Введение
1 Верховный Суд Республики Беларусь
1.1 Полномочия и состав Верховного Суда Республики Беларусь
1.2 Структура и организация работы Верховного Суда Республики Беларусь
1.3 Судебные коллегии Верховного Суда Республики Беларусь
1.4 Президиум и Пленум Верховного Суда Республики Беларусь
2 Верховный Суд Российской Федерации
2.1 Полномочия и состав Верховного Суда Российской Федерации
2.2 Структура и организация работы Верховного Суда Российской Федерации
2.3 Судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации
2.4 Президиум и пленум Верховного Суда Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников
Введение
За защитой своих прав как граждане, так и юридические лица обращаются в суд. На практике бывает, что суд первой инстанции принимает необоснованное решение. Защитой от таких решений является возможность обратится в вышестоящий суд. Реализуется это в Республике Беларусь по средствам функционирования Верховного Суда, как конечной судебной инстанции. В силу постоянно изменяющихся общественных отношений требуется и корректировка действующих систем судопроизводства, в частности. Для понимания необходимости внесения каких – либо изменений в действующие нормативные правовые акты, необходимо провести сравнительный анализ законодательства Республики Беларусь с законодательством Российской Федерации. Законодательства названных государств имеют общую историю становления права, однако, учитывая размеры и количество населения Российской Федерации есть основания полагать, что российское законодательство, в силу большей нагрузки по сравнению с Республикой Беларусь, в большей мере может отвечать реалиям современного уровня развития общества.
Цель работы – на основании системного анализа действующих нормативно-правовых актов провести сравнительный анализ деятельности Верховного Суда Республики Беларусь и Российской Федерации.
Для достижения этой цели ставились и решались следующие задачи:
- изучить полномочия и состав Верховного Суда Республики Беларусь и Российской Федерации;
- определить структуру и порядок организации работы Верховного суда республики Беларусь и Российской Федерации;
- изучить порядок работы судебных коллегий Верховного Суда Республики Беларусь и Российской федерации;
- проанализировать деятельность Президиума и Пленума верховного Суда Республики Беларусь и Российской Федерации;
- проанализировать отличительные особенности Верховного Суда Республики Беларусь и верховного Суда Российской федерации.
Объектом исследования является совокупность регулируемых общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления деятельности Верховными Судами Республики Беларусь и Российской Федерации.
Предметом исследования являются соответствующие положения законодательных актов, регламентирующих порядок деятельности Верховного Суда Республики Беларусь и Российской федерации.
Методологической основой настоящего исследования являются диалектический метод познания социальных процессов и явлений, формально-логический, исторический, сравнительно-правовой метод, а также системный анализ, имеющий универсальный характер и выступающий связующим звеном между различными областями общественных наук.
Теоретические положения, выводы и предложения, сформулированные в курсовой, могут быть использованы при разработке изменений в действующие нормативно-правовые акты Республики Беларусь, регулирующие деятельность Верховного Суда Республики Беларусь.
Структура и объем курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Объем текстовой части работы составляет 25 страниц машинописного текста. Количество использованных источников составляет 16 наименований, что составляет 2 страницы.
1 Верховный Суд Республики Беларусь
1.1 Полномочия и состав Верховного Суда Республики Беларусь
Одним из проявлений суверенитета государства на своей территории является наличие высшего судебного органа, принимающего последнее, окончательное решение по подсудным ему делам и контролирующего деятельность всех нижестоящих судов. В Республике Беларусь таким органом является Верховный Суд. В соответствии со ст. 51 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей (далее – Кодекс о судоустройстве и статусе судей) Верховный Суд Республики Беларусь возглавляет систему судов общей юрисдикции и является высшим судебным органом, который осуществляет правосудие по гражданским, уголовным делам, делам об административных правонарушениях, экономическим делам, осуществляет надзор за судебной деятельностью судов общей юрисдикции, реализует иные полномочия в соответствии с законодательными актами[1].
