Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на рынке привлекают сегодня не только специалистов, но и широкие слои населения. В каждой стране существуют монополии, которые захватывают львиные доли рынка и возникает необходимость ограничивать их влияние, т.е. применять антимонопольную политику. С начала 1990-х гг. эти проблемы остро стали перед Республикой Беларусь. Без принятия твёрдых и последовательных мер против монополизма нельзя было надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений.
Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики государства. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.
Еще в прошлом веке во многих странах монополизм был квалифицирован как экономическое преступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков. Пытаясь компенсировать несовершенства рынка, государство, прибегая к различным способам и методам, выбирает наиболее адекватные той или иной задаче. Важнейшая из этих задач – устранение последствий, порождаемых несовершенствами рынка.
Система государственного регулирования экономики, сформировавшаяся во всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке товаров и услуг. Антимонопольное регулирование - важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условий успешного социально-экономического развития Беларуси.
Актуальность данной темы очевидна, т.к. без эффективного антимонопольного законодательства рынок перестанет быть конкуретным, на нем останутся лишь фирмы-монополисты, а это нанесет серьезный удар по всему предпринимательству.
Цель курсовой работы заключаются в исследовании и анализе монопольной власти как одной из проблем современной экономики.
Достичь данной цели помогает решение следующих задач: исследовать основные понятия монополии, доминирующего положения фирмы в отрасли
Определение “монополия” многофункционально. Оно довольно часто употребляется в политике, экономике, идеологии, науке, литературе, искусстве.
В отечественной и западной экономической теории это определение связывается с барьерами на пути к конкуренции, либо препятствиями, которые носят юридический характер (особенные привилегии, вводимые государством), или которые основан на владении невоспроизводимыми естественными ресурсами (наилучшими участками земли), или которые порождены сговорами, подкреплёнными собственностью на редкие ресурсы.
В историческом плане монополия раньше трактовалась как правовой аспект. Он возник в Римском праве и британском законодательстве, где также выделялись такие показатели, как обладание исключительным правом, властью, преимуществами и приоритетами, которые позволяли достигать сверхприбыли. Так, например, в кодексе Наполеона монополия была определена как приоритет на преимущество, поскольку единоличное обладание исключительными преимуществами, либо привилегиями, появлялось в любой сфере деловой активности, и чаще всего именно в торговле.
В британском законодательстве термин “монополия” использовался лишь в тех вариантах, когда имели место царские привилегии, которые предоставлялись отдельным персонам на проведение сделок либо на продажу определённых видов продуктов (услуг).
Монополия(от греч. monopolium -"продаю один","единственный торговец") значит исключительное преимущество на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности (торговли, производства, промысла), принадлежащее одному лицу, группе лиц, организации либо государству, которое позволяет реализовывать личные интересы и получать монопольный доход и прибыль.
Монополию охарактеризовывают как правовую величину, рыночную модель и как форму организации производства . В западной экономической литературе доминируют первые 2 вида определений, т.е. монополия представлена как одна из главных моделей рынка (структур рынка) наравне с абсолютной конкуренцией, олигополией и монополистической конкуренцией. При этом употребляется термин «чистая монополия», которая определяется как компания, являющаяся единым производителем продукта, не имеющая аналогичных заменителей (субститутов), или как отрасль, в которой малая численность компаний контролирует всю либо большую часть ее производства, или как единственный продавец соответствующего продукта, владеющий возможностью воздействовать на его стоимость, контролируя предложение продукта на рынке [2, c. 129].
Рынку известны четыре разновидности ситуации с единственными субъектами хозяйствования. Фирма может выступать в роли монополии (единственного продавца) или монопсонии (единственного покупателя). Например, во многих небольших белорусских городах районные отделения Белтелекома являются монополистами в предоставлении некоторых услуг связи, а городские молочные заводы – монопсонистами для поставщиков молока. В редких случаях предприятие одновременно выступает как монополист и монопсонист. Например, в Республике Беларусь Белтрансгаз и Минский метрополитен являются не только единственными продавцами ряда товаров и услуг, но и единственными нанимателями некоторых категорий работников. И, наконец, на рынке может сложиться ситуация двусторонней монополии, когда единственному покупателю противостоит единственный продавец. Примером являются взаимоотношения российского Газпрома и белорусского Белтрансгаза. Во всех перечисленных ситуациях монополист стремится к максимальному завышению цены продажи, а монопсонист – к максимальному занижению цены продажи [].
