Введение
Глава I.
1.1. Понятие знака, символа, архетипа
1.2. Теория семиосферы Ю.М.Лотмана, теория концептосферы Д.С.Лихачева. Понятие мифа, мифопоэтическая модель мира. Иконический знак
Глава II.
2.1. Влияние классического искусства на культуру Испании (Каталонии). Вторая греческая колонизация. Колонии
2.2. Мифы, символы, нашедшие отражение в испанской культуре и истории
Глава III.
3.1. Мифы в искусстве Испании
3.2. Гауди. Некоторые биографические сведения, время, тенденции этого времени. Модернизм
3.3. Собор Св. Семейства. Символика
Заключение
Список источников
ВВЕДЕНИЕ
Исследование феномена контекстуальности проблем и концепций философии и философии науки, которые возникали в историческом бытии философии, функционируют и сегодня. Метод диверсифицирующей реконструкции возможной логики контекстуальности исследования природы познания, как она представлена в философии науки, в историческом аспекте применяется для решения возникающих задач.
Наука и культура, соотнесенные в историческом бытии человека и общества как часть и целое, являются традиционными предметами философских размышлений. Философы, осмысливающие культуру с позиций философии, приходят к пониманию актуальности определения места науки в содержании культуры, культурного бытия человека и человечества. Потому последовательное философское осмысление культуры, т. е. философия культуры, гармонично взаимодействует с концепциями философского понимания науки, с философией науки. Философские концепции, представленные в истории философии, осмысливают природу науки и культуры в целом, т. е. выстраивают своеобразные концепции философии культуры и философии науки, которые представляют собой либо учения о теоретическом и практическом разуме, либо критику теоретического разума и разума практического, либо учение об антропологической, праксиологической или герменевтической природе культуры.
В процессе всесторонних радикальных изменений современной жизни, обусловленных развитием новых технологий, связанных с продолжающейся научной революцией, хаотизацией социальных процессов, актуализируется задача понимания характера этих изменений, осмысления возможностей не только науки, но и традиции, исследующей ее природу, – философии науки в ее истории.
Глава I.
1.1. Понятие знака, символа, архетипа
Для прояснения феномена контекстуальности философии науки, ее проблем и концепций желательно хотя бы кратко описать смыслы ряда ключевых терминов, которые программируют возможности поиска в этой области. Контекстуальность бытия, мышления, познания, деятельности можно понимать как феномен, так или иначе обусловленный некоторым контекстом. Термин «текст» здесь имеет конститутивное значение. Текст (от лат. textus – соединение), понятый как связанный знаковый комплекс, в свою очередь, отсылает к теме знака. Текст как последовательность знаков, созданная в соответствии с правилами определенной знаковой системы, синтаксисом языка, информативен, производит сообщение. Отношения текста и языка осознаются как необходимые. Их сложность составляет проблемы для философии, социальных и гуманитарных наук, культурологических исследований. Отношения, в которых знаки могут находиться, составляют предметный мир семиотики. Поскольку философские тексты, в том числе и парадигмальные тексты философии науки, существуют посредством языка, постольку, говоря о знаках, будем иметь в виду знаки сферы языка. Языковой знак сформировался как единство означающего и означаемого. Различные методы идеализации и абстрагирования применяются для исследования знаков этого рода. Означающее соотносится с означаемым. Знаки языка соотносятся друг с другом. Они употребляются в различных видах деятельности. Эти три типа отношений посредством систематически проведенных идеализаций и абстрагирований становятся предметными мирами различных познавательных стратегий. В синтактике изучаются отношения между языковыми знаками, что выявляет синтаксис языка. Глубинные структуры синтаксических отношений обнаруживаются в процессах различений грамматического синтаксиса и синтаксиса логического. Правилом логического синтаксиса, например, может быть требование: утверждение является осмысленным, если его субъект и предикат относятся к одному и тому же предметному универсуму.
Глава II.