Особенности правового статуса Верховного Суда Республики Беларусь заключаются в его полномочиях. Так Верховный суд Республики Беларусь:
- осуществляет надзор за судебной деятельностью судов республики. Процессуальными формами этого надзора является рассмотрение дел в апелляционном, кассационном и надзорном порядке, по вновь открывшимся обстоятельствам с целью проверки законности и обоснованности постановлений, вынесенных нижестоящими судебными инстанциями, и исправления допущенных ими судебных ошибок;
- имеет самую разветвленную по сравнению с другими общими судами организационно-функциональную структуру, включающую руководящие органы (Пленум и Президиум) и обширный и многочисленный аппарат суда, обеспечивающий осуществление правосудия и выполнение иных функций высшего судебного органа;
- рассматривает в пределах своей компетенции дела в качестве суда первой инстанции;
- вносит в Конституционный Суд Республики Беларусь предложения о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью четвертой статьи 116 Конституции Республики Беларусь [2];
- изучает и обобщает судебную практику, ведет и анализирует судебную статистику судов общей юрисдикции и дает разъяснения по вопросам применения законодательства;
- осуществляет контроль за исполнением нижестоящими судами постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;
- оказывает помощь судьям судов общей юрисдикции по применению законодательства;
- разрабатывает предложения о совершенствовании законодательства;
- изучает деятельность судов общей юрисдикции, заслушивает информацию председателей, первых заместителей, заместителей председателей и судей судов общей юрисдикции о деятельности соответствующих судов;
- осуществляет организационное, материально-техническое и кадровое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции, а также организационное и материально-техническое обеспечение органов судейского сообщества;
- решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Республики Беларусь, а также вопросы сотрудничества с судами иностранных государств, иностранными и международными организациями;
- осуществляет иные полномочия [1].
2 Верховный Суд Российской Федерации
2.1 Полномочия и состав Верховного Суда Российской Федерации
В соответствии со ст. 26 Конституции Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации (далее – Верховный Суд РФ) является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики [11].
Следует отметить, что в Республике Беларусь правовое положение Верховного Суда не закреплено в Конституции Республики Беларусь.
Статьей 2 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» (далее – ФКЗ О Верховном суде РФ) закреплены полномочия Верховного суда РФ. В Республике Беларусь полномочия Верховного Суда закрепляются в Кодексе Республики Беларусь О судоустройстве и статусе судей [12].
Верховный Суд РФ является высшим судебным органом и осуществляет судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации» (далее – ФЗК О судебной системе РФ) и федеральными законами, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций [13]. С учетом вступившего в силу с 01.01.2014г. Декрета Президента Республики Беларусь от 29.11.2013 №6 «О совершенствовании судебной системы в Республике Беларусь» (далее – Декрет №6) на сегодняшний день позволяет говорить о тождественности исполняемых Верховными судами сравниваемых государств полномочий. До принятия Декрета № 6 Верховный Суд Республики Беларусь не рассматривал экономические споры, но при этом в его состав входили военные суды [14, c. 13].
Верховный Суд РФ рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Также Верховный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела:
-об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов;
- об оспаривании решений Высшей квалификационной коллегии судей РФ;
- об оспаривании решений Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи;
- о приостановлении и ликвидации деятельности политических партий и общественных объединений, ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов РФ.
Заключение
Проведя анализ правового положения и деятельности верховных Судов Республики Беларусь и Российской Федерации следует указать следующие существенные отличия в деятельности Верховных Судов Республики Беларусь и Российской федерации.
1. Источники закрепления правового положения Верховного Суда в Республике Беларусь – это Кодекс Республики Беларусь О судоустройстве и статусе судей; в Российской Федерации – это Конституция и Федеральный Конституционный Закон «О Верховном Суде Российской Федерации».
2. В законодательстве Российской Федерации закреплено право Верховного суда выступать с законодательной инициативой по вопросам, отнесенным к его деятельности, Верховный Суд Республики Беларусь не обладает таким правом.
3. Законодательством РФ существенно конкретизирован состав Верховного Суда по сравнению с нормами белорусского законодательства. Количественный состав также зафиксирован законодательно. При этом в Республике Беларусь количественный состав заместителей и судей Верховного Суда определяется Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь.
4. Количество созданных при Верховном Суде РФ судебных коллегий существенно расширено по сравнению с Республикой Беларусь. Так в Верховном суде Республики Беларусь отсутствуют апелляционная коллегия, коллегия по административным делам, коллегия по делам военнослужащих и дисциплинарная коллегия, но действует коллегия по вопросам интеллектуальной собственности, которой нет в Верховном Суде РФ.
При этом в Верховном Суде Республики Беларусь количественный состав коллегий не является исчерпывающим, так как Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного суда могут создаваться специальные коллегии для рассмотрения отдельных вопросов.
