Введение
Глава 1. Общие положения о конкуренции в Республике Беларусь
1.1 Понятие конкуренции, ее значение для развития современной экономики
1.2 Становление и тенденции развития антимонопольного законодательства в Республике Беларусь
Глава 2. Основные способы ограничения конкуренции
2.1 Монополистическая деятельность как способ ограничения конкуренции
2.2 Недобросовестная конкуренция
Глава 3. Правовой механизм защиты конкуренции
3.1 Деятельность антимонопольного органа по защите конкуренции
3.2 Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Монополизм в экономике является одной из главных и наиболее сложных социально-экономических проблем мирового масштаба. Он служит источником множества противоречий и причиной возникновения серьезных проблем в экономике, а именно: роста цен, сокращения производства, ухудшения качества выпускаемой продукции и т.д. Неограниченная деятельность монополий несет в себе опасность как для потребителей, так и для всей экономики страны в целом.
Безусловно, вместе с монополиями рождается и необходимость их регулирования. Таким регулятором в большинстве случаев становится государство. Оно тем самым выполняет обязанность перед обществом в создании среды, обеспечивающей достойный уровень жизни и благосостояния граждан, а также обеспечивает нормальное функционирование всей экономической системы страны, защищает ее от злоупотреблений монополистов, охраняет и поддерживает различные хозяйственные субъекты от отрицательных последствий деятельности монополий, создавая тем самым конкурентоспособную экономику. Как результат претворения в жизнь различных способов ограничения деятельности монополий появилось и само понятие «антимонопольное регулирование».
Правовое регулирование конкуренции в Республике Беларусь является актуальной проблемой ввиду его взаимосвязи с изменяющимися экономическими процессами и необходимостью регулирования деятельности на товарных рынках.
Объект исследования являются общественные отношения, опосредованные необходимостью правового регулирования конкуренции в Республике Беларусь
Предмет исследования – правовое регулирование конкуренции в Республике Беларусь.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О КОНКУРЕНЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Понятие конкуренции, ее значение для развития современной экономики
Конкуренция (лат. concurrere) – термин латинского возникновения, в дословном переводе значит «сталкивание». Понятие конкуренции неоднозначного и не охватывается каким-либо глобальным значением. Конкуренция – это и способ хозяйствования, и такая форма наличия капитала, при какой один отдельный капитал конкурирует с другим. Конкуренция – соперничество, состязание между идущими на рынке производителями за наиболее прибыльные условия сбыта и производства товаров для получения на этой базе предельно достижимой дохода.
Такое неизбежное столкновение порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба частных производителей за экономическое выживание и процветание закон рынка.
Предмет конкуренции – товар, посредством которого соперники стремятся завоевать потребителя и его деньга.
Объект конкуренция – это потребитель и покупатель, за расположение которого борются на рынке противоположные стороны.
Конкуренция на рынке имеет свои функции [1, c.58]:
– выявление или установление рыночной стоимости товара;
– выравнивание индивидуальных стоимостей и распределение; прибыли в зависимости от различных затрат труда;
– регулирование перелива средств между отраслями и производствами.
Вместе с тем конкуренция – это инструмент автоматического регулирования соотношений общественного производства. Являясь признаком рынка, конкуренция натуральным путем появляется из рынка и в тоже время служит безусловным условием его присутствия и становления. Конкуренция включает в себя противоречие, которое в итоге проявления воссоздает явления, отвергающие саму конкуренцию. Свободная конкуренция ведет к контролю наиболее результативно хозяйствующих единиц, их укреплению и подъему при параллельном банкротстве тех, кто отходит от требований рынка. На данном этапе эта процедура обуславливает возникновение монополий. Другими словами, диалектика становления конкуренции такая, что она в принципе не в состоянии сберечь себя в «чистом» виде и переходит в свою контрастность – монополию. И то, что монополия удерживается в обусловленных границах во многих странах под влиянием антимонопольного законодательства, – последствие противоречий настоящей развитой национальной рыночной экономики и в целом мирового хозяйства. Однако, конкурентные тенденции на развитом рынке значительно устойчивее и сильнее, чем монополистические.
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ОГРАНИЧЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ
2.1 Монополистическая деятельность как способ ограничения конкуренции
Как было сказано выше, противоположностью полной конкуренции стоит монополия (или чистая монополия, как эта ситуация часто называется). Она существует, когда многим покупателям совокупное количество какого-то продукта предлагает только один продавец, который называется монополистом.
