Введение
Глава 1. Характерные черты тоталитаризма
1.1 Понятие тоталитаризма
1.2 Признаки тоталитаризма
Глава 2. Причины и особенности тоталитаризма в отдельных странах
2.1. Причины германского и советского тоталитаризма
2.2. Особенности германского и советского тоталитаризма
Глава 3. Тоталитарные тенденции в современном мире
Заключение
Список использованных источников
Введение
И.В. Сталин, пришедший после смерти Ленина к политическому руководству страной, был вынужден строить коммунизм в одной стране, внешне изолированной от остального мира, и реорганизовывать её экономику без существенной технической помощи и поддержки с внешней стороны. Это требовало больших жертв. Поэтому Сталин пересмотрел ряд ленинских теоретических положений. В.И. Ленин исходил из скорого наступления победоносной революции в капиталистических странах, но всемирная революция не произошла. И Сталин выдвинул идею построения социализма в одной, отдельно взятой стране. Поэтому государственный аппарат должен был остаться и быть сильным, так как коммунизму в СССР угрожает враждебное капиталистическое окружение. Второй тезис, выдвинутый Сталиным, гласил, что по мере строительства социализма классовая борьба будет обостряться. Отсюда политика репрессий, депортаций, чисток, опора на тайную полицию и т.д. (это своеобразная основа формирования советского тоталитаризма). Возникновению немецкого фашизма (нацизма) способствовали другие причины, среди которых: кабальные условия Версальского мирного договора и экономические кризисные последствия межвоенного времени. В экономической и политической жизни Германии царил хаос. Веймарская Республика не оправдывала возложенных на неё надежд. Демократическое правительство оказалось слабым, возникла потребность в наведении порядка. Решительные и сильные руководители должны были разрешить все проблемы и положить конец всеобщему состоянию упадка, люди нуждались в работе и в улучшении условий жизни. Послевоенная деградация привела в Германии к выдвижению требований национального возрождения, сопровождавшихся претензиями на территориальные расширения, так называемое Lebensraum (жизненное пространство). Радикальный национализм, эффективное и авторитарное правительство казались многим самым лучшим выходом из тупика. Фашисты (нацисты) боролись против декаденствующих либералов и бессильных демократов. Им удалось возродить чувство национального уважения, ликвидировать безработицу и добиться определенного повышения материального благосостояния. Был установлен желаемый многими «порядок», при наведении которого использовались жесткие, жестокие и нередко кровавые методы. Таково было восприятие фашизма (нацизма) многими людьми в Германии. Так возник тоталитаризм в Германии. Размышления по поводу теоретических суждений. С собственно фашистской точки зрения, он мог представлять наилучший путь выхода из национального кризиса. С марксистской точки зрения, национал-социализм (тоталитаризм) был поверхностным разрешением кризиса капитализма – попыткой стабилизации шатких капиталистических, экономических и политических институтов с помощью силы и принуждения. Трудно перечислить исчерпывающе типичные характеристики германского фашизма, но некоторые черты, вероятно, являются главными: правительственный контроль над корпорациями, основой которого было отрицательное отношение к неограниченному либерализму и неуправляемому корпоративизму (и к тому, когда корпорации ведут борьбу друг против друга и принимают решения, не считаясь с правительством и общественными интересами) (анархо-синдикализм в СССР). Фашизм делал упор на общие, а не на личные интересы.
Глава 1. Характерные черты тоталитаризма
1.1 Понятие тоталитаризма
22 июня 1925 г. Бенито Муссолини выступал в итальянском парламенте. Яростно обрушившись на остатки оппозиции, он угрожал смести ее "нашей тоталитарной волей". Это словечко -"тоталитаризм" - подбросил ему весной того же года сподвижник дуче философ Джованни Джентиле, определивший фашизм как "тотальную концепцию жизни". Выразительный термин понравился Муссолини, и он стал использовать его для обозначения фашизма в целом и фашистского государственного строя в частности. О "тоталитаризме" заговорили и антифашисты. Но для них он стал синонимом диктатуры, установленной сначала в Италии, а потом и в Германии (где официальный режим предпочитал говорить не о "тоталитаризме", а об "авторитаризме"). В 30-х гг. западные публицисты и политологи (Ф.Боркенау, А.Кестлер, Дж.Оруэлл и др.) начали использовать это понятие и применительно к СССР, а после второй мировой войны -- к государствам Восточной Европы, Китаю, Кубе, ряду других стран.
