ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УГОНА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И МАЛОМЕРНОГО ВОДНОГО СУДНА
1.1 Сущность преступного деяния: угон транспортного средства и маломерного водного судна
1.2 Регулирование угона транспортных средств, маломерных водных суден и иного транспорта на международном уровне
ГЛАВА 2 ЮРИДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТАТЬЕЙ 214 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: УГОН ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И МАЛОМЕРНОГО ВОДНОГО СУДНА. ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ
2.1 Юридический состав преступления
2.2 Проблемы квалификации угона транспортного средства и маломерного водного судна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Конституцией Республики Беларусь закрепляется такое права граждан, как право собственности, которое выражается в возможности каждого иметь в собственности имущество, свободно владеть, а также пользоваться и распоряжаться им [1, ст. 44]. Государство гарантирует гражданам защиту их прав и свобод.
Помимо этого, отношения собственности являются одной из фундаментальных основ, обеспечивающих нормальное функционирование экономики. Одним из способов защиты прав и свобод граждан, а также интересов общества и государства, является их уголовно-правовая защита.
Как показывают материалы судебной практики, преступления против собственности составляют большинство от регистрируемых в Республике Беларусь преступлений. Количество преступлений во всех сферах деятельности, и в частности против собственности, растет из года в год.
Угон транспортных средств также подвержен такому росту. Привлекательность транспортного средства для преступного посягательства исходит из его свойств. Это и высокая стоимость, и самоходность, что позволяет преступнику быстро скрываться с места преступления, и довольно высокая ликвидность, что и явилось актуальностью данной темы
Угон транспортного средства или маломерного водного судна − это неправомерное завладение транспортным средством или маломерным водным судном и поездка на нем без цели хищения. Обязательным признаком завладения является его неправомерность ‒ отсутствие у лица, как действительного, так и предполагаемого права на использование транспортного средства для осуществления поездки.
Угон окончен с момента отъезда транспортного средства с места его нахождения на любое расстояние. Угон имеет место лишь тогда, когда виновный действует без цели хищения транспортного средства, то есть без обращения его в свою пользу.
Недостаточная эффективность борьбы с указанными посягательствами часто объясняется несовершенством конструкции нормы о противоправном завладении автодорожным транспортным средством без цели хищения.
Квалификация данного состава преступления представляет определенную сложность в связи с тем, что неправомерное завладение автомобилем и другим транспортным средством происходит без цели хищения. По нашему мнению определение граней с целью хищения, и без цели хищения на практике представляет определенную трудность.
ГЛАВА 1 УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УГОНА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И МАЛОМЕРНОГО ВОДНОГО СУДНА
1.1. Сущность преступного деяния: угон транспортного средства и маломерного водного судна
Анализ преступности Республики Беларусь свидетельствует о том, что за последние годы в её структуре стабильно доминирующее положение занимают корыстные преступления против собственности граждан [2, c. 37]. Одним из распространенных преступных посягательств является неправомерное завладение транспортным средством или маломерным водным судном.
Автотранспорт как средство передвижения и перевозки грузов получил широкое распространение только с развитием отечественного автомобилестроения в 60-е годы XX века. Поскольку автомобиль стал доступным средством для широких масс населения, увеличились и различные преступные посягательства на средства автотранспорта [3, с. 13].
Вследствие угона как самостоятельной уголовно-правовой норм, соответствующая современному представлению о сущности рассматриваемого преступления, впервые появилась в отечественном уголовном [4], а также учитывая рост преступных посягательств на транспортные средства, белорусский законодатель (в целом, как и советский) в середине 60-х годов прошлого века посчитал необходимым закрепить в уголовном законе ответственность за угон транспортных средств без цели хищения. Данная уголовно-правовая норма была помещена в Уголовном кодексе Белорусской БССР 1960 г. [5] среди норм об ответственности за нарушение правил движения и эксплуатации транспортных средств.
Основанием для выделения места этой норме в системе Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК) послужил довод о том, что угонщиками наиболее часто являются лица, не имеющие водительских удостоверений или лишенные их, не обладающие необходимыми навыками в управлении, находящиеся в нетрезвом состоянии и своими деяниями угрожающие общественной безопасности [6]. Поэтому основным непосредственным объектом преступления была безопасность движения механического транспорта, а дополнительным собственность – (социалистическая или личная) [7, с. 236].
