Введение
1 Конкурентная способность торговой организации и ее успех на рынке
1.1 Конкурентоспособность торговой организации и ее показатели
1.2 Факторы конкурентоспособности торговой организации
1.3 Методы оценки конкурентоспособности торговой организации
2 Оценка конкурентоспособности торговой организации
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОДО «Виталюр»
2.2 Анализ конкурентоспособности ОДО «Виталюр»
3 Пути повышения конкурентоспособности ОДО «Виталюр»
3.1 Формирование конкурентных преимуществ на ОДО «Виталюр» как основное направление повышение конкурентоспособности
3.2 Повышение конкурентоспособности торговой организации, как результат внедрения новых методов продаж
Заключение
Список использованных источников
Введение.
Конкуренция является движущей силой развития общества в рыночной экономике, главным инструментом экономии ресурсов, повышения качества товаров и уровня жизни населения.
Организация способна эффективно функционировать на рынке в том случае, когда оно может противостоять давлению конкурентных сил, используя свои конкурентные преимущества, а значит, и, повышая конкурентоспособность. Приобретенные навыки самостоятельной работы с экономической и управленческой информацией позволяют исследовать тенденции развития организации, анализировать маркетинговую среду, проводить экономический анализ ее производственной деятельности, разрабатывать мероприятия по повышению конкурентоспособности организации. В виду вышеизложенного обосновывается актуальность дипломной работы.
Актуальность рассмотрения данного вопроса в том, что современных условиях белорусской экономики, принципиально изменяется подход к созданию систем обеспечения конкурентоспособности организации. Эта проблема выдвигается на первый план всей экономической политики государства.
Сегодня конкурентоспособность на товарных рынках становится проблемой национальной государственной безопасности. Следовательно, должна быть поставлена и правильно решена проблема выработки государственной стратегии в деле обеспечения конкурентоспособности. Для этого, на наш взгляд, должны быть уточнены основные методологические аспекты проблемы, дано четкое обоснование сущности и содержания конкурентоспособности организации (фирмы) и продукта (услуги), определены взаимосвязи и взаимозависимости этих категорий.
1 Конкурентная способность торговой организации и ее успех на рынке.
1.1 Конкурентоспособность торговой организации и ее показатели.
Категория «конкурентоспособность» в рыночной экономике является одной из ключевых, так как в ней концентрированно выражаются экономические, научно-технические, производственные, организационно-управленческие, маркетинговые и иные возможности коммерческих организаций, отраслей, национальной экономики в целом. Эти возможности реализуются в товарах и услугах, противостоящих соперничающим аналогам, как на внутреннем, так и внешнем рынках. Конкурентоспособность, являясь структурным элементом системы конкурентных отношений, представляет собой многогранную категорию, соединяющую в себе содержательные моменты конкуренции и монополизма, а также их общественно-государственные регуляторы; она реализуется на объектном и субъектном уровнях рынка [1, с. 45].
Наличие конкуренции делает необходимым формулирование и реализацию предприятием определённой рыночной стратегии, направленной на достижение поставленных целей.
Конкурентоспособность отрасли – это экономическая категория, характеризующая её свойство, возникающее в условиях конкуренции с другими отраслями национальной экономики или иностранных экономик за производственные ресурсы или покупательский спрос, а также с аналогичными отраслями иностранных экономик за покупательский спрос, уровень которого обозначает привлекательность условий функционирования предприятий отрасли с точки зрения формирования их конкурентных преимуществ и(или) реализации их рыночных стратегий.
2 Оценка конкурентоспособности торговой организации.
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОДО «Виталюр».
ОДО «Виталюр» специализируется на производстве и переработке рыбной продукции. ОДО «Виталюр» занимается не только оптовыми закупками свежей рыбы и морепродуктов у производителей в разных регионах ближнего и дальнего зарубежья, но также ее переработкой, оптовой продажей в торговую сеть Минска и других городов, а также созданием собственных специализированных магазинов рыбы и морепродуктов с широким ас-сортиментом продуктов питания.
ОДО «Виталюр» осуществляет свою деятельность с 1995 года и входит в перечень импортеров, обеспечивающих исключительное право государства на импорт рыбы и морепродуктов. Основным направлением деятельности компании была и остаётся оптовая и розничная торговля широким ассорти-ментом свежемороженой рыбы и морепродуктов, рыбной продукцией собственного производства, а также разнообразными группами продовольственных товаров.
