Введение
1 Понятие, цели, задачи, принципы и правовые основы профилактической деятельности следователя
2 Выявление следователем причин и условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними
3 Меры предупреждения преступлений, осуществляемые в процессе расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними
Заключение
Список использованных источников
Введение
Формирование системы задач профилактической деятельности следователя, которая бы отвечала необходимым требованиям, связано с определенными сложностями организационного, информационного, психологического, логического характера, что обусловлено динамичностью развития этих же задач в процессе расследования и осуществления профилактической деятельности, т. е. при решении одних задач могут меняться другие, появляться новые. Нередко сам процесс определения и постановки профилактических задач происходит при недостатке криминалистически значимой информации либо жестком дефиците времени, поскольку оно используется для осуществления самого расследования. Является важным тот аспект, что следует обеспечить достаточную согласованность единичных задач профилактической деятельности следователя; нужную последовательность их постановки и реализации исходя из значимости и приоритетности; исключить дублирование; предусмотреть многовариантность при решении отдельных профилактических задач.
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с профилактической деятельностью следователя в процессе расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с профилактической деятельностью следователя в процессе расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними.
Цель работы – проанализировать нормы права и научную литературу, связанную с профилактической деятельностью следователя в процессе расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними.
Цель образует задачи, необходимые к выполнению в ходе проводимого исследования:
- рассмотреть понятие, цели, задачи, принципы и правовые основы профилактической деятельности следователя;
- определить выявление следователем причин и условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними;
- рассмотреть меры предупреждения преступлений, осуществляемые в процессе расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними.
1 Понятие, цели, задачи, принципы и правовые основы профилактической деятельности следователя
Конкретизация и анализ конечной цели профилактической деятельности следователя позволяют выделить ряд иных целей, которые содержат промежуточные результаты профилактики. Так, необходимо отметить, что с категорией «цель» применяется категория «задача». Содержание задач профилактической деятельности следователя, которые разрешаются в процессе расследования преступлений, не ново и ранее исследовалось такими учеными криминалистами, как О. П. Колченогова, Н. А. Легеченко и др. [1, c. 2]. В целом в психологическом аспекте цель и задачу можно соотнести как общее и частное. Если задача — данная в условиях проблемной следственной ситуации цель профилактики, то целью выступает «осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека» [2, c. 66].
При наличии конкретной профилактической цели следователем может избираться в большинстве случаев один из нескольких имеющихся вариантов ее достижения, анализ и выбор средств для ее достижения либо различных их сочетаний. Успешное решение поставленных перед следователем профилактических задач во многом зависит от уровня теоретической разработки процесса осуществления его профилактической деятельности. Основная цель профилактической деятельности следователя — это обеспечение надежной безопасности социальных ценностей и интересов граждан путем устранения факторов, непосредственно порождающих посягательства на правоохраняемые ценности или способствующих таким посягательствам.
Цель профилактической деятельности в целом заключается в познании закономерностей преступности, разработке научных теорий, концепций, формулировании гипотез, определении в том числе и задач развития новых мер такой профилактической деятельности, а также в выработке на этой основе рекомендаций и конструктивных предложений по повышению эффективности борьбы с преступностью. Профилактическая деятельность следователя имеет как сугубо теоретические цели, связанные с осуществлением ежедневной работы в области профилактики борьбы с преступностью, ее предупреждения, так и прикладные, стремление к достижению которых позволит создать в перспективе разностороннюю и гибкую систему предупреждения преступности, позволяющую эффективно и своевременно нейтрализовывать и преодолевать криминогенные факторы.
2 Выявление следователем причин и условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними
Практики утверждают, что фактическая преступность в разы превышает регистрируемую. Вовлечение несовершеннолетних взрослыми лицами представляют собой наибольшую опасность. Приобщение к совершению противоправных аморальных деяний нарушает нравственное и физическое развитие несовершеннолетнего. И непосредственно ведет к увеличению числа несовершеннолетних преступников.
