Введение
1 Крайняя необходимость и ее место в числе обстоятельств, исключающих преступность деяния
2 Правомерность причинения вреда в состоянии крайней необходимости
2.1 Условия правомерности причинения вреда в состоянии крайней необходимости
2.2 Ответственность за нарушение условий правомерности крайней необходимости
3 Отличие крайней необходимости от необходимой обороны
Задача
Заключение
Список использованных источников
Введение
Состояние крайней необходимости в уголовном праве характеризуется столкновением двух интересов, из которых один – менее значительный – приносится в жертву, другому – более важному. Субъективное право на крайнюю необходимость обусловлено тем, что интересы лица (других лиц, общества или государства) охраняются законом.
Поэтому законодательство предоставляет возможность в случае опасности для одних интересов пренебречь иными, менее значительными интересами. В этом случае причинение вреда лишено общественной опасности и уголовной противоправности, а в ряде случаев носит общественно полезный характер.
Понятие крайней необходимости довольно широко обсуждается и в научной среде. Различные ученые по-разному определяют понятие крайней необходимости.
Исходя из ч. 1 ст. 36 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК): «Не является преступлением действие, совершенное в состоянии крайней необходимости, то есть для предотвращения или устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, правам и законным интересам данного лица или других лиц, интересам общества или государства, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный» [20].
1 КРАЙНЯЯ НЕОБХОДИМОСТЬ И ЕЕ МЕСТО В ЧИСЛЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ИСКЛЮЧАЮЩИХ ПРЕСТУПНОСТЬ ДЕЯНИЯ
Понятие крайней необходимости довольно широко обсуждается и в научной среде. Различные ученые по-разному определяют понятие крайней необходимости.
В.В. Мороз писал, что «сущность крайней необходимости заключается в такой деятельности гражданина, которая направлена на охрану государственных, общественных или индивидуальных интересов, хотя и путем нарушения других охраняемых правом интересов, но менее важных» [13, с.44].
В. Н. Козак заострил внимание на том, что «нельзя сводить определение крайней необходимости к «положению», «состоянию». Действительно, в житейском понимании крайняя необходимость означает вынужденное состояние. Напротив, в правовом значении последствия представляют собой единство двух противоположностей: опасность и устранение. Каждая из этих противоположностей имеет свое свойство, определяющееся соответствующими условиями. Условия, относящиеся к грозящей опасности, определяют состояние крайней необходимости, а условия, относящиеся к устранению опасности, определяют правомерность действия в этом состоянии. Следовательно, состояние — одно из сторон крайней необходимости» [10, с.61].
С указанной точкой зрения трудно не согласиться. Действительно, крайнюю необходимость сводить к состоянию не совсем правильно, так как нельзя ставить знак равенства между частью и целым того или иного явления.
2 ПРАВОМЕРНОСТЬ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА В СОСТОЯНИИ КРАЙНЕЙ НЕОБХОДИМОСТИ
2.1 Условия правомерности причинения вреда в состоянии крайней необходимости
Одним из обстоятельств, исключающих преступность деяния по ст. 36 УК является чрезвычайной ситуацией. Крайняя необходимость - это состояние, в котором существует опасность, которая непосредственно угрожает личности и правам конкретного человека или других лиц, а также интересам общества или государства, защищенным законом [2, с.73].
При этих обстоятельствах уголовное законодательство разрешает, чтобы исключить опасность причинения вреда другим интересам, охраняемым законом, чтобы предотвратить причинение большего вреда, но при определенных условиях.
Опасное состояние в случае чрезвычайной ситуации создает угрозу для жизни и здоровья человека, прав и свобод человека, имущества, общественной безопасности и порядка. Например, если человек использует иномарку без разрешения доставить раненого в больницу или избежать столкновения с ним, водитель намеренно поворачивает рулевое колесо в направлении припаркованной машины [17, с.66].
В этих случаях действия человека формально содержат признаки преступления (угон автомобиля, умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества), но из-за того, что эти действия направлены на предотвращение более значительного вреда, включая социальные пособия, они не подлежат уголовной ответственности.