2.1. Влияние классического искусства на культуру Испании (Каталонии). Вторая греческая колонизация. Колонии
Значительный фрагмент иберской культуры, формировавшейся в период II–I тысячелетий до н.э. и лежащей в генезисе всей культуры Пиренейского полуострова и, в частности, Испании, составляют замечательные образцы искусства, представленные
1) украшениями из железа, бронзы и драгоценных металлов, 2) предметами расписной керамики, 3) предметами бронзовой и каменной скульптуры, 4) рисуночными изображеними на камне (рельефы), 5) мозаиками.
Вопрос о происхождении иберского искусства и, таким образом, важнейшей составляющей генезиса всего искусства Испании, дебатируется с начала XX в. В это время развивается тезис о его исключительно греческом (с микенскими корнями) происхождении (П. Пари, Р. Мелида и их последователи). Позже появляется «африканская» теория А. Шультена, которая в настоящее время (в отличие от греческой) решительно отвергается. Главенствующим является положение о внутренней эволюции иберского искусства, испытавшего внешние влияния как неидноевропейских, так и индоевропейских народов. Фундаментальную роль при этом, по мнению М. Санта Олальи, играли греческие и карфагенские влияния. М. Альмагро Баш, помимо греческого влияния, отмечает также и предшествующее ему тартессийское.
Исследования иберского искусства осуществляются ещё в последней четверти XIX в. Одним из первых на него, как на материальную составляющую культуры Испании, обратил внимание каталанский историк и археолог Л. Перикот, осветивший его отдельные аспекты в третьем томе «История искусства в Древности».
Глава III.
3.1. Мифы в искусстве Испании
Орѐл Иоанна Богослова – личный символ Изабеллы, который она приняла ещѐ до того, как стала королевой. Изабелла особенно преклонялась перед этим Апостолом, который, «как орѐл, возносится в горние сферы». Королевой она была провозглашена в день этого Святого. Нередко этот символ смешивается с символом имперского (как правило, двуглавого) орла, который фигурировал, например, в гербе византийских Палеологов и в гербе Священной Римской империи, не говоря уже о России. То, что этот орѐл связан с образом Иоанна Богослова, подтверждается нимбом, изображаемым над его головой. Таким образом, общая символика орла в гербе Католических королей, одновременно связана с принятой трактовкой орла как королевского символа уважения, авторитета, религиозной символикой «горнего орла», а также имперским орлом. Это смешение значения символов делает возможным конструирование мифа об имперской идентичности Католическими королями и о формировании Испании как современного государства в виде империи. Данная символика очень важная, и еѐ отголоски в период франкизма – не что иное как стремление создать миф об имперском величии Испании на фундаменте героического прошлого – в настоящем. Государство под символом орла считалось крепким, устойчивым, имперским. В этом смысле обращение Франко – военного – к имперским символам вполне понятно. Во время гражданской войны Франко, согласно созданной затем государственно-политической мифологии, стремился к объединению «двух Испаний», как Фердинанд и Изабелла стремились к объединению основных королевств Полуострова с целью создания государства – империи. Окончательно эта идея была реализована в проекте Долины павших – мемориала в Эскориале.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Археологические находки, связанные с древним варварским населением, обитавшим до начала греческой колонизации на территории древней Таврики в конце VII – первой половине VI вв. до н.э. (далее все даты до н.э.), являются сравнительно редким и мало изученным материалом. В этой связи безусловный интерес вызывают, в частности, находки двух бронзовых наконечников стрел раннескифского времени из раскопок, проведенных О.Д. Чевелевым в 1986 г. на территории южной части курганно-грунтового некрополя позднеархаической Тиритаки [11]. По предположению исследователя эти наконечники, найденные в закрытых комплексах, в том числе вместе с фрагментами лепной керамики и греческого керамического импорта, могли быть связаны с неким «негреческим населением», входившим в состав населения греческой Тиритаки в середине – второй половине VI в. [12].
В настоящее время по сообщению В.Н. Зинько и А.В. Зинько материалы из раскопок О.Д. Чевелева некрополя Тиритаки готовятся к публикации сотрудниками Керченского заповедника [13].
