ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СПЕЦИАЛЬНОГО СУБЪЕКТА ПРЕСТУПЛЕНИЯ
ГЛАВА 2 ИСТОРИКО-ПРАВОВОЕ РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА КАК СПЕЦИАЛЬНОГО СУБЪЕКТА ПРЕСТУПЛЕНИЯ
ГЛАВА 3 КАТЕГОРИИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ КАК СУБЪЕКТОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
3.1 ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ВЛАСТИ
3.2 ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОСТИ
3.3 ЛИЦО, ВЫПОЛНЯЮЩЕЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
3.4 ЛИЦО, ВЫПОЛНЯЮЩЕЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
3.5 ЛИЦО, УПОЛНОМОЧЕННОЕ НА СОВЕРШЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ ДЕЙСТВИЙ
3.6 ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА ИЛИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема трактовки в судебной практике понятия и признаков должностного лица, определенных в отечественном уголовном законодательстве, существовала всегда и, к сожалению, продолжает оставаться достаточно острой.
Если выделить наиболее типичную ошибку в правоприменении, то это – расширительное понимание должностного лица.
Этот «грех» следственной и судебной практики неоднократно отмечался еще советским учеными.
На это, в частности, обращалось внимание и в преамбуле постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 4 июня 1993 г. № 4 «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебными полномочиями, превышении власти или служебных полномочий, служебной халатности и должностном подлоге».
Причины названной ошибки многочисленны.
Это, во-первых, множественность трактовок понятия должностного лица в различных отраслях отечественного права (конституционного, административного, трудового, уголовного); во-вторых, это попытки восполнить пробелы в уголовном законе за счет расширительного толкования признаков должностного лица; в-третьих, влияние прежних толкований и установок, которые в силу естественной консервативности правоприменительной практики дают о себе знать спустя многие годы.
Наука уголовного права, подчеркивая понятие «специальный субъект», разработала ряд подходов к его определению.
Первый подход отражает классическое понимание специального субъекта. Специальный субъект – это субъект преступления, который наряду с признаками, присущими общему субъекту, обладает дополнительными признаками, указанными в диспозиции статьи Особенной части УК.
Присутствие в статье особенности субъекта означает, что это преступление не могут совершать лица, которые не имеют специальных признаков. Однако неспецифические субъекты могут быть причастны к преступлению со специальным предметом: организаторами, зачинщиками, соучастниками, но не соисполнителями.
Предмет работы – законодательство Республики Беларусь, научная литература, связанная с должностным лицом, как субъектом преступления в системе уголовного права Республики Беларусь.
Объект исследования - совокупность общественных отношений, связанных с должностным лицом, как специальным субъектом преступления в системе уголовного права Республики Беларусь.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СПЕЦИАЛЬНОГО СУБЪЕКТА ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Особенная часть Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - Уголовный кодекс) содержит достаточно большое количество статей, предусматривающих ответственность за совершение преступлений лицами, которые, помимо общих черт, также имеют некоторые особенности субъекта преступления. Существование в уголовном праве понятия специального субъекта обусловлено спецификой совершения определенных видов преступлений и самим субъектом.
Признаки так называемого общего субъекта преступления (вменяемость и возраст уголовной ответственности) определены в Общей части Уголовного закона, в то время как особенности специального субъекта преступления предусмотрены в статьях Особенной части.
Наука уголовного права, подчеркивая понятие «специальный субъект», разработала ряд подходов к его определению.
Первый подход отражает классическое понимание специального субъекта. Специальный субъект – это субъект преступления, который наряду с признаками, присущими общему субъекту, обладает дополнительными признаками, указанными в диспозиции статьи Особенной части УК.
Дополнительные признаки могут быть предусмотрены непосредственно в самой уголовно-правовой норме [1, с. 553].
Например, в ст. 430 УК прямо указан субъект – должностное лицо. Вместе с тем в некоторых статьях Особенной части УК дополнительные свойства субъекта вытекают из уголовного закона, ограничивая круг лиц, которые могут нести ответственность за данное преступление. К примеру, из содержания диспозиции ст. 413 УК следует, что субъектом данного преступления может быть лицо, осужденное к наказанию в виде ареста или лишения свободы, а также лица, задержанные и заключенные под стражу в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь или международными договорами.
Анализ уголовно-правовых норм показывает, что признаки специального субъекта особо оговариваются в диспозиции только в том случае, когда вывод о специальном субъекте не вытекает из самого характера совершаемого деяния и когда описываемое в уголовном законе деяние таково, что допускает возможность расширительного круга субъектов преступления.
ГЛАВА 2 ИСТОРИКО-ПРАВОВОЕ РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА КАК СПЕЦИАЛЬНОГО СУБЪЕКТА ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Историко-правовое исследование норм уголовного закона убедительно доказывает, что одновременно с возникновением государства и права появляется социально обусловленная объективная потребность в установлении юридической ответственности особой категории специальных субъектов – должностных лиц.
