Введение
1 Теоретические аспекты концепции продукта в стратегическом управлении предприятия
1.1 Понятие концепции продукта в стратегическом управлении
1.2 Основные составляющие концепции продукта
1.3 Продуктовая стратегия предприятия
2 Анализ концепции продукта ОАО «Красный пищевик»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ ассортимента продукции предприятия
2.3 Оценка концепции продукта и продуктовой стратегии предприятия
3 Совершенствование концепции продукта ОАО «Красный пищевик»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В начале 20 в. маркетинг становится важным инструментом управления рынком. Работа с потребителем, оценка, программирование и управление его поведением является важнейшей функцией маркетинга. Нужно уметь формировать спрос, открыв потребителю новые возможности, которые предоставляет продукция, причем эти выгоды должны быть им востребованы.
В рыночных условиях предложение обычно опережает спрос, потребитель имеет достаточный выбор товаров, которые может позволить себе купить в зависимости от удовлетворенности функциональными свойствами, качественными характеристиками, самим продавцом.
Любому предприятию, для успешного функционирования на рынке, необходимо разработать такую концепцию продукта, которая обеспечивала бы увеличение прибыли и развитие рынков сбыта за счет более эффективного удовлетворения потребностей покупателей.
Концепция продукта – концепция маркетинга, в основе которой лежит предположение, что потребители отдают предпочтение товарам, которые по техническим характеристикам и эксплуатационным качествам превосходят аналоги.
Успех предприятия максимально зависит от потребителя, захочет ли он сделать покупку. О потребностях потенциальных потребителей надо знать задолго до начала производства. Сегодня на рынке продаж более важно не наличие средств в кошельке, а прежде всего желание купить, сознательно и бессознательно ведущее к совершению покупок или отказу от них.
Концепция продукта имеет экономическое и социальное значение. Экономическая важность заключается в том, что умелое управление ассортиментом товаров позволит предприятию выжить в условиях жесткой конкуренции и стать преуспевающим.
С социальной стороны управление ассортиментом воспитывает у потребителей вкусы, формирует потребности, и наоборот, вкусы и потребности потребителей оказывают большое влияние на ассортиментную политику.
Проблема разработки концепции продукта является сегодня одной из самых актуальных для предприятий. От качества ее решения зависят конкурентоспособность продукции организации, доля, занимаемая на рынке, объемы получаемой прибыли как в ближайшее время, так и в перспективе.
Все вышеизложенное определяет актуальность данной темы курсовой работы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНЦЕПЦИИ ПРОДУКТА В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие концепции продукта в стратегическом управлении
Термин «концепция» представляет собой единый определяющий замысел, ведущую мысль или идею предстоящей предпринимательской деятельности.
С точки зрения маркетинга товар (физическая единица или процесс) – это совокупность материальных и нематериальных характеристик, которые предлагаются для удовлетворения потребностей и обеспечивают ожидаемые выгоды как для потребителей, так и для товаропроизводителей [2, с. 56].
В маркетинге под концепцией товара (продукта) понимается идея, разработанная и сформулированная с точки зрения значимых для покупателя атрибутов товара и специфики базового товарного рынка, на котором необходимо позиционировать будущую разработку [4, с. 34].
Также существует следующее определение концепции продукта – концепция маркетинга, в основе которой лежит предположение, что потребители отдают предпочтение товарам, которые по техническим характеристикам и эксплуатационным качествам превосходят аналоги. Поэтому производителям необходимо концентрировать все силы на производстве высококачественной продукции и ее постоянном совершенствовании [6, с. 34].
Для потребителей товар – это совокупность свойств, которая способна удовлетворять их потребности, решать определенные конкретные проблемы. При этом, для потребителя первична возможность удовлетворения своих конкретных потребностей с помощью данного продукта, а не сам продукт как таковой. Данный подход лег в основу разработки трехуровневой концепции продукта (рисунок 1.1). Главные выгоды характеризуют набор тех благ, которые ищет потребитель. Фактический продукт представлен его основными свойствами (эксплуатационно-технические характеристики, марка, уровень качества, упаковка, дизайн). При совершении покупки потребитель часто требует помощи от торгового персонала по поставке купленного продукта, оплате в рассрочку, установке купленного товара. На решение потребителя о покупке также сильное влияние оказывает наличие гарантии, определенных послепродажных услуг, вежливость и компетентность персонала. Все это на рисунке 1.1 называется усиленным продуктом [3, c. 64].