Наконечник стрелы из этого погребения имеет округлую (или лавролистную), слегка вытянутую головку и сравнительно длинную выделенную втулку для насада. Ложок сводчатой формы. Общая длина наконечника – 43,1 мм, наибольшая ширина головки – 8,7 мм, диаметр втулки – 6,1 мм. Отношение общей длины наконечника к длине головки (L об / L гл) – 1,6.
Анализ материалов раскопок, проведенных В.Н. Зинько и А.В. Зинько в 2002– 2009 гг. в различных районах Тиритаки, позволил установить, что греческие колонисты на первом этапе жизни на поселении обитали в полуземлянках начиная с 570 – 560 гг. и на протяжении всей второй трети VI в. На втором этапе в последней трети VI – первой четверти V вв. (530 – 480–470 гг.) первые жилые постройки, по наблюдению исследователей, засыпаются и на их месте возводятся наземные сырцово-каменные постройки [16].
1. Лотман Ю.М. Условность в искусстве / Об искусстве. – СПб., 1998. – С. 374–377.
2. Лотман Ю.М. Проблема знака в искусстве / Об искусстве. – СПб., 1998. – С. 377–378.
3. Лотман Ю.М Проблема сходства искусства и жизни в свете структурального подхода / Об искусстве. – СПб., 1998. – С. 378–386. ! с.378-379, 381-385.
4. Лотман Ю.М. О природе искусства / Об искусстве. – СПб., 1998. – С. 400–404.
5. Лотман Ю.М. Иконическая риторика / Семиосфера. – СПб., 2000. – С. 194–202.
6. Лотман Ю.М. Семиотическое пространство / Семиосфера. – СПб., 2000. – С. 250–256.
7. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка. // Известия ОРЯ, Серия литературы и языка, т. 52, №1, 1993. С. 39.
8. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М., 1995.
9. Топоров В.Н. Модель мира (мифопоэтическая) // Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980. Т. 2. С.161-166.
10. Юнг К. Архетип и символ // Хрестоматия по психологии. М., 2000. С. 124-167.
11. Frege G. Die Grundlagen der Arithmetik. Eine logisch mathematische Untersuchung uber den Begriff der Zahl. Breslau : Verlag von Wilhelm Koebner, 1884. 119 S.
12. Heidegger M. Pathmarks. Cambridge : Cambridge University Press, 1998. 385 p.
13. Harry C. C. Chronos in Aristotle’s Physics. On the Nature of Time. Heidelberg : New York : Springer, 2015. 75 p.
14. Тихомирова Л. С. Рекламоведение: филологическое обеспечение рекламы и связей с общественностью: учеб.-метод. пособие / Л. С. Тихомирова. — Пермь, 2013. — 143 с.
15. Реклама: язык, речь, общение: Учеб. пособие / Под ред. О. Я. Гойхмана, В. М. Лейчика. — М. : Инфра-М, 2011. — 288 с.
16. Рекламный текст: семиотика и лингвистика / сост. Ю. К. Пирогова, П. Б. Паршин. — М. : ИД Грабельникова, 2000. – 268 с.
17. Боева Г. Н. «Канон русской литературы» как культурная матрица профессиональной деятельности рекламщиков / Г. Н. Боева // Реклама и PR в России: современное состояние и перспективы развития: ХV Всероссийская научно-практическая конференция, 15 февраля 2018 г. — СПб.: СПбГУП, 2018. — С. 45-48.
18. Шмелев А. Д. Русская языковая модель мира: Материалы к словарю / А. Д. Шмелев. — М. : Языки славянской культуры, 2002. — 224 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая сер.).
19. Сурина В. Н. Понятие концепта и концептосферы / В. Н. Сурина // Молодой ученый. — 2010. — № 5. — Т. 2. — С. 43-46. — URL https://moluch.ru/archive/16/1517/
20. Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка / Д. С. Лихачев // Лихачев Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре. — СПб. : СПбГУП, 2015. — С. 240-251.