ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СУДЫ В СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1 СУДЕБНАЯ РЕФОРМА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.2 ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУДОВ
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ, СТРУКТУРЫ И СОСТАВА ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУДОВ
ГЛАВА 3 РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап социально-экономических преобразований в Республике Беларусь диктует необходимость перехода системы судов на качественно более высокий уровень деятельности, ставит перед ними новые задачи. При этом на центральное место ставится необходимость повышения оперативности правосудия, его доступности, открытости и прозрачности, эффективности рассмотрения дел, создания условий для осуществления правосудия.
В современном мире между людьми возникают довольно частые споры различного характера, разрешить которые можно только посредством суда.
Актуальность темы исследования обусловлена растущим интересом к вопросам, связанным с определением роли экономических судов Республики Беларусь, вопросы разграничения дел между судами общей юрисдикции и экономическими судами. Однако невозможно дать ответы на поставленные вопросы, не выявив задачи, функции, систему и структуру действующих в Республике Беларусь экономических судов.
Также экономические дела во всей совокупности рассмотренных судами дел занимают немалую долю. Так, в 2018 г. в экономические суды поступило всего 25 530 дел, из них рассмотрено – 21 339 дела, прекращено – 4 884 дела, в том числе:
- в связи с заключением соглашения о примирении – 3 954 дела;
- в связи с отказом от иска – 396 дела;
- в связи с заключением мирового соглашения – 115 дел.
Экономические суды в 2018 г. рассмотрели всего 16 680 дел с имущественными требованиями, с неимущественными – 4 659 дела [20].
Соответственно, это свидетельствует о важности изучения темы о системе экономических судов в Республике Беларусь.
ГЛАВА 1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СУДЫ В СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1 Судебная реформа в Республике Беларусь
Определяющим критерием эффективности деятельности судов выступает качество отправления правосудия, являющегося гарантом защиты законных прав и интересов субъектов экономических отношений. Вместе с тем, поскольку полностью исключить наличие судебных ошибок невозможно, средствами для их устранения являются процессуальные институты пересмотра судебных постановлений, в том числе в кассационном порядке.
С принятием в 1991 г. Закона «О хозяйственном суде в Республике Беларусь» на смену государственным и ведомственным арбитражам пришли хозяйственные суды.
В 1991 г. был принят первый Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь, который регламентировал производство в хозяйственных судах и был призван превратить бывшие государственные арбитражи в полноценные органы правосудия.
Необходимость дальнейшего совершенствования хозяйственного процессуального законодательства привела к разработке и принятию в 1998 году двух новых актов: Закона Республики Беларусь «О хозяйственных судах в Республике Беларусь» и ХПК [22]. Такая активность в разработке хозяйственного процессуального законодательства объяснялась динамичным развитием и совершенствованием экономических отношений и законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим вопросы реализации судебной власти в современной Республике Беларусь, является Кодекс о судоустройстве и статусе судей (далее – КоСУ) [10].
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ, СТРУКТУРЫ И СОСТАВА ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУДОВ
В соответствии с Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей и Декретом Президента Республики Беларусь «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь» от 27.11.2013 г. № 6 с 01.01. 2014 объединен Верховный Суд и Высший Хозяйственный Суд, образовав единый высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и экономическим делам – Верховный Суд, возглавляет систему судов общей юрисдикции Республики Беларусь [18].
Установлено, что экономические суды областей (города Минска) входят в систему судов общей юрисдикции.
Судебная система – это совокупность судов – органов судебной власти, действующих на территории государства и построенных в соответствии с выполняемыми задачами и компетенцией.
Цели создания судебной системы:
1) обеспечение доступности суда для граждан – система органов правосудия организована в соответствии с административно-территориальным делением государства: таким образом, в каждом регионе страны имеется свой суд, рассматривающий дела физических и юридических лиц, находящийся в данной местности;
2) система судов обеспечивает распределение дел между судами в зависимости от их характера, сложности и субъектов. Каждый из судов входящий в систему, полномочен рассматривать определенный круг дел, отнесенный законом к его компетенции;
3) наличие системы судов обеспечивает проверку законности и обоснованности судебных актов (обжалование и опротестование судебных постановлений в вышестоящие инстанции) [8, с.107].
ГЛАВА 3 РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
Принципы судебной власти полностью реализованы в нашем государстве. Это в основном проявляется в том, что именно на их основе строится вся судебная власть в государстве.
Основным принципом судебной власти является принцип отправления правосудия исключительно судом [11, ст.109]. Законодательное закрепление этого принципа обусловлено не только важностью подчеркивания деятельности судов, но и практической необходимостью организовать функционирование всей судебной власти таким образом, чтобы судебная власть находилась в системе проверок и балансировала наряду с другими ветвями государственной власти.
Наибольший интерес представляет принцип независимости судов, закрепленный в статье 110 Конституции Республики Беларусь. При осуществлении своей деятельности судьи независимы и подчиняются только закону [11, ст. 110].
Принцип независимости судей имеет прямое отношение к судьям, которые независимы в своей деятельности и подчиняются только закону. В этом случае человеческий фактор очень важен, потому что все судьи - это люди, у которых есть свои пороки, увлечения.
