Введение
Эта тема достаточно актуальна для современного общества. Каждому этапу исторического развития соответствует свое специфическое содержание основных составляющих правового статуса человека – общая правоспособность, основные права и свободы, принципы правового положения индивидов. Особую разновидность правового статуса индивидов составляет совокупность прав, свобод и обязанностей, которой пользуются в стране лица, обладающие двойным гражданством и лица без гражданства.
В действующем законодательстве многих стран не часто можно встретить закрепление на национальном уровне понятия «бипатрид» или «двойное гражданство», «многогражданство». Лицами без гражданства признаются лица, которые не состоят в гражданстве данного государства и не имеют доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства. Эта классификация физических лиц важна для того, чтобы определить специфику правового положения и особые правила пребывания, которые они должны соблюдать в иностранном государстве. Каждое государство само устанавливает соответствующий правовой статус для иностранцев, находящихся на его территории. Он определяется как национальным законодательством, так и международными договорами.
Цель курсовой работы состоит в изучении правового положения лиц, обладающих двойным гражданством и лиц без гражданства на международном уровне, в Республике Беларусь и зарубежных странах.
Задачами являются:
1) определение правового положения лиц без гражданства и лиц, обладающих двойным гражданством;
2) изучение нормативно-правового регулирования вопросов лиц, без гражданства и двойного гражданства в Республике Беларусь;
3) анализ современные проблем института двойного гражданства и безгражданства.
Методами, взятыми за основу изучения курсовой работы, являются: объективность, анализ, синтез, индукция, сравнительно-правовой, формально- юридический и другие.
Предметом изучения являются нормативные правовые акты различных государств, международные документы, которые регулируют институт двойного гражданства и безгражданства, а также учебные пособия и научные статьи по данной теме.
Глава 1 Правовое положение лиц без гражданства и лиц, обладающих двойным гражданством
Гражданство представляет собой устойчивую связь между человеком и государством, которая выражается в наличии взаимных прав и обязанностей. Являясь одним из важнейших институтов конституционного права, гражданство играет решающую роль в формировании политико-правового статуса человека. В свою очередь, под безгражданством (апатризмом, аполидизмом) понимается правовое положение лица, при котором оно не имеет никакого гражданства. Иначе говоря, государство не рассматривает лицо в качестве своего гражданина в силу закона [1, 343 c.].
Несмотря на то, что наличие гражданства не является основанием для приобретения или отчуждения фундаментальных прав человека (ведь они неотчуждаемы), апатрид, проживая на территории определенного государства, не сможет участвовать в его деятельности посредством выполнения государственной работы, участия в выборах в качестве кандидата на пост либо же избирателя, выражать своё мнение на референдуме и т.д. При этом апатрид не привлекается к прохождению военной подготовки в армии, которая является конституционной обязанностью гражданина.
1.1 Правовой статус лиц без гражданства
Правовой статус апатрида – это совокупность прав, свобод и обязанностей, которыми он обладает. Правовой статус апатридов устанавливается государством, на территории которого они находятся, но с учетом соответствующих общепризнанных положений общего международного права [2, с. 101].
Проблема безгражданства (апатризма) проявилась в условиях Первой мировой войны, когда беженцев лишали гражданства, чтобы помешать их возвращению в страны, где они родились. Во время Второй мировой войны проблема безгражданства возникала по мере того, как проживавших в государстве граждан сначала постепенно лишали определенных прав, а затем и самого гражданства. В конце XX — начале XXI века распад и правопреемство ряда государств (СССР, СФРЮ, Чехословакии и др.) привели к ситуациям, когда люди становились апатридами в связи с тем, что политические границы
Глава 2 Нормативно-правовое регулирование лиц, без гражданства и двойного гражданства в Беларусь
право на этапе исходит того, что человек обладает правами и без бы то ни было различия. Хотя в ряде случаев международное право все же некоторые различия между гражданами и негражданами.
Апатриды пользуются ограниченной по с гражданами на территории которого они находятся.
