Введение
1 Представление об оздоровительной физической культуре
2 Врачебно-педагогическая характеристика школьников
3 Урок – основная форма организации занятий со школьниками с ослабленным здоровьем
3.1 Особенности занятий оздоровительной физической культурой с учащимися подготовительной группы
3.2 Содержание уроков для школьников, отнесенных к специальной медицинской группе
3.2.1 Особенности структуры урока для специальной медицинской группы
3.2.2 Требования к уроку физической культуры в специальной медицинской группе
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность темы исследования. Проблема сохранения и укрепления здоровья детей всегда была и до настоящего времени является одной из актуальных проблем в теории и практике оздоровительной физической культуры. Одной из основных задач воспитания подрастающего поколения является укрепление здоровья, однако существует множество условий, которые негативно влияют на состояние здоровья детей. Детский организм быстро реагирует на различные изменения внешних, которые оказывают существенное воздействие на его развитие.
В последние годы все больше школьников имеют определенные отклонения в физическом, психическом развитии, что отражает на общем состоянии здоровья. Забота о здоровье школьников неотделима от развития физической культуры и спорта. Проблема физического воспитания детей, которые имеют различные отклонения от нормы здоровья до настоящего времени является достаточно актуальной и не решена в полном объеме во многих учебных заведениях нашей страны. Таких учащихся, чаще всего, освобождают от занятий физкультурой, вовлекая их в другие сферы, которые не связаны с двигательной деятельностью, что уменьшает и без того их ограниченную двигательную активность. В результате гиподинамии снижаются функциональные возможности организма, снижается сопротивляемость к действию неблагоприятных факторов внутренней и внешних среды.
Опираясь на статистические данные, ежедневно физической культурой занимается только 18% учащихся, 50% занимаются нерегулярно и 32% вообще не занимаются [1].
Для детей, страдающих гиподинамией, возрастает риск травматизма, поскольку такой ребенок плохо владеет своим телом в движении, имеет плохую координацию и ориентацию в пространстве. Характерны также нарушения ростовых показателей, дефекты осанки, избыточная масса тела. В результате гиподинамии наблюдаются проблемы в работе сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, что ведет к гипоксии, неуравновешенности нервной системы, нарушению обмена веществ. В результате этого снижается уровень физической работоспособности детей.
Давно известно, что правильно организованная физическая активность является одним из основных факторов, который помогает детям справляться с высокой умственной нагрузкой, стрессами и неблагоприятной экологией, и другими условиями.
Общепризнанно, что оптимальный уровень двигательной активности – определяющий фактор профилактики заболеваемости и поддержания высокого психофизиологического состояния школьников.
Цель курсовой работы: определить методические аспекты проведения занятий оздоровительной физической культуры со школьниками с ослабленным здоровьем
Задачами курсовой работы являются:
1 Представление об оздоровительной физической культуре
Здоровье является основой жизнедеятельности человека, его материального благополучия, трудовой активности, творческих успехов и долголетия. Оно отражает уровень жизни и благополучия страны, непосредственно влияет на производительность труда, экономику, обороноспособность, нравственные принципы общества, настроение людей. При этом уровень здоровья зависит от социально-экономических, материально-технических, санитарно-гигиенических, экологических условий, культуры, образования, здравоохранения, науки, образа жизни, питания и главное - от уровня двигательной активности человека [2].
В настоящее время приобретает особую значимость здоровый, социально адаптированный и активный человек, способный обеспечить себе и своим близким более высокий материальный уровень.
Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или недуга» [3].
Одним из основных факторов, которые в первую очередь влияют на здоровье школьников, является физическое воспитание, которое в настоящее время требует своего совершенствования. Первым и самым определяющим компонен¬том всей системы изменения физического воспитания в школе должен стать оздоровительный компонент, так, как только здо¬ровье имеет ценность и определяет качество обучения.
Возникает необходимость повседневного включения и значительного повышения качества физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня школьников, улучшения содержания и уровня проведения всей работы по физическому воспитанию учащихся, организация двигательных активностей дома со стороны родителей. Так, как только совместная деятельность приведет к желаемому результаты.
Оздоровительное значение физической активности значимо на всех этапах жизни человека. В условиях нарастающей гиподинамии значительно возрастает роль различных форм и видов оздоровительной физической культуры. Соответствующим образом организованные уроки физической культуры и здоровья способствуют изменению целого ряда показателей физического развития, функционального состояния и психофизиологических возможностей человеческого организма. В определенной степени в процессе тренировочных занятий оздоровительной направленности происходит формирование личностных качеств и психофизической готовности. Ряд специалистов [4,5] выделяют методические принципы занятий оздоровительными физическими упражнениями: постепенность наращивания интенсивности и длительности нагрузок; разнообразие применяемых средств; систематичность занятий; дозирование по относительным значениям мощности физических нагрузок; дозирование по частоте сердечных сокращений; дозирование в соответствии с
2 Врачебно-педагогическая характеристика школьников
Здоровье – это комплексное и, вместе с тем, целостное, многомерное динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции [9].