Общество является юридическим лицом согласно законодательству Республики Беларусь, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, открывать расчетный, валютный и другие счета в учреждениях банков, иметь печать, штампы и иные реквизиты со своим наименованием.
Основной целью деятельности общества является извлечение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов Участников общества посредством осуществления хозяйственной деятельности.
В соответствии с планами развития на 2019-2020 годы основными за-дачами стоят расширение торговой сети, развитие производства, увеличение ассортимента реализуемой продукции, а также создание новых рабочих мест.
3 Пути повышения конкурентоспособности ОДО «Виталюр».
3.1 Формирование конкурентных преимуществ на ОДО «Виталюр» как основное направление повышение конкурентоспособности.
Повышение конкурентных преимуществ ОДО «Виталюр», как уже было отмечено выше, можно реализовать путем дальнейшего расширения рынка сбыта и увеличения товарооборота за счет организации дополнительного торгового объекта в г. Ошмяны.
Для усиления конкурентных преимуществ ОДО «Виталюр» может быть предложен инвестиционный проект по организации дополнительного торгового объекта в г. Ошмяны.
Произведем расчет экономического эффекта от предлагаемого мероприятия.
Определим сумму ежемесячного товарооборота, исходя из фактического товарооборота по аналогичным действующим объектам и режима работы объекта. Фактический товарооборот составляет 6200 руб.
ТО = 12×6200 = 74400 руб.
Сумму капитальных затрат на закупку и установку торгового оборудования, кассовой системы, торговой мебели определим по действующим торговым объектам и уровню цен по данным видам оборудования – 232000 руб. Определим сумму ежемесячных затрат на аренду площади, содержание и обслуживание оборудования, амортизационные отчисления, оплату труда и социальные отчисления. В затраты по содержанию и обслуживанию оборудования включаются расходы на потребленную электроэнергию, ремонт-но-профилактические работы. Стоимость ремонтно-профилактических работ принимается в размере 3-5% от стоимости оборудования в год.
Заключение.
В курсовой работе была рассмотрена тема конкурентоспособности торговых организаций, показатели, критерии и методы ее оценки на примере ОДО «Виталюр» в период 2017-2018 гг.
В процессе выполнения работы были изучены теоретические аспекты конкурентоспособности торговой организации, что позволяет сделать ряд выводов на это счет.
Модель конкурентоспособности учитывает в себе все направления оценки по: экономическим показателям, мнению потребителей, привлекательности товара, маркетинговой деятельности. При этом автором введены показатели, не используемые ранее: рейтинг торговой сети, параметры ком-форта, наличие отдела собственного производства, эффективность трудовых ресурсов.
Основные факторы конкурентоспособности предприятий розничной торговли были выделены по каждому из четырех компонентов структуры «услуги розничной торговли», объединенных в четыре группы факторов:
1) организационно-управленческие факторы;
2) технико-технологические факторы;
3) положение на рынке услуг розничной торговли;
4) эффективность функционирования организации.
В реальных условиях функционирования конкретных предприятий данный перечень корректируется с учетом специфики деятельности конкретного предприятия, прежде всего связанной со специализацией розничного торгового предприятия.
Что касается методов оценки конкурентоспособности торговой организации, что здесь стоит выделить методы, которые на практике имеют наибольшую популярность завоевывали модели анализа рыночного положения и КСП, наилучшим образом сочетавшие в себе простоту и эффективность используемых методов. К ним относятся SWOT-анализ, PEST-анализ, SNW-анализ, LOTS-анализ, PIMS-анализ, GAP-анализ.
1 Аврашков, Л.Я. Управление конкурентоспособностью предприятий: теория и практика: монография / Л.Я. Аврашков, Г.Ф. Графова, А.В. Графов. – Воронеж: Изд-во «Институт ИТОУР», 2015. – 140 с.
2 Антонов, Г.Д. Управление конкурентоспособностью организации: учеб. пособие / Г.Д. Антонов, О. П. Иванова, В. М. Тумин. – М.: Инфра-М, 2016. – 299 с.
3 Байнев, В.Ф. Конкуренция – тормоз для инноваций? / В.Ф. Байнев // Беларуская думка. – 2014. – № 9. – С. 59-65.
4 Балабанова, Л.В. Управление конкурентоспособностью предприятий. учеб. пособие / Л.В. Балабанова, Г.В. Кривенко, И.В. Балабанова. – К.: «Профессионал», 2017. – 256 с.