В предусматриваются меры, направленные на ликвидацию безгражданства, также сокращения или этого явления. таким договорам Конвенция о апатридов от 28 сентября 1954 г. (далее - Конвенция 1954 г.) [17], Конвенция о женщины 1957 г. [18], Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г. [19], Европейская конвенция о гражданстве г. [20].
акцкентировать внимание на Конвенции 1954 ввиду что данная является своеобразным фундаментом в регулировании связанных со сравнительно новым в время апатризма. Несмотря на ориентированность послевоенное Конвенция заложила важнейшие нормы и принципы взаимодействия лиц гражданства с государством.
Конвенция 1954 г. разработана на Конференции полномочных представителей, созванной в с резолюцией 526 А Экономического и Совета ООН 26 апреля г. Это международный документ, которого является статуса лиц гражданства, обеспечение этих основных прав свобод без Демонстрируя приверженность гуманитарным стандартам отношении лиц, в безгражданства, Конвенция г. укрепляет солидарность и внутригосударственных отношений, улучшению отношений государствами.
1954 г. даёт четкое апатрида – лицо, которое не рассматривается гражданином какого-либо государства силу закона. То есть какое бы общественное положение государстве лицо ни занимало, de-jure гражданства оно не имеет. При действует безгражданства: отсутствии у лица какого-либо подтверждается отсутствием об [21].
Глава 3 Современные проблемы двойного гражданства без гражданства
статус лиц гражданства, лиц, которые двойным гражданством не тот факт, смотря на законодательное закрепление таких статусов как на международном, так и национальном уровне в странах, некоторые проблемы, будут рассмотрены далее.
лица без вынуждены жить, имея какого-либо правового статуса:
- связи с государством в виде гражданства;
- без наличия оснований для на территории государства и отсутствие эффективных нормализации их в государстве
Такая может усугубляться связи со сложностью идентификации лиц без гражданства и безгражданства
Лица без гражданства не пересекают границы, за убежища или создают отдельную группу населения дан- ной страны. Немногие национальные учета приспособлены для количества лиц без гражданства на государства. Ряд лиц без гражданства как иностранцы, другие - резиденты, не являющиеся гражданами.
то же время часть людей к категории граждан другого даже тогда, когда это другое рассматривает их как граждан и не предоставляет им В дру случаях люди могут зарегистрированы как лица без однако информация не из политических соображений.
Более того, мно лица без гражданства отнесены к категории беженцев или лиц, ищущих убежища, даже в тех случаях, когда получили отказ в предоставлении убежища или не обращались за предоставлением вовсе. Количество лиц без гр находящихся в заключении, продолжает расти по мере того, как лица без гражданства пересекают границы или теряют граждан находясь за границей. Государства, которым приходится сталкиваться с подобными ситуациями, зачастую могут найти приемлемые долгосрочные решения для таких категорий лиц.
На примере Беларусь следует сказать, что правовой статус в Республике Беларусь Конституцией, Законом «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства
Заключение
В заключении можем сказать следующее: правовым статусом бипатрида совокупность свобод и обязанностей, которыми обладает. Правовой статус апатридов устанавливается государством, на которого они находятся, но с учетом соответствующих общего международного права
Двойное гражданство является статусом человека, при котором он является одновременно двух государств, обладает паспортами таких государств владеет всей полнотой прав и обязанностей по отношению к каждому из государств. Оно может возникнуть в различных причин как объективного, и субъективного характера.
К что правовой статус являются: Конвенция г., Конвенция замужестве женщины г., о сокращении безгражданства 1961 Европейская конвенция 1997 Исходя из Конвенции 1954 г. вопросы отнесения лица к апатридов решаются, прежде всего, в рамках внутренней государства. этом признание лица апатридом осуществляется основе закона этого государства. основе определения таким образом, уже упоминавшийся юридический подход, связанный невозможностью рассмотрения лица в качестве гражданина какого-либо с зрения закона данного государства (безгражданство de jure). Такая позиция многом проистекает и обусловлена отнесением государств решения вопросов гражданства, которые напрямую влияют на создание ситуации безгражданства отношении тех иных категорий Для чтобы лицо признано в апатрида, доказать, что ним и (либо другим) государством правовая связь, о наличии отношений гражданства.
