ВВЕДЕНИЕ
Одной из центральных социальных функций права выступает упорядочивание и регулирование общественных отношений. Нуждаемость общества в правовом регулировании является объективной, так как сложные социальные связи и отношения постоянно нуждаются в регулировании. Характер цивилизованных форм общения, свойственных для современного общества, потребность в правовой форме обеспечения свободы граждан, их инициативы, порождают формирование юридических форм для упорядочения общественных отношений в сложной системе жизни общества. Поэтому в системе социальной регуляции юридические средства организации поведения и функционирования участников общественных отношений имеют определяющее значение, так как главенство права в общественных отношениях содействует стабильному функционированию общества и его гармоничному развитию.
Правовое регулирование общественных отношений имеет прогрессивную, созидательную роль в общественной жизни, так как организованность, урегулированность сложных социальных связей дает возможность обществу в целом, также и отдельной личности творчески совершенствоваться и развиваться.
Объектом исследования является правовое регулирование общественных отношений.
Предметом исследования настоящей курсовой работы являются теоретические правовые положения, связанные с правовым регулированием общественных отношений.
Для исследования были использованы труды ученых в области общей теории государства и права: Шевчука Д.А., Власенко Н.А., 3. Архипова С.И. Черданцева А.Ф, Нерсесянца В. С., Сырых В.М., Соловьева С.Г., Якушева А. В., Абдулаева М.И., Бошно С.В., Вишневского А.Ф., Чиркина В. Е., Григорьевой И.В., Головастиковой, А.Н., Матузова Н. И. и других.
Целю курсовой работы является рассмотрение общих положений о правовом регулировании общественных отношений.
Указанная цель определила постановку следующих исследовательских задач:
– раскрыть понятие правового регулирования;
– рассмотреть нормативное правовое регулирование и индивидуальное правовое регулирование;
– определить цель и признаки правового регулирования;
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1 Понятие правового регулирования
Человеческому обществу характерна та или иная степень организованности, упорядоченности. Это обусловлено необходимостью согласования потребностей, интересов отдельного человека и сообщества людей, больших или малых социальных групп.
Для того, чтобы достичь такого согласования осуществляется социальное регулирование, т. е. целевое влияние на поведение людей. Такое влияние может быть как внешним по отношению к человеку (кто-то каким-либо образом оказывает воздействие на него), так и внутренним (саморегулирование) [1, с. 138].
Социальное нормативное регулирование появилось за длительное время до возникновения государственности и правовых норм. Уже в первобытном обществе вырабатывались правила, которые упорядочивали социальные отношения (табу, обычаи, религиозные веления, ритуалы, деловые обыкновения, зароки и др.).
Нынешнее социальное регулирование исполняет роль сложной системы, составными частями которой являются нормативное, ценностное и информационное регламентирование общественных отношений. Регламентация отношений получила название нормативной. Она добилсяается при помощи социальных правил (мораль, обычаи, религиозные нормы и т.д.),
Регламентации отношений и поведения людей при помощи ценных ориентиров, таких как уважение к старшим; почитание родителей, можно достичь с помощью социальных ценностей, их регулятивных свойств. Такое регулирование общественных связей и отношений приобрело название ценностного. Информационное регулирование основывается на потоке информации, его восприятии и, как следствие, в общественных и иных процессах строится подходящая линия поведения [2, с. 330-331].
Правовое регулирование основано на юридических нормах, являющихся разновидностью социальных, стало быть, правовое регулирование – часть социального нормативного регламентирования общественных отношений.
В системе социального регулирования важнеишая роль отдана правовому регулированию, под которым в узком смысле подразумевается воздействие норм права (системы правовых норм), других специально-юридических средств
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
2.1 Методы и типы правового регулирования
Право призвано активно воздействовать на поведение людей. Именно для этой цели оно создается, и именно по её достижению оценивается его эффективность. Право может воздействовать на участников общественных отношений достаточно разнообразными приемами, которые зависят от вида отношения, свойств его участников и ряда других обстоятельств.
Метод правового регулирования – это определенная совокупность способов, типов и других средств правового регулирования, используемых той или иной отраслью права [5, с. 345].
Метод правового регулирования зависит от:
– целей и задач, которые ставит перед собой государство, издавая те или иные правовые нормы;
– свойств субъектов правового отношения;
– характера и взаимосвязи прав и обязанностей субъектов -правоотношения;
– положения субъектов правоотношение друг к другу, опосредованного их правами и обязанностями;
– различных средств обеспечения и охраны правовых норм;
– оснований возникновения правоотношения (государственный акт, договор) [19, с. 53].
Метод правового регулирования зависит от целей и задач, которые ставит перед собой государство, издавая те или иные правовые нормы. Деятельность государства на длительный период времени задается его функциями. Цели могут добилсяаться активными действиями, для достижения которых государство «вынуждает» доступными ему приемами совершать необходимые для него действия. При этом цель может оставаться одной и той же, а способы правового воздействия на граждан изменяться. Существенными факторами, влияющими на выбор приемов в конкретных условиях, являются политический режим, сила и авторитет государства, господствующая идеология.
На методы правового воздействия государства оказывают влияние свойства субъектов правового отношения. Субъекты права могут быть публичными. Тогда они непосредственно наделяются правами и обязанностями государства для реализации его функций, что и предопределяет особенности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе анализа тематики правового регулирования были исследованы следующие аспекты и сделаны следующие выводы.
