Введение
1 Правовые основы привлечения СМИ к расследованию преступлений
2 Понятие и основные направления привлечения СМИ к расследованию преступлений
3 Характеристика отдельных направлений привлечения СМИ к расследованию преступлений
Заключение
Список использованных источников
Современный этап развития человеческой цивилизации характеризуется стремительным переходом от индустриального общества к информационному. Информация все больше становится не менее важным ресурсом на сегодняшний день, чем энергетические и материальные ресурсы. Последствия этого быстроразвивающегося процесса проявляются в ускоряющейся информатизации различных сфер деятельности, образованию информационного пространства, а также в увеличении состояния доступности разных видов информации [1].
Процесс эффективного раскрытия и расследования преступлений зависит от многих факторов, в том числе от своевременного получения следователем информации об обстоятельствах преступления, а также его участниках. Формироваться данная информация начинает с момента совершения самого преступления и продолжает уже на стадии предварительного расследования и судебного разбирательства, в ходе которого суд имеет возможность оценить ее во всей совокупности и определить факт совершения преступления, степень вины подсудимого и назначить виновному справедливое наказание [3, с. 53].
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с привлечением СМИ к расследованию преступлений.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с привлечением СМИ к расследованию преступлений.
Цель работы – проанализировать нормы права и научную литературу, связанную с привлечением СМИ к расследованию преступлений.
Цель образует задачи, необходимые к выполнению в ходе проводимого исследования:
- рассмотреть правовые основы привлечения СМИ к расследованию преступлений;
- определить понятие и основные направления привлечения СМИ к расследованию преступлений;
- дать характеристику отдельных направлений привлечения СМИ к расследованию преступлений.
1 Правовые основы привлечения СМИ к расследованию преступлений
В науке криминалистике рассматриваемая информация получила название криминалистически значимой, что определяет ее как играющую важную роль в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию [4, с. 186]. Данный вид информации в том числе может содержаться и в сведениях, предоставляемых органам, в производстве которых находится уголовное дело, средствами массовой информации. Следует учитывать, что зачастую сотрудники СМИ, когда фиксируют то или иное событие, на первый взгляд имеющее признаки преступления, не могут определить данную информацию как криминалистически значимую [5, с. 263]. Однако дальнейшая тщательная проверка следователем поступившей из СМИ информации дает возможность установить различные обстоятельства по уголовному делу или привнести в процесс расследования ранее неизвестные факты.
Необходимо отметить, что правовые, организационно тактические аспекты взаимодействия органов дознания и следователей со СМИ на сегодняшний день имеют достаточное количество проблемных вопросов, требующих разрешения как на законодательном, научном, так и на исполнительном уровне. В этой связи мы попытаемся осветить, на наш взгляд, наиболее актуальные вопросы взаимодействия следственных и оперативно-розыскных органов с представителями прессы, в первую очередь связанных с раскрытием и расследованием преступлений.
М. Н. Сивашева в своей работе отмечает такой факт, что «журналист-расследователь иногда использует приемы, взятые из практики правоохранительных органов, что позволяет находить нечто общее в работе детектива и журналиста. Здесь таится определенная опасность подмены целей. Журналист не должен отождествлять свою деятельность с функциями правоохранительных органов. Его задача – не ловить преступника, а предать гласности факты его противоправной деятельности, обозначить проблему и, может быть, предложить пути решения» [8].
2 Понятие и основные направления привлечения СМИ к расследованию преступлений
Расследование преступлений неразрывно связано с различными процессами, происходящими в социальной среде. В этих условиях огромный арсенал общественности предоставляет дополнительные возможности на должном уровне решать задачи, стоящие перед органами расследования. Представители общественности становятся не только потенциальными носителями значимых сведений, но и способны в некоторых случаях оказывать влияние на ход расследования преступления.
Современные условия информатизации общества требуют совершенствования криминалистических средств и технологий взаимодействия следователя с общественностью.
Принимая решение о выборе средств и технологий взаимодействия с общественностью в ходе расследования преступления, следователю необходимо учитывать определенные факторы.
