ВВЕДЕНИЕ
Право, выступая как собрание разрозненных норм — правил поведения, будет не состоянии выполнять свои регулятивные и охранительные функции, обеспечивать режим законности, единый для всей страны. Исходя из своего определения, в сущности право представляет собой системное образование, познание которого составляет одну из центральных проблем теории права. Объекты правового регулирования отличаются множественностью, гетерогенностью, динамикой, самоорганизацией и внутренней сложной, разноуровневой структурой и неопределенностью. В противовес такой хаотичности право само должно достигнуть высокой степени систематизации и внутреннего единства в совокупности правил поведения, чтобы выступать организующим фактором в масштабах всего государства.
Исторически система права в разных государствах формировалась исходя из потребностей в регулировании некоторых групп наиболее часто встречающихся отношений, которые нуждаются в стабилизации. Системный подход характеризует право как со стороны логической, так и со стороны исторической. В концепции системы права действующее законодательство рассматривается однородным и целостным явлением, что положительно сказывается на правотворческой и правоприменительной функциях государства. Системный подход выступает как основа конструирования системы права, формирует критерии построения внутренней структуры права, деления права на части или разделы, позволяет выработать принципы его систематизации, определения юрисдикции различных органов государства. Только построенное как строго выверенная и постоянно совершенствуемая система на основе веками формировавшихся принципов, право сможет противодействовать центробежным, деструктивным тенденциям к разобщению в социуме.
Кроме того, современная практика предъявляет повышенные требования к качеству и обоснованности научных разработок в правотворчестве. Право, которое тяготеет к статике, должно учитывать цели и интересы самостоятельной активности субъекта права, особенно, частного права: принцип системности не означает скрупулёзной и универсальной регламентации всех сторон социальной жизни. Модель системы права позволяет на основе научно-исследовательской работы в правовой области существенно повлиять как на предупреждение необдуманных правотворческих нововведений, так и обеспечить заблаговременное определение их места, не допустить рассогласования правовых норм. Таким образом, постепенно развивается интеграция различных сфер социальных отношений не только в
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА И ЕЕ СТРУКТУРА. ОСНОВАНИЯ ОТРАСЛЕВОГО ДЕЛЕНИЯ ПРАВА
1.1 Понятие и элементы системы права
В юридической науке сложилось множество направлений и подходов в изучении понятия права и связанных с ним правовых явлений [1.с. 203].
Право представляет собой обусловленную природу человека и общества, которая выражается в свободе личности системы регулировки общественных отношений. Подобному присущи нормативность, формальная определённость в официальных источниках и обеспеченность вероятностью к государственному принуждению [2, с. 226].
В теории существует множество определений права. Каждое из них уязвимо, как отмечал древнеримский юрист Яволен. Такая же позиция существует и теперь. Так, Л. М. Ковалев признаёт, что ни одна формулировка не в силах предъявлять права на полноту и всесторонность. Тем не менее любое определение, являясь итогом и отправным пунктом последующего изучения, обладает научной ценностью [3, с. 34].
Однако в несчетном количестве определений права можно обнаружить два господствующих подхода к его пониманию. Первый из них состоит в осмыслении права с точки зрения философских, мировоззренческих категорий. Для такого подхода свойственны вопросы происхождения права у восточных славян, а именно, у древнеславянского «Правь», означающего истину или законы, управляющие всем миром, то есть правый, правильный, упорядоченный мир.
Для второго подхода характерна его ориентация на практическую юриспруденцию, которая призвана реально обеспечивать права и свободы граждан, укреплять законность в государстве [4, с. 146]. Так, к примеру, в ст. 1 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 года № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» установлено, что право – это система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых (санкционируемых) и обеспечиваемых государством в целях регулирования общественных отношений [5].