Общество и общественные отношения определенным образом организованы и упорядочены, так как потребности человека и общества должны быть согласованы между собой. Именно поэтому и осуществляется регулирование общественных отношений. Социальное регулирование появилось задолго до возникновения государства и правовых норм. Правовое регулирование основывается на юридических нормах, которые являются разновидностью социальных, а соответственно оно формируется на основании социального регулирования и является его частью. Выделяют два виды правового регулирования – нормативное и индивидуальное. В литературе не существует единого понятия правового регулирования, существует множество мнений авторов относительно данного понятия. В большинстве своем авторы сходятся в том, что правовое регулирование – это регулирование общественных отношений с помощью норм права и других правовых средств.
Правовое регулирование имеет свои характерные признаки. К ним можно отнести цель, с которой осуществляется правовое регулирование. Также регулирование должно осуществляться при учете правотворческой, правореализующей и правоохранительной деятельности. Правовое регулирование является постоянной деятельностью осуществляющих его органов. Субъекты должны исполнять предъявляемые к ним правовые требования.
Установление пределов правового регулирования заключается в том, что право регулирует не все общественные отношения, а наиболее важные из них. Предметом правового регулирования являются социально значимые, доступные для внешнего контроля, волевые контролируемые сознанием субъектов общественные отношения. Право регулирует только такие отношения, когда у субъектов есть возможность выбрать вариант поведения. Предмет правового регулирования меняется в зависимости от сферы общественных отношений (например, уголовные, гражданские).
Под методом правового регулирования понимают совокупность средств, приемов и способов правового регулирования в той или иной отрасли права.
Метод правового регулирования зависит от целей и задач, которые ставит перед собой государство, издавая те или иные правовые нормы, свойств субъектов правового отношения, характера и взаимосвязи прав и обязанностей субъектов правоотношения, положения субъектов правоотношение друг к
1. Шевчук, Д.А. Теория государства и права: конспект лекций / Д.А. Шевчук. – М.: Эксмо, 2009. – 299 с.
2. Власенко, Н.А. Теория государства и права: учебное пособие / Н.А. Власенко. – 2-е изд., перераб., доп. и испр. – М.: Проспект, 2011. – 416 с.
3. Архипов, С.И. Теория государства и права: учебник для вузов / С.С. Алексеев, С.И. Архипов. – М.: Норма, 2005. – 496 с.
4. Соловьев, С.Г. Понятие предмета правового регулирования и его взаимосвязь с другими юридическими категориями / С.Г. Соловьев. - КиберЛенинка: [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-predmeta-pravovogo-regulirovaniya-i-ego-vzaimosvyaz-s-drugimi-yuridicheskimi-kategoriyami. − Дата доступа: 15.10.2017.
5. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. / А.Ф. Черданцев. – М.: Юрайт-М, 2002. – 432 с.
6. Нерсесянц, В. С. Общая теория права и государства: учебник / В. С. Нерсесянц. – М.: Норма : ИНФРА-М, 2012. – 560 с.
7. Сырых, В.М. Проблемы теории государства и права: учебник / Под ред. В. М. Сырых. – М.: Эксмо, 2008. – 528 с.
8. Якушев, А. В. Теория государства и права: конспект лекций. / А.В. Якушев. – М.: «А-Приор», 2007. – 192 с.
9. Абдулаев, М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений / М.И. Абдулаев . – М.: Финансовый контроль, 2004. – 564 с.
10. Бабаев, В.К. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юристъ, 2003. – 592 с.
11. Иванов, А.А. Теория государства и права: учебное пособие /А.А. Иванов, В.П. Иванов. – М.: 2007. – 303 с.
12. Чиркин, В. Е. Современное государство / В. Е. Чиркин; Моск. гуманит.-соц. акад. Юрид. фак.. – М.: Междунар. отношения, 2001. – 411с.
13. Вишневский А. Ф. Общая теория государства и права: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; Под общ. ред. проф. В.А. Кучинского. - М.: Изд-во деловой и учеб. лит-ры, 2006. – 656 с.
14. Борисов Г. А. Теория государства и права: учебник / Г. А. Борисов. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. – 292 с.
15. Цыганов, В.И. Теория государства и права: тезисы лекций / В.И. Цыганов. - Нижний Новгород, 2007. - 142 с.
16. Алексеев С. С. Теория права / С.С. Алексеев. - М.: Издательство БЕК. 1995. - 320 с.
17. Нерсесянц, В.С. Проблемы общей теории права и государства: учебник для вузов / под общ. ред. В.С. Нерсесянца. - М.: Норма, 2006. - 832 с.
18. Поляков А.В. Общая теория права: Проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода: курс лекций / А.В. Поляков. - СПб.: Изд. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2004. - 472 с.
19. Бошно, С.В. Способы и методы правового регулирования / С.В. Бошно. - КиберЛенинка: [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sposoby-i-metody-pravovogo-regulirovaniya. − Дата доступа: 15.10.2017.
20. Головастикова, А.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник / А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев. – М.: ЭКСМО, 2005. – 649 с.
21. Матузов, Н.И. Теория государства и права: учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2004. – 512 с.
22. Григорьева, И.В. Теория государства и права: учебное пособие / И.В. Григорьева. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. унта, 2009. – 304 с.
23. Бережнов, А.Г. Теория государства и права: Учебник для вузов. / А.Г. Бережнов, Е.А. Воротилин, А.А. Кененов. – М.: «Зерцало». – 2004. – 800 с