Еще в конце 80-х гг. многие наши политики и политологи согласились в основном с западными исследователями, что режим, установленный в СССР Сталиным и просуществовавший по крайней мере с начала 30-х до середины 50- х гг., был тоталитарным. Признали они и то, что так называемый социалистический лагерь был спроектирован и построен по тоталитарным чертежам. С наступлением "гласности" одна за другой стали появляться статьи, выступления, материалы "круглых столов", в которых предпринимались попытки осмыслить тоталитаризм как социально-политическое явление и выявить специфику его материализации в разных странах, прежде всего, конечно, в Советском Союзе. И хотя одни раздвигали рамки тоталитаризма, распространяя его на все семь десятилетий советской истории, а другие сужали его до четверти века, все говорили по сути об одном и том же явлении.
Как бы ни определяли сущность тоталитаризма, какие бы черты в нем ни открывали, одно очевидно и несомненно: тоталитаризм -- это прежде всего антигуманизм. Возможно, самое последовательное, характерное, типичное и массовое проявление антигуманизма в XX веке. И прочувствовать это, проникнуть в самую его суть легче, наверно, тем, кто (при прочих равных) испытал его, что называется, на собственной шкуре, у кого на всю жизнь остался на сердце рубец от тоталитарного хлыста. Или тем, кто живет в стране хотя и давно изжившей тоталитарный режим, но все же, по-видимому, несущей в себе боль памяти о пережитом.
Глава 2. Причины и особенности тоталитаризма в отдельных странах
2.1 Причины германского и советского тоталитаризма
Концепция тоталитаризма, таким образом, возникла не только как чисто политическая доктрина, которая должна была реформировать существующую политическую систему, но ее основными идеями было создание новых ценностей и мировоззрения для всех людей в фашистском государстве. Некоторые авторы, например Петерсен, думают, что тоталитарная концепция «представляет собой последний акт в процессе формирования сознания, с помощью которого антифашистско-демократическая оппозиция объясняла возникающую новую политическую реальность и идеи зарождающейся фашистской диктатуры. Сам термин “тоталитарный” возник как квази-технический термин в процессе злоупотребления выборами, практикуемыми фашистами на муниципальных и провинциальных выборах в Италии в 1923 г.» [14, p. 109]. Однако уже в конце 1923 г. концепция тоталитаризма также получила и свое теоретическое обоснование у Амендолы и Стурсо, когда они определили «наиболее важную характеристику фашистского движения». Для нас важно отметить то, что новая политическая доктрина довольно быстро распространилась почти во всей Европе и, по мнению Йенике, «после того, как Муссолини также определил национал-социалистический режим как унитарный, авторитарный, тоталитарный, сам термин “тоталитарный” становится общим понятием в политике и политических науках» [7, p. 29]. Для нас это означает, что термин «тоталитаризм» отныне может использоваться и для характеристики других политических систем. Так, например, в 1931 г. Карл Шмитт впервые назвал Германию «тотальным государством» [19]. В период Веймарской республики политические взгляды Шмитта можно охарактеризовать как умеренный национализм. Эта «умеренность» проявлялась в том, что, в отличие от многих немецких интеллектуалов того времени, он не противопоставлял Германию как страну высокой духовной культуры бездуховному материалистическому Западу. Следует отметить, что для Шмитта Германия оставалась интегральной частью западноевропейской цивилизации. Видимо, сказывалось то обстоятельство, что Шмитт ощущал себя «римлянином», сказывался и католический универсализм. В это время в поле его научных интересов попадают понятия «диктатуры», «суверенного решения», «отношения друг–враг» и др. Уже тогда Шмитт выступает апологетом сильного государства и остро критикует правительство и политику Веймарской республики. Критике подвергаются как парламентаризм и политический плюрализм «западного» толка, так и максимы либерального гражданского общества и государственный правовой позитивизм. В его сочинении «Диктатура» (1921) уже видно будущее направление движения мысли Шмитта: здесь проявляется мыслитель, исследующий собственную область политического, ставящий во главу угла проблему чрезвычайного положения, суверенного решения, указывающий на слабости и противоречия западной либеральной парламентской демократии. Можно предположить, что радикальные события того смутного времени в Германии – социалистическая революция в Мюнхене в 1919 г., жестокая расправа над участниками этого выступления, гражданская война – и способствовали возникновению у Шмитта идеи о необходимости создания сильного авторитарного государства, способного стать гарантом социальной стабильности – а такие воззрения напрямую ведут к идеологии тоталитаризма.
