Прежде чем приступить к рассмотрению функций государства, нужно дать определение его сущности, поскольку функции государства обусловлены его задачами, зависят от его сущности и изменяются по мере её изменения, по мере перехода к сущности другого порядка. Итак, сущность государства -это то главное, что определяет его содержание, цель, назначение и функционирование. Другими словами вопрос о сущности государства -это вопрос о том кому принадлежит государственная власть, кто её осуществляет, в чьих интересах. Из определения видно, что решающее влияние на функции любого государства оказывает его сущность.
Задачи и функции государства - явления соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не совпадающие. Их нельзя ни противопоставлять, ни отождествлять. В задачах государства определяются его социальное назначение, историческая миссия в тот или иной исторический период. Задачи государства имеют исходное значение по отношению к его функциям, являются их ближайшей непосредственной предпосылкой. В задачах концентрируется и преломляется воздействие экономики и политики на развитие функций государства. В свою очередь, функции государства представляют собой средство реализации, выполнения его задач. Задачи государства воплощаются в жизнь посредством осуществления его функций
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что для теории государства вопрос о функциях государства и формах их реализации - один из наиболее фундаментальных и значимых. Это объясняется тем, что в функциях проявляются сущность государства, его социальное назначение, а также функции государства определяют его структуру, т.е. способы, закономерности организации элементов государства как сложной системы.
Цели государственного управления реализуются через систему функций. Если цели и задачи ориентированы на конечный результат деятельности субъекта управления, то функция – на процесс достижения цели и решения задач. Сущность функций государственного управления определяется той ролью, которую играет управляющая система в целом или её отдельные элементы для достижения поставленных целей. Исследование функций государства помогает реальной оценке его возможностей, способствует более глубокому пониманию механизма его взаимодействия с иными структурами общества в решении наиболее важных политических, экономических, социальных, экологических, культурных и других задач.
Объектом исследования являются общественные отношения по осуществлению государством своих функций.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
1.1 Понятие и сущность функций государства
Само понятие функции введено в научный оборот Г. В. Лейбницем ещё на рубеже XVII–XVIII вв. Как и ранее, оно употребляется, в первую очередь, в математике и выражает зависимость одной переменной величины от другой, т.е. ту зависимость, когда при изменении одной величины другая величина также изменяется определенным образом. Но уже в середине XIX в. некоторые ученые говорят о функциях в социологическом аспекте, а в начале XX в. – и в государственно-правовом [1, с. 27].
В литературе имеют место разногласия в подходах к определению понятия функции государства. И дело тут не только и не столько в том, что за основу некоторых теоретических изысканий брали смысловой перевод латинского слова «function», игнорируя при этом его методологическую, философскую трактовку. Разнообразие дефиниций понятия функции государства в значительной мере поясняется расширением, углублением и усилением методологической базы теории государства на основе все большего использования частных методов исследования. Это можно проанализировать и проследить на примере эволюции философского толкования самого понятия функции. Так, на рубеже 1960–1970-х гг. под функцией понимался «способ поведения, присущий какому-либо объекту и способствующий сохранению существования этого объекта или той системы, в которую он входит». На этом основании Л. И. Каск писал: «Функция какого-либо объекта – это внешнее проявление его свойств, способов его поведения в определенной системе отношений» [2, с. 68]. А в конце 1980-х гг. можно встретить иную трактовку этого понятия: «Функция – это отношение двух (группы) объектов, в котором изменению одного их них сопутствует изменение другого. Функция может рассматриваться с точки зрения последствий (благоприятных, неблагоприятных), вызываемых изменением одного параметра в других параметрах объекта (функциональность), или с точки зрения взаимосвязи отдельных частей в рамках некоторого целого (функционирование)» [3, с. 130]. В первом, более раннем определении упор делается на внешнем проявлении свойств объекта, «способе» его поведения, во втором – на «отношении» между объектами, т. е. акцентируется сущностная сторона функции.
ГЛАВА 2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ ФУНКЦИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Внутренние функции Республики Беларусь
Внутренние функции государства - это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества [10, с. 118].
К внутренним функциям современного белорусского государства относятся следующие функции:
а) политическая;
б) экономическая;
в) социальная;
г) экологическая;
д) охрана прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка.
Рассмотрим более подробно вышеперечисленные функции.
Политическая функция реализуется посредством создания государственного механизма, отдельные звенья которого – государственные органы – наделены определенными отраслевыми полномочиями. Через систему таких органов государственно-властные решения реализуются в фактических отношениях граждан и их объединений [17, с. 19]. Политическая функция направлена на обеспечение государственного суверенитета, защиту конституционного строя, обеспечение полновластия народа в различных формах. Требование о создании и защите демократического конституционного строя закреплено в ряде статей Конституции Республики Беларусь (ст.ст. 2, 57 и др.). Важнейшей чертой конституционного строя Республики Беларусь является принцип народного суверенитета. Народ является единственным источником власти и носителем суверенитета [18]. Свою власть народ осуществляет непосредственно (например, референдумы, участие в выборах) или опосредованно, т. е. через представительные органы власти.
Экономическая функция состоит в выработке и координации стратегических направлений развития экономики страны в условиях перехода от планового хозяйства к рыночной экономике.
