Введение
Глава 1 Теоретические основы коррекции дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза у младших школьников
1.1 Понятие дисграфии в специальной литературе
1.2 Структура логопедического занятия с младшими школьниками с дисграфией на почве нарушений языкового анализа и синтеза
Глава 2 Исследование состояния навыков письма на почве нарушений языкового анализа и синтеза у младших школьников
2.1 Обзор методик логопедического обследования младших школьников
2.2 Организация и результаты проведения эксперимента
Глава 3 Коррекционная работа по преодолению дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза у младших школьников
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа актуальна тем, что на сегодняшний день большой процент детей имеют нарушения письменной речи. Отклонения в овладении письмом встречаются у детей, как с нарушенным произношением, так и у детей, которые правильно произносят все звуки. Это стало основанием для того, чтобы рассматривать нарушения письма как самостоятельное нарушение, не связанное с развитием устной речи. В тех случаях, когда ребёнок имеет нарушения письма и недостатки произношения, рассматривают два самостоятельных нарушения, которые не зависят и не обусловливают друг друга.
Современная логопедия по коррекции нарушений письменной речи строится как на изучении психологического строения речевой функции в целом, так и на исследовании процесса письма, в частности. Для понимания механизмов письма и организации коррекционно-логопедической работы были использованы учения о функциональных системах, представление о психических процессах как функциональных системах, об их системной и динамической локализации и гетерохронии развития, об интегративной деятельности мозга в процессе психической деятельности.
Объект исследования: процесс коррекции дисграфии у младших школьников.
Предмет исследования: логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза у младших школьников.
Цель исследования: теоретически изучить и практически обосновать специфику логопедической работы по коррекции дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования.
2. Изучить состояние письменной речи у младших школьников.
3. представить коррекционную работу по преодолению дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза у младших школьников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЙ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие дисграфии в специальной литературе
В современной литературе термин «дисграфия» имеет другое определение. Р. И. Лалаева определяет дисграфию как частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в постоянных, повторяющихся ошибках, связанных с отсутствием формирования высших психических функций, вовлеченных в процесс письма [12]. И. Н. Садовникова считает, что дисграфия – это частичное расстройство письма, основным симптомом которого является наличие постоянных специфических ошибок, не связанных с нарушением зрения, слуха и снижением интеллекта [18].
А. Л. Сиротюк отмечает связь частичного нарушения навыков письма с очаговыми поражениями, недоразвитием и дисфункцией коры головного мозга.
А. Н. Корнев называет дисграфию постоянной неспособностью овладеть навыками письма по правилам графики, несмотря на достаточный уровень развития интеллекта и речи, а также отсутствие грубых нарушений слуха и зрения [10].
Дисграфия является частичным конкретным нарушением процесса письма. Письмо – сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. В процессе письма участвуют различные анализаторы, такие как речевой двигатель, слух, зрение, общий двигатель. В процессе написания между ними устанавливается тесная связь и взаимозависимость. Структура этого процесса определяется этапом овладения навыком, задачами и характером письма. Письмо имеет тесную связь с процессом устной речи и, следовательно, осуществляется только на основе достаточно высокого уровня его развития. В отличие от характера письма ребенка, который уже владеет этим навыком, у взрослого данный процесс автоматизирован. Таким образом, письмо взрослого – это целенаправленный урок, основной целью которого является сбор информации или передача ее значения. У взрослых процесс письма характеризуется целостностью, согласованностью и является синтетическим процессом.
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ НАВЫКОВ ПИСЬМА НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЙ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Обзор методик логопедического обследования младших школьников
Первой задачей в диагностике состояния навыков письма у учащихся начальных классов является определение характера трудностей и степени отставания в этих навыках. Необходимо также решить вопрос о том, является ли отставание в способности к письму недостаточным умственным развитием или имеет свое собственное происхождение, и это напрямую зависит от результатов клинического и психологического исследования психического развития ребенка. Диагностика интеллекта – вторая проблема.
Консультации невролога (педиатрического невролога), офтальмолога (педиатрический оптометрист) и отоларинголога (педиатрический ЛОР) необходимы для выявления органических причин дисграфии, а также для устранения дефектов зрения и слуха, которые могут привести к нарушению слуха. Третья задача – изучение устной речи, основных языковых средств и речевых навыков, необходимых для овладения грамотой. Необходимо сопоставить серьезность трудностей при написании и уровень развития устной речи. Обследование уровня формирования речевой функции проводится логопедом.
Проанализировав психопатологическую картину, можно приступить к оценке навыков письма.
Корнев А.Н. предлагает следующую методологию оценки навыков письма [11].
1. Диагностика усвоения ребенком графем и звукобуквенных отношений. С отставанием в развитии анализа отношений между звуком и буквой, замены будут преобладать среди фонемно близких букв. В случае нарушения ассимиляции визуальных образов графем будет преобладать замена оптически похожих букв, что встречается редко. Учитывая плохое восприятие графомоторных изображений, трудно выбросить буквы из их напечатанного изображения.
2. Оценка навыков графического моделирования слова. Она определяет задачи выявления доминирующих ошибок (в диктовке, творческой работе, при вставке пропущенных букв), которые являются объектом анализа.
