Введение
Образование рассматривается как важнейший социально-экономический ресурс государства. Уровень эффективности функционирования этой сферы является определяющим фактором эффективного развития экономики, проведения действенной социальной политики, формирования гармоничной личности.
В Республике Беларусь активное развитие эта отрасль получила относительно недавно. Так, в 2010 году был принят Кодекс Республики Беларусь «Об образовании», после Республика Беларусь присоединилась к Болонскому процессу (2015 год), и, соответственно, начали производиться реформы. Так как вступление в Болонский процесс было условным – с 2015 до 2018 Республика Беларусь приняла на себя обязательство исполнить все требования «Дорожной карты», необходимо, например, создать национальные рамки и систему квалификаций для обеспечения качества высшего образования и др. Еще одним значимым событием в сфере образования является Конвенция ООН «О правах людей с инвалидностью», ратифицированная Республикой Беларусь 18 октября 2016 года, ставшая, таким образом, частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства и имеет в нашей стране силу закона. И ее положения должны применяться и учитываться при разработке норм внутреннего законодательства. В связи с ратификацией данной Конвенции также необходимы изменения в национальном законодательстве, например, в части инклюзивного образования и социализации лиц с особенностями психофизического развития.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением образовательной функции в государстве.
Предметом исследования выступили законодательные акты в сфере образования, международные нормативно-правовые акты в этой сфере, научные публикации.
Актуальность темы исследования. В обстановках модернизации абсолютно всех сфер нынешней жизни проблемы образования завоевывают особенное значение. Для разрешения непростых задач, установленных перед государством, нужны новые комбинации к уровню и содержанию образования. Подобное выручит развитии новаторских процессов, позволит Беларуси занять достойное место среди передовых государств мира, к чему она и стремится. Целью курсовой работы является изучение образовательной функции государства, права на образование, его развития и состояния в Республике Беларусь. Для свершения назначенной цели нужно поочередно разрешить последующие задачи:
1 Понятие и содержание образовательной функции государства, связь с другими функциями
Функции страны отображают его динамичную характеристику. Они представляют, что надлежит совершать государству для свершения и воплощения тех задач и целей, какие стоят впереди них в конкретный исторический период. Но функции государства как первостепенные направленности его работы не нужно соединять с самой деятельностью, так как в практической деятельности государство периодически уходит либо искривляет подобные направленности. Не нужно их сравнивать и с задачами и целями, которые стоят перед страной. Если цель направляет на то, к чему направляется государство, а задача — на способы и средства её достижения в конкретных обстоятельствах, то функция отображает связавшие направленности работы государственного механизма. Одна задача сможет разрешаться с помощью исполнения многих функций.
Функции государства – это главные направления его деятельности. В них выражается его сущность, роль и назначение государства в обществе[1].
Они стабильно сформировались в установившихся сферах социальной жизни, и призывают к согласованным управленческим решениям и действиям всех составных частей государственного механизма. В связи с этим функции государства не нужно сравнивать с функциями раздельных государственных органов.
Функции показывают не только направленности избирательного действия государства, но и взаимодействие, согласование управленческой деятельности государства с сходною деятельностью других общественных объединений. Оттого-то функции государства справедливо обоснованы закономерностями функционирования подобной политико-правовой системы, спецификами взаимодействия государства и общества , важными задачами и целями , которые встают перед ними как в течении всей истории применения государства, так и в конкретный исторический период. В это же время они акцентируются из числа других течений работы государства не столь по степени значимости исполняемых задач, сколь по степени совокупности, комплексной работы государства. При их осуществлении значима весомость и субъективность фактора, так как лишь от людей находится в зависимости, насколько правильно осознаны подобные закономерности и насколько правильно избраны способы и средства разрешения представленных пред сообществом трудностей.
При этом каждая функция имеет свой объект (сферу общественной жизни) и содержание (те управленческие шаги и конкретные действия, которые предпринимаются государством для достижения социально полезных целей)
2 Формы и методы осуществления образовательной функции
В юридический литературе формами реализации функций государства являются:
во-первых, действие ключевых частей механизма государства, особые виды общегосударственной работы в отличие от работы негосударственных организаций;
во-вторых, одинаковая по своим наружным свойствам действие органов государства, с помощью, которой осуществляются его функции.