ГЛАВА 2 ЮРИДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТАТЬЕЙ 214 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: УГОН ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И МАЛОМЕРНОГО ВОДНОГО СУДНА. ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ
2.1 Юридический состав преступления
Угон транспортного средства или маломерного водного судна − это неправомерное завладение транспортным средством или маломерным водным судном и поездка на нем без цели хищения [14, с. 48]. Основным объектом преступного посягательства выступает отношение собственности, так как оно препятствует собственнику осуществлять право владения и пользования своим имуществом. Квалифицирующий состав предполагает и дополнительный (факультативный) объект − безопасность дорожного движения, здоровье потерпевшего. Общественная опасность и тяжесть этого преступления обусловливаются не только значимостью основного и факультативного объектов, но и тем, что угонщики не всегда профессионально управляют транспортным средством, индивидуальные особенности которого им неизвестны либо непривычны, а также и тем, что они часто с целью избегания преследования или задержания превышают скорость, а это нередко ведет к авариям.
Предметом преступления могут быть механические транспортные средства, предназначенные для движения по дороге и для перевозки пассажиров, грузов или установленного на нем оборудования, а также самоходная машина (все виды автомобилей, тракторов и иные самоходные машины, трамваи, троллейбусы, мотоциклы и иные механические транспортные средства или маломерные водные судна. Исходя из анализа законодательства, не являются предметом рассматриваемого преступления велосипеды, веломобили, поскольку они приводятся в движение не двигателем, а мускульной силой человека.
Понятия непосредственно водного маломерного судна в законодательных актах Республики Беларусь не закреплено, однако понятие маломерного суда дано в статье 1 Кодекса внутреннего водного транспорта Республики Беларусь.
Под маломерным судом понимаются суда длиной не более 20 метров с допустимым количеством людей на борту не более 12 человек, в том числе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе анализа статей УК, постановлений Совета Министров Республики Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, учебной литературы, судебной практики, и иных источников подведем определенные итоги.
Статья 214 УК предусматривает ответственность за угон транспортного средства или маломерного водного судна. Исходя из санкции статьи, простой состав рассматриваемого преступления относиться к менее тяжким преступлениям.
Родовым, видовым, непосредственным объектом угона транспортного средства или маломерного водного судна являются отношения собственности как система общественных отношений, причем особенностью непосредственного объекта преступления является то, что оно посягает лишь на право пользования транспортным средством или маломерным водным судном. В качестве дополнительного не обязательного объекта этого преступления может выступать здоровье человека. В качестве дополнительного объекта также рассматривают безопасность движения и эксплуатации транспортных средств и маломерных водных судов.
Предметом угона транспортного средства или маломерного водного судна являются транспортные средства и маломерные водные суда. В соответствии с примечанием к статье 317 УК, отсылка к которому делается в примечании к статье 214 УК, под транспортным средством понимаются механическое транспортное средство, предназначенное для движения по дороге и для перевозки пассажиров, грузов или установленного на нем оборудования, а также самоходная машина.
Предметом угона транспортного средства или маломерного водного судна с недавних пор стали такие механические транспортные средства, которые ранее не рассматривались в качестве предмета данного преступления, например, мопеды, велосипеды с подвесным двигателем и другие механические транспортные средства с аналогичными характеристиками.
Несмотря на то, что угоны транспортных средств весьма распространенное преступление, исследуемый нами состав встречается довольно редко, большинство угонов транспортных средств совершается с целью хищения и являются по существу кражами.
Основной особенностью неправомерного завладения транспортным средством без цели хищения является направленность умысла виновного. Неправомерное завладение происходит без цели хищения, то есть без цели
1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
2. Кудряшов, А. В. Угон автотранспорта: предмет преступления и некоторые проблемы квалификации /А. В. Кудряшов // Правопорядок: история, теория, практика. – 2017. – № 1(12). – С. 37- 39.
3. Кудряшов, А.В. Хищение автотранспорта:вопросы квалификации, уголовно-правовые и криминологические меры противодействия: автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.08 / А.В. Кудряшов. – Мн.: 2004, 30 c.