ГЛАВА 3 КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДИСГРАФИИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЙ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Целью коррекционной работы является преодоление ошибок письма обусловленных дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза, путем проведения работы на уровне звука, буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста.
Основные задачи коррекционно-развивающего обучения:
1. Развитие фонематического анализа и синтеза;
2. Развитие слогового анализа и синтеза;
3. Развитие языкового анализа и синтеза.
Планируемые результаты после прохождения программы
К концу обучения дети должны знать:
– гласные и согласные звуки и буквы;
– определения понятий: звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение, текст, предлог, приставка, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный слог;
– чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения и текст;
– графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения, предлогов и приставок;
– правописание предлогов и приставок.
К концу обучения дети должны уметь:
– различать гласные и согласные звуки;
– различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания и предложения, набор отдельных предложений и текст;
– определять ударные и безударные гласные, слоги;
– определять в словах место и последовательность заданного звука: гласных и согласных звуков;
– определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте;
– производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений;
– графически обозначать звуки, слоги и слова.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, которые обусловленны несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма
Согласно исследованиям, дисграфия выявляется у 53 % учащихся вторых классов, что говорит об устойчивости данной формы речевого нарушения. Высокая распространенность дисграфии среди младших школьников связана с тем фактом, что около половины выпускников детских садов поступают в первый класс с дисграфией на почве нарушений языкового анализа и синтеза, при наличии которого невозможен процесс полноценного овладения грамотой
Логопедические занятия по преодолению дисграфии у младших школьников с дисграфией на почве нарушений языкового анализа и синтеза проводятся 2-3 раза в неделю. Занятия могут быть как фронтального, так и индивидуального характера.
Продолжительность группового логопедического занятия с каждой группой – 40 минут; с группой с меньшей наполняемостью (подгруппой) – 40 минут; продолжительность индивидуальных занятий с каждым ребенком – 15-20 минут.
Структура логопедического занятия с младшими школьниками зависит от целей и коррекционных задач, поставленных логопедом, а также от выбранной формы занятия.
Первой задачей при проведении диагностики состояния навыков письма у младших школьников является уточнение характера трудностей и степени отставания в этих навыках. Так же должен быть решен вопрос, обусловлено ли отставание в письменном навыке недостаточным умственным развитием или имеет самостоятельный генез, а это напрямую зависит от результатов клинико-психологического исследования умственного развития ребенка. Диагностика интеллекта является второй задачей.
Для выявления органических причин дисграфии, а также исключения дефектов зрения и слуха, которые могут привести к нарушениям письма, необходимы консультации невролога (детского невролога), офтальмолога (детского окулиста), отоларинголога (детского ЛОРа).
1. Андреева, Н.Г. Развитие письменной связной речи младших школьников с нарушением чтения и письма / Н.Г. Андреева // Шк. логопед. – 2008. – № 1. – С. 29-41.
2. Ахутина, Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция /Т. В Ахутина. – М.: МПСИ, 2002. – C. 7-20.
3. Буковцева, Н.И. Преодоление дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у учащихся с задержкой психического развития / Н.И. Буковцева // Практическая психология и логопедия. – 2004. – № 2 (9). – С. 47–48.
4. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие / О.Е. Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 80с.
5. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л. Н. Ефименкова. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 224 c.
6. Иншакова, О.Б. Проблемные вопросы изучения нарушений письма у младших школьников общеобразовательных школ/ О.Б. Иншакова, А.Г. Иншакова // Практическая психология и логопедия. – 2003. – № 1-2 (4-5). – C. 37-41.
7. Каше, Г. А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения / Г. А. Каше // Логопедия. Методическое наследие / под ред. Л. С. Волкова. – М.: Владос, 2003. – С. 133–139.
8. Каше, Г. А. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи / Г. А. Каше, Т. Б. Филичева. – М., 1978.
9. Копрова, Т. П. Проблемы дисграфии в психолого-педагогической литературе / Т. П. Копрова // Молодой ученый. – 2014. – № 3. – С. 103–108.
10. Корнев, А. Н. Дислексия и дисграфия у детей / А. Н. Корнев. – СПб., 1995. – 116 с.
11. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие/ А.Н. Корнев – СПб.: МиМ, 2002. – 286 с.
12. Лалаева, Р. И. Нарушения письменной речи / Р. И. Лалаева. – М., 1989. – 283 с.
13. Левина, Р. Е. Недостатки чтения и письма у детей / Р. Е. Левина // Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов: в 5 кн. / под ред. Л.С. Волкова. – М.: Владос, 2003. – Кн. 4. – С. 13–57.
14. Левина, Р.Е. Нарушение чтения и письма у детей. // Хрестоматия по логопедии. – М,: ВЛАДОС, 2001 – 423 с.
15. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 703 с.
16. Лурия, А. Р. Очерки психофизиологии письма / А. Р. Лурия. – М. : АПН РСФСР, 1950. – 352 с.
17. Преодоление нарушений письменной речи [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: 51 КАРО, 2011. – 160с.
18. Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И. Н. Садовникова. – М. : ВЛАДОС, 1997. – 256 с.
19. Сиротюк, М.В. Смешанная дисграфия миф или реальность? / М.В. Сиротюк // Дефектология. 2006. №2. С. 26-30.
20. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: метод. пособие / Т.А. Фотекова. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 96 с.