Введение
Глава 1. Понятие органов дознания, их система и профессиональная компетенция
Глава 2. Начальник органа дознания, его процессуальное положение
Глава 3. Лицо, проводящее дознание, его процессуальное положение
Заключение
Список используемых источников
Введение
Несмотря на долгосрочное использование термина «дознание» в уголовном процессе, до сих пор в законодательных актах Республики Беларусь нет стандартного закрепления его определения, хотя его присутствие представляется необходимым. По мнению С.С. Алексеева, основной причиной появления правовых определений является «введение необходимой точности и ясности в терминологии, используемой законодателем, общих понятий» [1, с. 104]. Поддерживая эту точку зрения, В.М. Савицкий писал об определенных нормах: «... они в большей степени способствуют правильному пониманию и применению закона, а, следовательно, улучшают качество и весь механизм правового регулирования» [2, с. 64]. Действительно, четкое определение содержания терминов является обязательным условием надлежащего правоприменения, совершенствования законодательства и решения других правовых задач.
Понятие «дознание» можно найти в справочной и юридической литературе. В самых популярных толковых словарях авторы-составители приводят различные определения дознания.
Так, в словаре Ф. Брокгауза, И. Эфрона под дознанием понимается «сбор информации или доказательств официальным органом определенного факта; Допрос и досмотр служат средством дознания, протокол - выражением» [3, с. 272]. В. Даль трактует это слово как «пытаться выяснить, выяснить, исследовать, говорить, искать, находить, узнавать» [4, с. 454]. В словаре С. И. Ожегова под дознанием понимается «предварительное административное расследование» [5, с. 147].
Отечественными и зарубежными учеными-процессуалистами проведено немало исследований проблем дознания. Среди работ, посвященных исключительно дознанию как виду уголовно-процессуальной деятельности либо органам, ее осуществляющим, следует выделить работы Т.С. Борико, С.И. Гирько, Д.А. Гришина, В. Громова, С.И. Довгун, А.С. Есиной, З.Ф. Коврига, С.Л. Масленкова, О.В. Мичуриной, Е.Н. Погореловой, А.А. Чувилева и других. Отдельных аспектов этой проблематики касались С.В. Борико, Н.В. Жогин, И.В. Данько, А. Квачевский, Л.И. Кукреш, О.В. Рожко, М.С. Строгович, Ф.Н. Фаткуллин. Большинство авторов предлагают рассматривать дознание как форму предварительного расследования, то есть как деятельность органов дознания, осуществляемую после возбуждения уголовного дела.
Глава 1. Понятие органов дознания, их система и профессиональная компетенция
Понятие органов дознания имеет неоднозначную трактовку, в различных источниках есть множество интерпретаций данного термина.
Так, А.П. Кругликов определяет «дознание как форму предварительного расследования преступлений, в основе которой лежат законы и положения органов и лиц, проводящих дознание, о предупреждении, выявлении, пресечении и расследовании преступлений, совершивших их, совершенных». путем проведения оперативно-розыскных и процессуальных действий» [6, с. 5]. Русский автор О.В. Мичурин в качестве дознания означает «форму предварительного расследования, выраженную в форме уголовного процесса органа дознания по делам, в которых предварительное следствие является факультативным, в противном случае - его процессуальные полномочия осуществляются в системе органа дознания» [7, с. 42]. То есть автор признает запрос только одним его видом - запрос о случаях, когда производство предварительного расследования не является необходимым.
В отечественной уголовно-процессуальной науке определение дознания было дано в 2000 г. Л.И. Кукреш: «расследование является одной из форм расследования преступлений, проводимых уполномоченными органами с предварительными знаниями для предотвращения, предотвращения и раскрытия преступлений, которые готовятся или совершаются путем сочетания оперативно-розыскных и уголовных производств в их деятельности» [9, с. 26].
Обращаясь к юридическим словарям, можно сделать вывод, что в них дознание также рассматривается как форма предварительного расследования [10, с. 197; 11, с. 183; 12, с. 92].
Так, В.В. Шпак в «Белорусской юридической энциклопедии» толкует термин «дознание» как «одну из форм предварительного расследования в уголовном процессе, заключающуюся в осуществлении неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, и принятии все предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, по которому предварительное следствие необязательно» [13, с. 390].