В настоящее время имеют место два понятия: группы здоровья и медицинские группы для занятий физической культурой. Различия данных терминов существенны.
Группы здоровья представляют собой шкалу, по которой определяется состояние организма, развития растущего человека. Каждый пункт этой шкалы также учитывает факторы риска, влияющие или влиявшие ранее на состояние здоровья. В соответствии с этой шкалой делается предварительный прогноз на будущее. Определенную группу здоровья выставляет обычно участковый педиатр, либо медицинский работник в дошкольном учреждении с учётом здоровья ребёнка, при наличии всех обследований.
Нужно понимать, что выставленная группа вовсе не статичный, не неизменный показатель. Группа может изменяться со временем. Однако, к сожалению, чаще всего группа меняется в худшую сторону: первая на вторую или, что чаще, вторая на третью.
Выделяют следующие группы здоровья [10]:
Группа I – здоровые, не имеющие хронических заболеваний, с соответствующим возрасту физическим развитием, редко болеют. Для данной группы здоровья учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется без каких-либо ограничений в соответствии с программами.
Группа II – здоровые, с морфофункциональными отклонениями, без хронических заболеваний, но имеющие аномалии в своем развитии. Дети этой группы здоровья нуждаются во внимании со стороны врачей. С ними необходимо проводить закаливание, занятия физкультурой, диетотерапию, соблюдать рациональный режим дня.
Группа III – больные хроническими заболеваниями в стадии компенсации; редко болеют острыми заболеваниями, хорошо себя чувствуют, имеют высокую работоспособность.
Группа IV – к этой группе относятся больные хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации, часто болеющие, со сниженной работоспособностью.
Группа V – больные хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации. Обычно с такой патологией дети не посещают школу, они находятся в специальных лечебных учреждениях.
3 Урок – основная форма организации занятий со школьниками с ослабленным здоровьем
3.1 Особенности занятий оздоровительной физической культурой с учащимися подготовительной группы
Школьники, которые включены в подготовительную медицинскую группу отличаются слабой физической подготовленностью, но посещают обязательные уроки физической культуры вместе с детьми основной медицинской группы. Однако занятия с ними имеют некоторые методические особенности:
1) внимание акцентируется на качество выполнения заданных упражнений;
2) физическая нагрузка подбирается индивидуально, учетом индивидуальных показателей;
3) общеподготовительные упражнения, а также специальные упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса, на формирование крупных мышц верхних и нижних конечностей, специальные дыхательные упражнения, формирующие навык согласования дыхания и движений, должны составлять основу занятий с детьми подготовительной группы;
4) длительная нагрузка должна быть стандартной, обязательны интервалы отдыха и смена деятельности;
5) учитывать интенсивность выполнения, интенсивность не должна быть выше средней;
6) обязательно посещение занятий по общей физической подготовки и выполнение домашних заданий по физической культуре и здоровью;
7) задействовать школьников данной группы равномерно по всем командам.
Однако существует небольшая доля опасности, которая может помешать эффективному использованию физических упражнений на первом этапе занятий, и заключается она в перегрузке слабо – подготовленных и ослабленных детей. С этой целью обычно определяют интенсивность нагрузок, исходя из состояния наиболее слабой стороны в физическом развитии и физической подготовленности. Особого внимания заслуживает сердце [14].
Исключительно важно применять на начальном этапе занятий упражнения в виде чередования работы мышц. Активный отдых, способствующий ускоренному восстановлению реакций кровообращения и дыхания после физических нагрузок, целесообразно осуществлять в форме включения кратковременных (10-15 сек) упражнений для других мышечных
Заключение
Изучение научно-методической литературы, анализ практического опыта использования средств физической культуры в занятиях с детьми с отклонениями в состоянии здоровья позволили установить, что двигательная активность для детей и подростков с ослабленным здоровьем очень нужна, но имеются условия организации занятий, особенностями их проведения, особенностями дозирования нагрузок. Полное применение средств, методов и форм организации занятий с детьми с ослабленным состоянием здоровья не только стимулирует укрепление здоровья, повышение умственной и физической работоспособности, но и воздействует на формированию здоровья личности.
При длительном снижении двигательной активности у детей наблюдается ухудшение уровня работы всех жизненных функций, истощение пластических процессов, сопутствующих развитию атрофии и дегенеративных изменений в тканях и органах, снижению гомеостаза и реактивности, сокращение сопротивляемости и неспецифической устойчивости организма.