В нашей стране сложился особый тип монопольного хозяйства, не имеющий аналогов в мире. Причинами его появления были:
- устранение рыночных условий хозяйствования вследствие игнорирования законов товарного производства;
- свёртывание товарно-денежных отношений;
- ликвидация конкуренции;
- искусственная концентрация и узкая специализация производства;
- преобладание централизма и бюрократии в управлении экономикой и др.
В Республике Беларусь господствуют монополия государственной собственности - по содержанию, а по форме - чистая монополия и олигополия. На долю 1-4 крупных производителей определённых товаров приходится 70% выпуска продукции. Уникальность белорусских монополий заключается в том, что многие их них находятся в крайне тяжёлом финансовом положении, а некоторые - даже на грани банкротства. Наличие устаревшего оборудования, затоваривание продукцией вследствие потери рынков сбыта, отсутствие средств на выплату заработной платы, низкая рентабельность - таков далеко не полный перечень признаков отечественных монополистов [12].
Характерным явлением отечественного производства становится монопсония (предприятие - единственный покупатель), чему способствует монопольность торговой сети.
Учитывая свойство монополий стремиться к приобретению чрезмерной экономической власти, государства практически всех стран с рыночным типом экономики проводят в тех или иных формах и масштабах вмешательства в деятельность монополий, сообразуясь со своими представлениями о степени общественной опасности тех или иных монопольных структур. Более того, эта политика в последние десятилетия всё чаще выступает не в форме отдельных разовых мероприятий, а в качестве одной из постоянных функций государства.
В разных странах и в различные периоды преобладают те или иные государственные воздействия на монополии. Но, как правило, в наиболее общем плане в странах с рыночным типом экономики выделяется три основных направления:
1. активизация конкурентных рыночных структур, противостоящих монополии, с помощью тех или иных мер по либерализации рынков;
2. государственное регулирование монополий путем контроля над ценами и уровнем рентабельности;
3. прямое предотвращение, подавление или ликвидация монополий с помощью специального антимонополистического законодательства.
Рассмотрим подробнее каждое из этих направлений [5, c.195].
Либерализация рынков. Данное направление не связано с подавлением монополий непосредственно. Оно исходит из такого очевидного факта, что сила монополии тем слабее, чем эффективнее работают конкурентные рыночные механизмы и чем, соответственно, более развитыми являются конкурентные рыночные структуры. Соответственно, главная задача данного направления сводится к тому, чтобы создать в экономике обстановку, затрудняющую или делающую просто невыгодным отдельным фирмам злоупотреблять их монопольным положением, обеспечить своеобразную антимонопольную профилактику в экономике и обществе. Подрыву монополизма с помощью активизации конкурентных рыночных механизмов нередко способствует процесс ускорения развития науки и техники, т.к. благодаря некоторым достижениям НТП отдельные естественные монополии перестают быть таковыми. В последние годы особенно заметной была данная тенденция в отрасли связи. Например, если еще двадцать лет назад передачу информации на сверхдальние расстояния могли осуществлять только немногие особо крупные компании, то затем, благодаря появлению спутниковой связи реализация подобных функций стала доступной многим фирмам, избавившимся таким образом от необходимости прибегать к услугам компаний-монополистов [5, c.197].
Государственное регулирование. Немаловажным направлением государственного вмешательства в деятельность монополий в условиях экономики рыночного типа является государственное регулирование фирм,
Монополия (от греч. monopolium - "один продаю", "единственный продавец") означает исключительное право на осуществление какой-либо деятельности (производства, торговли, промысла),принадлежащее одному лицу, группе лиц, организации или государству, позволяющее навязывать собственные интересы и получать монопольную прибыль.
