ВВЕДЕНИЕ
1. ПОТРЕБИТЕЛИ КАК ОБЪЕКТ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
1.1 ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ З. ФРЕЙДА, А. МАСЛОУ И Ф. ГЕРЦБЕРГА
1.2 ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
1.3 ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ И МОТИВОВ ПОВЕДЕНИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ ПРОДУКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 ИССЛЕДОВАНИЕ ЛОЯЛЬНОСТИ ПОКУПАТЕЛЕЙ ПРОДУКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ
2.2 СЕГМЕНТИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ГРУПП ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.3 ОЦЕНКА СТЕПЕНИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ / НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Маркетинговый подход к решению задач, стоящих перед современными организациями, фирмами и индивидуальными предпринимателями, основан на изучении, формировании, развитии и удовлетворении потребностей тех экономических субъектов, которые выбраны в качестве потенциальных клиентов.
Целью маркетинга, по мнению одного из ведущих теоретиков по проблемам управления Петра Друккера – это «сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель - так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами».
Для лучшего продвижения товаров на рынке необходимо тщательное изучение данного рынка, а также факторов, влияющих на поведение покупателей. С этой целью в маркетинговой науке был создан ряд понятий и принципов, таких как потребительский рынок, покупательское поведение, сегментирование рынка, позиционирование товара и др.
Поведение потребителей – это прикладная наука, использующая достижения экономики, психологии, социологии, антропологии, статистики и других дисциплин.
Чтобы понять поведение потребителей, нужно знать, что происходит в голове потребителя. Но понимание того, почему потребители ведут себя так, а не иначе, – только начало. Необходимо уметь с мастерством применять полученные знания к созданию товаров, рекламе, розничной торговле и другим аспектам маркетинговых программ.
До сих пор актуален вопрос: как именно реагируют потребители на разные побудительные приемы маркетинга, которые организация может применить? Организация, по-настоящему разобравшаяся в том, как реагируют потребители на различные характеристики товара, цены, рекламные аргументы и т.п., будет иметь огромное преимущество перед конкурентами. Именно поэтому и организации, и научные работники тратят так много усилий на исследование зависимостей между побудительными факторами маркетинга и ответной реакцией потребителей.
1 ПОТРЕБИТЕЛИ КАК ОБЪЕКТ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
1.1 Теория мотивации З. Фрейда, А. Маслоу и Ф. Герцберга
Для разработки маркетинговой стратегии и тактики, реализации конкретных маркетинговых мероприятий необходимо провести анализ и моделирование потребительской покупки с целью определения предпочтений и мнений потребителей, мотивации и прогнозирования покупок. Это является необходимым предварительным условием для формирования и стимулирования спроса, управления качеством товаров и торговых услуг.
Анализ поведения покупателей включает в себя оценку их действий и намерений, направленных на выбор наиболее привлекательных и эффективных способов продажи и видов товаров / брендов, а также выявление удовлетворенности / неудовлетворенности услугами покупки или торговли.
Поведение покупателя - намерение и действия покупателей на рынке товаров, которые в конечном итоге приводят к решению купить продукт, отказаться от покупки или отложить ее [2, с. 125].
Мотив - это необходимость, побуждающая человека удовлетворить ее. В исследовании мотивов поведения человека мотивирующий анализ, основанный на теории З. Фрейда и А. Маслоу [9, с. 36].
Основные мотивы потребительского поведения:
1) мотив выгоды или экономики;
2) мотив снижения риска (желание чувствовать себя уверенно, иметь гарантии стабильности);
3) мотив признания (поиск действий для формирования статуса, образа);
4) мотив удобства (желание упростить свои действия и чувствовать себя комфортно);
5) мотив свободы (необходимость независимости);
6) мотив познания (фокус на новизне, на новом);
7) мотивация для продвижения (желание что-то сделать для окружения);
8) мотив самореализации (необходимость достижения собственных жизненных целей и установок) [11, с.44-45].
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ И МОТИВОВ ПОВЕДЕНИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ ПРОДУКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Исследование лояльности покупателей продукции организации
ОДО «Гринвей тур», которое занимает лидирующее место среди ведущих турагентств Гомеля и Гомельской области, работает только с известными и надежными туроператорами.
Общая численность штата работников ОДО «Гринвей тур» составляет 4 человека. На ОДО «Гринвей тур» работают директор, бухгалтер и 2 специалиста по туризму, имеющие профильное средне-специальное и высшее образование. Сотрудники имеют профессиональную подготовку, один из сотрудников владеет английским языком. Все работники туристического предприятия хорошо знают законодательные и нормативные акты, знают свои должностные обязанности.
На ОДО «Гринвей тур» линейная структура управления, что является оптимальным для небольшой компании (рисунок 2.1). Характеризуется это тем, что все функции управления сосредоточены в линейных звеньях, т.е. каждый работник подчиняется директору и получает указания только от него. Это исключает получение подчиненными противоречивых и не связанных между собой распоряжений, повышает ответственность руководителей за результаты работы своего подразделения. Данная структура максимально обеспечивает принципы единоначалия в управлении. При этом директор отвечает за весь объем работы вверенного ему подразделения.
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Предлагается внедрение комплекса мер по развитию лояльности для клиентов ОДО «Гринвей тур».