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ ПРОДУКТА ОАО «КРАСНЫЙ ПИЩЕВИК»
2.1 Краткая характеристика предприятия
ОАО «Красный пищевик» является старейшим предприятием кондитерской отрасли промышленности Республики Беларусь.
История предприятия начинается с 1870 года. В данный период в городе был основан дрожжевой завод, которым владел купец Хонон Райцин [9].
Открытое акционерное общество «Красный пищевик» было создано Приказом Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации Республики от 26 июля 1994 г. № 279 путем преобразования государственного предприятия «Бобруйская кондитерская фабрика «Красный пищевик» в соответствии с законодательством об акционерных обществах, разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь.
Общество зарегистрировано в качестве юридического лица решением Бобруйского городского исполнительного комитета от 16 августа 1994 г. № 73-18, перерегистрировано в Реестре общереспубликанской регистрации за № 29 решением Могилевского областного исполнительного комитета от 29 августа 1996 года № 12-21.
ОАО «Красный пищевик» является юридическим лицом – коммерческой организацией, имеет в собственности обособленное имущество, самостоятельный баланс, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени совершать сделки, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В настоящее время ОАО «Красный пищевик» специализируется на производстве пастило-мармеладных изделий: зефира, мармелада, халвы подсолнечной и арахисовой, ириса, драже, конфет. Ассортиментный перечень насчитывает более 140 видов. Производственные мощности позволяют выпускать более 20 тысяч тонн кондитерских изделий в год.
Продукция производится по классическим технологиям и используется натуральное сырье, поэтому обладает уникальными вкусовыми качествами, пищевой и биологической ценностью.
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОДУКТА ОАО «КРАСНЫЙ ПИЩЕВИК»
Анализ поведения потребителей ОАО «Красный пищевик» показал, что потребители в целом удовлетворены продукцией предприятия. Пожеланиями потребителей по поводу продукции было снижение количества сахара, а также расширение ассортимента продукции арахисовой пастой.
В последнее время становится актуальной тема здорового питания. Снижение количества потребляемого сахара – одна из главных задач современной диетологии.
Поэтому ОАО «Красный пищевик» необходимо пересмотреть технологию производства продукции и снизить количество сахара в рецептуре. Содержание сахара следует снижать постепенно, чтобы это значительно не отразилось на вкусовых качествах продукции.
Также пожеланиями потребителей в отношении продукции ОАО «Красный пищевик» было производство нового вида продукции - арахисовая паста.
Арахисовая паста – паста из мелко измельченных или перетертых семян арахиса, в которую может добавляться небольшое количество растительного масла, соли, сахара, а также других компонентов (кокосовая стружка, сахарный сироп, мед, цукаты, измельченные орехи и др.) [1].
Арахисовая паста готовится промышленным способом из поджаренного арахиса. Этот продукт проходит холодную обработку, что позволяет сохранить витамины и микроэлементы, содержащиеся в арахисе.
В Республике Беларусь в настоящее время арахисовая паста не производится. На рынке Республики Беларусь присутствует арахисовая паста производителей России (торговая марка «Благодар», «Добрые традиции», «Король орех», «Намажь орех»), Польши (торговая марка «Nut Vit», «Felix») и др.
Для производства арахисовой пасты ОАО «Красный пищевик» необходимо закупить оборудование. Для производства арахисовой пасты будет использоваться устройство для промышленного изготовления пастообразных продуктов GSM-130В, а также фасовочный автомат ПАСТПАК Р2 [10; 15].
Технические характеристики оборудования для изготовления пастообразных продуктов GSM-130В представлены в таблице 3.1 [10].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Концепция продукта – идея, разработанная и сформулированная с точки зрения значимых для покупателя атрибутов товара и специфики базового товарного рынка, на котором необходимо позиционировать будущую разработку.
