Введение
1 Значение денежных средств и роль банковских операций в деятельности бюджетных организаций, задачи их учета
1.1 Источники формирования денежных средств на текущих счетах в учреждениях банков и кассе учреждения
1.2 Порядок открытия, переоформление и закрытия текущих и других счетов в банке
1.3 Значение, задачи учета кассовых и банковских операций
2 Документальное оформление и учет денежных средств в кассе и на текущих счетах в учреждениях банков
2.1 Учета движения денежных средств в кассе и на текущих счетах по бюджету в национальной валюте
2.2 Учет кассовых операций в иностранной валюте. Ответственность за несоблюдение правил ведения кассовых операций
2.3 Учет операций по валютным счетам в учреждениях банка
2.4 Учет денежных средств в кассе и на счетах в банке в условиях использования автоматизированной системы обработки данных
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Организация грамотного учета операций с наличностью в нынешних условиях является очень актуальной проблемой для многих предприятий.
Денежные операции играют важную роль в экономической деятельности предприятий, в функционировании государственных органов, в укреплении интереса населения к развитию и повышении эффективности производства, а также в экономичном использовании ресурсов.
Если денежный поток превышает платежи, компания получает конкурентные преимущества, необходимые для текущего и перспективного развития. Эти преимущества в том, что наличие свободных денежных средств позволяет инвестировать их в наиболее прибыльные направления бизнеса (деятельности) для получения дополнительной прибыли. Кроме того, постоянная доступность определенной суммы денег помогает поддерживать текущую платежеспособность на приемлемом уровне. Денежные средства являются наиболее дефицитным ресурсом в транзитной экономике, и успех предприятия (корпорации) во многом определяется способностью его руководства эффективно мобилизовать и использовать деньги.
Учет операций с наличностью имеет важное значение для надлежащей организации денежного обращения, расчетов и кредитования на рабочем времени. Учет денежных операций имеет важное значение для укрепления платежной дисциплины и эффективного использования финансовых ресурсов компании. Поэтому очень важно следить за соблюдением денежной дисциплины, правильностью и эффективностью использования средств.
С учетом разнообразия форм безналичных платежей, постоянно меняющейся законодательной базы в этой области и диапазона особенностей бухгалтерского учета операций по счетам существуют различные трудности и проблемы в бухгалтерском учете. Это определяет актуальность изучения этих вопросов финансово-экономической жизни компании как возможности снижения ошибок и повышения эффективности бухгалтерских услуг.
Расчеты с подотчетными лицами проводятся практически на каждом предприятии и весьма разнообразны. Как правило, в практической деятельности любого предприятия платежи с подотчетными лицами носят массовый характер и связаны со многими другими разделами бухгалтерского учета, такими как денежные операции, расчеты с поставщиками и подрядчиками, богатство операций по организации дорожного движения, и т.д., что приводит к высокой трудоемкой и соответствующей отчетности расчетов с подотчетными лицами.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в процессе хозяйственной деятельности предприятия постоянно ведут расчеты с поставщиками за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности и оказанные услуги; с персоналом по оплате труда; с бюджетом и налоговыми органами по различного рода платежам, с другими организациями и лицами по разным хозяйственным операциям.
1 Значение денежных средств и роль банковских операций в деятельности бюджетных организаций, задачи их учета
1.1 Источники формирования денежных средств на текущих счетах в учреждениях банков и кассе учреждения
Основным источником бюджетных расходов являются бюджетные ассигнования, бюджет, предусмотренный в бюджетной росписи получателю (управляющему) бюджетных средств.
Бюджетная роспись представляет собой ежеквартальное распределение доходов и бюджетных расходов, источников покрытия дефицита для единиц бюджетной классификации. Он разрабатывается после утверждения соответствующего бюджета и является основным документом, в соответствии с которым бюджет осуществляется по доходам и расходам [14, с. 21].