Заключение Конституционного Суда Республики Беларусь от 25 марта 1999 года выражает принципиально иное правопонимание, которое сочетает два указанных подхода. В соответствии с ним право представляет собой нормативно закрепленную справедливость, что означает, прежде всего,
ГЛАВА 2 СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В философском плане система права и система законодательства соотносятся между собой как содержание и форма. Система законодательства есть выражение системы права, её объективи¬рованная форма [8, с. 120].
В теории права под системой законодательства принято понимать совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права [2, с. 183].
Словари понятие законодательства трактуют по-разному. Так, Даль В. под законодательством понимает общность и дух постановлений, законов страны [8, с. 122]. Прохоров А. М. в своем Большом энциклопедическом словаре определил законодательство как совокупность всех правовых норм, действующих в данном государстве [32, с. 409].
Систему законодательства необходимо рассматривать в узком и широком смысле. В узком смысле – это система законов, в широком смысле – законов, подзаконных нормативных актов, а также иных источников права (в Республике Беларусь это правовые обычаи, нормативные договоры, судебные прецеденты).
Таким образом, система законодательства есть совокупность нормативных правовых актов различной юридической силы, которые, исходя из необходимости решения стоящих перед государством задач, обладают согласованностью действий и внутренним единством [33, с. 328].
В настоящее время система законодательства выглядит следующим образом. В ней имеется группа отраслей законодательства, в основном совпадающих с одноименными отраслями права. Это, например, уголовное, гражданское, трудовое, семейное законодательство. Другая группа отраслей законодательства сложилась на базе подотраслей крупных отраслей права с добавлением некоторого количества норм из других отраслей права. Это горное, водное, лесное законодательство (оно выделилось из земельного права) и некоторые другие. По происхождению они являются подотраслями "материнских" отраслей права, но по объему, значению, кодифицированности и степени развития рассматриваются как отдельные отрасли законодательства [34, с. 199].
В значительной мере система законодательства является результатом субъективной деятельности органов правотворчества.
ГЛАВА 3 СООТНОШЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА И СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Система права и система законодательства – это тесно взаимосвязанные, но несовпадающие и самостоятельные категории, которые представляют собой два аспекта права. Они соотносятся между собой как содержание и форма, при чем, система права – это его содержание, а система законодательства – это его форма. Система права – это объективное правовое явление, в том смысле, что является отражением реально существующей системы общественных отношений. И в связи с этим следует отметить, что система права строиться не по субъективному, произвольному усмотрению, а на основе реально существующей объективной действительности. Система законодательства строиться по иному принципу, в её формировании значительное место занимает субъективный фактор, обусловленный потребностью практики. Деление системы законодательства на главы, параграфы, разделы, статьи, пункты, производиться на основании усмотрений правотворческих органов.
Единство системы права и системы законодательства заключается в том, что право не существует вне законодательства. Они взаимосвязаны и соотносятся как содержание и форма. Именно в законодательстве нормы права получают своё реальное выражение и в этом смысле система права и система законодательства совпадают [4, c. 88].
Система права отражает внутреннее содержание права, а система законодательства – его внешнюю форму. В сравнении с системой права система законодательства носит в большей степени субъективный характер, так как законодательные органы распределяют содержание нормативных правовых актов, руководствуясь, нередко, удобством пользования в сфере государственного управления, а не теоретически выявленными закономерностями объектов правового регулирования [35, c. 139]. Нормативный материал в системе права распределяется её по структурным блокам – институтам, отраслям; в системе законодательства – по нормативным актам в их иерархии. Система права является объективной в пределах социальной действительности. Процесс постепенного накопления актов законодательства может в конечном итоге повлечь образование новых институтов и отраслей, подотраслей в системе права (информационное, банковское, налоговое право), а также выделение их из уже существующих отраслей, структурных подразделений (семейное право) [36, c. 73]. Категорией
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
1. Право, будучи особой сферой общественного сознания, имманентно несло в себе принципы системного подхода как способа научного рассуждения. Системный подход к праву в значительной степени выражается в анализе текстовой информации. Наряду с этим, это не только способ теоретического представления права, отражающий его объективные истоки, но и инструмент практических действий правотворческих органов. Система права – это внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности всех действующих норм права данного государства, а также в их распределении по отраслям и институтам права. Она ядром правовой системы конкретного общества, обладает такими качествами, как целостность и автономность, стабильность и динамизм, взаимосвязь и структурированность содержания и формы, имеет собственное содержание и источники развития.
