ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.2 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГЛАВА 2 ОСНОВАНИЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 ОСОБЕННОСТИ ПРИОБРЕТЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РОЖДЕНИЮ
2.2 ОСОБЕННОСТИ ПРИЕМА В ГРАЖДАНСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ПРИЕМА В ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.3 ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ПОРЯДКЕ РЕГИСТРАЦИИ
2.4 ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ИНЫМ ОСНОВАНИЯМ
ГЛАВА 3 ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 ВЫХОД ИЗ ГРАЖДАНСТВА, УТРАТА ГРАЖДАНСТВА И ИНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.2 ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Гражданство по своему происхождению выступает как один из наиболее значимых государственно-правовых институтов. Именно гражданство определяет взаимную связь государства и человека, первоосновой правового статуса личности. Обусловлено это, прежде всего тем, что закрепленный конституцией и действующим законодательством объем прав, свобод и обязанностей личности непосредственно связан с гражданством. Во всей полноте лицо может их использовать, только будучи гражданином соответствующего государства.
На историческом этапе советского периода многие исследователи трактовали гражданство как принадлежность человека к конкретному государству. «Гражданство – вхождение человека в состав государства», – А.А. Головко [9, с. 15]. Как и у каждого подхода, здесь так же имеется его недостаток, который выступает в качестве односторонности и неточной характеристике такого явления, как гражданство. Необходимо учитывать степень и взаимосвязь отношений, возникающих между государством и гражданином, где они имеют одинаковые права и обязанности друг перед другом.
С другой стороны, в настоящее время существует иная точка зрения по вопросу определения гражданства. Гражданство здесь выступает элементом правового статуса личности. Однако и здесь не раскрывается весь смысл понятия «гражданство».
В.С. Шевцов пишет следующее: «Гражданство характеризуется как правовая связь лица с государством, которая служит необходимым условием, предпосылкой для правового статуса гражданина» [19, с. 25].
Без преувеличения можно сказать, что для любой личности, что бы ощущать полное правовое положение, необходимым условием будет являться его принадлежность к гражданству данного государства. Если человек принимает гражданство той или иной страны, автоматически он наделяется правами и обязанностями по отношению к этому государству. Обязанности предполагают выполнение того, что государство ожидает от лиц находящихся под его юрисдикцией.
На протяжении очень долгого времени люди обсуждают идею гражданства, рассматривают ее в различных аспектах, но так и не определились с абсолютно точным понятием, которое бы передавало весь смысл и многогранность этого понятия.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие и правовое регулирование гражданства в Республике Беларусь и Российской Федерации
На современном историческом этапе каждое демократическое государство формирует устойчивую правовую базу. А так же, если учитывать нарастание современных миграционных ситуаций и процессов, государства стремятся совершенствовать законодательство по вопросам гражданства и миграции населения.
Гражданство непосредственно является по своей природе сложнейшей системой, так как, выстраивая взаимосвязь между гражданином и государством. Государство дает своим гражданам правовой статус и характер, служит гарантом прав, свобод (как политических, так и личных). Гражданство зиждется, в первую очередь, на уважении и признании прав и свобод каждой отдельно взятой личности.
В государстве правового характера гражданство характеризуется непосредственно высокой степенью демократизма и гуманности.
Существует целая система различных трактовок термина «гражданство». Более распространенной в правовой литературе является данная трактовка: «Гражданство – это устойчивая правовая связь физического лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей и означающая подчинение данного лица суверенной власти соответствующего государства независимо от своего местонахождения... Гражданство – это юридическая принадлежность того или иного лица к государственно организованному обществу. Гражданство – устойчивая правовая связь, поскольку даже в случае длительного пребывания гражданина за границей она не прерывается» [18, c. 24].
Также следует отметить некоторые моменты, что в случае если в государстве пребывания граждан Республики Беларусь отсутствуют дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь, защита прав и законных интересов граждан Республики Беларусь в соответствии с международными договорами Республики Беларусь может осуществляться соответствующими органами других государств.
Гражданин Республики Беларусь не выдается иностранному государству, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь.
ГЛАВА 2 ОСНОВАНИЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Особенности приобретения гражданства Республики Беларусь, гражданства Российской Федерации по рождению
Статья 12 Закона Республики Беларусь «О гражданстве» №136-З от 1.08.2002 г., гласит, что гражданство в Республике Беларусь приобретается на данных основаниях:
• по рождению;
• прием в гражданство Республики Беларусь;
• в случае регистрации;
• по иным положениям, которые регламентируются настоящим Законом и некоторыми международными договорами Республики Беларусь [10, с. 12].