К составляющим концепции продукта относятся: основные свойства, марка, имидж, упаковка, гарантии и др.
Выделяют следующие продуктовые стратегии предприятия: элиминация товара, вариация товара, инновация товара.
ОАО «Красный пищевик» специализируется на производстве пастило-мармеладных изделий: зефира, мармелада, халвы подсолнечной и арахисовой, ириса, драже, конфет.
Из проведенного анализа основных показателей деятельности ОАО «Красный пищевик» было выявлено, что предприятие улучшило показатели деятельности, однако произошло уменьшение прибыли от реализации и чистой прибыли, а также показателей рентабельности.
Объем производства продукции в 2017 г. увеличился на 15 % (9 953 тыс. р.), в 2018 г. увеличился на 1,1 % (824 тыс. р.).
В структуре производства набольший удельный вес приходится на зефир и мармелад.
АВС-анализ продукции показал, что к группе А относится зефир, мармелад и халва. Поэтому необходимо обеспечивать бесперебойное производство данных видов продукции. По этим товарам также допустимо обеспечивать объем производства с избытком.
К группе В относятся конфеты, ирис, козинаки. К данной ассортиментной позиции следует подходить с особым вниманием, так как возможен рост объема производства в дальнейшем.
К группе С относится пастила и драже. Их не следует исключать из ассортимента, так как они являются дополнением к другим видам продукции. Необходимо также учитывать вклад этих изделий в покрытие постоянных и переменных затрат.
ОАО «Красный пищевик» реализует свою продукцию под несколькими торговыми марками: «Красный пищевик», «Zefir.by», «Первый Бобруйский», «Мастер зефирных дел», «Lefirelle», «Vot Эtti:», «Sweet&fit» «Good mood», «Feel Fruit» и др.
1. Арахисовая паста [Электронный ресурс]. – 2019. – Режим доступа: http://fitnessomaniya.ru/arakhisovaya-pasta-polza-i-vred-ishchem-naturprodukt/.
2. Артемьева, О.А. Маркетинг: теория и практика / О.А. Артемьева. – М.: Юрайт, 2013. – 424 c.
3. Божук, С.Г. Маркетинг / С.Г. Божук, Л.Н. Ковалик, Т.Д. Маслова, Н.К. Розова. – М.: Юрайт, 2012. – 448 с.
4. Герасимов, Б.И. Маркетинг: учеб. пособие / Б.И. Герасимов. – М.: Форум, 2009. – 318 с.
5. Дробышева, Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент: учеб. пособие / Л.А. Дробышева. – М.: Дашков и К, 2016. – 152 c.
6. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, А. Гари. – М.: Вильямс, 2016. – 752 c.
7. Кузнецова, Л.В. Основы маркетинга: учеб. пособие / Л.В. Кузнецова, Ю.Ю. Черкасова. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 139 c.
8. Морозов, Ю.В. Основы маркетинга / Ю.В. Морозов. – М.: Дашков и К, 2016. – 148 c.
9. ОАО «Красный пищевик» [Электронный ресурс]. – 2019. – Режим доступа: http://www.zefir.by.
10. Оборудование для производства арахисовой пасты [Электронный ресурс]. – 2019. – Режим доступа: http://arahis.com/araxisovaya-pasta.htm.
11. Реброва, Н.П. Основы маркетинга / Н.П. Реброва. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 277 c.
12. Романов, А.Н. Маркетинг / А.Н. Романов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2014. – 546 с.
13. Секерин, В.Д. Основы маркетинга: учеб. пособие / В.Д. Секерин. – М.: КноРус, 2013. – 232 c.
14. Соловьев, Б.А. Маркетинг: учебник / Б.А. Соловьев, А.А. Мешков, Б.В. Мусатов. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 180 с.
15. Фасовочные автоматы [Электронный ресурс]. – 2019. – Режим доступа: https://taurasfenix.com/oborudovanie/fasovochnye-avtomaty/pastpak-r2/.