Глава 2. Начальник органа дознания, его процессуальное положение
Исходя из функций, реализуемых начальником органа дознания в уголовном производстве, классифицируем полномочия начальника органа дознания на следующие группы:
– полномочия, которые начальник органа дознания реализует при осуществлении функции организации деятельности органа дознания, при разрешении поступившего заявления или сообщения о преступлении, а равно производстве неотложных следственных и других процессуальных действий, после возбуждения уголовного дела (первая группа);
– полномочия, осуществляемые начальником органа дознания в целях обеспечения функции руководства ходом разрешения заявлений или сообщений о преступлении, а также выполнения неотложных следственных и других процессуальных действий (вторая группа);
– полномочия, реализуемые начальником органа дознания для осуществления контроля, связанного с обеспечением законности и своевременности действий должностных лиц органа дознания при производстве проверки и разрешении ими заявлений и сообщений о преступлении; выполнении неотложных следственных и других процессуальных действий для установления и закрепления следов преступления (третья группа);
– полномочия, связанные с принятием начальником органа дознания решений о разрешении должностным лицам производить отдельные процессуальные действия (четвертая группа);
– полномочия, которые начальник органа дознания вправе осуществлять при личном разрешении заявлений и сообщений о преступлении, а также производстве дознания (пятая группа). Так, к первой группе полномочий начальника органа дозн пания, обеспечивающего функцию организации процессуальной деятельности органа дознания в уголовном процессе, следует отнести: полномочия, связанные с организацией приема, регистрации и рассмотрением заявлений и сообщений о любом совершенном, совершаемом или готовящемся к совершению преступлении; поручением должностному лицу органа дознания проведения проверки по поступившему в орган дознания заявлению (сообщению) о преступлении и принятию по материалам проверки заявления (сообщения) процессуального решения в порядке ст. 174 УПК; поручением о производстве должностным лицом органа дознания неотложных следственных и других процессуальных действий; передачей материалов проверки и уголовного дела от одного уполномоченного им лица, производящего дознание, другому; поручением производства дознания нескольким лицам (ч. 3 ст. 38 УПК). Кроме этого, в целях обеспечения задач и принципов уголовного процесса начальник органа дознания организует своевременное проведение оперативно-розыскных мероприятий и принятие иных мер по обнаружению преступлений и выявлению лиц, их совершивших, предупреждению и пресечению преступлений; выполнением поручений следователя, суда, указаний прокурора по уголовным делам в порядке, установленном УПК.
Глава 3. Лицо, проводящее дознание, его процессуальное положение
Представляется, что в этом случае эти должностные лица органа дознания уполномочены законом выполнять эти процессуальные действия в силу возложенных на них задач, указанных в части 2 ст. 37 УПК, одним из которых является принятие мер по выявлению преступлений и выявлению лиц, их совершивших, а также по предупреждению и пресечению преступлений.
Впервые лицо, проводящее расследование, упоминается в ст. 45 УК БССР 1960 г. Он установил, что «расследование по уголовным делам осуществляется должностными лицами, уполномоченными органами дознания, перечисленными в ст. 115 УПК» [1]. Отдельная статья, в которой процессуальная позиция лица, проводящего расследование, будет зафиксирована, законодателем не предусмотрена. Полномочия, которыми наделен этот участник уголовного процесса, его права и обязанности содержатся в различных правилах УПК.
После значительных изменений в уголовно-процессуальном законодательстве, связанных с созданием Следственного комитета Республики Беларусь в 2012 году и касающихся правового регулирования органов уголовного преследования в целом, статус рассматриваемого нами участника претерпел изменения, и законодатель вернулся к «лицу, производящему расследование». Следует отметить, что эта версия имени уже давно подвергается критике в юридической литературе [3, с. 35–39; 4, с. 46].
В момент приобретения процессуального статуса лица, проводящего дознание, что напрямую связано с концепцией этого участника уголовного процесса, мнения ученых разделились. E.Н. Павлов считает, что лицо, проводящее дознание, может возникнуть только по уголовному делу, которое было возбуждено [5, с. 122]. Л.В. Павлухин придерживается аналогичного мнения, что видно из предложенного нормативного определения лица, проводящего расследование: «руководитель государственного учреждения (организации) из числа перечисленных в законе, который проводит расследование, или назначен чиновник, уполномоченный им для расследования уголовного дела» [6, с. 19]. Мнение А.П. Рыжакова, который допускает участие лица, проводящего дознание, на этапе возбуждения уголовного дела, если это лицо осуществляет осмотр места происшествия на данном этапе уголовного процесса [7, стр. 95] и подтверждает свою позицию в определении автора: «лицо, проводящее расследование, обычно является сертифицированным сотрудником органа дознания, который принял на себя (возбуждено) уголовное дело или осматривается место происшествия до возбуждения уголовного дела» [8, с. 90].
Заключение
Думается, что отечественному законодателю следует быть последовательным и в целях окончательного нормативного разграничения уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной сфер деятельности, определения границ деятельности органов дознания, внести изменения и в остальные нормы УПК, регламентирующие деятельность органов дознания и предусматривающие на сегодняшний день возможность осуществления ими оперативно-розыскной деятельности.