Существует несколько видов монополии:
- естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в отсутствие конкуренции из-за технологических особенностей производства. Отрасли экономики, которые имеют признаки естественных монополий: электроэнергетика, газовая промышленность, транспортировка нефти, железнодорожный транспорт, многие отрасли связи;
- чистая монополия - единственный поставщик определенного вида услуг или товаров;
- конгломерат – организационное объединение, в котором под единым финансовым контролем сосредоточены предприятия технологически не связанных отраслей;
- закрытая монополия - имеется защита от конкуренции в виде юридических ограничений, патентов и авторских прав;
- открытая монополия - на рынке существует единственный поставщик продукта, не имеющий специальной защиты от конкуренции [9, с. 19].
Основными признаками естественных монополий являются:
1) более эффективное функционирование при отсутствии конкуренции;
2) препятствие другим предприятиям выхода на данный рынок, по причине высоких издержек;
3) низкая эластичность спроса, так как монополист выпускает уникальную продукцию;
4) сетевой принцип.
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ КОНКУРЕНЦИИ
3.1 Деятельность антимонопольного органа по защите конкуренции
Принятая Программа деятельности Правительства Республики Беларусь на 2016–2020 гг. в сфере конкуренции ставит перед страной в качестве одной из основных задач восстановление конкурентоспособности промышленного комплекса, организует свою работу на принципе невмешательства в добросовестную конкуренцию, особенно в инвестиционной деятельности.
Другим общим принципом правового регулирования инвестиций является обеспечение равной защиты прав иностранным и отечественным инвесторам. Принцип равной защиты предполагает наряду с защитой прав инвесторов обеспечивать защиту государственных интересов, предоставлять защиту всем инвесторам в равной степени вне зависимости от формы осуществления инвестиций (корпоративные и договорные формы инвестиций) и их национальной принадлежности (иностранным и отечественным инвесторам).
В основе реализации принципа равной защиты прав инвесторов лежит рыночный характер экономики с его основным требованием предоставления равных условий конкуренции участникам рынка и правовое обеспечение этого требования: антимонопольное законодательство и метод антимонопольного регулирования. Антимонопольное законодательство определяет условия, при которых государство может воспрепятствовать совершению хозяйствующим субъектом тех или иных действий, в том числе и действий по осуществлению инвестиций. Принятие мер антимонопольного регулирования не может рассматриваться как ограничительная мера, носящая дискриминационный характер. Меры, принимаемые антимонопольным органом, направлены на защиту рынка и слабой стороны в рыночных отношениях. В инвестиционных отношениях такой слабой стороной является инвестор [23].
Целями деятельности Правительства Республики Беларусь на 2016–2020 годы определены системное повышение конкурентоспособности экономики, снижение ее зависимости от внешней конъюнктуры, восстановление экономического роста и повышение уровня жизни населения страны.
Стратегические цели развития антимонопольного регулирования:
- развитие конкуренции на рынках с ограниченной конкурентной средой (сфера естественных монополий)
- формирование правовой и институциональной среды антимонопольного регулирования
- эффективная тарифная политика
- снижение административной нагрузки на бизнес
- стимулирование проведения процедур государственных закупок на основе конкурентного выбора.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги исследованию, проведенному в настоящей дипломной работе, представляется возможным сделать следующие выводы.
Антимонопольное законодательство – это законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. В мировой экономике антимонопольное законодательство прошло следующие этапы: законодательное ограничение монополистического поведения на рынках; формирование антитрестовского законодательства США; формирование антитрестовского законодательства в Европе и мире; либерализация конкурентного законодательства; становление международной системы регулирования конкуренции. Инструменты антимонопольного регулирования бывают экономическими и административными.
Институт недобросовестной конкуренции имеет долгую и богатую историю, более того, он активно развивался не только на практике, но и в трудах ученых и исследователей различных эпох.
Несмотря на большое внимание, уделяемое недобросовестной конкуренции, единого подхода к дефиниции данного понятия выработано не было. На основании проведенного в работе исследования предлагаем следующее определение:
Недобросовестная конкуренция – это любые действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, которые направлены не только на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, но и на причинение убытков конкуренту, приводят или могут привести к таким последствиям, имеют либо могут иметь своим результатом нанесение вреда его деловой репутации, а также ущемление интересов потребителей, являются противоправными и признаются недобросовестной конкуренцией.
Институт недобросовестной конкуренции регулируется системой нормативных правовых актов различных уровней, которые представляют собой слаженную систему.
В первую очередь источниками правового регулирования недобросовестной конкуренции являются международные акты, в том числе и регионального уровня (например, действующие на территории ЕАЭС)
Второй уровень – национальный. На данном уровне рассматриваемые общественные отношения регламентированы нормами Конституции Республики Беларусь, Гражданского кодекса и специализированного акта – Закона Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г. № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», а также иных нормативных правовых актов, которые регулируют отдельные аспекты недобросовестной конкуренции.
