ВВЕДЕНИЕ
1. КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА В ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ
1.1 ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, ЕГО ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ
1.2 ТУРИСТСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ КАК ПОНЯТИЕ
1.3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПОСЁЛКА МИР КАК ОБЪЕКТА ТУРИЗМА
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА И КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ПОСЕЛКА МИР
2.2 ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ ПОСЕЛКА МИР КАК ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ
3. РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ В ПОСЕЛКЕ МИР
3.1 МЕТОДЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ МИР
3.2 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ МИР
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Во все века люди производили обмен культурным опытом, идеями, ценностями и товарами. Культурное самовыражение народа всегда вызывает интерес. В настоящее время во всем мире при развитии туризма привлекается большое внимание к культурному наследию стран, так как все чаще и чаще на первый план встают проблемы национальной самоидентификации, рационального использования духовно-культурных ресурсов. Сейчас туризм отличается многообразием форм, видов и разновидностей. Среди них был выделен такой вид туризма как культурный.
Культурным туризмом называется духовное присвоение личностью путем путешествий и экскурсии богатств культуры разных стран мира. Его рассматривают как систему, которая предоставляет необходимые возможности для ознакомления туристов с историей, культурой, традициями, различного рода ценностями определенной страны. Основа культурного туризма – это историко-культурный потенциал страны.
Культурное наследие играет огромную роль в развитии внутреннего туризма стран мира. Наличие уникальных культурных объектов может предопределить успешное развитие туризма в стране. Его использование – это реальная возможность для экономического, социального и культурного развития страны.
Ведь именно любознательность туриста в отношении истории разных стран мира является наиболее сильным побудительным туристским мотивом.
Культурное наследие стран мира является одним из основных факторов туризма, культурно-исторические центры не только приносят доходы, но также дает повод местным жителям гордится своим уникальным наследием и возможность делится им с туристами.
В настоящее время довольно популярным сочетанием туризма и культурно-исторических объектов является туристская дестинация. Туристской дестинацией называется определенная страна либо местность, являющаяся зоной туризма и обладающая нужной инфраструктурой для размещения туристов, их питания, развлечения и другой деятельности, которая является единым объектом, имеющим общее управление.
Глава 1. Культурное наследие как фактор развития культурного туризма в туристской дестинации
1.1. Понятие культурного наследия, его функции и задачи
В настоящее время проблема сохранения культурного наследия стала довольно острой. Это происходит потому, что очень быстро осваиваются человеком все новые и новые земли, легко меняется внешний облик городов, что, конечно же, навсегда убирает прошлое. Конечно, старые здания и улицы выглядят не очень удобными по сравнению с новыми, поэтому они постепенно теряют свой престиж. Однако, даже в такое современное время, душой любого города был и остается культурный центр, который, является своеобразным хранилищем традиции и истории [1, c. 47].
Культурным наследием называется та часть материальной и духовной культуры, которая создавалась предыдущими поколениями и при этом смогла сохраниться и передаваться из поколения в поколение как культурная ценность. При этом, культурным наследием является далеко не все, что создал человек.
Таким образом, культурное наследие – это перечень всех культурных достижений общества, его история, которая сохранилась по сей день. Основа культурного наследия – достижения, которые переходят от старого к новому поколению [2, c. 133]. Культурное наследие подразделяется на следующие виды:
1. Недвижимое (памятники архитектуры и градостроительства; ансамбли; достопримечательности; памятники археологии, истории, этнографии.
2. Движимое (находки археологов; элементы памятников, этнологические материалы и предметы, произведения искусства, редкие книги, манускрипты, и др.).
3. Духовное (фольклор, язык, обычаи, навыки ремесел, искусство).
Глава 2. Анализ развития посёлка Мир как объекта туризма
2.1. Характеристика и культурное наследие поселка Мир
Мир является городским поселком Кореличского района Гродненской области Беларуси. Мир стоит на реке Миранка и является административным центром Мирского поселкового совета. Население поселка составляет 2250 человек. Находится он в 26 км. от Кореличей и в 17 от Городеи [17].
