режим доступа: http.//www.radio i. tvr.by. by/o-kanale/istoria-veshchaniyn/istoriya/2. – Дата доступа: 11.05.2017.
12. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента / Н.И. Кабушкин. –11-е изд., испр. – М.: Новое знание, 2009. – 336 с.
13. Киселев, А.Г. Теория и практика массовой информации: учебник / А.Г. Киселев. – М.: КНОРУС, 2009. – С. 12-96.
14. Медиасфера Беларуси. Социологический аспект / под об. ред. В.О. Дашкевича. – Минск: Информационно-аналитический центр при Администрации Президента Республики Беларусь, 2014. – С. 57-68.
15. Назаров, М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований / М.М. Назаров – М.: УРСС 2006 – 311с.
16. О средствах массовой информации: Закон Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. N427-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sovrep.gov.by. – Дата доступа: 11.05.2017.
17. Правдивец, В.В. Информационное поле Республики Беларусь. Структура и подходы к изучению. Формирование и развитие / В.В. Правдивец, Д.Г. Ротман, В.В. Русакевич. – Минск: Зималетто, 2009. – 184 с.
18. Радио «Беларусь» [Электронный ресурс] // Белтелерадиокомпания. – Режим доступа: http://www.tvr.by/radio/radio-belarus4205/ – Дата доступа: 11.05.2017
19. Радио в Интернете: типология и структура сайтов / А. Градюшко // Беларускае радыё: гiсторыя, сучаснасць, перспективы развiцця: матэр. рэспубл. навук.-практ. канф., прысвечанай 80-годдзю Беларускага радыё. / рэдкал.: С.В. Дубовiк – Мiнск, 2011. – С. 23-25.
20. Современная структура Белорусского радио: поиск оптимальной модели / А. Курейчик // Беларускае радыё: гiсторыя, сучаснасць, перспектывы развiцця: матэр. рэсп. навук.-практ. канф., прысвечанай 80-годдзю Беларускага радыё. / рэдкал.: С.В. Дубовiк – Мiнск, 2005. – С. 37-39.
21. Телерадиоэфир. История и современность / под ред. Я.Н. Засурского. – М., 2005. – 239 с.
22. Шарков Ф.И. Теория коммуникаций / Ф.И. Шарков – М., «РиП-холдинг», 2013. – 246 с.
23. Шарков, Ф.И. Истоки и парадигмы исследований социальной коммуникации // Социологические исследования. – №8. – 2011. – 202 с.
24. Шимолин, В.И. У истоков белорусской печати: епархиальные ведомости второй половины XIX – начала XX в. / В.И. Шимолин. – Минск: БГУ, 2010. – 199 с.
25. Электронные СМИ [Электронный ресурс] // Министерство информации Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.mininform.gov.by/rus/smi/elek/. – Дата доступа: 11.05.2017.
26. Ярошевич, Т.Ю. СМИ Беларуси: история, современность, перспективы развития / Т.Ю. Ярошевич [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tammby.narod.ru. – Дата доступа: 11.05.2017.