Необходимость в движении, повышенная двигательная активность являются наиболее важными биологическими особенностями детского организма. Недостаток движений является одним из факторов нарушения осанки, ухудшения функции стопы, появления избыточной массы и других патологий в физическом развитии; причиной замедления двигательного развития, ухудшения функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Сниженная мышечная деятельность не только задерживает развитие организма, ухудшает здоровье, но и приводит к тому, что на последующих возрастных этапах школьник с трудом осваивает или вовсе не может овладеть теми или иными жизненно необходимыми двигательными навыками.
Выделяют 5 групп здоровья, для каждой предусмотрена физическая деятельность: Для первой группы здоровья учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется без каких-либо ограничений в соответствии с программами. Дети второй группы здоровья нуждаются в повышенном внимании со стороны врачей как группа риска. С ними необходимо проводить закаливание, занятия физкультурой, диетотерапию, соблюдать рациональный режим дня. Дети третьей, четвертой и пятой групп здоровья должны находиться под постоянным наблюдением врачей. Их двигательный режим ограничен, удлиняется продолжительность отдыха и ночного сна. Учебная нагрузка, и особенно физические нагрузки, вызывают значительно большие изменения работоспособности у школьников с отклонениями в состоянии здоровья, чем у здоровых школьников.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что при любом заболевании, при любом отклонении в физическом развитии могут быть найдены специальные средства и методы для занятий физическими упражнениями. При использовании которых, необходимо дифференцировать величину функционального напряжения, приходящегося в процессе
1 Жулина, Г.В. К проблеме здоровья и здорового образа жизни человека / Г.В. Жулина // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ. – Ставрополь, 2002 г. / Изд-во СГУ. – С. 179 – 181.
2 Сысоев, Ю.В. Теоретические и методические основы формирования и сплочения коллектива в процессе спортивной деятельности: Автореф. дис. . док. пед. наук (13.00.04) Текст. /Сысоев Ю.В. – М., 2001. 36 с.
3 Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура: Учеб. для студентов вузов / А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа. – Мн., Тесей, 2003. – 528 с.
4 Амосов, Н.М. Сердце н физические упражнения. 2-е изд., перераб. и доп. / Н.М. Амосов, И.В. Муравов. – М., Знание, 1985. – 64 с.
5 Менхин, Ю. В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика / Ю.В. Менхин, А.В. Менхин. – Ростов н/д., Феникс, 2002. – 384 с.
6 Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура: понятие, структура / А.Г. Фурманов, Л.Н. Кривцун – Левшина // Тез. докл. респ. науч.-практ. конф. «Проблемы оздоровления населения средствами физической культуры в новых социально-экономических условиях». – Мн.,1996. – С. 27
7 Шиян, Б.М. Теория и методика физического воспитания : Учеб. пособие / Б.М. Шияна. – М., Просвещение, 2008. – 376 с.
8 Трещева, О.Л. Формирование культуры здоровья личности в общеобразовательной системе физического воспитания. автореф. дис. ...докт. пед. Наук / О.Л. Трещева. – Омск, 2003. – 67 с.
9 Рихтер, О. В. Формирование культуры здорового образа жизни воспитанников учреждений дополнительного образования в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности. автореф дисс….канд. пед. наук. – Ставрополь., 2004. – 26
10 Сидакова, И.В. Социально-педагогическая деятельность инновационной школы по формированию у старшеклассников культуры здоровья: диссертация ... кандидата педагогических наук: / И.В. Сидакова.-Волгоград., 2010.- 212 с.
11 Аухадеев Э.И. Уроки физического воспитания в специальной и подготовительной медицинских группах: Метод. пособие / Э.И. Аухадеев, С.С. Галеев, М.Р. Сафин. – М., Высш.шк., 1986. – 135 с.
12 Забродина, Н.П. Работа со специальными медицинскими группами / Н.П. Забродина //Физическая культура в школе. – 2000. – №6. – С. 22 – 25.
13 Тубчинова, В.С. Проблема формирования здорового образа жизни среди подростков: диссертация ... канд. соц. наук. / В.С. Тубчинова, – Улан-Удэ, 2005. – 167с.
14 Железняк, Ю.Д. Основы научно-медицинской деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М., Издательский центр «Академия», 2002. – 264 с.
15 Тамбиан, Н.Б. Распределение школьников на медицинские группы: Настольная книга учителя физической культуры / Л.Б. Кофман. – М., Физкультура и спорт, 1998. – С.47-54.
16 Рипа, М.Д. Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе / М.Д. Рипа, В.К. Велитченко, С.С. Волкова. –М., Просвещение, 1988. – 175 с.
17 Велитченко, В.Н. Организация занятий с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе // Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофмана. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – С.60-66
18 Цвек, С.Ф. Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем / С.Ф. Цвек, В.С. Язловецкий. – К.: Здоровье, 1983. – 152 с.