Криминологами замечено, что чем в более раннем возрасте человек начинает совершать преступления, тем выше возможность того, что уже став взрослым, он продолжит совершать преступления, которые, вероятнее всего, будут более тяжкими. Совершив преступления в юношестве, основная масса уже не может остановиться.
Профессор Н. А. Стручков писал, что «преступность в конечном итоге обусловлена определенными причинами. Между тем действие этих причин зависит от целого ряда обстоятельств...». К этому ряду обстоятельств относят условия, способствующие совершению преступления. То есть то, что само по себе не порождает преступность или преступление, но влияет на процессы порождения, участвует в детерминации преступности. Так же можно отметить факторы преступности хоть они и не являются причинами и не влекут за собой преступность. Тем не менее, выделение их желательно, так как они показывают некую зависимость между преступностью и рядом социально-значимых явлений. Обычно выделяют следующие факторы, это миграция, изменение половозрастной структуры населения, рождаемость, свободное время, образовательный и культурный уровень населения, его материальная обеспеченность и др. Данные факторы должны анализироваться в тесной взаимосвязи не только друг с другом, но и с преступностью. Человек может оставаться единовременно членом различных малых групп и исполнять в них различные социальные роли (семье, учебном коллективе, группе по интересам в сфере досуга и т.п.).
3 Меры предупреждения преступлений, осуществляемые в процессе расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними
Преступность, как исторически изменчивое социально-правовое явление, носит массовый и негативный характер. То есть данное явление распространено во всех категориях общества, различаемых по половым, возрастным, экономическим, политическим, культурным и иным характеристикам. Таким образом, преступность существует и развивается как среди взрослого населения, так и среди лиц, еще не достигших совершеннолетнего возраста.
Преступность несовершеннолетних является составной частью преступности в целом, но при этом имеет свои специфические особенности, что позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного объекта изучения криминологии. Необходимость такого выделения обуславливается особенностями соматического, психического, образовательного, нравственного уровня развития, а также особенностями причин и условий при совершении преступлений несовершеннолетними.
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, с одной стороны достигают уже достаточно высокого уровня социализации (они становятся более самостоятельными, рассудительными, умеют контролировать свое поведение). Но с другой стороны, происходит дальнейшая социализация личности, и в связи с этим, для этого возраста характерны различные противоречия: излишняя категоричность суждений, вспыльчивость, неуравновешенность, желание перечить взрослым и делать все наоборот, неспособность оценивать ситуации с учетом всех обстоятельств и т.п. Такой возраст принято называть «трудным возрастом» и связанный с ним «юношеский максимализм» объясняет особенности личности и поведения подростков.
Современное состояние преступности несовершеннолетних характеризуется высоким уровнем алчности, корысти, эгоцентризма, жестокими формами проявления. Развивается групповая преступность несовершеннолетних. Несовершеннолетние используют изощренные способы совершения преступности, возрастает преступность в сети Интернет, насильственные преступления, корыстные преступления с применением физической силы, преступления в состоянии алкогольного и наркотического опьянения и др.
Заключение
Среди преступлений, совершаемых несовершеннолетними, велика доля тяжких корыстных и эгоистичных жестоких преступлений. Часто они характеризуются такими чертами, как чрезмерная, неспровоцированная жестокость. Большое количество этих преступлений совершаются в соучастии (чаще всего в форме совместного исполнения), особенно в группе, что также отвечает специфике психологии подростков. Примерно каждое третье преступление совершается ими совместно со взрослыми.
Из 1100 подростков 550 совершают преступление в состоянии алкогольного опьянения, 374 в состоянии наркотического опьянения, и 176 по иным причинам.
В настоящее время, когда решение социальных проблем по воспитанию молодежи стало первоочередной задачей государственных и общественных органов, неизмеримо возросли возможности правового воздействия на совершенствование воспитания подрастающего поколения, его гражданское, трудовое и международное образование. Преступлений, совершенных подростками, это сигнал обществу о существующих недостатках в нравственном воспитании молодого поколения. Эта задача тем более важна, что речь идет о формировании у граждан правового государства, которые сами призваны создавать законы, обеспечивать их реализацию, совершенствовать законодательство, участвовать в управлении делами государства и общества.
