ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ МЫСЛИ АРИСТОТЕЛЯ
1.1. Эмпирическая идеология. Соотношение общих тенденций развитого государства и влияние духовных и материальных факторов в моделях соответствующего построения политико-правовой сферы
1.2. Взаимосвязь социальной культуры и политического режима
2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ: ПОЛИТИКА И ГОСУДАРСТВО
2.1. Происхождение и критерии классификации форм государства
2.2. Полития как идеальный строй, причины государственных переворотов
3. АРИСТОТЕЛЬ О ПРАВЕ, СПРАВЕДЛИВОСТИ И СОБСТВЕННОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Аристотелю (384—322 гг. до н. э.) является одним из самых универсальных мыслителей в истории. Ему принадлежат следующие слова, которые стали крылатыми: «Платон мне друг, но больший Друг – истина».
Родиной Аристотеля является греческий город-полис Стагира во Фракии. Именно из-за этого иногда Аристотеля именуют Стагиритом. Отцом Аристотеля был Никомах, лейб-медик македонского царя Аминты II. В детстве Аристотель играл с Филиппом, будущим царем Македонии. Обучался в Академии Платона с 17 до 37 лет.
Аристотель являлся наставником Александра Македонского, за что Александр, уже, будучи царём, установил своему другу и учителю памятник, на котором было написано: «Александр поставил этот памятник сыну Никомаха, мудрому божественному Аристотелю».
В 336 г. до н.э. Аристотель создал в Афинах свою собственную школу (ликей, либо – в иной транскрипции – лицей, названный так то ли по имени героя Лика, то ли Апполона Ликейского). Аристотель читал в лицее лекции, гуляя со своими слушателями. Peripateo (греч.) значит «прохаживаюсь». Оттого и название последователей и учеников Аристотеля – перипатетики. С именем Аристотеля объединяют формирование формальной логики, наряду с которой он преподавал астрономию, ботанику, государствоведение, экономику.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что воззрения Аристотеля о праве, государстве, справедливости, собственности оказали существенное влияние на становление названных категорий.
Объект исследования курсовой работы – общественные отношения, складывающиеся в сфере политико-правовой доктрины Аристотеля.
Предмет исследования – политико-правовая доктрина Аристотеля.
1. ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ МЫСЛИ АРИСТОТЕЛЯ
1.1. Эмпирическая идеология. Соотношение общих тенденций развитого государства и влияние духовных и материальных факторов в моделях соответствующего построения политико-правовой сферы
Аристотель, будучи видным теоретиком, философом Древней Греции, явился создателем самой обширной научной системы из существовавших в античности. Она опиралась на обширнейший эмпирический материал как из области естествознания, так и из области общественных наук, который систематически собирали и накапливали его ученики. Научная деятельность Аристотеля – это не только вершина античного философского мышления, она была и большим вкладом практически во все тогда известные научные области: были созданы новые научные направления, он вместе с учениками систематизировал науки, определял предмет и методы отдельных наук. Написал более 150 научных трудов и трактатов [1].
Осуществив грандиозное обобщение социального и политического опыта эллинов, Аристотель разработал оригинальное социально-политическое учение. При исследовании социально-политической жизни он исходил из принципа: «Как и всюду, наилучший способ теоретического построения состоит в рассмотрении первичного образования предметов». Таким «образованием» он считал естественное стремление людей к совместной жизни и к политическому общению.
По Аристотелю, человек – политическое существо, то есть социальное, и он несёт в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству».
Первым результатом социальной жизни Аристотель считал образование семьи – муж и жена, родители и дети… Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. Государство создаётся не ради того, чтобы жить вообще, а жить, преимущественно, счастливо.
2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ: ПОЛИТИКА И ГОСУДАРСТВО
2.1. Происхождение и критерии классификации форм государства
Аристотель был убежден, что человек – это существо общественное. В связи с этим государство является для него высшей формой общения.
«Государство создается не ради того только, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо; в противном случае следовало бы допустить также и государство, состоящее из рабов или животных, чего в действительности не бывает, так как ни те, ни другие не составляют сообщества, стремящегося к благоденствию всех, и строят жизнь по своему предначертанию» [2, с. 32].
Он охарактеризовал государство как «общение подобных друг другу людей с целью достижения возможно лучшей жизни». Под людьми в данном случае он понимал лишь свободных граждан греческих полисов. Рабов и варваров он за людей вообще не считал [8, с. 44].
С эллиноцентристских позиций Аристотель считал, что «варвары» – люди с неразвитой человеческой природой, и они не доросли до политической формы жизни. «Варвар и раб, по природе своей, понятия тождественные».
Отношения господина и раба являются, по Аристотелю, элементом семьи, а не государства. Политическая же власть исходит из отношений свободы и равенства, принципиально отличаясь этим от отцовской власти над детьми и от господской власти над рабами.
Для Аристотеля, как и для Платана, государство представляет собой некое целое и единство составляющих его элементов, но он критикует платоновскую попытку «сделать государство чрезмерно единым». Государство состоит из множества элементов, и чрезмерное стремление к их единству. С позиций защиты частной собственности, семьи и прав индивида
3. АРИСТОТЕЛЬ О ПРАВЕ, СПРАВЕДЛИВОСТИ И СОБСТВЕННОСТИ
Отдельно следует остановиться на рассмотрении взглядов Аристотеля на право, справедливость и собственность.
Право Аристотель сравнивает с политической справедливостью, отмечая тем самым его отношение с государством как моральным общением между свободными людьми. За пределами политического общения права не может быть [17, с. 107].
