Введение
Глава 1 Историко-теоретический аспект контрактной системы найма в Беларуси
1.1. История развития контрактной системы найма в Беларуси
1.2. Понятие и сущность трудового контракта
1.3. Форма и содержание трудового контракта
Глава 2 Порядок заключения трудового контракта
2.1. Общие условия заключение трудового контракта
2.2. Особенности заключения контрактов с отдельными категориями работников
2.3. Изменение порядка заключения трудового контракта
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Регулирование трудовых отношений между работником и нанимателем осуществляется по средствам заключения трудового договора. В настоящее время широко используется такой вид срочного трудового договора как трудовой контракт, который имеет свои специфические особенности. В трудовом контракте закрепляются основные положения, регулирующие взаимные права и обязанности работника и нанимателя, закрепляется размер оплаты, время труда и отдыха и иные существенные условия. Порядок заключения, исполнения и расторжения контракта в силу его преимущественного использования в трудовом праве составляют основу регулирования трудовых отношений. На рушение порядка заключения, исполнения или расторжения контракта влекут за собой негативные последствия для каждой из сторон. Наличие ряда неурегулированных вопросов, требующих детальной проработки выбранной темы исследования обуславливают актуальность выбранной темы исследования.
Целью настоящей работы явилось проведение комплексного исследования правового регулирования контракта как разновидности срочного трудового договора.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи: изучить исторические предпосылки становления учения о трудовом контракте; определить понятие, сущность и функции трудового контракта; определить требования к содержанию трудового контракта; изучить общий порядок заключения трудового контракта и особенности заключения трудового контракта с отдельными категориями работников; проанализировать основные изменения, вносимые в порядок заключения контракта.
Объектом исследования выступают общественные отношения, урегулированные нормами трудового права.
Предметом исследования являются нормы трудового права, а также научные концепции, теории, взгляды, существующие в исследуемой области.
При выполнении работы были использованы методы общенаучного познания: законы формальной логики, анализ и синтез, метод перехода от общего к частному и другие, а также специальные правовые методы: метод сравнительного правоведения, обобщение правоприменительной практики и другие.
Глава 1 Историко-теоретический аспект контрактной системы найма в Беларуси
1.1. История развития контрактной системы найма в Беларуси
Законодательство о трудовых контрактах стало формироваться в СССР и БССР на рубеже 1980-90-х гг., а Институт трудового договора сформировался в советском трудовом праве к началу 1920-х гг. Томашевским К.Л. предложена следующую периодизацию становления норм о контрактной системе найма:
- 1-й этап начальный;
- 2-й этап постепенного расширения использования контрактов на основе норм закона;
- 3-й современный этап, неограниченного применения трудовых контрактов [8, c. 158].
Начальный этап охватывает 1990 г. - конец 1992 г. В Беларуси контрактная форма найма была впервые предусмотрена в Законе от 14.12.1990 г. «О предприятиях в Белорусской ССР» (ст. 55). В отличие от Закона СССР от 04.06.1990 г. «О предприятиях в СССР» в Беларуси наем (назначение, избрание) руководителя предприятия должен был осуществляться только на контрактной основе (в союзном законе упоминались также договор и соглашение). Белорусский законодатель определил минимальный срок контракта с руководителем в 2 года. В постановлении Совета Министров БССР от 31.01.1991 г. № 36 «О порядке найма и освобождения руководителя государственного предприятия, относящегося к собственности Белорусской ССР» и в сменившем его постановлении Кабинета Министров Республики Беларусь от 16.09.1994 г. № 76 г. «О заключении объединений, организаций и учреждений» была предусмотрена возможность определять в контракте дополнительные основания его расторжения [22, c. 19].
Права нанимателей при заключении контрактов с руководителями государственных предприятий, относящихся к республиканской собственности (включая и переданные из союзного подчинения), осуществляли соответствующие министерства и ведомства. С руководителями республиканских предприятий с правами юридического лица, входящих в состав производственных и научно-производственных объединений, созданных до введения в действие Закона «О предприятиях в Республике Беларусь», - руководители указанных объединений (распоряжение Совета Министров Республики Беларусь от 16.01.1992 г. № 36), а с руководителями предприятий коммунальной собственности - со-ответствующие исполкомы в лице их председателей (ст. 14 Закона Республики Беларусь от 20.02.1991 г. «О местном самоуправлении и местном хозяйстве в Республике Беларусь»).
