ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ: ПОНЯТИЕ И ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
1.1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ
1.2 ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ
ГЛАВА 2 ПОДГОТОВКА, ПРИНЯТИЕ, ОПУБЛИКОВАНИЕ И ВСТУПЛЕНИЕ В ЗАКОННУЮ СИЛУ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ
2.1 ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ
2.2 ОБЩИЙ ПОРЯДОК ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Одним из сущностных признаков права выступает его формальная определенность. Правовые нормы обязательно должны быть объективированы, выражены вовне, содержаться в определенной форме. Без этого нормы права не могут выполнять свои задачи по осуществлению регулирования общественных отношений. Следовательно, форма права (источник права) – это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения.
Становление и развитие государственности в Республике Беларусь неразрывно связано с созданием новой законодательной базы и совершенствованием уже существующего законотворческого процесса. Законодательная база необходима для развития всякого цивилизованного общества, для нормальной жизни каждого человека в отдельности. Основным источником такой законодательной базы является нормативный правовой акт.
Нормативный правовой акт – это правовой акт, который принят полномочным на то органом и содержит правовые нормы, то есть предписания общего характера и постоянного действия, которые рассчитаны на многократное применение.
Нормативный правовой акт приобретает юридическую силу лишь после его официального опубликования и вступления его в силу. Порядок такого опубликования и вступления в силу четко регламентирован законодательством Республики Беларусь.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что нормативный правовой акт как форма права влияет практически на все сферы жизни белорусского общества. Ведь именно законы и подзаконные нормативные акты являются основными источниками права, с их помощью происходит регулирование общественных отношений и, как результат, они являются важнейшим фактором существования любого государства.
Целью курсового исследования является характеристика порядка опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- определить понятие и признаки нормативного правового акта;
- выявить юридическое значение нормативно-правовых актов;
- рассмотреть особенности принятия нормативных правовых актов;
- охарактеризовать общий порядок вступления в силу нормативных правовых актов.
Объект исследования курсовой работы – общественные отношения, складывающиеся в связи с опубликованием и вступлением в силу нормативного правового акта.
ГЛАВА 1
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ: ПОНЯТИЕ И ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
1.1 Понятие и признаки нормативно-правовых актов
Нормы права всегда существуют в определенной «оболочке», которая обеспечивает формальную определенность права, однозначность его понимания. Эту «оболочку» (носитель), в которой существует право, в теории принято именовать формой или источником права [1, с. 175].
В Республике Беларусь главным источником права выступает нормативный правовой акт.
Нормативный правовой акт – это официальный документ установленной формы, который принят (издан) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) либо путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, и содержит в себе общеобязательные правила поведения, которые рассчитаны на неопределенный круг лиц и их неоднократное применение [2, ст. 1].
Нормативные правовые акты являются главенствующими источниками права. Принятие таких актов относится к единоличному праву государства, а непосредственно сами акты составляют иерархическую систему [3, с. 196].
Признаки нормативного правового акта:
- наделен государственно-властным характером, так как он исходит непосредственно от государства. Нормативный правовой акт есть результат правотворческой деятельности государственных органов. Государство в лице компетентных органов обеспечивает реализацию норм, которые содержатся в нормативных правовых актах. Помимо этого, государство также осуществляет принудительное воздействие на субъектов правоотношений, которые нарушают установленные нормы права [4, с. 223];
- нормативность (заключается в следующем: в нем формулируются и содержатся правовые нормы, которые представляют собой общеобязательные, формально-определенные веления, государственно-властные предписания, адресованные неопределенному кругу лиц и рассчитанные на многократное применение [5, с. 217]. Обязательные реквизиты нормативных правовых актов:
а) вид акта;
б) название;
в) дата, место его принятия (издания) акта и его регистрационный номер;
ГЛАВА 2
ПОДГОТОВКА, ПРИНЯТИЕ И ВСТУПЛЕНИЕ В ЗАКОННУЮ СИЛУ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ
2.1 Особенности принятия нормативно-правовых актов
Порядок подготовки и принятия нормативного правового акта установлен Законом № 361-З, а также Правилами подготовки проектов нормативных правовых актов, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2003 года № 359 «О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности».
Итак, прежде чем нормативный правовой акт вступил в законную силу, он должен быть подготовлен и принят.
Для начала должен быть подготовлен проект нормативного правового акта. Инициаторами принятия нового нормативного права акта выступают следующие субъекты:
- Президент;
- Депутаты Палаты представителей;
- Совет Республики;
- Правительство;
- граждане в количестве не менее 50 тысяч человек, при этом они должны обладать избирательным правом [2, ч. 1 ст. 45].
Подготовка проекта нормативного правового акта осуществляется нормотворческими органами, другими субъектами, обладающими законодательной инициативой, а также Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь. Проект нормативного правового акта также может быть подготовлен одновременно несколькими органами, при этом ответственным за его подготовку будет именно тот орган, который указан первым в поручении о подготовке нормативного правового акта [19, п. 4].
Подготовка проекта нормативного правового акта может включать в себя такие действия как:
- разработка концепции проекта;
- финансовое, организационно-техническое обеспечение подготовки нормативного правового акта;
- составление самого проекта;
- согласование проекта;
- проведение необходимых экспертиз и др. [2, ст. 47]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью курсового исследования являлась характеристика порядка опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов.
Для реализации данной цели были решены следующие задачи:
- определены понятие и признаки нормативного правового акта;
- выявлено юридическое значение нормативно-правовых актов;
- рассмотрены особенности принятия нормативных правовых актов;
- охарактеризован общий порядок вступления в силу нормативных правовых актов.