Правовая теория Аристотеля была подчинена тем же идеоло-гическим целям, что и учение о государстве. Право он отождеств¬ляет с политической справедливостью, подчеркивая тем самым его связь с государством как моральным общением между свободными гражданами. Вне политического общения права не существует. «Люди, не находящиеся в подобных отношениях, не могут и иметь относительно друг друга политической справедливости». Право от¬сутствует, поэтому в отношениях господ и рабов, отцов и детей, при деспотической власти [8, с. 47].
Политическое право разделяется на условное и естественное. Под условным правом Аристотель предполагал законы, установленные в государстве, заключающий сюда как неписанное право, так и писанные законы.
К естественному праву относят все общественные явления, существующие «от природы»: частная собственность, рабство, семья, война варваров с греками и другие. Естественное право стоит выше закона, среди законов важнее неписанные, сформированные на обычаях [18, с. 18].
Говоря о «правосудии», Аристотель пытается выработать принципы принятия того или иного решения. Им предлагается несколько чисто нравственных критериев. Важнейшим из них является «добро» – понятие производное от «добродетели»: «...добро и есть право и лучше любого, но не
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью исследования настоящей работы являлся анализ политико-правовой доктрины Аристотеля.
Аристотель придерживался в своих исследованиях, работах, главным образом, на эмпирический материал, поэтому его работы носят непосредственно направленность эмпирической идеологии. Он указывал на сильное влияние социальной культуры непосредственно на политический режим конкретного государства.
Государство должно создаваться не просто для жизни, а для счастливого существования вместе, и при этом ни один член общества не должен излишне проявлять свою политическую силу.
Аристотель выделил шесть форм государственного правления: три из них правильные и три – неправильные. Наиболее правильная форма государства – это полития.
Главная причина государственных переворотов, на взгляд Аристотеля, это отсутствие равенства.
Наилучший идеальный строй – это полития. Она сочетает в себе наилучшие стороны демократии и олигархии.
Аристотель видел право в политической справедливости. При этом право он делил на условное и естественное. Естественное право – это все, что исходит от самой природы, а условное – от государства в виде законов как писаных, так и неписаных.
Справедливость, по мнению Аристотеля, была во всем. Она присутствовала, в том числе, и в законах. Собственность включала в себя деньги, земли, рабов.
1. Гайденко, П. История греческой философии / П. Гайденко [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.sunhome.ru. – Дата доступа : 28.10.2017.
2. Мачин, И. Ф. История политических и правовых учений : конспект лекций / И. Ф. Мачин. – М. : Юрайт-Издат, 2007. – 208 с.
3. Лебедев, А. В. Фрагменты ранних греческих философов : от эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / А. В. Лебедев. – М. : Наука, 1989. – 576 с.
4. Поликарпова, В. А. Введение в культурологию : учебное пособие / В. А. Поликарпова. – Таганрог : Изд-во Таганрогского государственного радиотехнического университета, 2000. – 16 с.
5. Кармин, А. С. Культурология / А. С. Кармин, Е. С. Новикова. – Спб. : Питер, 2006. – 464 с.
6. Вишневский, А. Ф. Общая теория государства и права : учебник / А. Ф. Вишневский, В. А. Кучинского, Н. А. Горбаток. – Минск : Интегралполиграф, 2009. – 552 с.
7. Безвербный, А. А. Политология : учебное пособие / А. А. Безвербный. – М. : Норма, 2000. – 270 с.
8. Лейст, О. Э. История политических и правовых учений : учебник для вузов / О. Э. Лейст. – М. : Зерцало, 2006. – 568 с.
9. Мартышкин, О. В. История политических и правовых учений : учебник / О. В. Мартышин. – 3-е издание. – М. : Проспект, 2016. – 800 с.
10. Аристотель. Афинская полития /Аристотель. – М., 2007.
11. Аристотель. Политика / Аристотель // Сочинения в четырех томах. – М. – 1984.
12. Константинов, Ф. В. Философская энциклопедия / Ф. В. Константинов. – М. : Мысль, 2009. – 740 с.
13. Беляева, О. М. Полития как наилучшая форма правления, по Аристотелю / О. М. Беляева // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2013. – № 1 (19). – С. 15–20.
14. Марченко, М. Н. История политических и правовых учений / М. Н. Марченко, И. Ф. Мачин. – М. : Высшее образование, 2005. – 495 с.
15. Воронцов, Е. А. Учение Аристотеля о государстве / Е. А. Воронцов // Человек. Общество. Инклюзия. – 2011. – № 3 (7). – С. 34–47.
16. Бураков, И. Ф. История политических и правовых учений : учебно-методический комплекс / И. Ф. Бураков, А. Н. Пугачев. – Новополоцк : ПГУ, 2007. – 440 с.
17. Пономарев, В. Г. Государство и право Аристотеля / В. Г. Пономарев // Тенденции и перспективы решения проблем государства и права. – 2017. – С. 105–107.
18. Працко, Г. С. Естественное право как необходимый элемент развития гражданского общества / Г. С. Працко, В. Е. Зелинский // Новая правовая мысль. – 2014. – № 4. – С. 18.
19. Верховодов, Е. В. Аристотель о добродетели, правосудии и совести в контексте естественного права / Е. В. Верховодов, В. Б. // Евразийский юридический журнал. – 2015. – № 4.
20. Платон. Государство / Платон : собрание сочинений : в 4 т. – М. : Мысль, 1994. – Т. 3. – 654 с.
21. Ханзина Е. Г. Аристотель о социально-экономическом порядке / Е. Г. Ханзина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение, вопросы теории и практики. – 2014. – № 12-2 (50). – С. 200–204.