Что касаемо вопроса о получении гражданства по рождению, то важно отметить следующие ключевые особенности, что ребенок приобретает гражданство Республики Беларусь в том случае, если на день его рождения:
1) если хотя бы один из родителей ребенка – гражданин Республики Беларусь, даже не учитывая место, где родился ребенок;
2) родители или один из родителей ребенка, являются лицами без гражданства и постоянно либо временно проживают в Республике Беларусь, при том условии, когда местом рождения ребенка является территория Республики Беларусь;
3) когда родители либо же один из родителей ребенка, являются иностранцами и постоянно проживают в Республике Беларусь, при таком условии, что местом рождения ребенка является территория Республики Беларусь, а государства, гражданами которых являются его родители, по каким-то причинам не могут выдать ребенку свое гражданство.
Такой метод приобретения гражданства, кроме случая, который отмечен в третьем пункте, не предполагает за собой непосредственно процедурного оформления. Ребенок получает гражданство Республики Беларусь в день своего рождения, если хотя бы один из его родителей имеет гражданство Республики Беларусь.
При иных обстоятельствах, когда ребенок, его родители или один из них являются гражданами иностранного государства, постоянно проживают в Республике Беларусь, родился в Республике Беларусь, а государства, гражданами которых на данный момент являются его родители, не предоставляют ему по различным причинам и обстоятельствам право на гражданство, родители могут подать в органы внутренних дел заявление о причислении ребенка к гражданам Республики Беларусь[9, с. 8].
ГЛАВА 3 ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Выход из гражданства, утрата гражданства и иные основания прекращения гражданства Республики Беларусь
Кроме приобретения гражданства, существует непосредственно понятие прекращения гражданства. Прекращение гражданства в Республике Беларусь может быть в случае его утраты либо выхода из гражданства.
Гражданство Республики Беларусь утрачивается в следующих случаях:
• когда лицо поступило на воинскую службу, службу в полицию, органы безопасности, юстиции или иные государственные органы иностранного государства;
• при подаче заявления родителей либо одного из родителя в отношении ребенка, приобретшего по рождению наряду с гражданством иностранного государства также и гражданство Республики Беларусь [4, с. 65].
Регистрация утраты гражданства Республики Беларусь вследствие поступления лица на воинскую службу, службу в полицию, органы безопасности, юстиции или иные государственные органы иностранного государства производится по личному заявлению гражданина, а так же и по инициативе органов внутренних дел либо по заявлению органов дипломатической службы.
Регистрация утраты гражданства Республики Беларусь детьми, приобретшими по рождению наряду с гражданством иностранного государства гражданство Республики Беларусь, производится исключительно по заявлению родителей либо одного из них.
Так же могут обраться с заявление о выходе из гражданства лица, которые достигли 18-летнего возраста.
Выход из гражданства Республики Беларусь гражданам Республики Беларусь, которые достигли 18-летнего возраста и над которыми в свою очередь установлена опека, разрешается и допускается лишь в тех ситуациях, когда опекун подал соответствующее заявление.
Гражданам Республики Беларусь, не достигшим 18-летнего возраста, выход из гражданства Республики Беларусь предоставляется по заявлению родителей, усыновителей (удочерителей) либо единственного родителя, усыновителя (удочерителя).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На современном историческом этапе каждое демократическое государство формирует устойчивую правовую базу. А так же, если учитывать нарастание современных миграционных ситуаций и процессов, государства стремятся совершенствовать законодательство по вопросам гражданства и миграции населения.
Гражданство непосредственно является по своей природе сложнейшей системой, так как, выстраивая взаимосвязь между гражданином и государством. Государство дает своим гражданам правовой статус и характер, служит гарантом прав, свобод (как политических, так и личных). Гражданство зиждется, в первую очередь, на уважении и признании прав и свобод каждой отдельно взятой личности.
В государстве правового характера гражданство характеризуется непосредственно высокой степенью демократизма и гуманности.
Существует целая система различных трактовок термина «гражданство». Более распространенной в правовой литературе является данная трактовка: «Гражданство – это устойчивая правовая связь физического лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей и означающая подчинение данного лица суверенной власти соответствующего государства независимо от своего местонахождения... Гражданство – это юридическая принадлежность того или иного лица к государственно организованному обществу».