2. Структура системы права носит объективный характер и не зависит от произвола в правотворчестве и научной доктрине. Система права выступает непосредственным отражением блоков социальных отношений, она является не автономным, оторванным от объективной реальности завершённым теоретическим построением, которое лишь впоследствии прилагается к описанию имеющихся социальных явлений. Прежде всего, система права подразделяется на две сферы: публичную и частную. Публичное право – это подсистема права, регулирующая отношения в сфере трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительно-распорядительной и судебной. Частное право – это подсистема права, определяющая нормы отношений, обеспечивающих частные интересы, автономию и инициативу самостоятельных, юридически равноправных субъектов права.
3. Основным элементом системы права является отрасль права. Разделение единого права на отрасли проводится по двум критериям: предмет и метод правового регулирования. Система права с точки зрения отраслевого деления имеет вид пирамиды, включает в себя несколько уровней. В основе находится основополагающая (учредительная) отрасль права, над которой располагаются базовые (или профилирующие) отрасли. Ключевые отрасли системы права: конституционное право, гражданское право, административное право, уголовное право. На современном этапе национальное право каждого государства и международное право – это две самостоятельные системы права.
4. Система права и система законодательства – это взаимосвязанные самостоятельные явления, представляющие два аспекта одной и той же
1. Абдулаев, М.И. Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений / М.И. Абдулаев. – М.: Финансовый контроль, 2004. – 410 с.
2. Корельский, В.М. Теория государства и права / В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Инфра-М, 2002. – 616 с.
3. Дробязко, С.Г. Общая теория права: учеб. пособие для вузов / С.Г. Дробязко, В.С. Козлов. – Минск: Амалфея, 2007. – 480 с.
4. Общая теория государства и права: учебное пособие / Г.А. Василевич [и др.]; под общ. ред. А.Г. Тиковенко. – Минск: Книжный Дом, 2006. – 320 с.
5. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 10 янв. 2000 г. № 455-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 2 июля 2009 г. № 31-З // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=h10000361. – Дата доступа: 19.09.2017.
6. Заключение Конституционного Суда Республики Беларусь от 25 марта 1999 года № 3-77/99 [Электронный ресурс] / Система Беларусь. – Режим доступа: http://systemaby.com/docs/bitig/dk-jv4tcr.html. – Дата доступа: 24.09.2017.
7. Морозова, Л.А. Теория государства и права / Л.А. Морозова. – М.: Юристъ, 2002. – 414 с.
8. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. – М.: Белый город, 2006. – 840 с.
9. Аверьянов, А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы / А.Н. Аверьянов – М.: Политиздат, 1985. – 263 с.
10. Черданцев, А.Ф. Теория государства и права: учебник для вузов / А.Ф. Черданцев. – М.: Юрайт-М, 2002. – 432 с.
11. Лазарев, В.В. Общая теория права и государства: учебник / В.В. Лазарев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001. – 520 с.
12. Матузов, Н.И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2004. – 512 с.
13. Нерсесянц, В.С. Общая теория права и государства / В.С. Нерсесянц. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2012. – 560 с.
14. Пугачев, А.Н. Право как системное явление: поиск новых подходов / А.Н. Пугачев // Вестник ВГУ. ‒ 2002. – № 1. – С. 3‒7.
15. Радько, Т.Н. Проблемы теории государства и права: учебник / Т.Н. Радько. – М.: Проспект, 2016. – 600 с.
16. Бошно, С.В. Теория государства и права / С.В. Бошно. – М.: Эксмо, 2007. – 400 с.