Однако поведение человека, устраняющего опасность, не может быть неизмеримым. Необходимо соблюдать важнейшее требование уголовного закона, чтобы не было других средств, другого способа, других мер по устранению опасности и, кроме того, не было превышения пределов необходимой защиты.
Как упоминалось ранее, действия в состоянии крайней необходимости являются законными с учетом всех условий и требований уголовного права, в том числе:
1) Наличие опасности - это означает, что опасность уже возникла, существует в определенный период времени и, более того, еще не прошла. Как указано в уголовном законе, это напрямую угрожает защищенным интересам [16, с.58].
Следовательно, невозможно признать в качестве такого обстоятельства, исключающего преступность деяния, неотложную необходимость, чтобы лицо совершило какие-либо защитные действия после того, как опасное состояние прошло, или, например, для отражения возможной опасности.
3 ОТЛИЧИЕ КРАЙНЕЙ НЕОБХОДИМОСТИ ОТ НЕОБХОДИМОЙ ОБОРОНЫ
Реализация государством функции, связанной с обеспечением защиты личности, общества и страны от преступных посягательств, предполагает не только организацию деятельности судов и правоохранительных органов, но и применение юридических средств, направленных на повышение социально-правовой активности граждан в противодействии преступности.
В этой связи законодатель регламентировал основания признания правомерным причинение вреда лицам, которые посягали на охраняемые законом социальные ценности. К одному из таких оснований относится институт необходимой обороны, который является гарантией реализации конституционного положения о том, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом [15, с.64].
Сущность названного правового института определена главным образом положениями Уголовного кодекса, которые остаются неизменными в течение многих лет, несмотря на неоднократно выдвигаемые предложения по их совершенствованию.
Между тем отсутствие в законе четких и однозначно воспринимаемых формулировок, определяющих сущность необходимой обороны, влечет за собой неодинаковое их восприятие и толкование со стороны ученых правоведов, работников судебно-следственных органов и обычных граждан, а также является одной из причин немногочисленности фактов реализации на практике названного правового института [5, с.102].
Институт необходимой обороны, несмотря на кажущуюся простоту и ясность, содержит немало оценочных категорий (посягательство, явность, соответствие защиты характеру и опасности посягательства), которые порождают многочисленные споры и проблемы в части уголовно-правовой квалификации деяний, совершенных защищающимся, а также служат предметом научных дискуссий не один десяток лет.
Задача. Ширяев, выгуливая собаку в лесопарковой зоне, обнаружил там лежавшую в бессознательном состоянии женщину. Подойдя ближе, он понял, что причиной такого состояния стало ножевое ранение. Однако женщина еще дышала, и у нее слабо прощупывался пульс. Взяв женщину на руки, Ширяев понес ее к городскому кварталу. На одной из небольших дорожек он обнаружил стоявшую без хозяина автомашину. Разбив боковое стекло, он открыл дверь и положил потерпевшую на заднее сидение, а сам завел автомашину и завез ее в ближайшую больницу, где через 30 минут был задержан сотрудниками органов внутренних дел за угон транспортного средства. Женщину удалось спасти.
1. Подлежит ли Ширяев уголовной ответственности?
2. Женщина скончалась. Изменится ли решение задачи?
Решение:
1. Так, обратимся к ст. 36 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК): не является преступлением действие, совершенное в состоянии крайней необходимости, то есть для предотвращения или устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, правам и законным интересам данного лица или других лиц, интересам общества или государства, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный [2]...
Заключение
На основании проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.
Крайнюю необходимость нельзя сводить к состоянию, так как лишь условия правомерности, относящиеся к грозящей опасности определяют состояние крайней необходимости. Условия правомерности, относящиеся к устранению опасности, определяют правомерность действия в этом состоянии. Поэтому состояние — это всего лишь одна из сторон крайней необходимости.
Такое нововведение поможет органам предварительного следствия привлечь человека за совершение конкретного преступления.
Условием признания состояния крайней необходимости является наличие опасности, которую необходимо устранить. Признание опасности наличности зависит от характеристик источника опасности, внезапности ее возникновения и кратковременности. Вот почему об опасности следует говорить не только тогда, когда она уже возникла, но также и когда она неизбежно возникает при таком развитии событий и ее трудно устранить. Опасность должна быть реальной, а не мнимой (то есть существующей только в воображении человека). Реальность опасности указывает на реальность ее существования, то есть здесь и сейчас.