На сегодняшний день средства массовой информации размещают специальные выпуски, адресованные определенной аудитории с учетом ее интересов и потребностей. Информация, не адресованная конкретной категории людей не учитывающая их положения, может не достичь поставленной цели [1, с. 43].
Как справедливо отметили А.Ю. Головин и Е.С. Дубоносов, учет различий интересов общественности, социальный статус и психологическое состояние может способствовать повышению эффективности использования средств массовой информации и коммуникации в ходе расследования преступлений [1, с. 43].
Основная группа общественности, к которой следователю целесообразно обращаться для взаимодействия, – лица, сообщества, располагающие какой-либо информацией об очевидцах, других потенциальных свидетелях или о событии преступления, отдельных обстоятельствах его совершения, подготовки и сокрытия. Это самая многочисленная группа, на которую направлен процесс взаимодействия в целях расследования преступлений.
3 Характеристика отдельных направлений привлечения СМИ к расследованию преступлений
Поскольку одну и ту же информацию можно интерпретировать и преподнести по-разному и, следовательно, сформировать как оправдательное так и обвинительное доказательство, считается необходимым классифицировать получаемую для формирования доказательственной базы информацию в зависимости от способа ее получения. Так, выделяют информацию «процессуальную» и «непроцессуальную» [3, с. 7]. Таким образом, центральным вопросом о направлении использования и применения в уголовном судопроизводстве материалов СМИ, становится вопрос о дифференциации формируемой в качестве доказательственной базы по расследуемому уголовному делу информации на процессуальную и непроцессуальную.
Единых определений данных разновидностей информации, получаемой в рамках уголовно судопроизводства как таковых нет. Так, к примеру, ученый процессуалист Д.И. Бедняков обозначил непроцессуальную информацию как сведения, полученные не установленным уголовно-процессуальным законом инструментарием, которые даже порой относятся к категории «недопустимых» для их приобщения в качестве доказательств по уголовному делу [2, с. 33]. В свою очередь, М.П. Поляковым определяется причина противоречивости указанных понятий и их значения как в теории, так и на практике, их отличие в процедурном порядке их формирования.
Рассматриваемая нами информация, полученная из СМИ, предполагает осуществление ее систематизации для последующей проверки, которая на сегодняшний день не имеет нормативно-правового закрепления. Так, для устранения данного пробела в рамках организации использования материалов СМИ в следственной деятельности, предлагаем их систематизировать в объекты учета, так называемые «информатеки». Такое средство учета позволит не только аккумулировать информационный массив, но и провести его классификацию по степени связи с устанавливаемыми в рамках конкретного расследования по уголовному делу фактов. Введение в процессуальную деятельность таких информатек создаст одну из возможностей реального повышения эффективной следственной деятельности, в частности посредством расширения круга сведений, которые необходимы для всестороннего и детализированного анализа обстоятельств по подготовке, совершению и сокрытию преступных деяний. Более того, в случае возникновения необходимости – данная информация может быть востребована и для повторного рассмотрения через определенный временной промежуток времени, в частности при возобновлении расследования уголовного дела в случае его приостановления.
Заключение
В основе теоретических и практических проблем по применению сведений средств массовой информации в уголовно-процессуальном доказывании лежат вопросы о целях и понятиях уголовно-процессуальных доказательств, а также непосредственно об их проверке и оценке. Особый интерес к сведениям, полученным из средств массовой информации, связан с «процедурным» принципом ценности уголовно-процессуальной формы, который представлен в качестве «совершенного инструмента» формирования доказательств по уголовному делу [4, с. 285].
Таким образом, основная проблема применения указанных сведений связана с тем, что они не соответствуют закрепленным в нормах уголовно-процессуального законодательства «формальным границам». Это связано с тем, что их формирование связано не с принципом строгого соблюдения процессуальной формы, а присущему непосредственно журналистской деятельности принципу свободы творчества. В связи с этим происходит в определенной степени противоречивость деятельности уголовно-процессуальной и журналистской по их индивидуально определенной сущности, принципам и целям. Для устранения данных противоречий необходимо, прежде всего, руководствоваться одной единой общей целью – обеспечить в процессе взаимодействия правоохранительных органов и средств массовой информации защиту прав и законных интересов граждан от различных посягательств противоправного характера и в борьбе с преступной деятельностью в различных сферах жизнедеятельности общества.