5 Баринов, В.А. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / В.А. Баринов, В.Л. Харченко. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 285 с.
6 Барышев, А.Ф. Маркетинг / А.Ф. Барышев. – М.: ACADEMA, 2016. – 436 с.
7 Береговая, И.Б. Системный подход к управлению конкурентоспособностью предприятия / И.Б. Береговая, Б.А. Береговой // Материалы декабрьских научных чтений. – 2015. – С. 117-120.
8 Бутко, Г.П. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / Г.П. Бут-ко, А.Б. Бессонов. – Мн.: Ек УГЛТУ, 2018. – 142 с.
9 Васяйчева, В.А. О подходах управления конкурентоспособностью промышленных предприятий / В.А. Васяйчева, В.А. Сахабиева // Вестник СамГУ. – 2014. – № 4 (115). – С.16-20.
10 Головачев, А.С. Методические основы конкурентоспособности отрасли и показатели ее оценки / А.С. Головачев, Д.Ю. Хамчуков // Экономика и управление. – 2015. – № 2. – С. 108-117.
11 Голубков, Е.П. Основы маркетинга: учеб. / Е.П. Голубков. – М.: Финпресс, 2017. – 340 с.
12 Гурская, Я.В. Теоретические аспекты современного анализа конкурентоспособности предприятия / Я.В. Гурская // Ученые записки российского государственного гидрометеорологического университета. – 2015. – №21. – С.184.
13 Забелин, П.В. Основы стратегического управления / П.В. Забелин, Н.К. Моисеева. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2014. – 195 с.
14 Клочкова, Е.Н. Экономика предприятия: учебник / Е.Н. Клочкова [и др.]. – М.: Юрайт, 2014. – 448 с.
15 Коротков, А.В. Маркетинговые исследования: учеб. пособие для вузов / А.В. Коротков.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 367 с.
16 Куприянова, Т. Управляемая конкурентоспособность: как ее до-биться? / Т. Куприянова // Консультант директора. – 2015. – № 22. – С. 17-29.
17 Лифиц, И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности то-варов и услуг-учеб. пособие / И.М. Лифиц. – М.: Юрайт-Издат, 2014. – 335 с.
18 Миронов, М.Г. Ваша конкурентоспособность / М.Г. Миронов. – М.: Альфа-Пресс, 2014. – 160 с.
19 Ноздрева, Р.Б. Маркетинг: учеб. пособие / Р.Б. Ноздрева, Г.Д. Крылова, М.И. Соколова. – М.: ТК Вилби, Издательство Проспект, 2015. – 232 с.
20 Поддубная, Л.И. Конкурентоспособность экономических систем: теория, механизм регулирования и управления : монография / Л.И. Поддуб-ная. – X. : «ИНЖЭК», 2017. – 368 с.
21 Романова, А.И. Конкурентоспособность предприятия: методы оценки, стратегии повышения / А.И. Романова // Современная конкуренция. – 2014. – № 5. – С.78-84.
22 Савельева, Н.А. Управление конкурентоспособностью фирмы: учебник / Н.А. Савельева. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 382 с.
23 Таран, В.А. Конкурентоспособность предприятий: проблема со-временной политики и стратегия в области качества / В.А. Таран // Машино-строитель. – 2014. – №2. – С.6-12.
24 Тарнавская, Н.П. Управление конкурентоспособностью предприятий: теория, методология, практика / Н.П. Тарнавская. – Тернополь: Экономическая мысль, 2016. – 570 с.
25 Фатхутдинов, P.A. Управление конкурентоспособностью организации / Р.А. Фатхутдинов. – М.: Эксмо, 2015. – 544 с.
26 Фатхутдинов, Р.А. Концепция новой теории управления конкурентоспособностью и конкуренцией / Р.А. Фатхутдинов // Современная конкуренция. – 2014. – №1. – С. 73-86.
27 Фатхутдинов, Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: учеб. пособие / Р.А. Фатхутдинов. – М.: Изд-во Эксмо, 2014. – 544 с.
28 Швец, А.А. Факторы, влияющие на конкурентоспособность пред-приятия / А.А. Швец, А.Н. Морозов // Проблемы региональной экономики ЦИРЭ: Центр исследований региональной экономики. – 2015. – № 10. – С.29-33.
29 Шелудько, Е.Б. Конкурентоспособность предприятия: сущность, факторы и принципы / Е.Б. Шелудько // Концепт. – 2016. – № 6. – С.71-77.