Необходимость реакции государства на преступления со стороны своих чиновников обусловлена в первую очередь стремлением к защите публичных интересов, поскольку «развитие и умножение должностных преступлений может быть рассматриваемо как общественное бедствие».
В силу этого и возникает социально обусловленная объективная потребность в осуществлении уголовно-правовой охраны интересов государственной власти и государственной службы, во-первых, путем установления исчерпывающего перечня запрещенных под угрозой наказания преступлений со стороны самих лиц, осуществляющих государственно-властную деятельность.
А во-вторых, такая охрана предполагает и установление определенного круга таких должностных лиц с тем, чтобы выделить в законе совершаемые ими общественно опасные деяния, признаваемые преступлениями [7, c. 400].
Как отмечает И. А. Клепицкий, современная доктрина должностных преступлений начала складываться еще в XVIII ст. в связи с формированием идеологии «правового государства».
Почвой же для формирования норм о публичной службе послужила феодальная доктрина личной верности государю (феодальная доктрина не различала частных и публичных начал).
Обязанность личной верности тесно связывалась с договорными отношениями и вещными (прежде всего земельными) правами. Ответственность служащих носила частно-правовой (дисциплинарный) характер. В этот период господствовала идея ответственности перед начальством и принцип усмотрения дисциплинарной власти (частно-правовой характер ответственности исключал начало ее неотвратимости).
Таким образом, уголовная практика и доктрина рассматриваемого периода в основу категориального корпуса должностного лица закладывала материальный признак – материальную ответственность лица за вверенное ему имущество.
ГЛАВА 3 КАТЕГОРИИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ КАК СУБЪЕКТОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Критерии определения должностного лица универсальны и относятся ко всем нормам УК, характеризующим должностное лицо в качестве специального субъекта преступления или потерпевшего.
Исходя из законодательного определения понятия должностного лица, можно выделить шесть категорий должностных лиц:
– представитель власти;
– представитель общественности;
– лицо, выполняющее организационно-распорядительные обязанности;
– лицо, выполняющее административно-хозяйственные обязанности;
– лицо, уполномоченное на совершение юридически значимых действий;
– должностное лицо иностранного государства или международной организации.
3.1 Представитель власти
В п. 1 ч. 4 ст. 4 УК указано, что под должностными лицами понимаются «представители власти, т.е. депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, а равно государственные служащие, имеющие право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных им по службе».
Пленум Верховного Суда Республики Беларусь, разъясняя признаки представителя власти в п. 3 постановления от 16 декабря 2004 г. № 12 «О судебной практике по делам о преступлениях против интересов службы (ст. 424–428 УК)», указал: «Судам надлежит иметь в виду, что наряду с лицами, прямо указанными в п. 1 ч. 4 ст. 4 УК, представителями власти являются также лица, состоящие на государственной службе, которые в пределах возложенных на них полномочий на осуществление властных функций вправе отдавать распоряжения или приказы либо принимать решения относительно не подчиненных им по службе лиц».
В вышеназванном постановлении также указывается, что «к представителям власти могут быть отнесены работники правоохранительных органов, работники органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, судебные исполнители, военнослужащие пограничной службы (при непосредственном выполнении обязанностей по охране Государственной границы), военнослужащие внутренних войск (при непосредственном выполнении обязанностей по охране общественного порядка, конвоированию и охране исправительных учреждений), сотрудники государственных органов, осуществляющие контрольные и надзорные функции, и др.».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В завершении отметим, что существующая трактовка понятия должностного лица практически стирает грани между должностными и не должностными лицами (в судебно-следственной практике работник, наделенный материальной ответственностью, почти всегда признается должностным лицом) и совершенно не учитывает те изменения, которые сегодня произошли в сфере политики и экономики.
Между тем, переход к рыночным отношениям социально-экономической направленности, разнообразие форм собственности и имущественных отношений требуют иного подхода к определению субъекта должностных преступлений.
Отсутствие четкого представления о содержании понятий административно-хозяйственных и организационно-распорядительных обязанностей, юридически значимых действий приводит к тому, что на практике должностными лицами признаются лица, выполняющие профессиональные или технические обязанности.
Между тем включение в число должностных лиц тех, которые выполняют профессиональные функции безмерно расширяет субъектов должностных преступлений (должностными лицами можно признавать не только учителей, врачей, но и формально сторожей, водителей, рабочих и т.п.).
Существование в уголовном праве понятия специального субъекта обусловлено спецификой совершения определенных видов преступлений и самим субъектом.
Признаки так называемого общего субъекта преступления (вменяемость и возраст уголовной ответственности) определены в Общей части Уголовного закона, в то время как особенности специального субъекта преступления предусмотрены в статьях Особенной части.
Если считать, что должностное лицо это то, которое обладает определенными правами, то тогда к их числу можно относить фактически всех. Также необходимо учесть, что в процессе своего труда служащий, как правило, каких-либо благ и продуктов материального характера не создает.