Все экономические системы, которые существуют в реальном мире являются смешанными (с усиленным влиянием государства или рынка).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Функции государства многоплановы, их формирование происходит в процессе становления и развития государства. В разные исторические периоды приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а следовательно, и различные его функции. На одних этапах центр тяжести переносится в сферу экономики, поэтому в деятельности государства приоритетное место занимает экономическая функция, в других - в область политики, отсюда - повышенное внимание к реализации функции государственной власти и т.д. Исчезают одни функции, возникают другие.
Традиционно функции государства понимают как основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением.
При исследовании темы работы можно сделать следующие выводы:
а) Функции государства классифицируются по различным основаниям:
- по объектам воздействия;
- по продолжительности действия: постоянные и временные;
- по социальной значимости: основные и неосновные.;
- по правовым формам существования;
- на основании территориального масштаба.
б) Государство осуществляет возложенные на него функции посредством различных форм: правовой, к которой относятся правотворческая, правоохранительная и правоисполнительная деятельность, а также неправовой (организационной), т.е. организационно-регламентирующая, организационно- хозяйственная, организационно-идеологическая деятельность.
в) Развитие цивилизации и демократии открывает большой простор для общесоциальной деятельности государства. В наше время общесоциальные функции государства становятся приоритетными. Расширяется и активизируется деятельность государства в духовной сфере (образование, культура, наука). При этом к внутренним функциям относятся политическая, экономическая, социальная, экологическая, охрана прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка.
г) Внутренние функции государства являются основными направлениями деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества
К внутренним функциям современного белорусского государства относятся такие функции, как:
1. Венгеров, А. Б. Теория государства и права: учебное пособие / А. Б. Венгеров. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Омега-Л, 2012. – 608 с.
2. Лазарев, В.В. Общая теория права и государства: учебник для юридических вузов. – Москва: Юристъ, 2014. – 360 с.
3. Общая теория права / под ред. А.С. Пиголкина. – М., 2010. – 270 с.
4. Общая теория права и государства / под ред. В.В. Лазарева. – М., 2012. – 340 с.
5. Общая теория государства и права : учебник / А. Ф. Вишневский [и др.] ; под общ. ред. В. А. Кучинского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2012. – 656 с.
6. Всеобщая история государства и права: учебник / Под ред. Черниловский З.М. – М.: Юристъ, 2010. – 870 с.
7. Каск, Л.И. О некоторых вопросах понятия функций государства / Л.И. Каск, Л.В. Николаева //Вест. Ленингр. ун-та. Сер. Экономика, философия, право. Вып.2. - Л., 1974.
8. Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. – М., 2010. – 150 с.
9. Трахименок, С. А. Общая теория права: курс лекций / С. А. Трахименок. – М., 2012. – 225 с.
10. Дробязко, С.Г., Козлов, В.С. Общая теория права: Учеб.пособие / С.Г. Дробязко, В.С. Козлов – Мн., 2013. – 520 с.
11. Нерсесянц, В.С. Общая теория государства и права: учебник / В.С. Нерсесянц. – М.: Норма, 2012. – 560 с.
12. Морозова, Л.А. Функции Российского государства на современном этапе / Л.А. Морозова // Государство и право. – 1993. — №6. – С. 98-108.
13. Признаки и виды функций государства [Электронный ресурс] // Энциклопедия экономиста. – 2014. –Режим доступа: http://www.grandars.ru. – Дата обращения: 18.10.2017.
14. Флоренский, П.А. Предполагаемое государственное устройство в будущем / П.А. Флоренский // Литературная учеба. – 1991. – №3. – С. 96
15. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Отв.ред.проф.М.Н.Марченко.Т.1, Теория государства. –М.: Изд.Зерцало, 1998г., –195 с.
16. Основные функции государства [Электронный ресурс] // On-line библиотека. – 2014 Энциклопедия экономиста. – 2014. –Режим доступа: www.xserver.ru/. – Дата обращения: 18.10.2017.
17. Бредихин, А.Л. О функциях государства / А.Л. Бредихин // История государства и права. – 2013. – №22. – С. 17-20.
18. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2009. – 48 с.
19. Фролова, Т.А. Экономическая теория: конспект лекций [Электронный ресурс] // Административно-управленческий портал. – 2014. –Режим доступа: http://www.aup.ru/. – Дата обращения: 18.10.2017.
20. Князев, Ю. Социальные функции современного государства / Ю. Князев // Проблемы управления. – 2013. – №1. – С. 20-33.
21. Карпович, Н.А. Формирование и развитие экологической функции белорусского государства (60-е – начало 90-х гг. XX в.) / Н.А. Карпович // Юстиция Беларуси. – 2011. – №10. – С. 31-35.
22. Об утверждении направлений деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011-2015 годы: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 24.03.2016 г., № 216 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2017.
23. Карпович Н. А. Компетенция и деятельность Совета Министров Республик Беларусь по реализации экологической функции государства / Н.А. Карпович // Вестник Высшего Хозяйственного суда Республики Беларусь. – 2011. – №7. – С. 133-140
24. Об органах внутренних дел Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 17.07.2007 г. № 263-3 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2017.
25. О судоустройстве и статусе судей: кодекс Республики Беларусь 29 июня 2006 г. № 139-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2017.
26. О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 08.05.2007 г. № 220-3 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2017.
27. Национальное Центральное бюро Интерпола в Республике Беларусь // Министерство внутренних дел Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Официальный сайт Министерства внутренних дел Республики Беларусь. – 2017. – Режим доступа: http://mvd.gov.by. – Дата обращения: 18.10.2017