Такое название Мир получил от слова «эмир» – чин главы бывшего на этих землях отрядов войнов-татар. По второй версии, такое название
Что касается истории Мира, то он упоминается в летописях еще в 14-15 веке, хотя считается, что он основан в 12 веке. Первое упоминание – 28 мая 1434 года, когда Великий литовский князь Сигизмунд отдает двор Мир своему соратнику и он становится частным. Однако уже в 1486 году поселок перешел во владение семейства Ильиничей. Именно с именем князя Юрия Ильинича, который с конца 15 века стал владельцем Мира, и связано начало строительства замка [18].
Поселок Мир – это родина таких белорусских поэтов как Роман Тармола-Мирский и Ольга Ипатова, народного артиста СССР Александра Ильинского. Также здесь родились Георгий Музновский, Залман Шазар и легкоатлет Виталий Жук.
До нашего времени в Мире удалось сохранить группу жилых домов, церковь и костел. Сейчас этот небольшой поселок стал известен в Беларуси и далеко за ее пределами благодаря Мирскому замку, который в 2000 году был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО [17].
Главной и самой известной достопримечательностью поселка Мир является, конечно, Мирский замок (он же Замковый комплекс «Мир») (рисунок 2.1).
Он является жемчужиной архитектуры 16 века. На сегодняшний день архитектурный комплекс включает в себя: замок (16-20 век), валы (17-18 век), пруд (1896-1898 гг.), часовню-усыпальницу Святополк-Мирских, дом сторожа, ворота, парковую зону, дом управляющего.
Глава 3. Развитие туристской дестинации в поселке Мир
3.1. Методы продвижения туристской дестинации Мир
Одним из главных направлений социально-экономического развития Беларуси является туризм. Если верить данным Всемирной туристской организации, Республика Беларусь является довольно быстро развивающимся туристским рынком Центральной и Восточной Европы. При этом довольно серьезное внимание уделяется именно формированию и развитию туристских дестинаций, так как они являются важными элементами туристской системы, способными удовлетворить все потребности туристов.
Для обеспечения необходимого уровня развития туристских дестинаций повышать привлекательность потенциала местных туристских субъектов. Для этого требуется разработка мероприятий, ориентированных на применение международного опыта в данной сфере, поддержки со стороны государства и использования современных маркетинговых технологий.
В эффективности деятельности любого предприятия ключевую роль играет политика продвижения выпускаемых товаров либо производимых услуг. Так и в туристских дестинациях. При этом, разные виды дестинаций имеют различные возможности для своего развития.
Продвижением дестинации называется перечень мероприятий, нацеленных на доведение информации об имеющихся достоинствах дестинации до потенциальных потребителей и стимулирования у них желания посетить данную дестинацию.
Продвижение туристской дестинации Мирское графство, в настоящее время осуществляется при помощи использования его уникального профиля, созданного логотипа и слогана, с использованием событийного маркетинга, а также продвижения в сети Интернет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате написания данной курсовой работы и решения поставленных в ней задач были сделаны следующие выводы:
1) Культурным наследием называется та часть материальной и духовной культуры, которая создавалась предыдущими поколениями и при этом смогла сохраниться и передаваться из поколения в поколение как культурная ценность. Виды культурного наследия: недвижимое, движимое и духовное.
Существуют следующие механизмы сохранения культурного наследия:
бессознательный – осознанный; ритуально-сакральный; нормативно-правовой, морально-аксиологический; воспитательно-обучающий; научно-преемственный, художественно-творческий, информационно-кодовый и др.
Культурное наследие обладает следующими функциями: репродуктивная, креативная, аксиологическая, экзистенциальная, этическая. Одной из главных функций культурного наследия является сохранение традиции и памяти о прошлом.
2) Дестинацией называется географическая территория, которая имеет определенные границы, а также привлекает и удовлетворяет потребности достаточно большой группы туристов.
Туристской же дестинацией называется управляемая социально- экономическая территориальная система, которая обладает необходимым туристским ресурсным потенциалом. При этом, услуги и удобства, предоставляемые дестинацией могут быть использованы не только туристами, но обычными людьми: местными жителями либо работниками.