Глава 2 Порядок заключения трудового контракта
2.1. Общие условия заключения трудового контракта
Трудовой контракт с работником заключается в следующих ситуациях:
1) при приеме граждан на работу;
2) с ранее принятым работником, с которым был заключен трудовой договор на неопределенный срок;
3) в случае истечения максимального срока действия контракта;
4) при переводе работника на другую постоянную работу.
При приеме граждан на работу на практике зафиксировано много случаев, когда контракты с работниками заключаются на срок менее одного года (на 6, 8 или 9 месяцев). Заключение контракта на срок менее одного года будет расцениваться как не соответствующее законодательству, поэтому истечение такого срока не прекращает действия трудового договора.
Итак, с момента вступления в силу Декрета № 29 (с 27 сентября 1999 г.) все без исключения наниматели получили право заключать контракты с любыми категориями работников. Контракт может быть предложен и вахтеру, и токарю, и бухгалтеру, и инженеру, и научному сотруднику, и водителю трамвая и др. [8, c. 167]
В п. 1 Декрета № 29 определено, что в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, заключение контрактов является обязательным. Так, в обязательном порядке заключаются контракты с руководителями государственных организаций и государственными служащими (за исключением случая замещения временно отсутствующего работника на основании иного срочного трудового договора).
Нормы Декрета № 29 дают право, но не обязывают нанимателя заключать контракт с конкретным работником. Наниматель сам решает: воспользоваться ему этим правом или нет.
Контракт является одним из видов трудового договора. Соответственно при заключении контракта с принимаемым на работу работником должны соблюдаться все те же правила, предусмотренные при заключении трудового договора [16].
При заключении контракта наниматель обязан потребовать, а работник предъявить следующие документы (ст. 26, 54 ТК):
- документ, удостоверяющий личность;
- документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на воинскую службу);
- трудовую книжку (за исключением впервые поступающего на работу и совместителей);
- диплом (иной документ об образовании и профессиональной подготовке, подтверждающий наличие права на выполнение данной работы);
- направление на работу в счет брони (для отдельных категорий работников в соответствии с законодательством);
- индивидуальную программу реабилитации инвалида (для инвалидов);
- страховое свидетельство, медицинскую справку о состоянии здоровья и другие документы о подтверждении иных обстоятельств, имеющих отношение к работе, если их предъявление предусмотрено законодательными актами [20].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог написанной работе можно сделать следующие выводы.
1. Правовое представление о контракте формируется на рубеже 80-90-х годов XXст. Выделяют три периода становления правого регулирования контрактной формы найма: 1990 – 1992 г.г. – впервые вводится понятие контракта, используется для отдельных категорий работников; 1992-1999 г.г. – дано понятие контракта, расширен перечень профессий, с которыми заключаются контракты, характерна нестабильность законодательства, регламентировавшего данный вопрос; с 1999г. – принятие Декрета № 29 и новой редакции ТК, осуществляется сплошной перевод на контрактную форму найма.
2. Выделяют несколько подходов к определению правовой природы контракта, специфика которых заключается в отождествлении либо индивидуализации контрактной системы найма. Декретом № 29 закреплено, что контракт представляет собой трудовой договор, заключаемый в письменной форме на определенный в нем срок и содержащий особенности по сравнению с общими нормами законодательства о труде.
Форма и содержание трудового контракта являются унифицированными. Для отдельных категорий работников предусмотрены специальные примерные формы контрактов.
3. Порядок приема на работу по контракту и по трудовому договору одинаков. Запрашивается аналогичный перечень документов. В случае не согласия с условиями контракта и отказе от его подписания работнику может быть отказано в приеме на работу. При истечении срока трудового контракта стороны могут принять одно из следующих трех решений: продлить трудовой контракт на новый срок (а при истечении максимального срока действия — заключить новый контракт); преобразовать или заключить трудовой договор с неопределенным сроком; прекратить трудовые отношения в связи с истечением срока трудового договора.
5. Выделяя в отдельную группу контракты с отдельными категориями работников учитываются такие критерии как специфика деятельности, характер трудовой функции и признаки, характеризующие личность работника. Выделяют шесть ключевых групп работников, с которыми заключаются контракты, имеющие свою специфику. К ним относятся госслужащие, руководители, научные работники; работники, работающие в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС, трудящиеся-мигранты, работники деревообрабатывающей промышленности.
1. Булаш, Л.В. Не ошибается тот, кто … или о том, как избежать узких мест в контрактной форме найма / Л.В. Булаш // Налоги Беларуси, - 2018. - № 42. – С. 11- 13.
2. Важенкова, Т.Н. Трудовое право : учеб. Пособие / Т.Н. Важенкова. – Минск : Амалфея, 2008. – 432 с.