Материалы СМИ используются правоохранительными органами, как правило, в качестве повода для возбуждения уголовного дела по конкретному противоправному деянию. Но не менее значимая роль отдается такому источнику информации и в деятельности по уголовно-процессуальному доказыванию. По природе уголовно-процессуальное доказывание является познавательной деятельностью, следствием осуществления которой является формирование субъективного образа объективной действительности о событии прошлого, а по характеру представляет собой сложноструктурированную деятельность [5, с. 80].
1. Аринин А. Инструменты противодействия коррупции / Следователь 2009. № 6.
2. Артемов Е.А. Использование возможностей средств массовой информации в оперативно-розыскной деятельности подразделений по борьбе с организованной преступностью: проблема правового регулирования/ Научно-практическая конференция «Актуальные проблемы борьбы с организованной преступностью и терроризмом»: сборник материалов. М., 2003.
3. Беляев М. Взаимодействие со средствами массовой информации в борьбе с преступностью/ Законность (РФ) 2004. № 7.
4. Беляева Т. Этапы взаимодействия/ Милиция (РФ) 2007. № 8.
5. Бешенкова Т.М. Использование средств массовой информации при осуществлении розыска преступника/ Проблемы борьбы с преступностью и подготовки кадров для органов внутренних дел Республики Беларусь: междунар.науч.-практ.конф. Минск 2009.
6. Боровикова В.В. О некоторых направлениях использования средств массовой информации в профилактике преступлений органами внутренних дел/ Вопросы права в третьем тысячелетии: Матер. межвуз. научно-практ. конф. вузов МВД РБ и России. Брянск-Минск, 2003.
7. Васильева А.К. Взаимодействие органов внутренних дел со средствами массовой информации при обеспечении безопасности общества/ Безопасность личности, общества и государства: теоретико-правовые аспекты: матер. II междунар. Науч.-теорет.конф. курсантов, слушателей и студентов. Санкт-Петербург, 2008.
8. Ветрова Я.А. К вопросу о взаимодействии ОВД и СМИ: Россия и зарубежные страны/ Наука и практика. 2011. № 1.
9. Гончарова Е.А. Подготовка и проведение выступлений следователя в средствах массовой информации/ Проблемы криминалистики: Сб.науч.трудов. Минск,2005.
10. Деловая репутация и деятельность средств массовой информации/ Обзор судебной практики. 2008. № 7.
11. Дупак О.В. Взаимодействие органов прокуратуры со средствами массовой информации/ Законность. 2013. № 5.
12. Бондарев М.Ю. Совершенствование уголовно-правовых мер борьбы с преступлениями против интеллектуальных прав // Российский следователь. 2008. № 15. С. 15-17.
13. Андреев Ю.Н. Судебная защита исключительных прав: цивилистические аспекты: монография. Москва: Норма, Инфра-М, 2011. 400 с.
14. Право интеллектуальной собственности / Е.С. Гринь, В.О. Калятин, С.В. Михайлов [и др.]; под общ. ред. Л.А. Новоселовой. Москва: Статут, 2017. Т. 2. Авторское право. 367 с.
15. Штенников В.Н. Охрана части произведения // Юрист. 2016. № 18. С. 32-36.
16. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (части четвертой): в 2 т. / Горленко С.А., Калятин В.О., Кирий Л.Л. [и др.]; отв. ред. Л.А. Трахтенгерц. 2-е изд. – Москва: ИНФРА-М, 2016. Т. 1. 484 с.
17. Данилин С.Н., Борисов А.Н. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации: комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. – Москва: Деловой двор, 2015. 896 с.
18. Нечепуренко А., Попова О.П. Гражданско-правовые способы защиты авторских и смежных прав // Ученые заметки ТОГУ. 2013. № 4. С. 1119-1122.
19. Оценочные признаки в Уголовном кодексе Российской Федерации: научное и судебное толкование / под ред. А.В. Галаховой. – Москва: Норма, 2014. 736 с.
20. Богданова О.В. Защита интеллектуальных авторских прав гражданско-правовыми способами: монография. Москва: Юстицинформ, 2017. 212 с.