В Республике Беларусь главными формами воплощения образовательной функции государства считаются:
1. законодательная;
2. управленческая (исполнительная);
3. судебная;
4. контрольно-надзорная [7, с. 56].
Законодательная деятельность состоит в издании законодательными и представительными органами законов, неукоснительных для исполнения абсолютно всеми государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, гражданами и должностными лицами .
Исполнительная или управленческая деятельность предполагает под собой основанную на законах повседневную, оперативную реализацию органами государственного управления(исполнительной власти ) функций страны в области формирования образования, а также связанных с ним иных направлений, в области культуры и экономики, здравоохранения и социального обеспечения , связи и транспорта, обороны страны и охраны общественного порядка и т.д.
Судебная деятельность включает в себя осуществление функций государства путём исполнения правосудия абсолютно всеми звеньями судебной системы государства.
Контрольно-надзорная деятельность предполагает исполнение функций государства с помощью деяния всех без исключения видов контроля за законностью и государственного надзора. Особенное пространство в системе подобных средств занимает прокурорский надзор за единообразным и точным исполнением функционирующих на территории Республики Беларусь законов, который осуществляется Генеральным прокурором Республики Беларусь и подчиненными ему прокурорами.
3 Система органов и учреждений осуществляющих образовательную функцию государства
Всего в Республике Беларусь насчитывается свыше 8 тыс. учреждений основного, дополнительного и специального образования, в которых обучение и воспитание около 3 млн. детей, учащихся, студентов и слушателей обеспечивают свыше 400 тыс. работников или каждый 10-й занятый в экономике.
Система образования в Республике Беларусь обеспечивает образование обучающихся на уровнях основного, дополнительного и специального образования.
Классификация уровней образования Республики Беларусь соответствует Международной стандартной квалификации образования (МСКО 2011). Таким образом, в стране на практике обеспечивается реализация принципа «образования через всю жизнь».
В 2015 году Республика Беларусь вошла в Европейское пространство высшего образования (Болонский процесс), что подчеркивает высокий уровень качества образования в стране.
В Беларуси хорошо развита система дошкольного образования. И хотя оно не является обязательным, большинство детей, прежде чем пойти в школу, посещают детские дошкольные учреждения.
Дошкольное образование – уровень основного образования, направленный на разностороннее развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта.
Ранний возраст – начальный этап физического, психического и социального развития личности ребенка от двух месяцев до трех лет [4].
Дошкольный возраст – этап физического, психического и социального развития личности ребенка от трех лет до приема его в учреждение образования для получения общего среднего или специального образования.
В 2016/2017 учебном году в Республике Беларусь функционирует 3 879 учреждения дошкольного образования, из них 11 частной формы собственности, контингент воспитанников составляет 418,1 тысяч человек.
В республике 90% населения в возрасте 15 лет и старше имеют высшее, среднее или базовое образование.
Общее среднее образование – уровень основного образования, направленный на духовно-нравственное и физическое развитие личности учащегося, подготовку его к полноценной жизни в обществе, овладение учащимся основами наук, государственными языками Республики Беларусь,
4 Государственная политика в сфере образования
В Республике Беларусь целями образования являются формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося.
Компонентами системы образования являются: участники образовательного процесса при реализации образовательных программ; образовательные программы; учреждения образования; организации, реализующие образовательные программы послевузовского образования; иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность; индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность; государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы образования; учебно-методические объединения в сфере образования; организации, обеспечивающие проведение практических занятий, прохождение практики или производственного обучения обучающимися; организации – заказчики кадров; организации, направляющие работников для освоения содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых; государственные органы, подчиненные и (или) подотчетные Президенту Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации и физические лица в пределах их полномочий в сфере образования.
Образование подразделяется на основное, дополнительное и специальное. Система образования включает в себя систему дошкольного образования, систему общего среднего образования, систему профессионально-технического образования, систему среднего специального образования, систему высшего образования, систему послевузовского образования, систему дополнительного образования детей и молодежи, систему дополнительного образования взрослых, систему специального образования [4].