Государственный бюджет совмещает государственный бюджет, а также местные бюджеты, в том числе областной, городской, районный и сельский бюджеты.
Республиканский бюджет, а также распределение доходов и расходов между национальным бюджетом и бюджетами регионов и Минска утверждены Законом о бюджете на следующий финансовый год. Местные бюджеты утверждаются решениями местных советов депутатов.
Республиканский бюджет реализуется в соответствии с бюджетной росписью, составленной Министерством финансов, а местные бюджеты исполняются в соответствии с бюджетной росписью, которая составляется местными финансовыми органами или соответствующими органами местного самоуправления и исполнительных органов.
Финансирование расходов национального бюджета и местных бюджетов осуществляется на основе составления бюджета и утвержденных смет расходов в пределах поступлений и привлеченных источников финансирования дефицита бюджета. Расходы отдельной бюджетной организации обычно финансируются из одного конкретного бюджета в зависимости от подчиненности организации, ее территориального расположения, национального экономического значения и целесообразности классификационного бюджета в соответствии с экономическими и социальными целями государства.
Бюджетные ассигнования предоставляются соответствующими финансовыми органами (Министерством финансов, местными финансовыми органами) главному распорядителю бюджета для собственных нужд и подконтрольным ему организациям.
Главным распорядителем бюджетных средств является непосредственный вспомогательный получатель средств из бюджета, определяемый ведомственной классификацией расходов национального бюджета и ведомственной классификацией соответствующего местного бюджета, который имеет право распределить бюджетные средства между подчиненными (нижними) управляющими и получателями бюджетных средств.
2 Документальное оформление и учет денежных средств в кассе и на текущих счетах в учреждениях банков
2.1 Учета движения денежных средств в кассе и на текущих счетах по бюджету в национальной валюте
УО Смиловичский государственный аграрный колледж (далее – Колледж) принадлежит организациям, финансируемым за счет казначейской системы из областного бюджета. Движение бюджетных средств учитывается на личных счетах в Казначействе и текущих банковских счетах.
Для получения наличных белорусских рублей с текущих (расчетных) и иных банковских счетов юридическое лицо, подразделение, индивидуальный предприниматель представляют в банк заявление на получение наличных белорусских рублей. Форма заявления на получение наличных белорусских рублей разрабатывается обслуживающим банком (Приложение Ж).
В данной форме указаны наименование юридического лица, номер счета, ФИО представителя организации, наименование документа представителя. Также прописывается сумма наличных денег, цель расходования, проставляются подписи и даты.
При приеме наличных белорусских рублей уполномоченные лица, включая кассиров, индивидуальные предприниматели осуществляют проверку их подлинности и платежности.
Выдача наличных белорусских рублей осуществляется кассиром только лицам, указанным в расходном кассовом ордере, платежной ведомости, договоре микрозайма, других документах, предусмотренных законодательством, либо в доверенности, при предъявлении документов, определенных в п.38 Инструкции № 117.
Выдача под отчет денежных средств для совершения текущих операций осуществляется в наличных белорусских рублях путем перечисления белорусских рублей на счет клиента, доступ к которому обеспечивается личной дебетовой карточкой, и (или) путем выдачи корпоративной дебетовой карточки, обеспечивающей доступ к счету клиента в белорусских рублях.
Неизрасходованная сумма наличных белорусских рублей, наличной иностранной валюты, оставшаяся в распоряжении работника, и неизрасходованная сумма белорусских рублей, иностранной валюты, оставшаяся на счете клиента, доступ к которому обеспечивается личной дебетовой карточкой, возвращаются работником посредством внесения наличных белорусских рублей, наличной иностранной валюты в кассы юридического лица, подразделения, индивидуального предпринимателя либо осуществления банковского перевода на текущий (расчетный) и иной банковский счет юридического лица, индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, установленных в п.1 части второй ст.107 Трудового кодекса Республики Беларусь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, деньги в кассе и на счетах бюджетной организации формируются из источников, определенных Бюджетным кодексом Республики Беларусь.
