Введение
1 Общая характеристика преступлений против интересов службы или должностных преступлений,
понятие и признаки должностного лица
1.1 Общая характеристика преступлений против интересов службы.
1.2 Понятие и признаки должностного лица
2 Виды преступлений против интересов службы: уголовно-правовая и криминологическая характеристика
2.1 Злоупотребление властью или служебными полномочиями (ст.424 Уголовного кодекса),
превышение власти или служебных полномочий (ст.426 Уголовного кодекса)
2.1.1 Злоупотребление властью или служебными полномочиями (ст.424 Уголовного кодекса)
2.1.2 Превышение власти или служебных полномочий (ст.426 Уголовного кодекса)
2.2 Бездействие должностного лица (ст.425 Уголовного кодекса). Служебная халатность (ст. 428 Уголовного кодекса).
Служебный подлог (статья 427 Уголовного кодекса)
2.2.1 Бездействие должностного лица (ст.425 Уголовного кодекса)
2.2.2 Служебная халатность (ст. 428 Уголовного кодекса)
2.2.3 Служебный подлог (статья 427 Уголовного кодекса)
2.3 Взяточничество (ст.430-432 Уголовного кодекса)
2.4 Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 429 Уголовного кодекса)
2.5 Принятие незаконного вознаграждения (ст. 433 Уголовного кодекса)
3 Причины и условия, способствующие совершению преступлений против интересов службы,
мероприятия по предупреждению указанной категории преступлений
Заключение
Список использованных источников
Введение
На протяжении всей своей жизни человек очень часто оказывается перед моральным выбором: делать или не делать. Как он поступит, во многом зависит от уровня его сознания, социального развития, уважения к собственной личности, обществу и государству в целом. Выбор человеком определенного поведения - это, как правило, результат воздействия на личность всего комплекса воспитательных мер, влияния общества.
Правила, регулирующие поведение людей, действия социальных групп, коллективов, организаций, в своей совокупности составляют социальные нормы.
Целостная, динамическая система социальных норм является необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, организации и функционирования государства, обеспечения согласованного взаимодействия людей, прав человека. Человек, в своем поведении может либо придерживаться этих норм, либо отступать от них.
Результаты деятельности любой организации напрямую связаны со способностью руководителей правильно организовать работу ее служб и отделов. Между тем практика показывает, что директора и служащие нередко используют предоставленные им должностные полномочия в целях извлечения личных выгод. Причем личные выгоды могут носить не только материальный характер. Как правило, данные действия подпадают под признаки составов преступлений, рассматриваемых в данной работе.
Должностная преступность появилась не в наши дни. Распространенность и общественная опасность этого явления возрастала в периоды крупных социальных потрясений. Республика Беларусь - не исключение.
В настоящее время материальные ценности в нашем обществе приобрели большее значение, нежели моральные. И в таких условиях поведение человека, в первую очередь, зависит от его моральных устоев.
Несмотря на кажущуюся незначительность преступлений против интересов службы в удельном весе преступности в Республике Беларусь - около 2% от общего числа всех преступлений, однако данные преступления являются одними из самых общественно опасных, так как в сочетании с организованностью и коррупцией выступают наиболее опасными преступлениями, которые направлены против интересов государства, причиняя существенный вред нормальному функционированию его институтов. Можно утверждать, что должностные преступления в целом посягают не только на определенные социальные отношения, охраняемые законом, но и основу правопорядка в целом, так как всякое проявление коррупции есть нарушение конституционных норм. Прежде всего, это нарушение принципа верховенства права, предусмотренного ст. 7 Конституции Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) (далее Конституция Республики Беларусь), в соответствии с которым, органы государственной власти и
1 Общая характеристика преступлений против интересов службы или должностных преступлений, понятие и признаки должностного лица
1.1 Общая характеристика преступлений против интересов службы
В силу части первой ст. 11 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее Уголовный кодекс) преступлением признается виновное совершение общественно опасного деяния (действие или бездействие), характеризующегося признаками, предусмотренными Уголовным кодексом и запрещенного им под угрозой наказания. В указанной статье дано общее определение понятия преступления, раскрывающее его материальное содержание и юридическую природу. То есть с понятием преступления уголовный закон связывает такое сознательное виновное поведение физического лица, в результате которого совершаются поступки, запрещенные законодательством.