Для обеспечения качественного образования в Кодексе Республики Беларусь «Об образовании» закреплены права и обязанности учреждений и организаций: учреждений образования; иных организаций, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять реализацию программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении; организаций, реализующих образовательные программы послевузовского образования; иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять
Заключение
Проведя исследование по данной теме курсовой работы, мы можем сделать следующие выводы: функции государства - это наполненные особым содержанием основные направления деятельности государства, в которых выражается и конкретизируется его сущность и социальное назначение в общественной жизни.
Образовательная функция государства это деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.
В Республике Беларусь основными формами осуществления образовательной функции государства являются: законодательная, (исполнительная), судебная, контрольно-надзорная.
Среди методов осуществления образовательной функции государства можно выделить такие как: убеждение; принуждение; компромисс. Существуют и иная классификация методов деятельности государства, состоящая из: централизованного метода, децентрализованного метода, рекомендательного метода, поощрительного метода.
Система образования в Республике Беларусь обеспечивает образование обучающихся на уровнях основного, дополнительного и специального образования.
В Беларуси хорошо развита система:
· дошкольного образования – уровень основного образования, направленный на разностороннее развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта;
· общего среднего образования – уровень основного образования, направленный на духовно-нравственное и физическое развитие личности учащегося, подготовку его к полноценной жизни в обществе, овладение учащимся основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, формирование нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни, готовности к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования;
· профессионально-технического образования – уровень основного образования, направленный на развитие личности учащегося, его профессиональное становление, получение специальной теоретической и практической подготовки, завершающийся
1. Кушнир И.В. Теория государства и права [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.be5.biz/pravo/t002/51.htm. Дата доступа: 17.06.2017
2. Алексеев С.С., Архипов С.И. Теория государства и права: учебное пособие / С.С. Алексеев, С.И. Архипов/ М.: Норма, 2005. — 496 с.
3. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений / М. И. Абдулаев / - М.: Финансовый контроль, 2004. - 410 с.
4. Кодекс Республики Беларусь об образовании: принят Палатой Представителей 02.12.2010 : одобр. Советом Республики 22.12.2010 № 243-З : в редакции Закона Республики Беларусь от 04.01.2014 № 126-З // Консультант Плюс : Беларусь / Юр-Спектр, Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
5. Конституция Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 18.06.2017.
6. А. В. Мелехин. Теория государства и права: Учебное пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М., 2005. – 250 с.
7. Дубовицкий, В.Н. Исполнительная власть в Республике Беларусь: понятие и система органов / В.Н. Дубовицкий. – Минск: Белорусская наука, 2006. – 175 с.
8. Байтин М.И. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ,1997. – 672 с.
9. Марченко М.Н. Советское и постсоветское государство и право. Сравнительно-правовое исследование. Учебное пособие / М.Н. Марченко /. – М. : Издательство "Проспект", 2017. – 403 с.
10. Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь: утв. Приказом Министра образования Республики Беларусь от 22 июля 2015 № 608 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://asabliva.by/ru/main.aspx?guid=5801. Дата доступа: 18.06.2017
11. Национальный статистический комитет Республики Беларусь / Основные показатели образования (на начало учебного года) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/obrazovanie/godovye-dannye_5/osnovnye-pokazateli-obrazovaniya/. Дата доступа: 17.06.2017
12. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье: с изм. И доп. По состоянию на 17 апр.2013. – Минск: Нац.центр правовой информ. Респ.Беларусь, 2013. – 160 с.
13. О Совете Министров Республики: закон Республики Беларусь от 23.07.2008 № 424-З: в редакции закона Республики Беларусь от от 04.06.2015 г. № 268-З // Консультант Плюс : Беларусь / Юр-Спектр, Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
14. Положение о Министерстве образования Республики Беларусь: утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04 авг. 2011 № 1049 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал Министерства образования Республики Беларусь. Режим доступа: http://edu.gov.by/page-2461. Дата доступа: 17.06.2017.
15. Полномочия учредителя учреждения дошкольного образования и руководителя [Электронный ресурс] // Интернет- портал POMOSCH-ADVOKATA.BY. / Режим доступа: http://pomosch-advokata.by/publikacii/polnomochiya-uchreditelya-uchrezhdeniya-doshkolnogo-obrazovaniya-i-rukovoditelya. Дата доступа: 17.06.2017