Бюджетные организации получают средства из следующих источников:
1) бюджетное финансирование. Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Наличие сметы обеспечивает эффективное бюджетное планирование и строго целевое использование выделенных средств. В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в т.ч. доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности;
2) целевые средства и безвозмездные поступления. Это специфический источник приобретения активов и финансирования расходов бюджетного учреждения. Как и бюджетные средства, целевые расходуются, как правило, в течение отчетного года или ограниченного промежутка времени, если за счет целевых средств финансируются отдельные мероприятия;
3) средства, поступившие во временное распоряжение учреждения. Эти средства поступают во временное распоряжение бюджетных учреждений, подлежат учету в кредитных организациях на лицевых счетах, открываемых бюджетным учреждениям на балансовых счетах. Такие средства при наступлении определенных условий подлежат возврату владельцу или передаче по назначению. К ним, например, относятся средства, изъятые в ходе дознания, предварительного следствия, не являющиеся вещественными доказательствами, при наложении ареста на имущество обвиняемого (подозреваемого), на которые может быть обращено взыскание в целях возмещения причиненного материального ущерба или исполнения приговора в части конфискации имущества, а также залоговые суммы, вносимые обвиняемым (подозреваемым) с санкции прокурора;
4) средства, полученные от государственных внебюджетных фондов и др. Учет средств, поступающих в бюджетные учреждения от государственных внебюджетных фондов, может применяться при получении средств на выплату пенсий и пособий, а также учреждениями здравоохранения при осуществлении медицинского обслуживания населения за счет этих средств;
5) предпринимательская деятельность. Этот источник не может являться основным видом деятельности бюджетного учреждения.
Открытие, переоформление и закрытие текущих счетов в банках осуществляет в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.
1. Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. № 441-З. Принят Палатой представителей 3.10.2000 г., Одобрен Советом Республики 12.10.2000 г.: Закон Респ. Беларусь от 13 июля 2016 г. № 397-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
2. Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-З, Принят Палатой представителей 17.06.2008 г., Одобрен Советом Республики 28.06.2008 г.: Закон Респ. Беларусь от 30 декабря 2015 г. № 342-З. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
3. Инструкция о порядке использования и бухгалтерского учета бланков строгой отчетности: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 г. № 196 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
4. Инструкция по инвентаризации активов и обязательств: Постановление Министерством финансов от 30.11.2007 г. №180 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
5. Правила ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами: Постановление правления Национального банка Республики Беларусь от 26 марта 2003 г. №57, с изменениями и дополнениями по состоянию на 28 июня 2004 г. № 99 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
6. Инструкция о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь: Постановление Национального банка Республики Беларусь от 21.03.2014 г. № 199 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
7. Инструкция о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь: Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.04.2000 № 35 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
8. Положение о регулировании труда работников, направленных на работу в учреждения Республики Беларусь за границей, и гарантиях и компенсациях при служебных командировках за границу: Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 14.04.2000 г. № 55 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
9. Борисенко, Е.В. Краткий конспект лекций по дисциплине «Особенности бухгалтерского учета в других отраслях» / Е.В. Борисенко: Краткий конспект лекций. – Гомель: БелГУТ, 2014. – 240 с.
10. Жарикова, Л.А. Бухгалтерский учет в зарубежных странах: уч. пособие/ Л.А. Жарикова, Н.В. Наумова. – Тамбов: Изд-во Тамб.гос.техн.ун-та, 2011. – 160 с.
11. Ладутько, Н.И. Бухгалтерский учёт / Н.И. Ладутько [и др.]. – 6-е изд. – Минск: ООО «ФУ Аинформ», 2012. – 808 с.
12. Кондраков Н.П., Кондраков И.Н. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях, 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2011. – 378 с.
13. Палий, В.Ф. Международные стандарты финансовой отчетности / В.Ф. Палий. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 512 с.
