ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ
1.1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
1.3 СООТНОШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРОСТУПКА И ПРАВОНАРУШЕНИЯ
ГЛАВА 2 СОСТАВ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
2.1 ПОНЯТИЕ СОСТАВА ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ЕГО СООТНОШЕНИЕ С ПРАВОНАРУШЕНИЕМ
2.2 ЮРИДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭЛЕМЕНТОВ СОСТАВА ПРАВОНАРУШЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Любое государство на своей территории стремится установить обязательные для исполнения правила поведения в целях обеспечение правопорядка и государственной дисциплины.
Соблюдение таких правил соответствует интересам граждан, общества и государства, а их нарушение может привести к вредным и даже общественно опасным последствиям.
Такие правила правомерного поведения устанавливаются уполномоченными должностными лицами государства или специальными органами и защищаются юридическими санкциями, а их нарушение рассматривается как неправомерное действие, то есть правонарушение.
Главные признаки и юридическая характеристика административных правонарушений содержатся в Кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее – КоАП).
В КоАП закреплено легальное понятие «административного правонарушения». Так ст. 2.1 КоАП определено, что «административное правонару¬шение – это противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными КоАП, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность».
Административное правонарушение содержит ряд существенных признаков, позволяющих его отличить от иных деликтов, которые вытекают из самого определения. Однако в теории административного права остается дискуссионным вопрос о том, относится ли к признакам административного правонарушения общественная опасность.
Проблема правонарушений была и остается одной из самых значимых для общества. Так как административное правонарушение – явление, затрагивающие каждого гражданина, это явление повседневности. Ежедневно в нашей стране совершается огромное количество правонарушений, многие из них остаются незамеченными. Отдельные правонарушители даже не подозревают и не задумываются о том, что их деяния попадают в разряд правонарушений.
Правонарушение – это явление, которое будет существовать всегда, поэтому только правоохранительные органы не в состоянии самостоятельно повлиять на их искоренение. Поэтому актуальность темы не вызывает сомнений. Это объясняется и тем, что Республика Беларусь является правовым государством, и одной из основных своих задач ставит предупреждение правонарушений, в том числе и административных правонарушений. И именно правонарушение указывает на момент возникновения юридической
ГЛАВА 1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ
1.1 Понятие и признаки правонарушения
Деятельность человека состоит из поступков. Поступок является главным элементом человеческих взаимоотношений, который обязательно влечет какие-либо последствия непосредственно для самого действующего лица.
Поступки определяют поведение человека. В сфере правовых отношений существует следующий критерий определения поведения человека: правомерное и неправомерное (девиантное), то есть противоречащее нормам права. Неправомерное поведение выражается в правонарушениях, как это следует из са¬мого термина [1, c. 38].
Правонарушение – это деяние, противоречащее нормам права. Все правонарушения являются общественно вредными (общественно опасными), в связи с чем они запрещены правовыми нормами [2, с. 58].
Понятие административного правонарушения сформулировано в КоАП. Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками деяние, за которое установлена административная от-ветственность [3].
Исходя из определения административного правонарушения, можно следующие его существенные признаки, которые отличают его от правомерного поведения и иных проступков (например, преступление). Это противоправность, виновность, а также иные признаки.
Исходным в характеристике административного правонарушения является деяние. Деяние есть волевой акт, который включает в себя два аспекта: действие и бездействие.
Действие – это активное поведение человека, которое может выражаться в активном не повиновении обязанности, законному требованию или запрету (мелкое хулиганство, мелкое хищение и др.).
Бездействие – пассивное невыполнение обязанности (неявка в суд).
Деяние как правонарушение может быть оконченным либо совершено в виде покушения.
По общему правилу административное правонарушение признается оконченным с момента совершения деяния, то есть с осуществления последнего акта действия или с начала бездействия (правонарушения с материальным составом) (например, незаконное привлечение уполномоченным должностным лицом нанимателя работника к ответственности будет считаться
ГЛАВА 2
СОСТАВ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
2.1 Понятие состава правонарушения и его соотношение с правонарушением
Легальное определение административного правонарушения содержит общие правовые признаки, присущие всем административным проступкам. При этом каждый вид административного правонарушения имеет свои специфические признаки, которые характеризуют как само деяние, так и личность правонарушителя, последствия. Совокупность указанных признаков получило название состава административного правонарушения [12].