Результатом его деятельности выступает реализация возложенных на него функций: технических, экономических, научных, бытовых, социально-культурных, производственных и др.
Важно выявить эти функции и связать их с родом деятельности лица, которого мы именуем должностным.
1. Бабий, Н.А. Уголовное право Республики Беларусь. Общая часть: учебник/ Н.А. Бабий. – Мн: БГУ, 2017. 663 с.
2. Васильевский, А. Возраст как условие уголовной ответственности/ А. Васильевский // Законность. 2018. -№11.С. 23-25.
3. Лазебник, Ю.В. Состав преступления и его элементы / Ю.В. Лазебник. - Минск, 2017. - 47 с.
4. Лазебник, Ю.В. Уголовное право. Общая часть: учеб. пособие/ Ю.В. Лазебник, В.В. Мороз. - Мн.: Веды, 2017. 68 с.
5. Лапека, И. Специальный субъект и проблемы классификации преступлений / И. Лапека // Судовы веснік. - 2014. -№3. - С. 23-25.
6. Назаренко, Г.В. Невменяемость. Уголовно-релевантные психические состояния: учебник/ Г.В. Назаренко. - СПб.: Юрид. Центр Пресс, 2017. - 207 с.
7. Научно-практический комментарий к Уголовному Кодексу Республики Беларусь / под ред. А.В. Баркова, В.М. Хомича с учетом изменений и дополнений на 23 сентября 2019 г. - 2-е издание. - Мн.: 2019. - 1063 с.
8. Павлов, В.Г. Субъект преступления и уголовная ответственность / В.Г. Павлов. - Скб.: Лань, 2017. 192 с.
9. Саркисова, Э.А. Уголовное право. Общая часть: учеб пособие / Э.А. Саркисова. - Мн.: Тесей, 2015. - 592 с.
10. Спасенников, Б.А. К определению понятия «вменяемость» в уголовном праве/ Б.А. Спасенников // Государство и право. - 2018. - №6. - С. 27-32.
11. Стальмахова, Э.Н. К вопросу о критериях уменьшенной вменяемости / Э.Н. Стальмахова // Веснік Магілёўскага Дзяржаўнага Універсітэта А.А. Куляшова. - 2016. - №1. - С. 100-107.
12. Стремоухов, А.А. Определение и особенности специального субъекта права/ А.А. Стремоухов // Научно-практический журнал Российской Федерации. - 2018. - №12. - С. 2-4.
13. Уголовный кодекс Республики Беларусь: с изм. и доп. по состоянию на 24 окт. 2013 г. - Минск: НЦПИ Республики Беларусь, 2018. - 304 с.
14. Уголовное право. Общая часть / Э.Ф. Мичулис [и др.]; под ред. Э.Ф. Мичулис. - Мн.: Тесей, 2017. - 224 с.
15. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 24 июня 1999 г.: одобрен Советом Республики 30 июня 1999 г.: текст Кодекса по состоянию 15 октября 2019 г. - Минск: НЦПИ Республики Беларусь, 2019. - 432 с.
16. Устименко, В.В. Специальный субъект преступления: учебник / В.В. Устименко. - X.: ХГУ, 2019. - 104 с.
17. Хомич, В.М. Уголовное право: Общая часть: учебник / В.М. Хомич. - Мн.: Тесей, 2017. - 496 с.
18. Чемруков, Н. Вменяемость, уменьшенная вменяемость и невменяемость: понятие и различия/ Н. Чемруков // Судовы веснік. 2015. -№2. - С. 17-18.
19. Ломакина, Л.А. Ротация государственных гражданских служащих в контексте преодоления коррупции /Л. А. Ломакина // Журнал российского права. – 2018. – № 4. – С. 43 - 50.
20. Костенников, М.В. Прокуратура и противодействие коррупции / М. В. Костенников, А. В. Куракин, И. А. Калита // Российская юстиция. – 2018. – № 8. – С. 35 - 39.
21. Гравина, А. А. Противодействие коррупции в деятельности полиции и суда: опыт российского и зарубежного регулирования / А. А. Гравина // Журнал российского права. – 2018. – № 5. – С. 79-89.
22. Костенников, М.В. Административно-правовые средства минимизации коррупционных рисков в служебной деятельности государственных служащих зарубежных стран / М. В. Костенников, А. В. Куракин, Д. Н. Колчеманов , А. В. Марьян // Административное и муниципальное право. – 2019. – № 5. – С. 5-20.
23. Кудрявцев, В. Н. Объективная сторона преступления / В. Н. Кудрявцев. М.: Госюриздат, 2019. – 244 с.
24. О борьбе с коррупцией: Закон Респ. Беларусь от 15 июля 2015 г. № 305-3 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
25. Об оперативно-розыскной деятельности: Закон Респ. Беларусь от 15 июля 2015 г. № 307-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.