Международными которые регулируют правовой статус лиц, обладающих гражданством являются Конвенция 1930 Конвенция Европейского о случаев многогражданства и о воинской повинности в многогражданства 1963 г. и конвенция о гражданстве г.. Также необходимо обращать внимание на законодательство стран, где в правовых актых ( к в Конституции законе) может закреплено нормы признании или за государствами гражданства.
Институт двойного и без имеет свои проблемы. Многие без гражданства жить, не
1. публичное право. Общая учеб.пособие / Ю.П. Бровка др.]; под Ю.П. Бровки, Ю.А. Лепешкова, Л.В. – Минск: Амалфея, 2010. 496 с.
2. Н.А Международное учеб.пособие/ М: 2000. – с.
3. О гражданстве Федерации: закон от мая 2002 62-ФЗ: от 29 2017 г. // Консультант Плюс Беларусь. Технология [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь – Минск, 2017.
4. О гражданстве Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 18 окт. .1991 г. №1181-XII Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – доступа: http://pravo.newsby.org/belarus/zakon2/
z110.htm. Дата доступа: 30.10.2017.
5. О правовом положении граждан и лиц без гражданства Республике Беларусь: Республики от 4 янв. 2010 г. 105-З: ред. Закона Республики от 24 окт. 2016 г. 439- З // Плюс: Беларусь. Технология [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. – Минск, 2017.
6. некоторых внутренних дел Беларусь : Республики Беларусь от 4 июня 2004 268 // Нац. центр правовой информ. Респ. [Электронный ресурс] – Минск, 2017. Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=p3040
0268. – Дата доступа: 30.10.2017.
7. Конституция Беларусь 15 марта 1994 года изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах ноября 1996 г. и 17 октября 2004 Минск: Амалфея, – 48 с.
8. Павлов Е. А., В. Н. Изменения в Российский закон о связанные с обязанностью подачи уведомления о наличии гражданств / Е. А. Павлов, В. Калинин // Вестник Московского университета МВД России. 2014. – – С. 53-58.
9. Шевцов, В. Гражданство СССР В. — М.: Моск. рабочий, — 120 с.
10. Шафир, А. Гражданином быть обязан [Текст] / М. А. Шафир. М. : рабочий, 1972. 95с.
11. Сафронов, В. М.Конституция СССР советское гражданство В.М. Сафронов М.: Юрид. лит., - 112
12. Берченко А.Я. советского // Торжество ленинской национальной политики. М., 267 с.
13. Кулик Р.И. о гражданстве СССР / Р. И. - Юрид. лит., 1980. - 94 с.
14. ЛЫСЕНКОВ, С. Советское / С. Л. Лысенков. — Киев: Знание, — с.
15. Васильева, А. Миграционная гражданство и иностранцев в западной / Т. Васильева. ‒ 2010. С. 34-36.
16. А. В. аспекты двойного гражданства. дис…канд. юрид. наук А. В. ‒ СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2002. - 192 с.
17. Конвенция статусе апатридов: п 28 сентября г. Конференцией созванной соответствии с резолюцией 526 А (XVII) Экономического и Социального Совета от 26 апреля 1954 г. // Официальный интернет-портал ООН ресурс]– доступа: – Дата 30.10.2017.
18. Конвенция о замужней принята резолюцией 1040 XI) Генеральной Ассамблеи 29 января г. // интернет-портал ООН [Электронный ресурс]– Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/married_women_nationality.shtml. – Дата доступа: 30.10.2017.
19. Конвенция о безгражданства: п 30 августа г. // интернет-портал ООН [Электронный ресурс]– доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/statelessness.
shtml. – доступа: 30.10.2017.