3. Гаврукович, А.А. Прием на работу по правилам / А.А. Гаврукович // Экономика. Финансы. Управление. – 2010. - № 4. – С. 71-78.
4. Горбач, А. Вопросы, вытекающие из трудовых отношений / А.Горбач // Юридический мир. – 2009. - № 10. – С.106-108.
5. Греченков, А.А. Трудовое право: учеб. пособие / А.А. Греченков. - Минск: Адукацыя i выхаванне, 2013. - 376 с.
6. Кеник, К.И. Правовое регулирова¬ние труда государственных служащих: монография / К.И. Кеник. - Минск: Дикта, - 2006 – 456 с.
7. Круглов, В.А. Трудовое право Республики Беларусь. – 3-е изд., перераб. и доп. / В.А. Круглов. – Минск : Дикта, 2007. – 448 с.
8. Курс трудового права. Особенная часть. Кн. 1 : Индивидуальное трудовое право : в 3 т. Т. 2 / Войтик А.А. [и др.]; под об. ред. О.С. Курылевой, К.Л. Томашевского. – Минск : Амалфея, 2014. – 460 с.
9. Обзор изменений в Трудовой кодекс (по состоянию на 01.08.2019г.) [Электронный ресурс] : Консультант Плюс: ООО «ЮрСпектр» // Нацональный центр правовой информации. - Минск, 2019.
10. Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций [Электронный ресурс]: Декрет Президента Республики Беларусь, 15 декабря 2014г., № 5 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2019.
11. Об утверждении Положения о порядке и условиях заключения контрактов нанимателей с работниками [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 25 сентября 1999г., № 1476 : в редакции от 30.04.2019г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2019.
12. Об утверждении Положения о порядке и условиях заключения контрактов с государственными служащими и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 7 октября 2003 г., № 1271 : в редакции от 19.03.2012г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2019.
13. Об утверждении примерной формы контракта нанимателя с работником [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 2 июля 1999г., № 1180 : в редакции от 30.04.2019г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2019.
14. Об утверждении примерной формы контракта руководителем государственного органа (организации) с лицом, назначаемым на должность и освобождаемым от должности Президентом Республики Беларусь [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 5 августа 2002г., № 1055 : в редакции от 30.04.2019г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2019.
15. О государственной службе в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь, 14 июня 2003г., № 204-З : в редакции Закона Республики Беларусь от 30.07.2019г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2019.
16. О мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины [Электронный ресурс]: Декрет Президента Республики Беларусь, 26 июля 1999г., № 29 : в редакции Декрета Президента Республики Беларусь от 18.01.2019г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2019.
17. О порядке применения Декрета Президента республики Беларусь от 26.07.1999г. № 29 [Электронный ресурс]: Указ Президента Республики Беларусь, 12 апреля 2000г., № 180 : в редакции от 31.03.2010г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2019.
18. О практике рассмотрения судами трудовых споров, связанных с контрактной формой найма работников [Электронный ресурс]: постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, 26 июня 2008г., № 4 : в редакции от 25.03.2009г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2019.
19. О хозяйственных обществах [Электронный ресурс]: 9 декабря 1992г., №2020 - XII: Закон Республики Беларусь: в редакции Закона Республики Беларусь от 17.07.2017г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2019.
20. Постатейный комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь (по состоянию на 01.09.2014г.) [Электронный ресурс] : Консультант Плюс: ООО «ЮрСпектр» // Нацональный центр правовой информации. - Минск, 2019.
21. Самосейко, В.Э. Прием на работу в свете ново редакции Трудового кодекса (по состоянию на 23.10.2019г.) [Электронный ресурс] : Консультант Плюс: ООО «ЮрСпектр» // Нацональный центр правовой информации. - Минск, 2019.
22. Томашевский, K.Л. Трудовые контракты с государственными служащими: коммент., нормат. правовые акты / K.Л. Томашевский, А.А. Войтик. - Минск: ТесеЙ, - 2005. – 97 с.
23. Трудовое право : учебник / В.И. Семенков, Г.А. Василевич, Г.Б. Шишко и др.; под общ. ред. В.И. Семенкова. – 4-е изд., перераб. и доп. – Минск : Амалфея, 2011. – 768 с.
24. Трудовой кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Кодекс Респ. Беларусь, 26 июля 1999 г., № 296-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 18.07.2019 г. // Консультант Плюс: ООО «ЮрСпектр» // Нацональный центр правовой информации. - Минск, 2019.