Введение
Нормотворчество – важнейшая форма государственного управления, позволяющая осуществлять результативное и целенаправленное правовое воздействие на общественные отношения.
С другой стороны, нормотворческая деятельность – сложный и многогранный процесс, требующий крайне выверенного и сбалансированного подхода в его организации.
Нормативные правовые акты издаются на основе и во исполнение Конституции Республики Беларусь, законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, актов Правительства, иных актов законодательства.
На издание каждого вида акта уполномочен отдельный государственный орган, так, постановления Совета Министров издает Совет Министров Республики Беларусь, акты местного управления и самоуправления – соответствующие органы.
Целью представленной работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ процессе законотворчества, а именно стадии планирования, а также правовой системы Республики Беларусь.
Таким образом, объектом исследования является процесс законотворчества.
Предмет же – планирование законопроектов.
Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, универсальные научные методы (системный, функциональный, методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, абстрагирования), а также специальные юридические методы (сравнительно-правовой, метод правового моделирования), используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне. Указанные методы позволили всесторонне и комплексно провести анализ исследуемого явления.
Глава 1. Правовая система Республики Беларусь
Правовая система Республики Беларусь сформирована в условиях правовой культуры континентальной Европы.
Республика Беларусь, а именно, ее право относится к семье романо-германского права, особенностью которой является структурированность права, оно делится на отрасли, институты.
Главный источник права в странах континентальной правовой системы, в том числе и Республике Беларусь – нормативный правовой акт.
Основным нормативным правовым актом в нашем государстве является Конституция Республики Беларусь, также возможно использование как источника нормативных договоров и, в случаях, предусмотренных законодательством, в частности, Гражданским кодексом – правовой обычай.
Так как международное право развивается, также и развиваются связи нашей страны с другими государствами, так, огромное значение принимает международное право.
Согласно ст.8 Конституции Республики Беларусь признается приоритет общепризнанных принципов международного права, предусматривается соответствие им национального законодательства.
Помимо прочего, Законом Республики Беларусь от 10.01.2000 г. №361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (ст.20) и в Законе Республики Беларусь от 23.07.2008 г. №421-З «О международных договорах Республики Беларусь» (ст.19) сказано о том, что нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, - часть действующего в стране законодательства.
Основная роль в правовой системе нашего государства отведена системе права, которая обуславливает внутреннюю организацию права,
Глава 2. Возникновение планирования законопроектов в Республике Беларусь
2.1. Возникновение планирования законопроектов в Республике Беларусь до принятия Конституции Республики Беларусь
Планирование – отправная точка, первая стадия законотворческого процесса.
Первой Конституцией Социалистической Советской Республики Белоруссии (ССРБ) является Конституция от 3 февраля 1919 г., принятая на I съезде Советов Белоруссии.
Согласно вышеназванному акту, вся власть в пределах Социалистической Советской Республики Белоруссии принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах. Верховная же власть в Социалистической Советской Республике Белоруссии принадлежит Съезду Советов Белоруссии, а в период между съездами – ЦИК.
Таким образом, Съезд Советов в период своей работы – высший представительный и правотворческий орган, который созывался не реже двух раз в год.
Созывались также чрезвычайные съезды Советов.
Вторая Конституция БССР была принята 11 апреля 1927 г. VIII Всебелорусским съездом Советов, основанная на Конституции СССР 1924 г.
Новшествами в данном акте являлись возможность:
определять пределы и возможности законотворческой деятельности высших и центральных органов государственной власти Белоруссии в соотношении с полномочиями аналогичных органов СССР;
Глава 3. Развитие планирования законопроектов в Республике Беларусь
Национальным собранием Республики Беларусь создана качественно новая система законодательства, прогрессивная по своей сути, отвечающая современным потребностям личности, общества и государства, способная обеспечить решение стоящих перед страной стратегических задач. Национальным собранием Республики Беларусь более 2200 законов, в том числе 33 кодекса.
Огромное значение для Республики Беларусь, как демократического государства, а также для планирования законодательства, имеют Законы Республики Беларусь «О порядке реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь», «О республиканских государственно-общественных объединениях», «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь», «О республиканских и местных собраниях», «О политических партиях» и «Об общественных объединениях». В целях систематизации избирательного права и приведения его в соответствие с современным уровнем развития общественно-политических институтов принят Избирательный кодекс.
Парламентарии особое внимание уделяют работе по дебюрократизации деятельности государственных органов. Правовое поле для решения этой проблемы создано законами «Об основах административных процедур», «Об обращениях граждан и юридических лиц» и «Об электронном документе и электронной цифровой подписи».
Важную роль в реализации стратегии социально-экономического развития страны играет проведение эффективной бюджетной политики. Принятие законов о республиканском бюджете на очередной финансовый год, а также законов об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год позволяет Глава 4. Развитие правовой системы Республики Беларусь на современном этапе
Концепция совершенствования законодательства Республики Беларусь – основной акт, способствующий созданию национальной практически применимой теории совершенствования законодательства, решению актуальных проблем функционирования правовой системы Республики Беларусь, совершенствованию законодательства в соответствии с принципами демократического социального правового государства, повышению эффективности правового регулирования общественных отношений.