Функции монополии определяются их качественными и количественными характеристиками, организационными формами, характером отношений с конкурентами-аутсайдерами, состоянием рынка, соотношением спроса и предложения, потребностями и интересами продавцов и покупателей, наличием ресурсов и государственной экономической политикой. На функции монополии влияют размеры капитала, научно-технический потенциал фирмы, состояние рыночной инфраструктуры, доступ к информации, конкуренция и общественное мнение. Функциональная роль монополии многогранна. Она включает влияние на все фазы воспроизводства, предпринимателей, технический прогресс, положение рабочего класса, аутсайдеров и т.д. Важнейшей функцией монополии выступает регулирование собственной деловой активности и стратегии, выбор приоритетов развития, контроль над ресурсами и продукцией, конкурирующей с его собственной.
Монопольная власть (власть над рынком) определяется как возможность индивидуального (коллективного) производителя (продавца) контролировать рыночную цену своего товара и воздействовать на неё, регулируя поставляемое на рынок, его количество.Учёные связывают монопольную власть со способностью фирмы устанавливать цену выше предельных издержек.
Существует ряд экономических и социальных потерь, связанных с монополией. Тем не менее, за счет рыночной власти монополия может компенсировать неэффективную производственную структуру, устаревшие технологии, раздутый бюрократический аппарат и т.п.
В нашей стране сложился особый тип монопольного хозяйства, не имеющий аналогов в мире. Причинами его появления были:
- устранение рыночных условий хозяйствования вследствие игнорирования законов товарного производства;
- свёртывание товарно-денежных отношений;
- ликвидация конкуренции;
- искусственная концентрация и узкая специализация производства;
- преобладание централизма и бюрократии в управлении экономикой и др.
Причинами отсутствия конкуренции в Республике Беларусь являются: медленное реформирование экономики, господство нерыночной
1. Беларусь в цифрах-2016 [Электронный ресурс] / Нацстат РБ: официальный сайт. - Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/ publications/ izdania/ public_compilation/index_4920. - Дата доступа: 09.10.2016..
2. Борисов, Е.Ф. Основы экономической теории / Е.Ф.Борисов. – М.: Высшая школа, 2006. - 370 с.
3. Гальперин, В.М. Макроэкономика: учебник / В.М. Гальперин [и др.]; под общ. ред. Л.С. Тарасевича. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997. – 719 с.
4. Головачев, А.С. Экономика предприятия: учеб. пособие: в 2 ч. / А.С.Головачев. – Минск: Вышэйш. шк., 2008. – Ч. 1. – 447 с.
5. Иохин, В.Я. Экономическая теория / В.Я.Иохин. – М.: ДеКа, 2005.-320 с.
6. Куликов, Л.М. Основы экономической теории. Учеб. пособие / Л.М.Куликов. – М.: Финансы и статистика, 2007. - 272 с.
7. Лемешевский, И.М. Макроэкономика: учебное пособие / И.М.Лемешевский. – Минск: ООО «ФУАинформ», 2004. – 576 с.
8. Лобкович, Э.И. Переходная экономика: сущность, проблемы, проблемы в Беларуси / Э.И. Лобкович. – Мн.: БГЭУ, 2012. – 70 с.
9. Луссе, А.В. Макроэкономика: учеб. пособие. / А.В.Луссе. – СПб: Питер, 2001. – 240 с.
10. Мэнкью, Н.Г. Принципы макроэкономики / Н.Г.Мэнкью ; пер. с англ. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 573 с.
11. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года [Электронный ресурс] / ООН в Республике Беларусь. - Режим доступа: http://un.by/ru/publications/thema/sustainabledevelopment/. - Дата доступа: 09.10.2016.
12. Национальный статистический комитет Республики Беларусь: основные показатели [Электронный ресурс] / Нацстат РБ: официальный сайт. - Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/statistika-gosudarstvennykh-organov-respubliki-belarus/. - Дата доступа: 09.10.2016.
13. Сажина, М.А. Основы экономической теории / М.А.Сажина. – М.:2005. - 672 с.
14. Санько, Г.Г. Государственно-частный монополизм / Г.Г.Санько [Электронный ресурс] / БГЭУ. - Режим доступа: http://www.bseu.by/russian/scientific/herald/2003/2/030201.pdf. - Дата доступа: 09.10.2016.
15. Статистический ежегодник "Республика Беларусь-2015" / сост. И.В.Медведева. - Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2015. - 524 с.