Принципы гражданства – это основополагающие черты отношений по поводу состояния в гражданстве.
Можно выделить следующие принципы гражданства.
1. Любой человек имеет право на гражданство (ст. 3 Закона «О гражданстве Республики Беларусь»);
2. Гражданство в Республике Беларусь равное для всех лиц.
3. Гражданство Республики Беларусь едино для всех.
4. Конституция Республики Беларусь гласит, что никто не может быть лишен права поменять свое гражданство.
5. Лицам, которые постоянно либо же временно проживают за территорией Республики Беларусь, дается право сохранения гражданства.
6. Лишение гражданства есть выражение односторонней воли со стороны государства в отношении своего гражданина, отсутствие у гражданина согласия в добровольном порядке выйти из гражданства.
1. Авакьян, С.А. Гражданство Российской Федерации / С.А. Авакьян. – М., 2003. – 115 с.
2. Авакьян, С.А. Конституционное право России / С.А. Авакьян. – М.: 2010. – 864 с.
3. Ангапова, Л.В. Актуальные проблемы приобретения гражданства Российской Федерации / Л.В. Ангапова. – Улан-Удэ: Изд-во Вост.-Сиб. ин-та МВД РФ, 2005. – С. 159-162.
4. Бабурин, С.Н. Территория государства. Правовые и геополитические проблемы / С.Н. Бабурин. – М.: Парус, 1997. – 265 с.
5. Бабурина, В.Л. Гражданство Российской Федерации .Конституционно-правовая теория и практика. – Воронеж , 2017. – 22 с.
6. Басик, В. Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации / В. Басик // Право и жизнь. Независимый правовой журнал. – М.: Манускрипт, 2003, № 54. – С. 100-124
7. Бучакова, М.А. Российское гражданство: состояние и перспективы правового регулирования / М.А. Бучакова. – М.: 2001. – 176 с.
8. Василевич, Г.А.. Конституционно-правовые основы суверенитета Республики Беларусь / Г.А. Василевич.Минск: Тесе, 2002. – 148 с.
9. Головко, А.А. Законность – универсальное явление в жизни человека / А.А. Головко. – М.: Наука, 2006. – 115с.
10. Закон Республики Беларусь от 01.08.2002г. «О гражданстве Республики Беларусь» . № 136-З: с изм. и доп. : текст по состоянию на 2015 г. – Минск: Дикта, 2015. – 13 с.
11. Закон Республики Беларусь от 22 июня 2006 г. № 129-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 106, 2/1231) : с изм. и доп.: текст по состоянию на 2006 г. – Минск: Амалфея, 2006. – 24 с.
12. Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 105-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 15, 2/1657): с изм. и доп.: текст по состоянию на 2010 г. – Минск: Амалфея, 2010 г. – 19 с.
13. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с изм. и доп. по состоянию от 21.07.2014 г. N 11-ФКЗ)
14. О гражданстве Российской Федерации: федеральный закон № 62 от 31.05.2002 г.(с изм.идоп от 29.07.2017 № 243-ФЗ)
15. О порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации: положение от 14.11.2002 г. №1325 (с изм. и доп. От 03.09.2017 №410)
16. Паречина, С.Г. Институт президентства: история и современность. / С.Г. Паречина. – Минск: ИСПИ при Администрации Президента Республики Беларусь, 2003. – 261 с.
17. Скороход, И. Г. Проблемы классификации конституционных обязанностей / И.Г. Скороход // Современные тенденции развития юридической науки, правового образования и воспитания : материалы междунар. науч.-практ. конф. : в 2 т., Полоцк, 18–19 мая 2012 г. / редкол.: А. Н. Пугачев (отв. ред.) [и др.]. – Новополоцк : ПГУ, 2012. –146 с.
18. Указ Президента Республики Беларусь от 17.11.1994 г. №209 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов, связанным с гражданством Республики Беларусь, и образовании при Президенте Республики Беларусь Комиссии по вопросам гражданства Республики Беларусь»: с изм. и доп.: текст по состоянию на 2015 г. – Минск: Дикта, 2015. – 29 с.
19. Шевцов, В.С. Советское гражданство / В.С. Шевцов. – М.: Наука, 1965. – 64 с.