В нашем государстве, в соответствии с данным актом создано абсолютно новое законодательство, обновлена нормативно-правовая база, изменены и преобразованы отрасли, а также институты законодательства.
Так, Пляхимович И.И. к иным мерам, выводящим процесс нормотворчества на новый уровень относит:
планирование законопроектной деятельности;
проведение обязательной юридической и криминологической экспертиз проектов нормативных правовых актов;
прогнозирование финансово-экономических и иных последствий принятия нормативных правовых актов;
внедрение в нормотворческую деятельность требования системности и комплексности правового регулирования общественных отношений;
использование в нормотворческой практике прогрессивных информационных технологий;
обеспечение реализации права граждан на получение полной, достоверной и своевременной правовой информации. [12]
Заключение
Итак, в Республике Беларусь процесс нормотворчества может быть сведен к трем основным стадиям.
Однако, создав значительное количество правовых актов, необходимо и качественно систематизировать, прежде всего, для удобного их использования и для эффективности нормотворческой деятельности, это способствует ликвидации пробелов, устарелостей и противоречий в действующем законодательстве.
Таким образом, для совершенствования законодательства Республики Беларусь, считаю, что следует постепенно осуществлять его дальнейшую кодификацию и обновление.
Следует продолжать обновление и укрупнение нашего законодательства, создавая крупные кодификационные «блоки», которые не только бы отвечали задачам текущего упорядочения законодательства, но и были рассчитаны на включение в качестве составных частей в будущий акт, который будет кодифицированным.
Текущие акты уместно составлять так, чтобы их, по возможности, не расчленяя на части, можно было бы включать в более крупные акты, уже кодексы, единые тома свода.
Кроме кодификации правотворческая деятельность в нашей стране следует взять направление на принятие «специального» законодательства, используемого для определенных сфер жизни общества: как то, медицина, ветеринария.
Подводя итог данной работе, следует сказать, что в данной курсовой работе были рассмотрены: правовая система Республики Беларусь, а, в рамках системы – планирование законопроектов Республики Беларусь
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – 10-е изд., стер. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. – 62 с.
2. Головистикова, А.Н. Проблемы теории государства и права: учебник / А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев. – М. : ЭКСМО, 2005. – 649 с.
3. Давид, Р. Основные правовые системы современности / Р. Давид, К. Жоффре-Спинози ; пер. с фр. В.А. Туманова. – М. : Международные отношения, 1999. – 400 с.
4. Доўнар, Т.І Гісторыя дзяржавы і права Беларусі/ Т.І. Доўнар.- 2-е выданне.- Мінск: Амалфея, 2009. - 400 с.
5. Доўнар, Т.І Гісторыя дзяржавы і права Беларусі: падручнік/Т.І Доўнар.- Мінск: Адукацыя і выхаванне, 2014.-416 с.
6. Дробязко, С.Г. Общая теория права: учебное пособие для вузов / С.Г. Дробязко, В.С. Козлов. – Изд. 2-е. – Минск : Амалфея, 2007. – 480 с.
7. Круталевіч, В. А. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі (1917—1945 гг.) / В. А. Круталевіч, І. А. Юхо. — 2-е выд. — Мн.: Беларуская навука, 2000. — 238 с.
8. Кузнецов И.Н. История государства и права Беларуси: Пособие для студентов высш. учеб. Заведений/И.Н. Кузнецов, В.А. Шелкопляс.- Мн.: Тесей, 2004. - 320 с.
9. Кузнецов И.Н., Шелкопляс В.А. История государства и права Беларуси. – Мн.: «Дикта», 1990.
10. Мелехин, А.В. Теория государства и права: учебник / А.В. Мелехин. – М. : МаркетДС, 2007. – 640 с.
11. Общая теория права: пособие / В.А. Абрамович [и др.] ; под общ. ред. С.Г. Дробязко, С.А. Калинина. – Минск : БГУ, 2013. – 416 с.
12. Пляхимович, И.И. Планирование законотворчества в Республике Бела- русь: обоснованность, стабильность, полнота / И.И. Пляхимович // Нормо- творчество в Республике Беларусь: состояние и перспективы: материалы респ. науч.-практ. конф., Минск, 2005. – С. 14–16.
13. Саидов, А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): учебник / А.Х. Саидов ; под ред. В.А. Туманова. – М. : Юристъ, 2003. - 448 с.
14. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / С.С. Алексеев [и др.] ; под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М. : Издательская группа ИНФРА М – НОРМА, 1997. – 570 с.
15. Чигринов П.Г. Очерки истории Беларуси: Учеб. пособие для вузов. – Мн.: Выш. шк., 2000.
16. Юхо, І.А. Кароткі нарыс гісторыі дзяржавы і права Беларусі: вучэб. дапаможнік / І.А. Юхо. – Мінск: Універсітэцкае, 1992. – 270 с.
17. Юхо, Я. Беларускія ўрады 1918 – 1921 гг. і іх паўнамоцтвы / Я. Юхо // Беларускі гістарычны часопіс. – 1993. – № 4 (4). – С. 63 – 68.
18. Юхо, Я. А. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі: Дапаможнік: У 2 ч. Ч. 2. — Мн.: РІВШ БДУ, 2003. — 275 с.