ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАЛОГОВ И СБОРОВ
1.1 Налоги и сборы, существующие в Республике Беларусь
1.2 Последствия неуплаты налогов и сборов в бюджет
1.3 Когда уклонение от уплаты налогов является уголовным преступлением
1.4 Лица, привлекаемые к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и сборов
ГЛАВА 2 УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ
2.1 Объект налогового правонарушения
2.2 Объективная сторона налогового правонарушения
2.3 Субъект налогового правонарушения
2.4 Субъективная сторона налогового правонарушения
2.5 Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на нынешнем этапе развития экономических отношений в мире налоги являются основным источником доходов государств (50-90% поступлений в бюджет), что делает систему налогообложения страны одним из наиболее важнейших механизмов государственного управления.
Налоги и сборы являются основным источником пополнения государственного бюджета. Обеспечение поступления данных платежей в бюджет – одна из приоритетных задач любого государства. Поэтому за исполнением плательщиками обязанности платить налоги контролирующие органы всегда следили довольно серьезно. Особенно это проявляется в последнее время, когда в СМИ все чаще стали появляться публикации о задержании должностных лиц различных компаний и возбуждении в отношении них уголовных дел за уклонение от уплаты налогов.
Уклонение от уплаты налогов в большинстве стран мира отнесено к тяжким преступлениям. В Республике Беларусь за данное противоправное деяние предусмотрена уголовная ответственность. Способы, используемые налогоплательщиками для уклонения от уплаты налогов или снижения их размеров, разнообразны и многочисленны.
Под налогом понимается «обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты» (п. 1 ст. 6 Налогового Кодекса Республики Беларусь).
Сбор – это «обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь» (п. 2 ст. 6 Налогового Кодекса Республики Беларусь) [17].
Налоговые преступления все чаще стали совершаться в совокупности с иными преступлениями. В их числе есть преступления, совершенные в сфере экономической деятельности, против собственности, должностные и против порядка управления. Налоговые преступления порой становятся причиной,
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАЛОГОВ И СБОРОВ
1.1 Налоги и сборы, существующие в Республике Беларусь
Документом, устанавливающим виды налогов и сборов (пошлин), сроки и порядок их уплаты в бюджет, является Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая и Особенная части) [17, 18].
Налогом является обязательный индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с организаций и физических лиц в бюджет. Уплата налога не предусматривает выполнение каких-либо действий со стороны государственных органов в отношении организаций и физических лиц.
Сбор (пошлина) – это тоже обязательный платеж в бюджет. Но в отличие от налога, сбор (пошлина) взимается, как правило, за совершение госорганами юридически значимых действий в отношении организаций и физических лиц (выдача лицензий/разрешений/патентов, допуск к участию в дорожном движении, разрешение дел в суде и т. п.). Сбор (пошлина) также взимаются в связи с ввозом (вывозом) товаров на территорию (с территории) страны.
Налоги и сборы делятся на республиканские и местные (в зависимости от территории действия), также существуют особые режимы налогообложения [17].
Не являются налогами, сборами (пошлинами) платежи, осуществляемые в рамках отношений, не регулируемых Налоговым кодексом Республики Беларусь и иными актами налогового законодательства, а также платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства.
Косвенными налогами признаются налог на добавленную стоимость и акцизы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь или нормами международных договоров Республики Беларусь.
Налог считается установленным в случае, когда определены плательщики и следующие элементы:
-налогообложения:
-объект налогообложения;
-налоговая база;
-налоговый период;
-налоговая ставка (ставки);
-порядок исчисления;
-порядок и сроки уплаты [9, c. 200].
ГЛАВА 2
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ
2.1 Объект налогового правонарушения
Под объектом правонарушения понимаются те охраняемые законом общественные отношения, интересы и ценности, на которые посягает правонарушитель и которым причиняется вред. Налоговые правонарушения также имеют свой объект.
Итак, общим для всей совокупности налоговых правонарушений объектом является группа общественных отношений, регулируемых и защищаемых законодательством о налогах и сборах, то есть налоговая система страны [6, c. 377].
При этом каждое из налоговых правонарушений имеет непосредственный объект, то есть посягает на конкретное общественное отношение, охраняемое нормой налогового права. Например, незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа на территорию или в помещение налогоплательщика нарушает установленный законодательством порядок проведения налоговых проверок. Объектом такого правонарушения, как неуплата сумм налога, являются охраняемые законом интересы государства в полноте и своевременности поступления налогов в бюджет.
Условно, в зависимости от объекта посягательства, налоговые правонарушения можно разделить на две группы:
- правонарушения в сфере осуществления налогового контроля;
- правонарушения против порядка исчисления и уплаты налогов [13, c. 37].
2.2 Объективная сторона налогового правонарушения
Объективная сторона характеризует правонарушение как деяние, т.е. акт поведения. Еe образует само противоправное деяние, причиненные негативные последствия и причинная связь между деянием и его последствиями. Характеристика объективной стороны правонарушения определяется нормативными правовыми актами – действия или бездействие, способ, место,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вывод о социальной обусловленности установления уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации, так как это преступление полностью соответствует общепризнанным научным критериям криминализации деяний. Закрепление в уголовном законодательстве нормы, предусматривающей ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации, отвечает современным потребностям российского общества и государства.