Глава 3. Тоталитарные тенденции в современном мире
На нынешнем этапе изучения тоталитаризма исследователи стоят перед новой задачей, которая может быть определена и как новое направление работы, и как новое методологическое требование: институциональный анализ тоталитаризма должен быть дополнен и обогащен его системным анализом. До сих пор главным направлением сравнительного изучения нацизма, фашизма и сталинизма был анализ их социальных институтов, политики и практики в различных сферах — сравнительное исследование правящих партий, систем "партия—государство", методов контроля за экономикой, деятельности репрессивных органов, органов цензуры и пропаганды, роли армий и концентрационных лагерей. Главным достижением этих исследований стала демонстрация того, что при всех различиях в идеологии и радикальной разнице представлений о желаемом обществе и мировом порядке будущего институциональные структуры тоталитарных режимов на стадии их формирования были весьма схожи, вплоть до тождества некоторых центральных институтов. Наиболее обещающим направлением исследований сегодня является не просто выделение и изучение наиболее значительных черт, характеристик и институтов тоталитарных режимов, а системное описание и интерпретация их как совокупности характеристик взаимосвязанных и взаимозависимых институтов, анализируемых с точки зрения их необходимости и достаточности для репродукции тоталитарной системы. Это методологическое требование всегда стояло перед исследователями тоталитаризма, но они могли его реализовать только частично из-за трудностей получения информации и невозможности ведения полевых исследований в закрытых обществах. В моей работе я всегда определял систему советского типа как военно-индустриальное общество, как совокупность следующих существенных черт или характеристик, взаимосвязанных, взаимодополняющих и взаимоусиливающих друг друга, которые необходимы для ее воспроизведения: однопартийный политический режим; экономика, основанная на системе центрального планирования; колоссальная милитаризация экономики и всей социальной жизни, являющаяся результатом модернизации особого типа — милитаристской модернизации в закрытом обществе.
Все эти черты характеризуют как периоды формирования, так и нормального функционирования советского общества именно как тоталитарного общества советского типа. Резкое ослабление или отсутствие одной из них превратило бы его в систему иного типа, что и случилось с Китаем, где после смерти Мао Цзэдуна была восстановлена рыночная экономика и резко ослаблено центральное планирование. По очевидным причинам огромную роль в становлении советской системы сыграли идеология и массовый террор, значение которых в зрелой советской системе резко ослабевает. Увидеть необходимые взаимосвязи между основными характеристиками советской системы исторически оказалось сложной задачей. На Западе хорошо помнят послевоенные дискуссии в кругах европейских социалистов, лейбористов и левых католиков, продолжавшиеся еще в 70-е годы. Советский Союз получал высший балл за систему центрального планирования, но критиковался за однопартийную систему и отсутствие демократических свобод, что объяснялось, впрочем, отсталостью политической культуры и тяжелым историческим наследием. Потребовалось значительное время, чтобы понять, что однопартийная система и плановая национализированная экономика не могут стабильно существовать друг без друга.