Среди «главных зол» судей выделяют:
- жажда власти судьи. Как и все обычные граждане, они любят власть, часто не замечают и не прощают ошибок. Это происходит главным образом потому, что в умах судей нет четкого представления о том, что власть - это, прежде всего, ответственность, и только тогда она является привилегией [6, с. 218]. В Беларуси до сих пор существует практика обвинительного уклонения по уголовным делам. Суды более восприимчивы к аргументам обвинения, а не защиты. В результате в судах общей юрисдикции доля оправдательных приговоров ниже доли приговоров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведённой исследовательской работы мы можем сделать следующие выводы.
Экономические суды в Республике Беларусь предназначены для осуществления правосудия в области хозяйственных (экономических) отношений в целях защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц.
В соответствии с Декретом Президента №6 систему экономических судов в Республики Беларусь составляют: Верховный Суд; областные (Минский городской) суд, экономические суды областей (города Минска).
На экономические суды возложены следующие задачи:
- правильное и своевременное рассмотрение экономическими судами дел;
- защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также прав и законных интересов Республики Беларусь, административно-территориальных единиц Республики Беларусь, государственных органов, органов местного управления и самоуправления, иных органов и должностных лиц в указанной сфере, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, - организаций, не являющихся юридическими лицами, и граждан;
- содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;
- исполнение установленных Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами о судопроизводстве в экономических судах судебных постановлений и актов иных органов;
- содействие становлению и совершенствованию партнёрских деловых отношений, формирование обычаев и этики делового оборота;
- укрепление авторитета судебной власти.
1. Атакулова, А.А. Принципы реализации судебной системы / А.А. Атакулова // Новая наука: от идеи к результату. - 2015. - № 7-2. – С. 148-150.
2. Бибило, В. Н. Конституционные принципы правосудия и их реализация в стадии исполнения приговора / В. Н. Бибило. – Минск : Изд-во «Университетское», 2016. – 160 с.
3. Богданов, Е. В. Проблемы теории и практики реализации судебной власти в форме правосудия / Е. В. Богданов. – Минск : Право и экономика, 2012. – 105 с.
4. Волкова, В.А. Понятие и сущность судебной власти в Республике Беларусь / В.А. Волкова // Материалы конференции «Уголовное правосудие в свете интеграции правовых систем и интернационализации криминальных угроз» (Минск, 27-28 октября 2017 г.). - Минск: Издательство БГУ, 2017. - С. 16-19.
5. Демичев, Д.М. Верховный Суд Республики Беларусь в системе судебных органов / Д.М. Демичев // Аграрное и земельное право. - 2014. - № 6 (114). - С. 97-109.
6. Дорохов, В.А. Конституционный Суд Республики Беларусь / В.А. Дорохов // Инновационная наука. - 2016. - № 5-2 (17). - С. 218-220.
7. Завадская, Л.Н. Формирование независимой и независимой судебной системы (государственно-правовой аспект) / Л.Н. Завадская // Теория права: новые идеи. - 2012. - № 2. - С. 55-60.
8. Каменков, В.С., Жандаров, В.В. Хозяйственный процесс в Республике Беларусь / В.С.Каменков, В.В.Жандаров. - Мн.: Амалфея, 2017. – 224 с.
9. Казаков, И.Г. Соотношение понятий «судебная власть», «судороизводство», «справедливость» / И.Г. Казаков // Успехи современной науки. - 2016. - № 11. - С. 156-159.
10. Кодекс о судоустройстве и статусе судей: принят Палатой представителей 31 мая 2006 г.: одобр. Советом Респ. 16 июня 2006 г.: в ред. от 17 июля 2018 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
11. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004г.). - Минск: Амалфея, 2005. - 48 с.
12. Кочеткова, А.В. О понятии «судебная власть» / А.В. Кочеткова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2015. - № 4. - С. 27-32.
13. Мартыненко, И. Э. Хозяйственный процесс: курс лекций / И.Э. Мартыненко. - Гродно: ГрГУ, 2015. - 275 с.
14. О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам совершенствования судопроизводства в судах, рассматривающих экономические дела : Закон Респ. Беларусь от 21 июля 2014 г., № 174-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
15. О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц : Указ Президента Республики Беларусь, 15 окт. 2007 г., № 498 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
16. О некоторых вопросах деятельности судов Республики Беларусь : Указ Президента Республики Беларусь, 29 нояб. 2013 г., № 529// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
17. О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов: Указ Президента Республики Беларусь, 29 нояб. 2013 г., № 530 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
18. О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь Декрет Президента Республики Беларусь, 29 нояб. 2013 г., № 6 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
19. Пастухова, В. И. Назначение и функции судебной власти в Республике Беларусь / В. И. Патухова // Юридический журнал. – 2008. – № 4. – С. 37–41.
20. Савицкая, О. В. Контрольные функции органов судебной власти Республики Беларусь : автореф. дис. канд. юрид. наук : 12.00.02 / О. В. Савицкая. – Минск: БГУ, 2015. – 20 с.
21. Статистические данные о деятельности судов общей юрисдикции за 2018 год [Электронный ресурс]: постановление Пленума Верховного Суда Респ. Беларусь, 26 сент. 2013 г., № 8 // Министерство внутренних дел Республики Беларусь. – Режим доступа: http://court.gov.by/ru/justice_rb/statistics/.
22. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь : принят Палатой представителей 11 нояб. 1998 г. : одобр. Советом Респ. 26 нояб. 1998 г.: в ред. от 17 июля 2019 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.