Во-первых, действия (бездействия), направленные на уклонение от уплаты налогов или сборов обладают той общественной опасностью и ставят под угрозу само существование налоговой системы Республики Беларусь, устанавливают неравенство между добросовестными налогоплательщиками и нарушителями налогового законодательства, нарушают принцип социальной справедливости, поскольку неплательщики налогов переносят добавочное налоговое бремя на тех, кто исправно выполняет свои налоговые обязательства, препятствуют плановому поступлению налогов в бюджет, необходимых для осуществления полномочий государства, подрывая нормальное функционирование экономики, приобретают статус преступления только при наличии уклонения от уплаты налогов в крупном (особо крупном) размере.
Во-вторых, при криминализации данного деяния соблюдены все принципы, а именно: уклонение от уплаты налогов имеет значительную распространенность; эффективное противодействие данному деянию невозможно лишь административно-правовыми и гражданско-правовыми средствами; установление уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов продиктовано необходимостью решения задач общего и частного предупреждения указанных деяний; криминализация уклонения от уплаты налогов осуществлена во исполнение предписаний Конституции РБ и законодательства и в полном соответствии с ними.
В-третьих, практически все государства едины в стремлении осуществлять уголовное преследование лиц, злостно не исполняющих свои обязанности по исчислению и уплате налогов. В качестве основных критериев признания тех или иных незаконных действий уголовно наказуемыми рассматриваются их умышленность и крупный размер неуплаченных налогов. В этой связи следует признать новые национальные нормы об уголовной ответственности за. налоговые преступления вполне соответствующими общемировой практике борьбы с этими общественно опасными деяниями.
В большинстве западных стран состав преступления, предусматривающий ответственность за уклонение от уплаты налогов,
1. Авраменко, Е. А. Уголовное право. Особенная часть : учеб. пособие / В. А. Кашевский. – Минск : Акад. МВД, 2012. – 734 с.
2. Ахраменка, Н. Ф. Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / Н. Ф. Ахраменка, А. В. Барков, В. М. Хомич. – М. : ГИУСТ БГУ, 2007. – 1007 с.
3. Бабий, Н. А. Уголовное право Беларуси. Общая часть / Н. А. Бабий. – Минск : Амалфея, 2000. – 415 с.
4. Баркоў, А. У. Крымінальнае права Беларусі : (закон, злачынства, адказнасць) : навуч. дапам. / А. У. Баркоў, І. А. Грунтоў, Т. I. Доўнар [і інш.]. – Минск : Завігар, 1997. – 288 с.
5. Борщев, Ю. А. Уголовное право Республики Беларусь. Общая часть : краткое учебное пособие для подготовки к экзаменам / Ю. А. Борщев, Н. Н. Бушило, И. В. Шепелев. – М : ИУиП, 2001. – 139 с.
6. Василевич, Г. А. Конституционное право Республики Беларусь : учебник / Г. А. Василевич. – Минск : Книжный дом, 2008. – 882 с.
7. Василевич, Г. А. Конституция – главный документ для законотворческой и правоприменительной деятельности / Г. А. Василевич // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. – 2010. – № 4. – С. 37–39.
8. Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 7 декабря 1998 г., № 218-З : принят Палатой представителей 28 октября 1998 г. : одобр. Советом Респ. 19 ноября 1998 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 09.01.2017 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
9. Ермолович, М. В. Уголовное право Беларуси. Общая часть / М. В. Ермолович. – М. : НИУМЦ МВД РБ, 2000. – 389 с.
10. Конституция Республики Беларусь : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. – 62 с.
11. Круглов, В. А. Уголовное право. Особенная часть / В. А. Круглов. – Минск : Амалфея, 2011. – 320 с.
12. Кутафин, О. Е. Основы государства и права / О. Е. Кутафин. – М. : Юрист, 2011. – 447 с.
13. Малеин, Н. С. Современные проблемы юридической ответственности/ Н. С. Малеин // Государство и право. – 1994. – № 6. – С. 35–40.
14. Марченко, М. Н. Источники права: понятие, содержание, система и соотношение с формой права. / М.Н. Марченко // Вестник Московского университета. Серия 11, Право. – 2012 – № 5 – С. 22–28.
15. Матузов, Н. И. Теория государства и права. Курс лекций / Н. И. Матузов. – Саратов : Наука, 2010 – 345 с.
16. Мичулис, Э. Ф. Уголовное право. Общая часть / Э. Ф. Мичулис.– М. : издательство МИУ, 2008. – 300 с.
17. Налоговый кодекс Республики Беларусь (общая часть) [Электронный ресурс] : 19 декабря 2002 г., № 166-З : принят Палатой представителей 15 ноября 2002 г. : одобр. Советом Респ. 2 декабря 2002 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 18.10.2016 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
18. Налоговый кодекс Республики Беларусь (особенная часть) [Электронный ресурс] : 29 декабря 2009 г., № 71-З : принят Палатой представителей 11 декабря 2009 г. : одобр. Советом Респ. 18 декабря 2009 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 09.01.2017 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
19. Пиголкин, А. С. Общая теория права / А. С. Пиголкин. – М. : Юристъ, 2009 – 420 с.
20. Трудовой кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 26 июля 1999 г. № 296-З : принят Палатой представителей 8 июня 1999 г: одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 15. 07. 2015 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
21. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 9 июл. 1999 г., № 275-З : принят Палатой представителей 2 июн. 1999 г. : одобр. Советом Респ. 24 июн. 1999 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 19.07.2016 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.