Во-первых для того, что бы справиться с преступностью среди несовершеннолетних необходимо:
1. устранить неблагоприятные условия семейного воспитания детей – «каждый распад семьи, особенно когда есть дети, это реальные условия созревания будущего индивида с девиантными отклонениями» [18, с.60]
2. оказание помощи несовершеннолетним, оказавшимся в неблагоприятных жизненных условиях ( бродяжничество, уход из дома…)
3. применять меры наказания – привлечение к ответственности за содеянное преступление.
1. Антиобщественное поведение и личность несовершеннолетнего правонарушителя / Бейсебаев К.М., Крюкова Н.И., Рябис Л.А.; Под ред.: Карпец И.И. – М.: Изд-во ВНИИ МВД, 2007. – 80 c.
2. Антонян, Ю.М. Причины преступного поведения / Ю.М. Антонян. – М.: Акад. МВД РФ, 1992. – 207 с.
3. Базырова, Б.А. Причины и условия, влияющие на преступность несовершеннолетних / Б.А. Базырова: – Э.: ЗАОр «НПП» Джангар», 2007. – 128 с.
4. Батычко, В.Т. Криминалистика в вопросах и ответах / В. Т. Батычко. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009. – 668 с.
5. Бекбулатова, А.Т. Типы личности несовершеннолетних, совершающих грабежи и разбойные нападения / А. Т. Бекбулатова // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2010. – №2(12). – С. 78-82.
6. Богданов, А.В. Основные причины и условия, способствующие преступности среди несовершеннолетних в РФ / А.В. Богданов, Е.Н. Хазов // Вестник Московского университета МВД России, 2015. – № 12. – С. 47-51.
7. Борьба с групповыми правонарушениями несовершеннолетних / Барыло Т.С., Дранищева Э.И., Иванов Ф.С., Лановенко И.П., и др.; Отв. ред.: Лановенко И.П. Киев: Наук. думка, 1982. – 255 с.
8. Букаев, Н.М. Расследование преступлений несовершеннолетних / Н.М. Букаев. – Ростов-н/Д., 2006. – 160 с.
9. Васильев, А.Н. Проблемы методики расследования отдельных видов преступлений / А.Н. Васильев. – М.: ЛексЭст, 2002. – 76 с.
10. Жидяева, Е.С. Условия формирования личности и теоретические основы поведения человека / Е. С. Жидяева // Научный вестник Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт». – 2017. – Т. 3. – С. 60-62.
11. Зайко, Т.М. Меры борьбы с преступностью несовершеннолетних и молодежи: правовой и психологокриминологический аспекты / Монография – – Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком». 2017. – С.64.
12. Криминология и профилактика преступлений : учеб. пособие / Е. А. Авраменко [и др.] ; под общ. ред. В. А. Кашевского ; М-во внутр. дел Респ. Беларусь, учреждение образования «Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь». – Минск : Акад. МВД, 2011. – 428 с.
13. Криминология и профилактика преступлений. Общая часть : курс лекций / О. П. Колченогова [и др.] ; М-во внутр. дел Респ. Беларусь, учреждение образования «Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь». – Минск : Акад. МВД, 2012. – 231 с.
14. Лесниченко, И.П. К вопросу о влиянии школы и качества общения со сверстниками на криминализацию личности подростка // Актуальные проблемы современного уголовного права и криминологии – Ставрополь. – 2015. – С.119.
15. О Следственном комитете [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 31 мая 2003 г., № 200-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 09.01.2017 г. / КонсультантПлюс. Беларусь // ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
16. Романов, В.В. Юридическая психология // Монография – М.: Проспект. 2014. – С.316.
17. Сарана, В.А. Преступность несовершеннолетних как угроза общественной безопасности России / В.А. Сарана, А.Е. Шульга // История государства и права, – 2006. – № 9. – С. 8-10.