Превышением пределов причинения ущерба при крайней необходимости является нанесение вреда объективно выше того, который был предотвращен; при этом такой вред должен быть нанесен умышленно. Содеянное в таком случае квалифицируется с учетом положений п.9 ч. 1 ст. 63 УК; крайняя необходимость выступает, как обстоятельство, смягчающее наказание.
1. Алешина Е. А. Некоторые проблемы применения уголовного законодательства, обеспечивающего право лиц на действия в состоянии крайней необходимости // Актуальные проблемы российского права. ‒ 2017. ‒ № 2. ‒ С. 7-25.
2. Бабий, Н.А., Грунтов, И.О. Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть / Н.А.Бабий, И.О. Грунтова. – Минск: ООО-Новое знание, 2015. – 432 с.
3. Барков, А.В. Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / А.В. Барков и В.М. Хомич. – Минск : ГИУСТ, 2016. – 505 с.
4. Белоконь Г. Г. Дифференциация уголовной ответственности за вред, причиненный в состоянии крайней необходимости и при превышении ее пределов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Право». ‒ 2009. ‒ № 2. ‒ С. 3-17.
5. Блинников, В.А. Обстоятельства, исключающие преступность деяния в уголовном праве: монография / В. А. Блинников. – М.: Юрлитинформ, 2014. – 216 с.
6. Винокуров, В.Н. Правомерное причинение вреда в состоянии крайней необходимости / В.Н. Винокуров. – Минск: Юристъ, 2015. – 235 с.
7. Гехфембаум, Г.М. Крайняя необходимость в уголовном праве: автореф. дисс. на соиск. д.ю.н / Г.М. Гехфембаум. – Ставрополь, 2016. – 310 с.
8. Желудков, А.В. Уголовное право. Общая часть: Учебное пособие / А.В. Желудков. – М. : Юрайт, 2018. – 299 с.
9. Козак, В. Н., Грибков, А.В. Актуальные проблемы разграничения институтов крайней необходимости и причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление / В.Н. Козак, А.В. Грибков // Вестник Санкт-Петербургского Университета МВД России. – 2015. – С. 14-19.
10. Козак, В.Н. Вопросы теории и практики крайней необходимости / Козак В.Н. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2011. - 154 c.
11. Лазебник, Ю.В. Уголовное право (общая часть): учебное пособие / Ю.В. Лазебник, В.В. Мороз. – Минск: ВЕДЫ, 2017. – 350 с.
12. Медведев, С. С. Некоторые особенности уголовного права / С.С. Медведев // Гуманитарные, социально экономические и общественные науки. – 2014. – № 2. – С. 189-193.
13. Мороз, В. В. Обстоятельства, исключающие преступность деяния / В. В. Мороз, О. В. Пекарская. – Минск: БИП-С, 2012. – 174 с.
14. Наумов, А. В. Уголовное право: курс лекций: в 2 т. / А. В. Наумов. – Т. 1. – М.: Юрид. лит., 2016. – 495 с.
15. Орехов, В. В. Необходимая оборона и иные обстоятельства, исключающие преступность деяния / В. В. Орехов. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2013. – 217 с.
16. Орешкина, Т. Обстоятельства, исключающие преступность деяния, в Особенной части УК / Т. Орешкина // Уголовное право. – 2015. – № 1. – С. 58–60.
17. Плешаков, А. М. «Коллизия жизней» при крайней необходимости и проблемы уголовной ответственности / А. М. Плешаков, Г. С. Шкабин // Государство и право. – 2017. – № 7. – С. 64-71.
18. Рарог, А.И. Уголовное право: учебник для юристов / А.И. Рарог. – Москва: Проспект, 2014. – 496 с.
19. Станкевич, А. М. Пределы правомерности крайней необходимости: дис. … канд. юрид. наук / А.М. Станкевич. ‒ М., 2016. ‒ 268 с.
20. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 9 июля 1999 г., № 275-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.