17. Давид, Рене. Основные правовые системы современности / Рене Давид, Жоффре-Спинози Камилла. – М.: Международные отношения, 2009. – 456 с.
18. Дмитрук, В.Н. Общая теория государства и права: краткое изложение курса / В.Н. Дмитрук, В.А. Круглов. – Минск: Амалфея, 2006. – 194 с.
19. Общая теория права / А.Ф. Вишневский [и др.]; под общ. ред. В.А. Кучинского. – Минск: Амалфея, 2002. – 656 с.
20. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
21. Гражданский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г.: в ред. от 9 янв. 2017 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
22. Телятицкая, Т.В. Административное право: ответы на экзаменационные вопросы / Т.В. Телятицкая. – Минск: Тетралит, 2013. – 224 с.
23. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г.: одобр. Советом Респ. 2 апр. 2003 г.: в ред. от 9 янв. 2017 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
24. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: принят Палатой представителей 9 нояб. 2006 г.: одобр. Советом Респ. 1 дек. 2006 г.: в ред. от 24 окт. 2016 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
25. Трудовой кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 8 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 30 июня. 1999 г.: в ред. от 24 окт. 2016 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
26. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье: принят Палатой представителей 3 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня. 1999 г.: в ред. от 24 окт. 2016 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
27. Уголовный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: в ред. от 18 июля 2017 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
28. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 14 дек. 1999 г.: одобр. Советом Респ. 22 дек. 1999 г.: в ред. от 9 янв. 2017 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
29. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 24 июня. 1999 г.: одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г.: в ред. от 18 июля 2017 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
30. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 10 дек. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 18 дек. 1998 г.: в ред. от 9 янв. 2017 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
31. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 11 нояб. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 26 нояб. 1998 г.: в ред. от 18 июля 2017 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
32. Прохоров, А. М. Большой энциклопедический словарь / А. М. Прохоров. – М.: Советская энциклопедия, 1993. – 1632 с.
33. Мухаев, Р. Т. Теория государства и права / Р. Т. Мухаев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 675 с.
34. Общая теория права: Учебник для юридических вузов / Ю. А. Дмитриев [и др.]; под общ. ред. А. С. Пиголкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1996. – 384 с.
35. Челышев, М.Ю. Межотраслевое правовое регулирование как средство обеспечения публичных интересов в экономической сфере / М.Ю. Челышев // Журнал российского права. – 2005. – № 12. – С.136-140.
36. Бачило, И.Л. Об основных направлениях развития информационного права за 2000–2015 гг. / И. Л. Бачило, Т. А. Полякова, А. А. Антопольский [и др.] // Государство и право. – 2017. - № 1. – С.71-79.
37. Гурвич, Г.Д. Философия и социология права: Избранные сочинения / Г.Д. Гурвич. — СПб.: Издательский Дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2004. — 848 с.
38. Теоретико-методологические и конституционные основы развития системы права Республики Беларусь: сборник статей / Белорусский государственный университет; отв. ред. Г.А. Василевич. – Минск: Право и экономика, 2011. – 303 с.
39. Черенкова, Е.Э. Система права и система законодательства Российской Федерации: понятие и соотношение: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 / Е.Э. Черенкова; МГИУ. – М., 2006. – 25 с.
40. Шнитке, А.Д. Система права и система законодательства России: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 / А.Д. Шнитке; СГЮА. – М., 2012. – 30 с.
41. Тихомиров, Ю.А. Публичное право: учебник / Ю.А. Тихомиров. – М.: БЕК, 1995. – 320с.
42. Капустин, А.Я. Право Евразийского экономического союза: международно-правовой дискурс / А.Я. Капустин // Журнал российского права. – 2015. – № 11. – С. 59-69.
43. Курбанов, Р.А. Евразийское право: процессы формирования / Р.А. Курбанов // Государство и право. – 2015. – № 9. - С. 65–71.