Заключение
Во второй половине ХХ века бюрократическая система стала не просто устойчивым, организованным и широко распространённым явлением, но пронизала собой весь мир, став каркасом общественного устройства, главным социальным институтом. Речь уже идёт, следовательно, не об отдельном явлении, но о системе как таковой, системе, которая поглотила всё. Система репрезентирует человека в такой же мере, как религия, быт, искусство. Система – это обозначение человека, символ его нахождения в мире. Система есть наглядный образ всего человеческого общества. При тоталитаризме система получает колоссальное развитие. Своё понимание системы мы проиллюстрируем с помощью выдающегося произведения братьев Стругацких «Улитка на склоне» (далее в тексте – УНС), в частности, выдержками из глав, посвящённых Управлению «по делам Леса – этой бредовой пародии на любое государственное учреждение» [15, c. 615]. Система имеет свою культуру и свой быт. Каждой эпохе присуща своя система, которую не встретить в другое время. В УНС мы находим описание быта системы, характерного для второй половины ХХ века, эпохи тоталитаризма: «В коридорах было холодно и темно, пахло табачным перегаром, пылью, лежалыми бумагами. Никого нигде не было, из-за обитых дерматином дверей ничего не было слышно» [16, c. 394]. Как и человек, система стремится к улучшению бытовых условий. Система создаёт для себя свой быт, свою культуру, своё окружение, которое маркирует пространство системы в мире. Система требует места в мире, и система получает его, размещаясь в административном здании. Без размещения в определённом строении система существовать не может. Собственное здание, как свой мир (точнее – мирок), система обустраивает согласно собственной иерархии. Система управляет не только пространством собственного мира, ограниченного внешними стенами здания, но и людьми, находящимися у ней в подчинении и обитающими внутри учреждения. Внутри административного здания служащие размещены по кабинетам, как по определённым ячейкам, сотам. Этим распределением система стабилизирует свою структуру и оформляет положенную иерархию. Каждая ступень иерархии имеет свой быт. Представители низших ступеней размещаются в наихудших бытовых условиях, в подвалах, в небольших помещениях, в проходных или больших кабинетах, где они соседствуют со своими сослуживцами. Чем выше человек располагается в иерархии, тем лучшие бытовые условия (например, отдельный кабинет) предлагает ему система. Высшая ступень иерархии – директор – окружён максимально комфортными бытовыми условиями. Всюду в системе мы можем наблюдать два мира с отдельными культурами: мир начальника и мир подчинённых.
1. Антонов С. Первая должность // Антонов С. Небольшие повести.
2. Арендт Х. Истоки тоталитаризма – М.: ЦентрКом, 1996.
3. Арендт Х. О революции. – М.: Европа, 2011.
4. Блур Э. На двадцатой годовщине первого в мире социалистического
5. Гайдар А. Дым в лесу // Собр. соч. в 4 т. Т. 2. – М., 1956. – С. 5–31.
6. Государства // Писатели США о Стране Советов. Л., 1983. С. 233.
7. Гранин Д. Ленинградский каталог. – Л., 1986. – 111 с.
8. Давыдов Ю.Н., Ханна Арендт и проблема тоталитаризма. Послесловие к русскому изданию / Х. Арендт // Истоки тоталитаризма. – М.: ЦентрКом, 1996.
9. Зиновьев А. Исповедь отщепенца. – М., 2005. – 554 с.
10. Ивин А.А. Диалектика. От зарождения до триумфа и краха. – М.:
11. Иосиф Виссарионович Сталин. Краткая биография. – М., 1948. – 244 с.
12. История фашизма в Западной Европе. – М.: Наука, 1978.
13. Ленин В.И. Империализм, как высшая стадия развития капитализма. –М., 1976. – 254 с.
14. Неверов А. Ташкент – город хлебный. – Свердловск, 1982. – 128 с.
15. Пейкофф Л. Объективизм: философия Айн Рэнд. – М.: Астрель; Полиграфиздат, 2012.
16. Раушнинг Г. Говорит Гитлер. Зверь из бездны. – М.: Миф, 1993.
17. Рэнд А. Апология капитализма. – М.: Новое литературное обозрение, 2003.
18. Стадлер А., Этлис М. Современники ГУЛАГА. Магадан, 1991. С. 161.
19. Устрялов Н.В. Италия – колыбель фашизма. – М.: Алгоритм, 2012.
20. Хайек Ф. Дорога к рабству. – М.: АСТ; Астрель, 2010.
21. Хоскинг Дж. История Советского Союза. М., 1994.
22. Эренбург И. День второй // Эренбург И. Собр. соч. Т. 3. – М., 1991.