Экономический эффект от внедрения комплекса мер по развитию лояльности на ОДО «Гринвей тур»:
– по мере привлечения наиболее ценных клиентов объем продаж и доля рынка растут, увеличивается доля повторных услуг, поскольку организация постоянно предлагает потребителям уникальную ценность, она может позволить себе выбирать самых выгодных клиентов и инвестировать средства в выполнение самых рентабельных и потенциально возобновляемых заказов;
– устойчивый рост позволяет организации привлекать на работу и мотивировать наиболее квалифицированных и энергичных персонала (устойчиво долговременное создание уникальной ценности для клиентов мотивирует персонала, поскольку внушает им чувство гордости за организацию и повышает удовлетворенность собственным трудом; давно работающие сотрудники лучше понимают постоянных клиентов, в результате растет лояльность их и клиентов);
– лояльные и давно работающие в компании сотрудники накапливают большой опыт по снижению издержек, улучшению качества продуктов, что еще больше увеличивает их ценность для клиентов и повышает производительность труда, которая используется как база для выплаты конкурентной заработной платы, внедрения различных форм премирования, вложения средств в обучение персонала и роста уровня его лояльности;
– повышение производительности труда в совокупности с растущей эффективностью хозяйственной деятельности приносит компании особого рода лидерство по издержкам, которое трудно копируется.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Покупательское поведение – намерение и действия покупателей на рынке товаров, которые в конечном итоге приводят к решению купить товар, отказаться от покупки, или отложить ее.
ОДО «Гринвей тур», которое занимает лидирующее место среди ведущих турагентств Гомеля и Гомельской области, работает только с известными и надежными туроператорами.
Общая численность штата работников ОДО «Гринвей тур» составляет 4 человека.
Проведенный анализ организации работы и экономического развития ОДО «Гринвей тур» за время работы предприятия в 2016-2018 гг. позволяет сделать выводы о том, что в целом предприятие работало с прибылью и эффективно, о чем свидетельствует рост деловой активности и платежеспособности, повышение фондоотдачи и производительности труда на предприятии. Однако, не глядя на рост объемов реализации работ и услуг, на ОДО «Гринвей тур» из-за обострения конкуренции и снижении нормы прибыльности возросли удельные расходы, что обусловило замедление роста прибыли и снижение рентабельности деятельности в 2018 году.
По результатам оценки степени удовлетворенности услугами ОДО «Гринвей тур» было выявлено, что потребители высоко оценивают качество оказываемых услуг и несмотря на то, что по ценовому фактору услуги компании не всегда занимают лидирующую позицию, существует круг приверженцев именно данной турфирмы.
Предлагается внедрение комплекса мер по развитию лояльности для клиентов ОДО «Гринвей тур». Мероприятие даст эффект в сумме 0,905 тыс р. в год.
1. Архипов В. Е. Принципы эффективного менеджмента и маркетинга. - М.: ИНФРА-М, 2015. – 256 с.
2. Берман, Дж., Эванс, Д. Маркетинг / Дж. Берман, Д. Эванс / Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 420 с.
3. Галицкий, Е.Б. Маркетинговые исследования: теория и практика / Е.Б. Галицкий, Е.Г. Галицкая. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2015. – 570 с.
4. Гужина, Г. Построение маркетингового управления / Г. Гужина // Промышленный маркетинг. – 2014. – № 2. – С. 13-17.
5. Герус А. Маркетинговые исследования в системе аудита брэнда // Маркетинг, реклама и сбыт. – №12. – 2014. – С. 27-32.
6. Долгополова Е. Маркетинг и информация: системно-функциональный анализ // Маркетинг, реклама и сбыт. – №11. – 2014. – С. 4.
7. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 2013. – 640 с.
8. Краковецкая, И.В. Маркетинговые исследования: учебно-методическое пособие / И.В. Краковецкая, Ж.Н. Зенкова. – Томск: Томский государственный университет, 2012. – 120 с.
9. Макарова, Т.Н. Поведение потребителей / Т.Н Макарова, Н.И. Лыгина. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 365 с.
10. Моисеева, H.К. Управление маркетингом: теория, практика, информационные технологии: Учеб. пособие / Под ред. Н.К. Моисеевой. — М.: Финансы и статистика, 2012. – 304 с.
11. Морозов, Ю.В. Основы маркетинга: Учебное пособие / Ю.В. Морозов. – М.: Дашков и К, 2013. – 148 c.
12. Наумова, Л.М. Прикладной маркетинг в деятельности фирмы / Л.М. Наумова. – М.: Элит, 2014. – 204 с.
13. Романов, А. А. Маркетинг: Учебное пособие / А. А. Романов, В. П. Басенко, Б. М. Жуков. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. – 440 с.
14. Секерин, В.Д. Основы маркетинга: Учебное пособие / В.Д. Секерин. – М.: КноРус, 2013. – 232 c.
15. Синяева, И. М. Маркетинг в коммерции: Учебник / И. М. Синяева, С. В. Земляк, В. В. Синяев; под ред. Л. П. Дашкова. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2011. — 548 с.
16. Фомичёва, Л.М. Маркетинг: учебное пособие / Л.М. Фомичёва, С.С. Железняков, М.А. Чаплыгина, Е.В. Безуглая. – Курск: Юго-Зап. гос. ун-т., 2016. – 202 с.
17. Хруцкий, В.Е., Корнеева, И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка / В.Е. Хруцкий, И.В. Корнеева. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 214 с.
18. Эванс, Дж.Р., Берман, Б. Маркетинг / Дж. Р. Эванс, Б. Берман. – М.: Экономика, 2013. – 352 c.
19. Ястремская, П. В. Поведение потребителей / П. В. Ястремская. – Минск: БГТУ, 2011. – 133 с.