Нормативный правовой акт – это официальный документ уполномоченного органа государства (должностного лица) либо принятый путем референдума, содержит при этом в себе общеобязательные правила поведения, которые рассчитаны на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
К основным признакам нормативного правового акта относятся: государственно-властный характер, нормативность, общеобязательность, процедурность, иерархичность, обладает соответствующими пределами действия.
Классифицировать нормативные правовые акты возможно по различным основаниям. Основная классификация состоит в делении их по юридической силе на законы и подзаконные нормативные правовые акты.
Виды нормативных правовых актов Республики Беларусь перечислены в статье 2 Закона № 361-З.
Нормативные правовые акты имеют решающее значение в регулировании общественного и государственного строя всей Республики Беларусь. Они являются теми самыми юридическими фактами, которые порождают существование всех видов правовых отношений. Также нормативные правовые акты являются объективизированным результатом воли законодателя.
Процесс подготовки и принятия нормативного правового акта является достаточно длительным и трудоемким. Для начал должна быть выражена инициатива в принятии конкретного нормативного правового акта, далее составляет проект нормативного акта, после чего в отношении него проводится юридическая экспертиза (в некоторых случаях – криминологическая), осуществляется согласование проекта нормативного правового акта с необходимыми заинтересованными органами (организациями). После всего проект нормативного правового акта направляется в нормотворческий орган, который уже принимает решение об его одобрении, отклонении либо
1. Матузов, Н. И. Теория государства и права: учебник / Н. И. Матузов, А. В.Малько. – М.: Юристъ, 2004. – 245 с.
2. О нормативных правовых актах Республики Беларусь [Электронный ресурс]: закон Респ. Беларусь, 10 янв. 2000 г., № 361-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
3. Морозова, Л. А. Теория государства и права / Л. А. Морозова. – М.: Юристъ, 2002. – 414 с.
4. Абдулаев, М. И. Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений / М. И. Абдулаев. – М.: Финансовый контроль, 2004. – 410 с.
5. Теория государства и права: учебник для бакалавров / Т. Н. Радько [и др.]; под общ. ред. Т. Н. Радько. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Проспект, 2016. – 568 с.
6. Лазарев, В. В. Общая теория права и государства: учебник / В. В. Лазарев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2001. – 520 с.
7. Нерсесянц, В. С. Общая теория права и государства: учебник / В. С. Нерсесянц. – М.: ИНФРА_М, 2012. – 560 с.
8. Дробязко, С. Г. Общая теория права: учебное пособие для вузов / С. Г. Дробязко, В. С. Козлов. – Минск: Амалфея, 2007. – 480 с.
9. Бочков, А. А. Общая теория права: методические рекомендации: в 3 ч. / А. А. Бочков, В. В. Янч. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2013. – 50 с. – 3 ч.
10. Чиркин, В. Е. Сравнительное правоведение / В. Е. Чиркин. – М.: Международные отношения, 2012. – 336 с.
11. Чепурнова, Н. М. Теория государства и права: учебное пособие / Н. М. Чепурнова, А. В. Серегин. – М.: ЕАОИ, 2007. – 465 с.
12. Сенькова, Т. В. Общая теория права: краткий конспект лекций / Т. В. Сенькова. – Гомель: ГГУ имени Ф.Скорины, 2013. – 26 с.
13. Общая теория государства и права: учебник / А. Ф. Вишневский [и др.]; под общ. ред. В. А. Кучинского. – М.: Изд-во деловой и учебной литературы, 2006. – 656 с.
14. Макарейко, Н. В. Административное право: конспект лекций / Н. В. Макарейко. – М.: Высшее образование, 2009. – 282 с.
15. Бабаев, В. К. Общая теория права: курс лекций / В. К. Бабаев. – Нижний Новгород: Изд-во Нижегор. ВШ МВД РФ, 1993. – 544 с.
16. Иоффе, О. С. Правоотношение по советскому гражданскому праву / О. С. Иоффе. – М.: Изд. ЛГУ, 1949. – 144 с.
17. Дробязко, С. Г. Общая теория права: учебное пособие для вузов / С. Г. Дробязко, В. С. Козлов. – Минск: Амалфея, 2007. – 480 с.
18. Алексеев, С. С. Теория государства и права / С. С. Алексеев, С. И. Архипов. – М.: Норма, 2005. – 496 с.
19. О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 11 авг. 2003 г., № 359 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
20. О криминологической экспертизе [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 29 мая 2007 г., № 244 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
21. О мерах по совершенствованию криминологической экспертизы [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 6 июн. 2011 г., № 230 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
22. О мерах по совершенствованию государственной системы правовой информации [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 30 окт. 1998 г., № 524 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
23. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
24. О Совете Министров Республики Беларусь [Электронный ресурс]: закон Респ. Беларусь, 23 июл. 2008 г., № 424-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
25. Скакун, О. Ф. Теория государства и права: учебник / О. Ф. Скакун. – Харьков: Консум; Ун-т внутр. дел, 2000. – 704 с.
26. Шершеневич, Г. Ф. Учебник русского гражданского права / Г. Ф. Шершеневич. – М.: Статут, 2005. – 461 с.
27. Общая теория права: учебник для юридических вузов / Ю. А. Дмитриев [и др.]; под общ. ред. А. С. Пиголкина. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996. – 384 с.
28. О некоторых вопросах опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Беларусь: Декрет Президента Респ. Беларусь, 24 февр. 2012 г., № 3 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
29. Калинин, С. А. Об официальном опубликовании нормативных правовых актов в Республике Беларусь / С. А. Калинин // Право.by. – 2010. – № 1. – С. 163–167.