4. Алврцян Е. А. История становления и развития ответственности за неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения в уголовном законодательстве России / Е. А. Алврцян // Общество и право. – 2015. –№3 (53). – С. 84-89.
5. Уголовный кодекс Белорусской ССР: принят четвёртой сессией Верховного Совета БССР пятого созыва 29 дек. 1960 г. (СЗ БССР, 1960 г, №1, ст. 4) // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – Минск,2017. – Режим доступа: http://pravo.by/ImgPravo/pdf/UK_BSSR_1960.
pdf . – Дата доступа: 14.10.2017.
6. Уголовный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: в ред. от 18 июля 2017 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
7. Комментарий к Уголовному кодексу РСФСР / под. ред. Ю.Д. Северина. – Мн.: 1985, 352 c.
8. Лукашов, А.И. Угон автодорожного транспортного средства или маломерного водного судна: состав преступления и вопросы наказания / А.И. Лукашов // Право Беларуси. – 2002. – №9. – C. 68-79.
9. О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с хищениями автотранспортных средств и обеспечении их возврата. Закон Республики Беларусь от 05.05.2010 г. №116-3 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2017.
10. Лукашов, А.И. Вопросы применения уголовного закона в нормативных актах, документах и материалах / А.И.Лукашов, Э.А.Саркисова Мн.: РИООО «Репринт», 1998. – 528 с.
11. Лазарев Н. Михайлов В. "Дизайнеры" спекулятивной моды / Н. Лазарев, В. Михайлов // Молодой коммунист. – 1984. – № 1. – С. 90.
12. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 16 декабря 1970 г.) // Сборник действующихдоговоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами, М., 1974 г., вып. XXVII, с. 292.
13. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 23 сентября 1971 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, М., 1975 г., вып. XXIX.
14. Актуальные проблемы профессионального образования в Республике Беларусь и за рубежом: материалы III Международной научно-практической конференции, Витебск: В 3-х т. / Витебский филиал Международного университета «МИТСО»; редкол.: А.Л. Дединкин (гл. ред.) [и др.]. – Витебск, 2016. – Т.2. – 413 с.
15. Кодекса внутреннего водного транспорта Республики Беларусь: принят Палатой представителей 29 мая 2002 г.: одобр. Советом Респ. 6 июня 2002 г.: в ред. от 10 янв. 2015 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
16. Комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / Н.Ф. Ахраменка, Н.А. Бабий, А.В. Барков и др.: Под общ. ред. А.В. Баркова. – Мн.; Тесей, 2003. – 1198 с.
17. Плодовский, Ю. В. Проблемы отграничения кражи автомобиля от завладения автомобилем без цели хищения (угона) / Ю. В. Плодовский // Юридическая наука. – 2012. – № 3. – С. 62- 66.
18. Хомич, В.М. Уголовная ответственность за угон транспортных средств / В.М. Хомич – Минск: Издательства БГУ, 1982. – 94 с.
19. Колесников, Р. В., Кравцов, И. А. Криминологическая характеристика несовершеннолетних, совершающих угоны транспортных средств / Р. В. Колесников, И. А. Кравцов // Вестник Воронежского института МВД России. – 2015. – № 4. – С. 68- 74.
20. Грунтов, И. О. Угон транспортного средства или маломерного водного судна / И. О. Грунтов. - Белорусская юридическая энциклопедия. В 4 т. Т. 4. Т-Я. - Минск, 2013. - С. 88-90.
21. Право и демократия: сб. науч. труд. Вып. 18 / редкол. В.Н. Бибило (гл. ред.) и др. – Минск: БГУ, 2007. – 348 с.
22. Примаченок, А.А.Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть [Текст] : с учетом изменений и дополнений, внесенных в УК по состоянию на 25 марта 2010 г. / А. А. Примаченок. - 8-е изд., измен. и доп. - Минск : Молодежное, 2010. - 175 с.
23. Научно-практический журнал Право.by – №3, 2009. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ncpi.gov.by/produkcia/pravo%20by.aspx. – Дата доступа: 13.10.2017.