Ни одна культура, ни одно общество не являются гомогенными (однородными) по своему составу. Чаще всего они представляют собой мозаику различных этнических культур и субкультур. При этом для каждой из них характерны свои нормы и правила общения, ценностные ориентации, мировосприятие. В силу этого социокультурного многообразия люди неизбежно вступают в противоречия и конфликты друг с другом.
Нормальный человек, насколько бы неконфликтным он ни был, не в состоянии прожить без каких-либо разногласий с окружающими. «Сколько людей — столько мнений», и поэтому мнения разных людей неизбежно вступают в противоречие друг с другом. В современной конфликтологии возникновение конфликтов объясняется самыми разными причинами. В частности, существует точка зрения, согласно которой вражда и предубежденность между людьми извечны и коренятся в самой природе человека, в его инстинктивной «неприязни к различиям».
В современной конфликтологии возникновение конфликтов объясняется самыми разными причинами. В частности, существует точка зрения, согласно которой вражда и предубежденность между людьми извечны и коренятся в самой природе человека, в его инстинктивной «неприязни к различиям». Так, представители социал-дарвинизма утверждают, что законом жизни является борьба за существование, которая наблюдается в животном мире и проявляется в человеческом обществе в виде различного рода конфликтов, т.е. конфликты для человека так же необходимы, как питание или сон.
Каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются во взаимоотношениях между людьми и играют ключевую роль в жизни отдельного человека, семьи, коллектива, государства, общества и человека в целом. Поэтому становится важной проблема изучения, управления и разрешения конфликтов не только как
РАЗДЕЛ 1. ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА, МНОГООБРАЗИЕ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
1.1 Определение понятия «конфликт», функции конфликтов
В ХХ веке конфликты стали основной причиной гибели огромной массы людей. Две мировые войны, более 200 крупномасштабных войн, локальные войны, репрессии тоталитарных режимов, вооруженная борьба за власть, самоубийства унесли в ХХ столетии около 300 млн. человеческих жизней. По мере развития цивилизации, роста культуры и благосостояния людей мир становится все более беспокойным. Понимание этого привело к более реалистическому взгляду на конфликты. Так как нет возможности избежать конфликтов, необходимо научиться с ними работать.
Духовным отцом теории конфликтов считается Гераклит, встречаются ссылки на Сократа и Платона, а также встречаются ссылки на Гегеля, где исследователи обращаются к его учению о противоречиях и борьбе противоположностей.
Начало современным теориям конфликта положили исследования ряда ученых в начале XX в.: немецкого социолога Г. Зиммеля, австрийского социолога Л. Гумпловича и американских — А. Смолла и У. Самнера [3, c.44].
Наиболее известен немецкий философ и социолог Г. Зиммель (1858—1918), который рассматривал конфликты как неизбежное явление в общественной жизни, вытекающее из свойств человеческой природы и присущего личности инстинкта агрессивности. Ввел в оборот термин «социальный конфликт» [12, c.106]. Утверждал, что, можно открыть ряд таких относительно устойчивых форм взаимодействия, которые лежат в основе всего многообразия социальных явлений. Такие формы — это конкуренция, конфликт, договор, авторитет и некоторые другие отношения.
РАЗДЕЛ 2. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
2.1 Универсальные средства решения конфликтов
В ходе исследования нами было выявлено, что конфликт — это взаимные враждебные действия. Они не всегда имеют намеренный характер, и могут начинаться с конфликтогенов, которые допускаются людьми без злого умысла. Конфликт может разрастаться до размеров протеста, ссоры, вражды, отсутствия контактов. В особо сложных ситуациях конфликты могут перерастать в войну. По этой причине важно уметь нивелировать конфликты еще на стадии их зарождения.
Конфликтология — наука, изучающая конфликты и конфликтные ситуации. Также она предлагает различные пути их разрешения [3, c.8].
Для того, чтобы предупредить или блокировать конфликт, необходимо знать их причины. Зачастую причиной конфликтов внутри одного коллектива является стремление отдельного индивида заполучить блага ценой несправедливости. Необходимо избавляться от такого рода конфликтов, т.к. они вносят в жизнь дисгармонию.
На сегодняшний день специалисты разработали множество стратегий поведения, которые способствуют скорейшему разрешению конфликта. Конструктивное разрешение таких ситуаций обусловлено следующими факторами [6, c.108]:
· адекватность восприятия конфликта;
· открытость и эффективность общения;
· атмосфера взаимного доверия и сотрудничества;
· определение характера и существа конфликта.