Подводя итог вышеизложенному, в целях совершенствования правового регулирования деятельности органов дознания Республики Беларусь, предлагаем:
1) изложить п. 20 ст. 6 УПК Республики Беларусь в следующей редакции: «орган дознания государственный орган и должностное лицо, уполномоченные законом осуществлять производство по материалам проверки и уголовным делам в пределах своей компетенции»;
2) из функций органа дознания исключить такое направление деятельности как оперативно-розыскная деятельность и привести в соответствие ряд норм УПК Республики Беларусь (п. 4 ч. 2 ст. 37, ч. 2, 4 ст. 38 и ч. 3 ст. 39), содержащих возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий.
3) изложить ч. 2 ст. 37 УПК Республики Беларусь в следующей редакции: «2. На органы дознания и должностных лиц, в зависимости от характера преступления, возлагаются:
1) прием и регистрация заявлений и сообщений о любом совершенном, совершаемом и готовящемся преступлении;
2) проведение проверки по заявлению или сообщению о преступлении, принятие по ним решения в соответствии со ст. 174 УПК;
3) производство неотложных следственных и других процессуальных действий по уголовным делам;
4) обнаружение преступлений и выявление лиц, их совершивших, а также предупреждение и пресечение преступлений».
1. Алексеев, С.С. Социальная ценность права в советском обществе / С.С. Алексеев. – М.: Юрид. лит., 1971. – 223 с.
2. Савицкий, В.М. Язык процессуального закона (вопросы терминологии) / В.М. Савицкий. – М.: Наука, 1987. – 288 с.
3. Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф. Брокгауза, И. Ефрона. – М.: Эксмо, 2007. – 960 с.
4. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 6 т. / В. Даль. – М.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1956. – Т. 1: А–З. – 700 с.
5. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: ок. 57 000 слов / С.И. Ожегов; под ред. д-ра филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. – 16-е изд., испр. – М.: Рус. яз. – 797 с.
6. Кругликов, А.П. Правовое положение органов и лиц, производящих дознание, в советском уголовном процессе: учеб. пособие / А.П. Кругликов; М-во внутр. дел СССР, Высш. следств. шк. – Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1986. – 43 с.
7. Мичурина, О.В. Концепция дознания в уголовном процессе Российской Федерации и проблемы ее реализации в органах внутренних дел: дис. д-ра юрид. наук: 12.00.09 / О.В. Мичурина. – М., 2008. – 581 л.
8. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: 18 дек. 2001 г., № 174-ФЗ: принят Гос. Думой 22 нояб. 2001 г.: одобр. Советом Федерации 05 дек. 2001 г.: в ред. Федер. закона от 13.07.2015 // КонсультантПлюс. Россия. – 2015. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ popular/upkrf.
9. Кукреш, Л.И. Уголовный процесс. Особенная часть: учеб. пособие / Л.И. Кукреш. – Минск: Тесей, 2000. – 272 с.
10. Экономический и юридический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. – М.: Ин-т новой экономики, 2004. – 1088 с.
11. Большой юридический словарь / под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. – М.: ИНФРА-М, 1999. – VI, 790 с. – (Библиотека словарей «ИНФРА-М»). –183 с.
12. Юридический энциклопедический словарь / гл. ред. А.Я. Сухарев; ред. кол.: М.М. Богуславский [и др.]. – М.: Сов. Энцикл., 1984. – 415 с.
13. Белорусская юридическая энциклопедия: в 4 т. Т. 1 / ред. кол.: С.А. Балашенко [и др.]. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2007. – 600 с.
14. Шостак, М.А. Уголовный процесс: учеб. пособие / М.А. Шостак. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2008. – 630 с.
15. Борико, С.В. Уголовный процесс: учебник / С.В. Борико. – Минск: Амалфея, 2012. – 400 с.
16. Борико, Т.С. Теоретико-правовые и организационные вопросы обеспечения законности при производстве дознания: автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.09 / Т.В. Борико. – Минск, 2001. – 27 с.
17. О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам образования Следственного комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь от 13 дек. 2011 г. № 325-З // Консультант Плюс. Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
18. Рожко, О.В. Предварительное расследование: проблемы соотношения процессуальных форм / О.В. Рожко Актуальные проблемы юридической науки: материалы респ. науч.-практ. конф., Могилев, 18 мая 2012 г. – Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», 2012. – 372 с.
19. Рыжаков, А.П. Предварительное расследование / А.П. Рыжаков. – М.: Информационно-издательский дом «Филин», 1997. – 216 с.
20. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Республики Беларусь / Н.И. Андрейчик [и др.]; под науч. ред. М.А. Шостака; учреждение образования «Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь». – Минск: Акад. МВД, 2014. – 1230, [2] с.