Понимание понятия состава административного правонарушения очень важно для обеспечения законности при привлечении лица к административной ответственности, для разграничения административных правонарушений от иных противоправных деяний [4, с. 552].
Именно в составах административных проступков могут быть конкретизированы общие признаки понятия административного правонарушения [7].
В науке административного права вопрос о понятии состава административного правонарушения является достаточно дискуссионным. Некоторые ученые определяет состав административного правонарушения как совокупность признаков, которые позволяют идентифицировать деяние как административно наказуемое [13, с. 12]. Иное мнение предлагают А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий и Ю. М. Козлов. По их мнению, состав административного правонарушения есть совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков (элементов), наличие которых может повлечь административную ответственность [14, с. 275].
Некоторые ученые полагают, что состав административного правонарушения – это его теоретическая конструкция, модель, которая закреплена в законодательстве [15, с. 288]. Наиболее полным, на наш взгляд, является определение состава административного правонарушения, которое дано Ж. М. Хатовой: «Состав административного правонарушения – это совокупность признаков (элементов), которые позволяют характеризовать деяние, обстоятельства, при которых оно произошло, причиненный вред, лицо, его совершившее, и отношение этого лица к совершенному деянию, а также типизировать это деяние как правонарушение, предусмотренное КоАП, и дифференцировать применение наказания» [16, с. 12].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью курсового исследования являлось изучение сущности административного правонарушения.
Для реализации данной цели решены следующие задачи:
- определены понятие и признаки правонарушения;
- классифицированы правонарушения;
- рассмотрено соотношение преступления, проступка и правонарушения;
- определен состав правонарушения;
- дан юридический анализ элементов состава правонарушения.
Административное правонарушение – это противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками деяние в форме действия или бездействия, за которое КоАП установлена административная ответственность.
Административные правонарушения характеризуются определенными признаками: противоправность; виновность; наказуемость деяния.
В теории административного права вопрос об отнесении общественной опасности к признакам административного правонарушения является дискуссионным. На наш взгляд, вполне обоснованно его можно отнести к таковым. Любое административное правонарушение, посягает на установленный порядок, причиняя тем самым ему вред, нарушает упорядоченность, согласованность управленческих отношений.
Выделяют следующие виды административных правонарушений:
- по степени завершенности правонарушения (оконченное, покушение на административное правонарушение);
- в зависимости от характера деяния (действие, бездействие);
- в зависимости от субъекта правонарушения (совершаемое физическим лицом (совершеннолетним, несовершеннолетним, малолетним), совершаемой юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем);
- в зависимости от формы вины (виновное и совершенное по неосторожности);
- в зависимости от состояния физического лица, совершившего правонарушение и др.
Административные правонарушения следует отличать от преступлений, дисциплинарных проступков, гражданско-правовых деликтов. Главные факторы такого разграничения – общественная опасность, противоправность.
На сегодняшний день вовсе отсутствует понятие состава административного правонарушения, что, по нашему мнению, является пробелом белорусского административного законодательства. Поэтому считаем
1. Кудрявцев, В. Н. Закон, поступок, ответственность / В. Н. Кудрявцев. – М. : ЗЕРЦАЛО-М, 1986. – 228 с.
2. Крамник, А. Н. Административно-деликтное право. Общая часть : пособие для студентов вузов / А.Н.Крамник. – Минск : Тесей, 2004. – 288 с.
3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях : принят Палатой представителей 17 декабря 2002 г. : одобр. Советом Респ. 2 апреля 2003 г. : текст Кодекса по состоянию на 24 января 2016 г. – Минск : Академия МВД, 2015. – 239 с.
4. Бахрак, Д. Н. Административное право : учебник / Д. Н. Бахрак, б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Норма, 2008. – 816 с.