5. В структуре Верховного Суда Республики Беларусь отсутствуют такие органы как общее собрание судей и совет судей.
Такие различия в системе органов Верховных Судов обусловлены, прежде всего, большой территорией Российской Федерации и большим количеством населения и субъектов хозяйствования. Полагаем, что это также является обоснованием для закрепления более разветвленной системы структурных элементов Верховного Суда РФ. Положительным является тот момент, что при закреплении более мелкого деления на коллегии идет большая специализация судей, входящих в эти коллегии, что позволяет говорить о белее детальном и всестороннем рассмотрении дел. Наличие таких структурных элементов как общее собрание судей и Совет судей Верховного Суда РФ свидетельствует о наличии элемента самоуправления в Верховном Суде РФ. И может быть использовано как положительный пример для организации деятельности Верховного Суда Республики Беларусь.
6. Верховный Суд РФ имеет представительство и его заседания могут проводится вне места его нахождения. Верховный Суд Республики Беларусь представительств не имеет.
Судебная система всех постсоветских государств очень схожа. Данное утверждение подтверждается анализом состава и компетенции Верховного Суда и его органов в Республике Беларусь и Российской федерации. Ключевыми отличиями являются только лишь источники правового регулирования (кодексы, законы, постановления) и структура Верховных Судов Республики Беларусь и Российской Федерации.
1. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей [Электронный ресурс]: 29 июня 2006г., № 139-З: принят Палатой представителей 31 мая2006г.: одобрен Советом Республики 16 июня2006г.: в редакции Закона Республики Беларусь от 17.07.2018г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2019.
2. Конституция Республики Беларусь: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 и 17 окт. 2004г. –Минск: Нац. центр правовой информации Республики Беларусь, 2016. – 62с.
3. Судоустройство: пособие / Ж.Ч. Коновалова [и др.]; под общ. ред. Ж.Ч. Коноваловой. – Минск: Высш. Шк., 2009. – 254с.
4. Верховный Суд Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Режим доступа : http://court.gov.by/.
5. Судоустройство: уч. пособие / А.В. Конюк, Е.В. Семашко, М.А. Семенихин; под общ. ред. А.В. Конюка – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2016. – 270 с.
6. Судоустройство: учебник / А.А. Данилевич, Л.Л. Зайцева, И.И. Мартинович, А.В. Солтанович; под ред. А.А. Данилевича, И.И. Мартинович. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск :Амалфея. – 464 с.
7. Бибило, В.Н. Судоустройство в Республике Беларусь / Н.В. Бибило. – Минск: ТетраСистемс. – 2010. – 432 с.
8. Сукалов, В. Верховный Суд в системе судов общей юрисдикции / В. Сукало // Юстиция Беларуси. – 2002. – № 1. – С. 6 – 7.
9. Гавриленко, В.Г. Судоустройство / В.Г. Гавриленко; Ин-т экономики НАН Беларуси. – Мн.: Право и экономика, 2006. – 124 с.
10. О Конституционном судопроизводстве: Закон Республики Беларусь, 04.01.2014 г., № 121-З: в редакции Закона Республики Беларусь от 22.12.2016 г. [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2019.
11. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Консультант Плюс: Россия [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Москва, 2019.
12. О Верховном Суде Российской Федерации: Федеральный Конституционный Закон Российской Федерации, 05.02.2014г., № 3 – ФКЗ: в редакции Федерального Конституционного Закона Российской Федерации от 30.10.2018г. // Консультант Плюс: Россия [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Москва, 2019.
13. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный Конституционный Закон Российской Федерации, 31.12.1996г., № 1 – ФКЗ: в редакции Федерального Конституционного Закона Российской Федерации от 05.02.2014г. // Консультант Плюс: Россия [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Москва, 2019.
14. Половинко, М.С. Объединение судов: реформа состоялась: комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 29.11.2013 № 6 / М.Половинко // Юрист. – 2013. – № 12. – С. 11 – 14.
15. Верховный Суд Российской Федерации [Электронный ресурс] : Режим доступа : http://www.supcourt.ru/.
16. О статусе судей в Российской Федерации: Закон Российской Федерации, 26.06.1992г., № 3132-1: в редакции Закона Российской Федерации от 01.04.2016г. // Консультант Плюс: Россия [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Москва, 2019.