14. Позднякова, И.А. Бюджетный учет и отчетность: Учеб.-метод. комплекс для студ. спец. 1-25 01 04 «Финансы и кредит» специализации 1-25 01 04 01 «Финансы». – Новополоцк: ПГУ, 2014. – 272 с.
15. Чернюк, А.А. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях: учебник / А.А. Чернюк. – 3-е изд., испр. – Минск: Вышэйшая школа, 2011. – 623 с.
16. Чернюк, А.А. Бюджетные организации: учет бюджетных и внебюджетных средств / А.А. Чернюк. – Минск: Регистр, 2012. – 252 с.
17. Чечеткин, А.С. Бухгалтерский учёт денежных средств, финансовых вложений: учеб.-метод. пособие / А. С. Чечёткин. – Минск.: ИВЦ Минфина, 2011. – 162 с.
18. Чернюк, А.А. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях: учебник / А.А. Чернюк. – 2-е изд. – Высш. шк., 2011. – 322 с.
19. МСФО (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств» [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=002608.
20. Система «Клиент территориального казначейства» [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: http://www.colvir.com/product/treasury_system/client?lang=ru_RU.
21. Система «Клиент-банк» [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: http://belarusbank.by/ru/corporate/1684.
22. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г. В. Савицкая. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 536 с.
23. Сорокина, М.Н. Анализ денежных потоков предприятия: теория и практика в условиях реформирования экономики / М. Н. Сорокина. - М.: Финансы и статистика, 2012. ‒ 176 с.
24. Сорокина, Е. М. Анализ денежных потоков организации / Е. М. Сорокина // Экономический анализ. ‒ 2015. ‒ № 19. ‒ C. 6‒14
25. Толкачев, Е. Г. Система показателей денежных потоков предприятия / Е. Г. Толкачев // Бухгалтерский учет и анализ. – 2016. – №7. – С. 30-39.
26. Сергеева, Ю.А. Организация бухгалтерского учета и анализ деятельности бюджетных учреждений // Современные научные исследования и инновации. – 2014. –№ 11. –Ч. 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2014/11/40860.
27. Сорокина, Т.В. Государственный бюджет: электронный учебно-методический комплекс / Т.В. Сорокина. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edoc.bseu.by:8080/handle/edoc/20192.
28. Столицына, Т.Г. Повышение эффективности использования бюджетных средств / Т.Г. Cтолицына, – М.: МГУУ Правительства Москвы, 2013. – 30 с.
29. Траулько, М. А. Экономические последствия неэффективной организации системы здравоохранения / М. А. Траулько // НИРС БГЭУ: сборник научных статей. Вып. 5 / М-во образования Респ. Беларусь, УО "Белорусский гос. экон. ун-т"; [редкол.: Г.А. Короленок (пред.) и др.]. – Минск : РИВШ, 2016. – С. 306-311.
30. Финансовая диета: реформы государственных финансов Беларуси / К.В. Рудый [и др.] ; под науч. ред. К. В. Рудого. – Минск: Звязда, 2016. – 464 с.
31. Финансовая система государства: учебно-методический комплекс / Н.Н. Борисевич [и др.] – Брест: БрГУ, 2014. – 218 с.
32. Хомич, А. М. Документационное и правовое обеспечение учреждений здравоохранения / А.М. Хомич. – Минск: Регистр, 2017. – 239 с.
33. Чернюк, А. А. Формирование, использование и учет средств, получаемых от приносящей доходы деятельности / А.А. Чернюк // Финансы, учет, аудит. –2017. – № 3. – С. 45–50.
34. Экономика и управление социальной сферой: учебник для бакалавров / Под ред. д. э. н., проф. Е. Н. Жильцова, д. э. н., проф. Е. В. Егорова. – М.: Дашков и К, 2015. – 496 с.
35. Якубович, В.И. Финансы социальной сферы: курс лекций / В.И. Якубович. – Минск: БГЭУ, 2016. – 137 с.