5. Уголовное право Республики Беларусь. Общая часть : краткое учебное пособие для подготовки к экзаменам / Ю. А. Борщёв [и др.] ; под общ. ред. И. В. Шепелева. – Минск : ИУиП, 2001. – 139 с.
6. Макарейко, Н. В. Административное право. Конспект лекций / Н.В. Макаренко. – М. : Высшее образование, 2009. – М. : Норма, 2012. – 138 с.
7. Телятицкая, Т. В. Административное право : учебно-методический комплекс / Т. В. Телятицкая, Л. М. Рябцев, А. Н. Шкляревский ; Минский институт управления. – Минск : Из- д-во МИУ, 2006. – 224 с.
8. О применении судами норм Общей части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : постановление Пленума Верховного Суда Респ. Беларусь, 25 сент. 2014 г., № 15 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
9. Бахрак, Д. Н. Административное право России : учебник для вузов / Д. Н. Бахрак. – М. : Норма, 2002. – 560 с.
10. Стахов, А. И. Административная ответственность : учебное пособие / А. И. Стахов. – 7-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 231 с.
11. Трудовой кодекс Республики Беларусь : принят Палатой представителей 8 июн. 1999 г. : одобр. Советом Респ. 30 июн. 1999 г. : текст Кодекса по состоянию на 15 июля 2015 г. – Минск : НЦПИ РБ, 2016. – 239 с.
12. Паулов, П. А. О понятии состава административного правонарушения / П. А. Паулов, С. А. Курушин // Правовое регулирование деятельности хозяйствующего субъекта : материалы 13-1 международной научно-практической конференции. – 2014. – С. 144–147.
13. Административная юрисдикция : учебное пособие / С. Н. Бочаров [и др.] ; под ред. В. А. Тюрина. – М. : МосУ МВД России, Изд-во «Щит-М», 2006. – 389 с.
14. Алехин, А. П. Административное право Российской Федерации / А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий, Ю. М. Козлов. – М. : Зерцало, 2006. – 608 с.
15. Дмитриев, Ю. А. Административное право : учебник для юридических вузов / Ю. А. Дмитриев, И. Я. Полянский, Е. В. Трофимов. – М. : Эксмо, 2005. – 724 с.
16. Хатова, Ж. М. Понятие состава административного правонарушения нуждается в законодательном закреплении / Ж. М. Хатова // Административное право и процесс. – 2007. – № 7. С. 12–17.
17. Агапов, А. Б. Административная ответственность : учебник / А. Б. Агапов. – М. : Статут, 2000. – 251 с.
18. Пирогов, В. Ю. Критерии признания административного правонарушения малозначительным / В. Ю. Пирогов // Вестник Тюменского государственного университета. – 2013. – № 3. – С. 67–74.
19. О судебной практике прекращения дел об административных правонарушениях в экономическом суде Брестской области [Электронный ресурс] / Верховный Суд Республики Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа : http://www.court.gov.by/brest/results/jurisprudence/bfa88ddce7ad795a.html. – Дата доступа : 20.10.2017.
20. Кравцов, Д. А. Состав административного правонарушения, элементы состава / Д. А. Кравцов // Сб. статей международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 124–127.
21. Российский, Б. Ф. Административное право. Вопросы и ответы : учебное пособие для вузов / Б. Ф. Российский. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 120 с.
22. Мурзаибраимов, Н. Б. Юридический состав административного правонарушения / Н. Б. Мурзаибраимов // Наука и новые технологии. – 2011. – № 9. С. 128–130.
23. Марченко, М. Н. Теория государства и права : учебник / М. Н. Марченко. – М. : Юридическая литература, 1996. – 620 с.
24. Крутских, А. О. Состав административного правонарушения / А. О. Крутских // Интеграция наук. – 2017. – № 5 (9).
25. Четвериков, В. С. Административное право / В. С. Четвериков. – Ростов н/Д : МГСУ, 2004. – 234 с.
26. Попов, Л. Л. Административное право России : учебник / Л. Л. Попов, Ю. И. Мигачев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2010. – 752 с.