20. Европейская конвенция о гражданстве: принята 6 1997 г. Интернет-портал Университета Миннесоты. Библиотека Правам Человека [Электронный ресурс]– Режим доступа: http://hrlibrary.umn.edu/euro/Rets166
.html – Дата 30.10.2017.
21. анализ Республики Беларусь статусе апатридов 28 1954 г.: исследовательская работа. Национальный законодательства и Беларусь [Электронный – 2017 г. Режим доступа: http://evolutio.info/images/pdf/research_papers/1954_convention_
analysis_fin al_russian.pdf. – Дата доступа: 30.10.2017.
22. Международный пакт об экономических, социальных и правах 1966 г.: Права человека: Сборник международно-правовых документов. / Сост. Щербов В.В. – Мн.: Белфранс, 1999. – с.
23. Конвенция некоторых вопросах, касающихся коллизий между законами о принята в 1930 г. // Интернет-портал Университета Миннесоты. Библиотека по Правам Человека [Электронный ресурс]– Режим доступа: http://www.hrights.ru/text/b3/Chapter9.htm. Дата доступа: 30.10.2017.
24. Конвенция Европейского о сокращении случаев многогражданства воинской повинности случаях многогражданства : 6 мая г. // Университета Библиотека по Человека [Электронный ресурс] – доступа: http://hrlibrary.umn.edu/euro/Rets43.html. – Дата доступа: 30.10.2017.
25. Испанского королевства 27 1978 г.: одобрена в пленарных заседаниях конгресса и сената, состоявшихся 31 окт.1978 утверждена испанским народом в 6 дек. 1978 подписана в. Королем перед генеральными кортесами дек. 1978 // Интернет-библиотека Романа Пашкова [Электронный ресурс]– доступа: http://worldconstitutions.ru/?p=149. – Дата доступа: 30.10.2017.
26. Конституция и Герцеговины от 14 1995 // Интернет-библиотека конституций Романа Пашкова [Электронный Режим доступа: http://worldconstitutions.ru/?p=119 . – доступа: 30.10.2017.
27. Григорьев, А. А Регламентация множественного гражданства рамках европейских региональных организаций / А. Григорьев // Белорусский журнал международного права международных ‒ 2000. ‒ № ‒ С. 29-37.
28. Туркменистана от г. и доп.) Официальный интернет-портал Национального Собрания Армении [Электронный Режим доступа: http://www.parliament.am/
library/sahmanadrutyunner/turqmenistan.pdf. – Дата доступа: 30.10.2017.
29. О гражданстве Туркменистана: Закон Туркменистана от 22 2013 года №411-IV (с изм. и доп.) Интернет-портал электронной газеты «золотой век» [Электронный ресурс] – доступа: http://www.turkmenistan.gov.tm/?id=4419. – Дата доступа:
30. Валюшко, Н.В. Основные свободы и иностранцев лиц без гражданства в Республике / Н.В. Валюшко // Науч. тр. / Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь. 2006. – Вып. 8. – С. 225–240.
31. о порядке выдач гражданам и лицами без гражданства разрешений на проживание в Республике Беларусь : утв.постановлением Совета Министров Беларусь от 3 фев. 2006 №144: в ред. постановленияСовета Министров Республики Беларусь от 11 июля 2014 г. № 662 // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь ресурс] – Минск, 2017. – Режим доступа: http://pravo.by/document/?guid=3871
&p0=C20600144. Дата доступа: 30.10.2017.
32. Василевич право: учебное пособие / Г.А. Василевич.- Минск: Регистр, 2012. – 192 с.
33. декларация человека, 10 дек. 1948 г. // Организация Наций [Электронный ресурс]. – 1948 г. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml. – Дата 27.10.2017.
34. Джалилова Э. Э. Институт двойного правоприменительной практике / Э. Э. Джалилова // социально-экономические и общественные науки. – 2017. – – С. 144-145.