Из содержания ст. 11 Уголовного кодекса следует, что для признания того или иного действия преступлением необходимо в первую очередь установить, что оно совершено виновно, является противоправным, общественно опасным и наказуемым.
Преступления, совершаемые должностными лицами с использованием предоставленных им власти и полномочий в действующем законодательстве и литературе охватывается понятием должностные преступления (глава 35 Уголовного кодекса).
Преступления против интересов службы (должностные) – умышленные или неосторожные противоправные деяния, посягающие на правильную, отвечающую интересам человека в обществе деятельность аппарата власти и управления, независимо от того, осуществляют ли они свои властные полномочия на публичной, общественной или корпоративной основе. Особенность большинства этих преступлений состоит в том, что все они совершаются должностными лицами, состоящими на службе в аппарате в указанных органах, наделены властными полномочиями для осуществления организационно-распорядительной и административно-хозяйственной деятельности в целях надлежащего выполнения своих функций.
Сущность рассматриваемых преступлений заключается в совершении должностным лицом, вопреки интересам службы, противоправных действий (бездействия) с использованием своего служебного положения, причиняющих существенный вред государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан. Формы проявления такого преступного поведения могут быть различны и соответствуют содержанию самостоятельных составов преступлений.
2 Виды преступлений против интересов службы: уголовно-правовая и криминологическая характеристика
2.1 Злоупотребление властью или служебными полномочиями (ст.424 Уголовного кодекса), превышение власти или служебных полномочий (ст.426 Уголовного кодекса)
2.1.1 Злоупотребление властью или служебными полномочиями (ст.424 Уголовного кодекса)
В соответствии с ч. 2 ст. 424 Уголовного кодекса злоупотребление властью или служебными полномочиями (далее - злоупотребление властью) - это умышленное вопреки интересам службы совершение должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности действий с использованием своих служебных полномочий, повлекшее причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам
Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 424 Уголовного кодекса, являются общественные отношения, обеспечивающие соответствующую интересам службы деятельность государственного, общественного и хозяйственного аппарата управления (независимо от формы собственности и публично-правовых или частноправовых по содержанию функций управления).
Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 424 Уголовного кодекса, имеет конструкцию материального состава. С объективной стороны злоупотребление властью представляет собой умышленное использование должностным лицом предоставленных ему служебных полномочий для совершения действий вопреки интересам службы.
Под действиями должностного лица имеются в виду действия по службе, которые обусловлены характером его компетенции и объемом должностных (властно - распорядительных) полномочий, а не возможностью их совершения посредством использования своего авторитета или влияния в связи с занимаемой должностью.
Суть совершения злоупотребления властью состоит в том, что должностное лицо совершает действия по службе, которые формально соответствуют его компетенции и полномочиям, но по существу являются незаконными, поскольку совершены вопреки интересам службы. Поэтому для констатации наличия рассматриваемого преступления необходимо установить, что действия по службе, которые вменяются должностному лицу в качестве злоупотребления, соответствуют его полномочиям (по содержанию, объему, пределам действий).
Совершить служебные действия вопреки интересам службы - значит нарушить публичный интерес, свойственный всякой служебной деятельности.
3 Причины и условия, способствующие совершению преступлений против интересов службы, мероприятия по предупреждению указанной категории преступлений
Законодательством Республики Беларусь большинство преступлений против интересов службы (кроме ст.ст. 427, 428 и 433 Уголовного кодекса Республики Беларусь) отнесено к категории коррупционных преступлений. Всего к коррупционным преступлениям отнесено 10 видов преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом, 7 из них являются преступлениями против интересов службы.