Под адекватностью восприятия конфликта понимается точная, не искаженная личностным отношением оценка ситуации: действий, намерений, позиций собственных и оппонента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования нами было дано определение понятию «конфликт». Конфликт – это столкновение, противоречие, борьба, противодействие (личностей, сил, интересов, позиций, взглядов). Соответственно, конфликт социальный – попытка достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения.
Нами были рассмотрены различные типы конфликтов. В ходе исследования были выделены следующие: личностный, межличностный, конфликт принадлежности, межнациональный, социальный (в различных общественных структурах), конфликт с внешней средой, политический, социально-экономический. Было выявлено, что конфликт может иметь не только негативные, но также и позитивные функции.
Большинство современных специалистов выделяют следующие типы общих причин конфликтов:
· наличие противоположных ориентаций;
· идеологические причины;
· причины конфликта, заключающиеся в различных формах экономического и социального неравенства;
· причины конфликтов, лежащие в отношениях между элементами социальной структуры.
Также нами были изучены универсальные способы решения конфликтов. Это позволило сделать вывод о том, что существует несколько стилей поведения в таких ситуациях. Наиболее эффективным из них является стиль сотрудничества. Также были выделены основные рекомендации, соблюдение которых позволяет максимально успешно разрешить конфликт. Была определена важность роли посредника в процессе разрешения конфликтной ситуации, а также определены факторы, на основании которых
1. Авдеев, В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций / В.В. Авдеев. — М. : Феникс, 1992. — 128 с.
2. Александрова, Е.В. Социально-трудовые конфликты: пути разрешения / Е.В. Александрова. — М. : Инион, 1993. — 137 с.
3. Аллахвердова, О.В. Конфликтология / О.В. Аллахвердова. — СПб. : Лань, 1999. — 376 с.
4. Анцупов, А.Я. Исследование конфликтов в психологии / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов // Психология конфликта: Хрестоматия / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. — СПб. : Питер, 2001. — С.202—206.
5. Диксон, Ч. Конфликт. Семь шагов к миру / Ч. Диксон. — СПб: Питер, 1997. — 212 с.
6. Донцов, А.И. Психология коллектива: методологические проблемы исследования / А.И. Донцов. — М. : изд-во Моск. ун-та, 2002. — 215 с.
7. Драгунова, Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте / Т.В. Драгунова // Вопросы психологии. — 1972. — № 2. — С. 25—37.
8. Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта / А.Г. Здравомыслов. — М. : Аспект-Пресс, 2001. — 317 с.
9. Зигерт, В. Руководитель без конфликтов / В. Зигерт, Л. Ланг. — М. : Экономика, 2000. — 336 с.
10. Иванова, Е.Н. Эффективное общение и конфликты / Е.Н. Иванова. — СПб. : Эксперимент, 1997. — 70 с.
11. Иванченко, П.С. Противоречия в коллективе: как избежать конфликтов / П.С. Иванченко, М.Л. Синица. — СПб. : Аспект-Пресс, 2008. — 306 с.
12. Козырев, Г.И. Введение в конфликтологию / Г.И. Козырев. — М. : Владос, 1999. — 208 с.
13. Кутасова, Т.В. Хрестоматия по социальной психологии / Т.В. Кутасова. — М. : Международная педагогическая академия, 2000. — 221 с.
14. Мастенбрук, У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации / У. Мастенбрук. — М. : Инфра-М, 2000. — 256 с.
15. Орлова, Э.А. Взаимодействие в конфликтной ситуации / Э.А. Орлова, Л.Б. Филонов // Психология конфликта: Хрестоматия / Э.А. Орлова, Л.Б. Филонов. — СПб.: Питер, 2001. — С.380—403.
16. Перепицын, В.Г. Пути разрешения конфликтных ситуаций / В.Г. Перепицын // Вопросы психологии. — 2001. — №6. — С.33—38.
17. Розанова, В.Г. Психологические особенности конфликтов / В.Г. Розанова, Н.А. Беседина // Управление персоналом. — 2004. — № 3. — С.22—25.
18. Старобинский, Э.Е. Как управлять персоналом / Э.Е. Старобинский. — М. : Интел-Синтез, 2002. — 384 с.
19. Сулимова, Т.C. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов / Т.С. Сулимова. — М.: Институт практ. психологии, 1996. — 171 с.
20. Щербак, В.Е. Конфликтные ситуации на предприятии / В.Е. Щербак // ЭКО. — 1999. — № 11. — С.162—165.