Регион туристской дестинации – это самый важный регион в туристской системе, так как и она, и созданный ей имидж привлекают туристов, мотивируют визит, таким образом активизируя всю туристскую систему. У каждой дестинации присутствуют свои специфические особенности.
1 Александрова Ю.А. География туризма: учебник / А.Ю. Александрова. – М.: КНОРУС, 2015. – 592 с.
2 Богуславский, М.М. Международная охрана культурных ценностей / М.М. Богуславский. – М. Международные отношения, 2012. – 300 с.
3 Хухлындина, Л.М. Культурное наследие в туризме / Л.М. Хухлындина, Л.М. Гайдукевич. – Минск., 2014 – 432 с.
4 Визгалов, Д. В. Маркетинг города / Д. В. Визгалов. – М.: Ин-т экономики города, 2016. – 244 с.
5 Венедин, Ю.А. Культурное и природное наследие / М.: Наука, 2015 – 311 с.
6 Памятка о требованиях законодательства в сфере охраны историко-культурного наследия Республики Беларусь – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://livingheritage.by.
7 Пирожник, И.И. Культурное наследие Беларуси: проблемы и направления сохранения и использования // Наследие и современность. Информационный сборник. Вып. 14. – М.: Институт наследия, 2016. – С. 43-61.
8 Балдерьян, И. Маркетинг территории: учеб. пособие / И. Балдерьян, Г.Л. Багиев. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2017. – 344 с.
9 Бутко, И.И. Маркетинг в туризме: учебное пособие / И.И. Бутко, В.А. Ситников, Е.А. Ситников. – М.: Дашков и К, 2015. – 416 с.
10 Сарафанова, Е.В. Маркетинг в туризме: учебное пособие / Е.В. Сарафанова, А.В. Яцук. – М.: Альфа-М, 2016. – 576 с.
11 Князева, И. В. Маркетинг территорий: курс лекций / И. В. Князева, Е.В. Шевцова. – Новосибирск: СибАГС, 2014. – 200 с.
12 Шаруненко, М. Ю. Рекреационный туризм: учеб.-метод. пособие / М.Ю. Шаруненко. – Межрегиональная общественная организация «Академия безопасности и выживания», 2014. – 130 с.
13 Мартыненко, И.Э. Правовой статус, охрана и восстановление историкокультурного наследия: монография / И.Э. Мартыненко. – Гродно: ГрГУ, 2015. – 343 с.
14 Гуськова, И.В. Законодательство об охране исторических и культурных ценностей // Проблемы совершенствования советского законодательства: Труды ВНИИСЗ. – 1979. – № 4. – С. 81.
15 Кодекс Республики Беларусь «О культуре» от 20.07.2016 г. №413-З.
16 Указ Президента Республики Беларусь от 18.10.2007 № 527 «Аб некаторых пытаннях аховы гісторыка-культурный спадчыны».
17 Мир (Гродненская область). Википедия – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org.
18 Путешествия по Беларуси: Мир и Мирский замок. Прогулка по улицам Мира – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mishanita.ru.
19 Мир, городской поселок – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vedi.by.
20 Замковый комплекс «Мир» – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mirzamak.by.
21 Прогулка по Миру – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://relax.by.
22 Туристская дестинация – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://tourlib.net/statti_tourism/kiryanova2.htm.
23 Дестинация «Мирское графство» – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://polymia.by.
24 Стратегия развития экотуризма дестинации «Мирское графство» / под общ. ред. к. г. н., доц. Тарасенка А.И.-Бр.,2014. – 40 c.
25 Котлер, Ф. Основы маркетинга: профессиональное издание / Ф. Котлер, Г. Армстронг. – 12-е изд. – М.: Вильямс, 2010. – 1072 с.
26 Кусков, А. С. Основы туризма: учебник / А. С. Кусков, Ю. А. Джаладян. – 4-е изд., перераб. – М.: КноРус, 2016. – 530 с.