В уголовно-правовом значении коррупция представляет собой предусмотренные Уголовным кодексом преступления, субъектом которых являются должностные лица. Эти преступления совершаются посредством использования должностными лицами своих полномочий. Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его нанимателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против интересов службы.
Коррупции может быть подвержено любое должностное лицо, обладающее дискреционной властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению. Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли, связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором – риск разоблачения и наказания.
Несмотря на то, что в последние годы на государственном уровне в Республики Беларусь уделяется достаточное внимание вопросам борьбы с проявлением коррупции со стороны должностных лиц, количество преступлений совершаемых должностными лицами, как свидетельствует статистика, не уменьшается.
Преступления против интересов службы объективно присущи всем моделям государственного устройства. Следовательно, есть определенный комплекс факторов, детерминирующих причины и условия, способствующие совершению преступлений против интересов службы. Наиболее удобной является классификация по содержанию, где можно выделить социально-экономические, правовые и организационно-управленческие блоки.
1. Социально-экономические.
1.1. В хозяйственной сфере преобладает разрешительный принцип, когда от работника соответствующей государственной структуры зависит решение многих вопросов. В настоящее время в законодательстве недостаточно регламентированы основания, способы и формы контроля в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. При отсутствии
Заключение
Преступления против интересов службы по-прежнему представляют из себя угрозу не только для правопорядка, но и для основ государственного строя, нормального социально-экономического развития, так как именно эти преступления образует основу коррупционных преступлений, которые в свою очередь тесно связаны с организованной преступностью. Происхождение должностных преступлений связано с деформациями функций государства под действием злоупотреблением властью определенными должностными лицами, действия которых в той или иной мере олицетворяет функциональную систему государства. Таким образом, в современных условиях именно проблема должностных преступлений должна выступать одной из ключевых в решении задач по искоренению коррупции и организованной преступности.
Наше государство всеми средствами борется с нарушениями, которые наносят ущерб правильной деятельности государственных органов и общественных организаций, предприятий и учреждений независимо от их форм собственности. Наиболее опасными посягательствами из такого рода считаются должностные преступления.
Прежде всего, на тенденцию роста преступлений влияют многие причины и условия. Наиболее важнейшими из них являются несовершенная правовая база, неблагоприятная экономическая обстановка и ситуация в Республике Беларусь приводят к тому, что различного уровня должностные лица государственного аппарата, которые признаны стоять на страже и соблюдения закона - сами нарушают законодательство и совершают различные преступления связанные с занимаемой ими должности или служебным положением. Даже самые незначительные противозаконные деяния должностных лиц порождают нежелательные последствия, например, хотя это и стало самым распространенным последствием, неверие народа в государственную власть и других государственных организаций.
В заключение можно сформулировать и предложить для практического использования обстоятельства, подлежащие доказыванию по делам о преступлениях против интересов службы (предмет доказывания).
В части определения признаков специального субъекта преступления – должностного лица необходимо установить: 1) занимаемую лицом в момент совершения преступления должность и, если имеется, его специальное звание; 2) в течение какого времени оно было этим должностным лицом (даты назначения на должность и освобождения от нее, при необходимости точное время исполнения обязанностей); 3) законность назначения на должность и предоставления служебных полномочий; 4) по какому признаку лицо относилось в момент совершения преступления к должностным (было представителем власти или лицом, выполняющим организационно-распорядительные обязанности, административно-хозяйственные функции, и т.д.); 5) при временном наделении полномочиями должностного лица – точный период, а также характер предоставленных полномочий; 6) какими приказами лицо было назначено на должность и освобождено от нее, какими
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
2. Уголовный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: текст по состоянию на 15 июля 2015 года – Минск: Академия МВД, 2015. – 239 с.