1. Короткевич, М.П. Правовое регулирование противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / М.П.Короткевич // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017. – 783 с.
2. Кузякин, С.В. Недобросовестная конкуренция на рынке банковских услуг / С.В. Кузякин // Административное право и процесс. – 2012. – № 8. – С. 56 – 58
3. Еременко, В.И. Недобросовестная конкуренция и интеллектуальная собственность / В.И. Еременко // Законодательство и экономика. – 2014. – № 6. – С. 7 - 23.
4. О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь от 12 дек. 2013 г., № 94-З // Консультант Плюс: Беларусь. / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
5. Шретер, В. Недобросовестная конкуренция / В. Шретер // Сборник статей по гражданскому и торговому праву. Памяти профессора Габриэля Феликсовича Шершеневича. – М., 2005. – С. 449-555.
6. Дозорцев, В.А. Недобросовестная конкуренция или несправедливая? / В.А. Дозорцев // Юридический мир. – 1997. – № 4. – С. 32-35.
7. Еременко, В.И. О пресечении недобросовестной конкуренции / В.И. Еременко // Вопросы изобретательства. – 1992. – № 1 - 2. – С. 27-31.
8. Тотьев, К.Ю. Конкуренция и монополии: Правовые аспекты регулирования: Учеб. пособие. / К.Ю. Тотьев. – М.: Юристъ, 1996. – 322 с.
9. Паращук, С.А. Недобросовестная конкуренция: содержание и правовые средства ее пресечения: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. / С.А. Паращук. – М., 1995. – 31 с.
10. Грибанов, В.П. Пределы осуществления и защиты гражданских прав. / В.П. Грибанков. – М.: Российское право, 1992. – 286 с.
11. Волков, А.В. Злоупотребление гражданскими правами: проблемы теории и практики / А.В. Волков. – М.: Волтерс Клувер, 2009. – 376 с.
12. Серебруев, И.В. Правовая природа недобросовестной конкуренции: понятие, признаки, формы / И.В. Серебруев // Бизнес, Менеджмент и Право. 2015. – № 1. – С. 146 - 149.
13. Петров, Д.А. Недобросовестная конкуренция: понятие и признаки / Д.А. Петров // Конкурентное право. – 2015. – № 4. – С. 34 - 36.
14. Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 07 дек. 1998 г., № 218-З: принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г. : одобр. Советом Республики 19 нояб. 1998 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 09 янв. 2017 г. № 14-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
15. Конвенция по охране промышленной собственности : Заключена в Париже 20 марта 1883 г. : в ред. от 02 окт.1979 г. // Консультант Плюс: Беларусь. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
16. Пирогова, В.В. Европейское законодательство против недобросовестной конкуренции: от Парижской конвенции до новой европейской Директивы / В.В. Пирогова // Законодательство и экономика. –2006. – № 4– С. 21-27.
17. Договор о Евразийском экономическом союзе: подписан в г. Астане 29мая 2014 г.: в ред. от 08 мая 2015 г. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
18. Модельный закон «О конкуренции»: утв. Решением Высшего Евразийского экономического совета № 50, от 20 окт. 2013 г. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
19. Конституция Республики Беларусь 1994 года: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – 3-е изд., стер. – Минск: Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2008. – 64 с.
20. О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь. [Электронный ресурс] : Директива Президента Республики Беларусь от 31 дек. 2010 г., № 4 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
21. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 09 июля 1999 г., № 275-З: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г. : одобр. Советом Республики 24 июня. 1999 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 19 июля. 2016 г. № 407-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
22. О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь от 10 дек. 1992 г., № 2034-XII : в ред. Закона Респ. Беларусь от 22 дек. 2011 г., № 328-З (утратил силу) // // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
23. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь. Раздел V. Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность) (статьи 979 - 1030) [Электронный ресурс] / И.В.Попова, Е.А.Свадковская, В.Ф.Чигир // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
24. Петров, Д.А. Требования добропорядочности, разумности и справедливости как признаки недобросовестной конкуренции / Д.А. Петров // Юрист. – 2016. – № 1. – С. 32 - 37.
25. Зикрацкий, С. Уголовно-правовая ответственность за дискредитацию деловой репутации конкурента [Электронный ресурс] / С.Зикрацкий // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
26. Гладкий, П.А. Дискредитация деловой репутации конкурента [Электронный ресурс] / П.А.Гладкий // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
27. Постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь от 17 июня 2014 г. (дело № 23-17/2014/328А/521К) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.