3. О борьбе с коррупцией: Закон Республики Беларусь, 15 июля 2015 г., № 305–З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
4. О государственной службе в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь, 14 июня 2003г. № 204-3 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
5. О судебной практике по делам о взяточничестве [Электронный ресурс] : постановление Пленума Верховного суда Республики Беларусь от 26 июня 2003 г., № 6 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
6. О судебной практике по делам о преступлениях против интересов службы (ст.ст. 424–428 Уголовного кодекса) [Электронный ресурс] : постановление Пленума Верховного суда Республики Беларусь от 16 дек. 2004 г., № 12 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
7. Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / Н.Ф. Ахраменка [и др.]; под ред. А.В. Баркова, В.М. Хомича. – 2-е изд., с изм. и доп. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2010. – 1064.
8. Барков, В. Уголовно-правовое значение использование должностных полномочий и их превышения / В. Барков // Уголовное право. – 2005.
9. Берестень, В.И. Коррупция и ее общественная опасность: учеб.-метод. пособие / В.И. Берестень. – Минск: РИВШ, Издат., 2005. – 166 с.
10. Гришаев, П. И. Взяточничество: понятие, причины, квалификация / П. И. Гришаев, Б. В. Здравомыслов – М.: Мысль, 2001. – 256 с.
11. Клим, А. М. Криминологическая характеристика коррупционной преступности / А. М. Клим // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: htp: // www. catalog. studentochka. ru. – Дата доступа: 16.12.2016.
12. Клим, А. М. Сувенир, подарок, взятка… / А. М. Клим // Право Беларуси. – 2004. – № 13. – С. 80-85.
13. Коррупция и ее общественная опасность : конспект лекций / Н.В. Путова. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2013. – 50 с.
14. Коррупционная преступность : криминол. характеристика и науч.-практ. коммент. к законодательству о борьбе с коррупци-ей / В. В. Асанова [и др.]; под общ. ред. В. М. Хомича. – Минск : Тесей, 2008. – 504 с.
15. Марчук, В.В. Квалификация преступлений : учеб. пособие для студентов учреждений высш. образования по специальностям «Правоведение», «Экономическое право» / В.В. Марчук ; М-во внутрен. дел Респ. Беларусь, Акад. М-ва внутрен. дел Респ. Беларусь. – Минск : Акад. МВД Респ. Беларусь, 2013. – 210 с.
16. Марчук, В.В. Теория квалификации преступления / В.В. Марчук ; учреждение образования «Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь». – Минск : Акад. МВД, 2014. – 339 с.
17. Лосев, В.В. Преступления против интересов службы: юридический анализ и правила квалификации / В.В. Лосев. –Минск: Амалфея, 2010. – 176 с.
18. Понятие и криминологическая характеристика коррупционной преступности // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: htp: // www. knowledge. allbest. ru. – Дата доступа: 16.12.2016.
19. Правила регистрации, учета и квалификации преступлений: науч.- практ. пособие для следователей прокуратуры / Н.А. Бабий [и др.]; под общ. ред. Н.А. Бабия. – Минск: Тесей, 2008, - 744 с.
20. Правонарушения в Республике Беларусь. Статистический сборник // Каталог публикаций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: htp: // www. belstat. gov. by. – Дата доступа: 2.01.2017.
21. Развитие теоретических взглядов на проблему борьбы с коррупционными преступлениями/ Ковдерко В.И.// Научно-практический журнал "Право.by". - 2010. - № 2.- С. 61–67
22. Саркисова, Э.А. Уголовное право. Общая часть : учебник для студентов учреждений высш. образования по специальностям «Правоведение», «Экономическое право» / Э.А. Саркисова ; Акад. М-ва внутрен. дел Респ. Беларусь. — Минск : Акад. МВД Респ. Беларусь, 2014. — 559 с.
23. Судебная практика в контексте принципов законности и права : сб. науч. тр. / редкол.: В.М. Хомич (гл. ред.) [и др.] – Минск : Тесей, 2006. – 352 с.